УКРАИНСКО-НАТОВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ФОНЯТ. РОССИЯ ГЛУШИТ...

15 сентября, 1995, 00:00 Распечатать

Так уж суждено, что официальное согласование украинской индивидуальной программы сотрудничества с НАТО было запланировано давно, но состоялось лишь в середине не отпускного сентября...

Так уж суждено, что официальное согласование украинской индивидуальной программы сотрудничества с НАТО было запланировано давно, но состоялось лишь в середине не отпускного сентября. По правде говоря, фон, на котором происходило утверждение программы Украина-НАТО, не был благоприятным, однако это не должно смущать официальный Киев — свои собственные интересы надо ставить выше интересов других, чужих государств... Как это делают остальные по отношению к той же Украине

Украина — НАТО

Украина была первой из двенадцати стран СНГ, которая присоединилась к программе НАТО «Партнерство ради мира», и с того времени — еще до утверждения индивидуальной программы — Киев был весьма активен в проведении совместных учений и планировании. Хотя было и останется немало трудностей. Во-первых, финансовых — хотя миллион долларов, выделенных американской администрацией в этом году, и обещанные Биллом Клинтоном десять миллионов в следующем являются значительным подспорьем. Среди трудностей более тесной украинской кооперации с НАТО — оппозиция среди левых и правых радикалов. Первые слишком любят соседнее государство, а вторые слишком не любят НАТО. Впрочем, в нелюбви к альянсу они сходны. Некая оппозиционность части ментально советских генералов и офицеров Вооруженных Сил Украины тоже являются определенной трудностью в сотрудничестве с НАТО.

В Брюсселе за закрытой дверью было согласовано и конкретизировано дальнейшее участие Украины в рамках партнерства. Однако более важным является атмосфера украинско-натовского диалога, прошедшего по формуле 16 плюс 1. Дипломаты утверждают, что все шестнадцать членов НАТО едины в том, что Украина является одной из ключевых стран в обеспечении жизнедеятельности европейской системы безопасности. В совместном заявлении НАТО подтвердило поддержку украинских суверенитета, независимости и территориальной целостности. Это не гарантии безопасности, предоставляемые Украине, однако они, как и доверие, и активные отношения между Украиной и НАТО, сделают более комфортным положение Киева перед лицом неизбежного расширения НАТО на восток континента.

Под сотрудничеством вне рамок партнерства подразумеваются, как несложно догадаться, несмотря на официальное молчание, постоянные политические консультации Украины и НАТО. Как, впрочем, и учет украинского мнения при решениях, непосредственно касающихся ее интересов. Таких, например, как прием украинских соседей в НАТО или активизация сотрудничества с ними. Лидеры блока высоко оценили желание Киева мирно решить существующие проблемы с соседями, очевидно, понимая что не из-за нежелания и затяжек со стороны Украины все еще нет договоров с Россией и Румынией...

Россия

Своеобразной прелюдией к украинской индивидуальной программе стали недавние заявления антинатовского содержания российского президента и других московских политиков. Борис Ельцин решительно высказался против расширения НАТО, но сделал это в таких тонах и со столь красноречивым размахиванием кулаками перед множеством телекамер, что даже обстрел американского посольства в Москве (кто бы и зачем это ни сделал — в данном случае неважно) выглядит довольно логичным звеном в антизападной политике Кремля. Россия же после долгих колебаний и капризов в отношении «Партнерства ради мира» таки присоединилась к нему. То же самое и с индивидуальной программой — сделав это раньше Украины почти на три месяца. Так что политику Москвы в отношении НАТО можно назвать непоследовательной и с элементами старых стереотипов времен «холодной войны». Если есть публичные декларации и официальный курс на сближение с Западом, а также подпись министра иностранных дел под «Партнерством ради мира», и поступившее России приглашение принять участие в военных учениях миротворческого характера вместе с новыми и старыми партнерами и после этого следует отказ — так это не изоляция, а скорее самоизоляция России в отношениях с Западом вообще и НАТО в частности.

Заявления же о создании военного блока из стран-соседей России скорее значительное преувеличение. Договор о коллективной безопасности СНГ — структура более символическая, нежели реально действующая. Создать из нее что-либо адекватное по организованности и авторитету НАТО не представляется возможным в ближайшем будущем. Это подтверждают наблюдатели, следящие за ситуацией на просторах бывшего СССР. Подтвердят это и те, от лица которых Россия говорит о создании восточного блока. Подтвердят, но, правда, приватно...

Украина, по словам министра Геннадия Удовенко, максимально заинтересована в нормализации, а затем и развитии тесных отношений между НАТО и Россией. Однако, что может сделать Киев реально в этом плане? Предложить некое посредничество в российско-натовских отношениях. Но отношения Киева и североатлантического альянса еще сами пребывают на невысоком уровне (высокий совсем даже не означает вступление в НАТО — об этом речь не идет вообще). Состояние украинско-российских отношений оставляет желать лучшего, да и в Украине почти отсутствуют рычаги влияния как на НАТО, так и на Россию. Ну, а в-третьих, пожалуй, стоит более осторожно относиться к посредническим соблазнам — первая попытка посредничества на этой неделе между Кишиневом и Тирасполем — лишнее тому доказательство.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №29, 11 августа-17 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно