В Европе стало больше свободы

18 декабря, 2009, 20:38 Распечатать Выпуск №50, 18 декабря-25 декабря

Для граждан Сербии, Черногории и Македонии настал долгожданный момент: с 19 декабря они могут путешествовать по Европе без виз...

Для граждан Сербии, Черногории и Македонии настал долгожданный момент: с 19 декабря они могут путешествовать по Европе без виз. Время поздравить, время задуматься.

Предрождественский подарок со стороны Евросоюза кажется подарком только на первый взгляд. И хотя в решении, принятом Советом ЕС 30 ноября, есть элемент политики (например, стремление подсластить сербам горечь от фактической потери Косово), все же это решение является следствием без преувеличения титанической работы правительств и парламентов указанных стран, которые на протяжении двух последних лет выполнили все (или почти все) требования и критерии Европейского Союза, касающиеся отмены виз.

Для нас этот опыт чрезвычайно важен, во-первых, из-за того, что наша страна тоже стремится к безвизовому режиму с ЕС. Во-вторых, причины существования визового режима со стороны Евросоюза были аналогичны нашим (нелегальная миграция, коррупция, неадаптированное законодательство, дырявые границы). А в-третьих, потому что перечень критериев и условий, выдвигаемых со стороны Европейского Союза к Украине, совершенно или почти идентичен тому «пакету», выполнения которого ЕС требовал от братских южнославянских народов, точнее, от их правительств.

После драматических девяностых, переполненных межэтническими конфликтами, военными преступлениями и изгнанием десятков тысяч людей со своей родной земли, казалось, что страны бывшей Югославии надолго выпали из карты благополучной Европы. Прошла декада после последних вспышек этих войн, и картина изменилась почти до неузнаваемости. Кроме экономического подъема, вступления части стран региона в НАТО и начала процесса подготовки ко вступлению в ЕС, с сегодняшнего дня почти все граждане стран бывшей Югославии (кроме по-прежнему расколотой Боснии и Герцеговины) могут свободно путешествовать по странам Шенгенской зоны. Конечно, если у них нет планов нелегального проживания и трудоустройства.

Это вроде бы именно то, к чему стремится Украина. Вроде бы безвизовый режим уже был не раз обещан со стороны Европейского Союза. Конечно, при определенных условиях. Вроде бы у нас тоже есть свой «визовый диалог» с Евросоюзом, в рамках которого мы пытаемся доказать ЕС свою готовность к безвизовым отношениям. Но что-то в нашей стране не убеждает строгих экспертов и политиков Западной Европы.

Можно посетовать, что ЕС применяет двойные стандарты, не дав Украине формальный путеводитель — так называемую «дорожную карту к безвизовому режиму». Но это только часть реальности. Значительно большая доля правды откроется нам, если мы хотя бы бегло ознакомимся с отчетами о соответствии критериям, которые публиковала Еврокомиссия накануне отмены виз в отношении упомянутых государств. Эти критерии известны, их перечень неоднократно публиковался, в частности и при участии автора этих строк. Их можно просто выполнять, не дожидаясь, пока Евросоюз возьмет за руку и поведет по «дорожной карте» к светлому безвизовому будущему.

Проблем у нас по большому счету две. Во-первых, предельно низкая компетентность политического класса. Автору не раз приходилось убеждаться, что у большинства политиков сформированы ошибочные, оторванные от реальных фактов представления о том, как нужно двигаться к безвизовому режиму с ЕС. И они транслируют эти ошибочные представления обществу. Во-вторых, как следствие, нехватка последовательного давления со стороны общества, которое остается в значительной степени дезориентированным в отношении того, что именно нужно требовать у украинских политиков.

Дезориентация украинского общества создает для власть имущих чрезвычайно комфортную ситуацию — лишает их мотивации осуществлять политику, которая реально способна уже через несколько лет привести Украину к безвизовому режиму и с ЕС, и с другими развитыми странами мира. Но зачем принимать нужные законы, бороться с коррупцией или обустраивать собственные границы, если легче размахивать с телеэкранов кулаками, требуя введения визового режима для иностранных граждан, или плакаться о том, как нас дискриминируют в Европе?

Можно выделить, по крайней мере, три доминирующие в Украине стереотипа, часть из которых до недавних пор бытовала и в странах бывшей Югославии, но была убедительно опровергнута опытом этих стран, который принес им вполне конкретный плод — свободу передвижения по всей Европе.

Вот эти стереотипы.

Во-первых, Украине нужно вернуться к симметричному визовому режиму с ЕС, тогда «нас будут уважать», потому что «страну «икс» уважают, а мы прогибаемся», «ведущие себя жестко раньше получат безвизовый режим».

Во-вторых, «Украина — бедная страна, страна заробитчан, и безвизовый режим может быть внедрен только тогда, когда существенно возрастут жизненные стандарты».

В-третьих, «мы чужды европейцам, поэтому они никогда не отменят для нас визы».

Если же обратиться к фактам, которых стало заметно больше с сегодняшнего дня, то ситуация представляется совершенно иной.

Что касается первого стереотипа, то у сербов после признания независимости Косово было намного больше оснований для обид на европейцев, чем у нас. Поскольку они задолго до Украины в одностороннем порядке отменили визы для европейцев, то после февраля 2008 года начали звучать голоса представителей радикально-националистических партий с требованиями ввести визы для всех стран, признавших Косово (22 из 27 стран ЕС). Бесспорно, этот аргумент был намного сильнее нашего традиционного нытья по поводу очередей у консульств. Но даже в столь драматической ситуации правительство Сербии проявило выдержку и мудрость, не пойдя на поводу у экстремистов. А если бы пошло — не видеть бы Сербии безвизового режима еще много лет. В нашем же случае речь идет не об экстремистах, а о представителях вроде бы вполне респектабельных партий, регулярно забрасывающих в общество идеи восстановления симметричного визового режима для стран ЕС. Забрасывают лицемерно, поскольку именно они, обладатели диппаспортов, давно путешествуют без виз, и именно на них лежит ответственность за то, что мы до сих пор не выполнили даже элементарных критериев безвизового режима с ЕС и продолжаем стоять в консульских очередях.

Безвизовый режим получают не те, кто демонстрирует то или иное поведение, не те, кто «прогибается» и не те, кто «показывает характер», а те, кто соответствует критериям — вполне понятным и общедоступным.

Что касается второго стереотипа — в самом деле, нелегальная миграция является важной проблемой, и в ближайшие годы трудовые рынки многих стран ЕС будут оставаться привлекательными для потенциальных украинских мигрантов. Но проблема разницы доходов не будет решающей, и об этом свидетельствует опыт стран-фигурантов сегодняшнего события — если государство принимает на себя серьезные обязательства по репатриации (возвращению на родину) задержанных за границей собственных нелегалов; если активно борется против преступных сетей, занимающихся нелегальным экспортом заробитчан; если наказывает тех, кто злостно нарушает миграционное законодательство за рубежом; если демонстрирует достаточное количество доведенных до суда уголовных дел в отношении торговли людьми, подделки соответствующих документов и т.п. По крайней мере, причиной строгого визового режима является не то, что граждане этой страны ищут работу за рубежом, а то, что доминирует нелегальный элемент, а государственные органы этой страны не демонстрируют достаточной готовности бороться с криминалом в миграционной сфере.

Что касается третьего стереотипа, то Евросоюз применяет безвизовые режимы к намного более экзотическим для Европы странам, нежели Украина, и для этого не нужно им быть совсем уж европейскими. Например, Гондурас, Никарагуа или Венесуэла. Не говоря уж о многолюдных, с доминирующими бедными слоями Мексике и Бразилии. Поэтому наши комплексы здесь совершенно ни при чем.

Так что в день праздника европейской свободы для Сербии, Македонии и Черногории позвольте четко сформулировать наши требования к отечественной власти во всех ее ветвях и проявлениях.

Во-первых, хватит манипуляций в сфере выдачи загранпаспортов! Граждане Украины должны получать биометрические паспорта — без них никакого безвизового режима не будет. (Кстати, безвизовый режим для новых стран вводится не для всех граждан, а только для тех, кто уже получил биометрические паспорта — они содержат электронный чип с отпечатками пальцев.) Консорциум ЕДАПС заявляет, что у них есть сертифицированный образец и технические возможности. Есть подозрения в отношении ЕДАПС? Нет проблем: объявим прозрачный международный тендер, пригласим по его итогам честно выигравшего, возможно, зарубежную или другую отечественную компанию (кстати, сербы привлекли французскую компанию, производящую сейчас биометрические паспорта для граждан Сербии).

Во-вторых, прекратите блокирование создания национальной миграционной службы (на бумаге созданная Кабмином в июне 2009 года, но реально не существующая из-за решения президента приостановить действие соответствующего постановления Кабмина).

В-третьих, остановите демагогию вокруг вопросов реадмиссии! Реадмиссия (возвращение нелегальных мигрантов) — нормальная международная практика. У Украины соглашение о реадмиссии не только с ЕС, но и с Россией, Молдовой и с недавних пор с Беларусью. Россия имеет соглашение о реадмиссии с Евросоюзом, почти идентичное тому, что и Украина, поэтому никаких чрезмерных, нетипичных обязательств у нашего государства в этой сфере нет. Другое дело, что кто-то, мягко говоря, неэффективно распоряжался финансовой помощью ЕС, предназначенной для обустройства мест временного пребывания нелегальных мигрантов, но это уже другая история.

В-четвертых, ратифицируйте Конвенцию Совета Европы №108 по защите персональных данных от 1981 года со всеми ее более поздними дополнениями, Конвенцию Совета Европы по противодействию торговли людьми от 2005 года (вступила в силу 1 февраля 2008 года); 2-й Дополнительный протокол к Европейской конвенции по взаимной правовой помощи в уголовных делах от 8 ноября 2001 года; примите давно подготовленный, проваленный в апреле с.г., переработанный и снова представленный в сентябре Кабмином законопроект о Концепции государственной миграционной политики.

В-пятых, продемонстрируйте политическую волю бороться хотя бы с самыми вопиющими проявлениями коррупционных действий в сопредельных сферах — речь идет о выдаче фиктивных паспортов, изготовлении фальшивых справок о доходах, о недвижимости, о банковских счетах и т.п., организации преступных сетей для переправки нелегальных мигрантов. Важно, чтобы такие дела не только возбуждались, но и доводились до суда и до приговора.

В-шестых, предоставьте силу закону и имплементируйте те прогрессивные положения, которые содержатся в указе президента Украины от 19 июня 2006 года «О Концепции развития Государственной пограничной службы Украины на период до 2015 года», где указана цель «создать современную интегрированную систему охраны государственной границы» по европейским стандартам.

И если наше государство сделает это (перечислено не все, но самое важное), и после этого безвизовый режим со стороны ЕС не предоставят, тогда будут основания говорить и о дискриминации, и о двойных стандартах. А пока что, извините, ведь степень нашего соответствия тем критериям, с которыми успешно справились Сербия, Македония и Черногория, пока не превышает 10—20%. А потому, не прекращая справедливого давления на европейские столицы, нужно возлагать большую ответственность на наших соотечественников у власти, чтобы те не переключали внимание наружу, а чувствовали требовательное давление гражданского общества в этих вопросах.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно