Украина—НАТО: интенсификация вместо интеграции

17 июня, 2011, 14:47 Распечатать Выпуск №22, 17 июня-24 июня

Взаимное недовольство Киева и Москвы, растущее изо дня в день, уже невозможно ни сдержать, ни скрыть.

© perehid.kiev.ua

Взаимное недовольство Киева и Москвы, растущее изо дня в день, уже невозможно ни сдержать, ни скрыть. В этот раз поводом для публичного раздражения Кремля стало участие в украинско-американских учениях «Си бриз—2011» американского ракетного крейсера «Монтерей» с тактической системой ПРО на борту. И хотя гневная тирада российского МИДа адресовалась Вашингтону, били и по Киеву. И вот уже околокремлевские комментаторы чуть ли не обвиняют украинские власти в попустительстве нагнетания напряженности в «чувствительном регионе». Что ж, Москва показала миру, где, на ее взгляд, проходит красная линия. А Киеву дали четко понять: внеблоковый статус, с его неопределенным международно-правовым содержанием, в глазах Кремля не означает развитие активных отношений Украины со странами и организациями, которые Россия традиционно считает своими геополитическими противниками.

Москву всегда раздражало военно-политическое сотрудничество нашей страны с Соединенными Штатами и Североатлантическим альянсом. Разумеется, в российской столице предпочли бы, чтобы Украина уделяла больше внимания ОДКБ. При этом ревность, вызванная сотрудничеством Киева с альянсом, не мешает самой Москве плодотворно развивать контакты с НАТО. Например, в этом году Россия специально сократила свое участие в совместных учениях с ВМС Украины «Фарватер мира—2011» из-за отплытия кораблей Черноморского флота РФ на маневры НАТО «Боулд монарх» близ берегов Испании. Как сообщил главнокомандующий рос-сийс­кими Сухопутными войсками Александр Постников, в 2012-м даже планируется провести совместные российско-американские учения.

Но Украина — иное дело. Для кремлевских стратегов тесные связи нашей страны с НАТО, США означают ее неизбежный дрейф прочь от Рос­сии. Сегодня российские аналитики с досадой отмечают, что в условиях провозглашенного Киевом статуса внеблокового государства сотрудничество Украины и НАТО не стало формальным. Впрочем, на Красной площади никогда и не доверяли Банковой, подозревая, что «хитрые хохлы» готовы в любую минуту променять братскую любовь Кремля на дружбу с Брюс­селем и Вашингтоном. Не случайно в прошлом году российский президент Дмитрий Медведев дал поручение дипломатам и разведчикам отслеживать развитие отношений Киева и альянса.

На протяжении последнего года наши собеседники из украинских органов власти и альянса не раз говорили о том, что при президенте Викторе Януковиче отношения Украины и НАТО стали куда активнее и содержательнее, чем во времена Виктора Ющенко, при котором курс на евроатлантическую интеграцию был провозглашен одним из основных направлений внешней политики. Тогда исполнительной властью многое делалось для галочки, а оппозиция противилась проведению любых учений нашей страны со странами — членами НАТО. Провозгласив политику внеблоковости, команда Януковича разрешила внутриполитический конфликт вокруг курса евроатлантической интеграции. Сегодня слов стало меньше, а планы выполняются куда лучше.

«Принятие Украиной решения о внеблоковом статусе не только не уменьшило уровень сотрудничества с альянсом, но и способствовало интенсификации», — заметил сотрудник Национального института стратегических исследований Олег Александров во время круглого стола «Украина—НАТО: новые условия и реалии сотрудничества», организованного НИСИ совместно с Европейским центром исследований проблем безопасности им. Дж. Маршалла. «В сотрудничестве заинтересованы и Украина, и Организация Североатлантического договора. Оно продолжается во всех форматах. Если отмести идеологические наслоения, я не вижу никаких изменений», — в свою очередь констатировал глава офиса связи НАТО в Украине Марчин Кожиел.

В плюс украинской власти наши со­беседники заносят то, что Виктор Яну­кович реформировал систему национальных координаторов по вопросам партнерства Украины с НАТО, создав комиссию, которая стала координи­рующим органом в межведомственной системе сотрудничества с альянсом. Об­ращают внимание и на то, что проходят почти все запланированные встречи. Отмечают, что наша страна выполняет Годовую национальную программу сотрудничества с альянсом, а контролируемый главой государства парламент второй год подряд автоматически утверждает решение о допус­ке иностранных подразделений на территорию Украины для участия в международных военных учениях. И особо акцентируют внимание на том, что президент подписал указ «Об участии Вооруженных сил Украины в многонациональных воинских формированиях высокой готовности», в соответствии с которым наши подразделения будут участвовать в силах реагирования НАТО.

При этом эксперты выделяют следующие ключевые аспекты практического сотрудничества Украины и Се­вероатлантического альянса. Во-пер­вых, это участие Украины в миссиях НАТО. Речь идет о Косово, Ираке, Афганистане, антитеррористической операции «Активные усилия» в Сре­диземном море. Особое внимание наши собеседники обращают на то, что украинские самолеты и корабль «Конс­тантин Ольшанский» эвакуировали иностранных граждан из Ливии. Учас­тие в этих операциях НАТО позволяет Украине, ее Вооруженным силам дос­тичь взаимосовместимости с армия­ми стран—членов альянса, а украинскому руководству — получить дополнительные бонусы в свой имиджевый багаж.

Во-вторых, это сотрудничество в военной сфере и реформировании сектора безопасности и обороны. Здесь необходимо сказать о реализации прог­раммы по уничтожению в Украине избыточного количества обычных боеприпасов, стрелкового оружия и легко­го вооружения, об обмене данными, касающимися воздушной обстановки между Украиной и соседними странами — членами альянса (в частности Тур­цией), а также о перспективах учас­тия нашей страны в силах реагирования НАТО.

В-третьих, военно-техническая сфера. Олег Александров, например, обратил внимание на то, что при постройке приоритетного для нашей страны корабля класса «корвет», церемония закладки которого состоялась в Николаеве в прошлом месяце, натовские комплектующие должны составить весомую часть — 38%.

И все же эксперты в сфере безопасности, отмечая положительные моменты сотрудничества Украины и НАТО в период президентства Виктора Януковича, не испытывают эйфории. Хотя изменение внешнеполитической стратегии «не затормозило динамику нашего сотрудничества с альянсом, а лишь придало ему прагматизм и конструктивность», но это верно только в отношении сферы военного и военно-политического сотрудничества. А вот что касается выполнения таких пунктов первого раздела Годовой национальной программы сотрудничества Украины—НАТО на 2011 год, как «Внутренняя политика» (подпункты «Демократические реформы» и «Обеспечение верховенства права») и «Экономические вопросы», то здесь у официального Киева — явный провал.

Послы стран-членов, входящих как в Европейский Союз, так и в Североатлантический альянс, в последнее время не раз говорили об этих проблемах Украины — избирательном правосудии, политическом преследовании оппонентов действующей власти, концентрации власти в руках президента, коррупции, нарастающих проблемах с соблюдением властями свободы слова и собраний. Отмечено это и в отчете Freedom House, обнародованном на этой неделе. У зарубежных дипломатов уже достаточно сомнений в том, что следующие выборы в Украине будут свободными, честными и прозрачными.

Казалось бы, Киев должен быть заинтересован в проведении реформ, поскольку ЕС и НАТО базируются на общих принципах, а вступление страны в Евросоюз остается нашим основным внешнеполитическим курсом. «Альянс может поддержать вашу страну в достижении критериев Евросою­за», — говорит Марчин Кожиел. Не случайно же 22 из 28 стран — членов НАТО входят в ЕС, а Исландия, Албания, Турция, Хорватия стремятся стать членами Евросоюза.

Но в отличие от политиков Центральной и Восточной Европы, рассматривающих членство своих государств в Североатлантическом альянсе как непременное условие вступления в Европейский Союз, для нынешнего украинского руководства ценность сотрудничества Украины с военно-политической организацией кроется в другом. Для Банковой это элемент тактической игры с Западом и Россией, позволяющий решать сиюминутные политические и экономические вопросы. Поэтому-то для украинской власти более комфортно сконцентрироваться на сотрудничестве с альянсом в военной и военно-технической сферах.

Очевидно, что Киев еще долго не будет отказываться от внеблокового статуса, который дает украинским властям поле для маневра, и вместо интег­рации в НАТО продолжать вести с Брюсселем интенсивный диалог о сотрудничестве. Но что выигрышно для сильного государства, для слабого может быть проигрышным. Решив тактические проблемы, стабилизировав на время отношения с Россией, украинское руководство ввело страну в сос­тоя­ние стратегической неопределеннос­ти. Год президентства Виктора Януко­вича уже показал: пойдя на уступки Москве, Киев лишь на время смог снять напряженность в двусторонних отношениях. Системные же проблемы украинско-российских отношений никуда не исчезли. Нынче они вызывают новые конфликты. И вот уже не самый последний человек в украинском правительстве, никогда ранее не замеченный в русофобских настроениях и симпатиях к Североатлантическому альянсу, в сердцах замечает, что спасение от России — только в НАТО.

Сегодня внеблоковая Украина находится в «серой зоне» безопасности, которая характеризуется повышенной нестабильностью, поскольку является полем столкновения некоторых ведущих геополитических игроков. Реакция Кремля на участие в украинско-американских учениях «Си бриз—2011» американского крейсера «Монтерей», последовавшая в том числе и из-за противостояния Москвы и Вашингтона в вопросе ЕвроПРО, тому лишнее подтверждение. Киев же испытывает серьезный недостаток в механизмах обеспечения своей безопасности. И когда-нибудь украинской власти придется решать, в какую политико-военную организацию необходимо вступить ради гарантий безопасности Украины.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 13 октября-19 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно