УКРАИНА НЕ ХОЧЕТ В НАТО? - Политическая ситуация в Украине. Новости, обзоры, аналитика, эксклюзивы. - zn.ua

УКРАИНА НЕ ХОЧЕТ В НАТО?

19 мая, 2000, 00:00 Распечатать

Североатлантический альянс остается верен себе в отношении Украины — на этой неделе завершился ...

Североатлантический альянс остается верен себе в отношении Украины — на этой неделе завершился очередной демонстрационно-поощрительный визит в украинскую столицу натовского VIP — председателя Военного комитета НАТО адмирала Гуидо Вентуриони. И хотя последний при общении с прессой был немногословен и оперировал давно избитыми темами — миротворческим вкладом Украины и напоминанием, что все программы сотрудничества с НАТО Киев выбирает и осуществляет добровольно, было вполне очевидно, что Брюссель пока еще выказывает свое одобрение несмелым шагам украинской терпеливой нации навстречу Европе, закрывая при этом глаза на четко отработанные высказывания местных политиков о том, что Украина не ставит своей целью вступление в НАТО.

В этой связи стоит напомнить, что именно в этом году состоялись не только два визита в Киев генерального секретаря НАТО Джорджа Робертсона и вояж командующего Объединенными вооруженными силами альянса в Европе генерала Уэсли Кларка, но и, по словам самого генсека НАТО, «историческое событие» — впервые в украинской столице было проведено заседание двухсторонней комиссии Украина—НАТО при участии руководства альянса и 19 послов Североатлантического блока.

Все эти поощрительные шаги НАТО делает на фоне исключительного старания Украины и при наличии таких же исключительных просчетов и недоработок. Так, в этом году все-таки были ратифицированы соглашения SOFA (определяющие правовой статус сил, которые участвуют в учениях на территории Украины и обеспечивают необходимую правовую защиту войск стран НАТО, на чем настаивал Брюссель) и соглашение о создании украинско-польского совместного миротворческого батальона. В этом году впервые появилась строка расходов на мероприятия в рамках небезызвестной программы «Партнерство ради мира». И в этом году Яворивский полигон получил, наконец, статус международного центра подготовки миротворческих сил.

Но зато в этом же году Киеву, пока что шепотом, намекнули, что пора бы уже на деле заняться военной реформой, результатами которой, как оказалось, не слишком удовлетворены в Брюсселе. Не лишним будет вспомнить, что в прошлом программа двустороннего сотрудничества Украина—НАТО была выполнена лишь на 64%. Правда, в украинском Генштабе утверждают, что Украина выполнила план на 95%, сорвав по своей вине лишь пять мероприятий: три — из-за финансовых проблем, одно — из-за болезни участника и одно — по неизвестным и необъяснимым причинам. Последнее событие, связанное с поворотом на 180 градусов украинских кораблей, отправленных на совместные учения, вызвало шок в штаб-квартире организации. Хотя в Брюсселе с пониманием относятся к тому, что многовекторной Украине трудно быть последовательной...

ЗАЯВЛЕНИЯ, ДЕМОНСТРАЦИИ И РЕАЛИИ

После переговоров с адмиралом Вентуриони в Киеве министр обороны Украины Александр Кузьмук заявил, что Украиной на сегодняшний день достигнуто 12 из 23 целей взаимосовместимости отечественных Вооруженных Сил с военными подразделениями НАТО. Количество целей, которые необходимо достичь в рамках специальной Программы оценки взаимосовместимости ВСУ и войск НАТО («Planning and Review Process») выбирает сама страна-партнер. По определению министра, это достаточно высокий показатель для Украины. В прошлом году к середине мая руководство альянса объявило, что Украина достигла 11 целей из 27. Впрочем, глава украинского военного ведомства абсолютно прав, ибо для Украины важно не переиграть, так как, по логике вещей, выполнив на сто процентов программу «PARP», Киев должен был бы попроситься примкнуть к программе более высокого уровня — «Membership Action Plan» (План действий для вступающих в НАТО), к которому присоединились, например, Болгария и Румыния. Иными словами, подать заявку о желании вступить в альянс.

Может ли Киев позволить себе такое? Находясь в почти полной энергетической зависимости от восточного стратегического партнера и имея на своей территории его военную базу? И зная опыт более рискованных соседей. Напомним, что в ответ на сделанное в США заявление главы латвийского внешнеполитического ведомства Индулиса Берзиньша в пользу скорейшего вступления Латвии в НАТО в середине марта Москва предупредила через свой МИД: «Планы дальнейшего расширения НАТО на Восток чреваты дальнейшей дестабилизацией обстановки в Балтийском регионе».

Не поэтому ли с разницей от этого события в несколько дней Президент Украины Леонид Кучма по завершении украинско-грузинских переговоров поспешил в очередной раз заверить, что «сегодня вопрос о вступлении Украины в НАТО не стоит, а все разговоры о вступлении Украины в НАТО не приносят пользы украинской стороне, а лишь наносят ущерб ее политическому имиджу» (последнее, очевидно, по поводу некоторых самостоятельных представителей украинского МИДа). Но, чтобы не отвратить партнеров на Западе, Леонид Данилович отметил, что «Украина заинтересована в углублении сотрудничества с НАТО во всех сферах».

О том, что Украина не ставит своей целью вступление в НАТО, счел необходимым повторить и А.Кузьмук, находясь в Великом Новгороде в свите главы державы. Он особо подчеркнул, что «любые измышления так называемых «политиков» по вопросам взаимоотношений Украины с НАТО являются только их личным мнением». При этом всем стало ясно, что «так называемые политики» обитают в здании на Михайловской площади. И конечно же, находясь в России, военный министр не мог не упомянуть о том, как «эффективно, динамично и поступательно развивается из года в год сотрудничество с Россией». Естественно, генерал армии Украины предусмотрительно промолчал относительно того, что Киеву уже легче решать вопросы модернизации своих «МиГов» с Тель-Авивом или с Парижем, чем с Москвой. Зато нельзя было не промолвить доброго слова в адрес «сосуществования двух флотов» в Севастополе. Притом, что руководство ЧФ РФ до сих пор не готово иметь определенное видение относительно контроля его вооружений со стороны Украины и уж тем более сомневается в необходимости сообщать украинскому Генштабу о своих намерениях в случае возникновения нештатной ситуации. Однако, с точки зрения профессионализма раскладывать политический пасьянс, претензии к таким заявлениям вряд ли уместны.

Проблема в том, что не столько в Брюсселе, сколько в Восточной Европе ждут определения Киева с внешнеэкономическими приоритетами. Так, в пику Киеву шесть восточноевропейских государств — бывших членов Варшавского Договора – ныне изучают возможность создания своего «клуба по интересам» — организации, которая позволила бы им координировать усилия в сфере производства и ремонта военной техники советского образца. О появлении этой инициативы стало известно в конце прошлого месяца в ходе встречи министров обороны Чехии и Болгарии. «Наша давнишняя идея сводится к тому, чтобы Болгария, Чехия, Польша, Венгрия, Словакия и Румыния могли быстро, дешево и независимо (от третьих стран) снабжать друг друга запасными частями, поскольку располагаем одними и теми же типами боевой техники», — заявил глава болгарского оборонного ведомства Бойко Ноев. Довольно любопытно, что стороны определили сферой возможного сотрудничества в том числе ремонт и модернизацию вооружений и военной техники. Например, Болгария заинтересована в поставках узлов для танков Т-72, а сама могла бы предложить боеприпасы своего производства. Не менее интересно, что из схемы новой производственной кооперации исключены Россия, Белоруссия и Украина, хотя мощности украинских оборонных заводов вполне могли бы удовлетворить любые требования восточноевропейских партнеров.

Пражская инициатива свидетельствует не только о том, что страны, готовящиеся вступить в НАТО, как и только что зачисленные в ряды альянса, не имеют финансовых ресурсов на переоснащение своих армий в духе натовских стандартов. Она может быть свидетельством нежелания развивать военно-техническое сотрудничество с государствами с неопределенными и нежелательными внешнеполитическими ориентирами. А потому, улыбаясь в Киеве, западные коллеги активно жмут на друзей-поляков, чтобы те поскорее водрузили визовую стену с Украиной...

Хотя тут самое время упомянуть, что адмирал Вентуриони отметил на этой неделе в Киеве, что у Украины существуют значительные возможности для промышленного сотрудничества со странами НАТО, чему собирается способствовать Брюссель. В свою очередь, украинский министр сообщил, что одно из наиболее успешных предприятий Минобороны — «Украинская авиатранспортная компания» – предложило Североатлантическому альянсу мощности авиационных перевозок, в том числе для развертывания сил быстрого реагирования, что в настоящее время тщательно изучается в штаб-квартире НАТО.

РИСК СОСЕДЕЙ

Киев, уверенно лавирующий меж огней, имеет возможность бесстрастно понаблюдать за теми, кто предпочел объявить о решении стать членом военно-политического блока.

Трудно сказать определенно, что важнее для Запада: Украина, без которой невозможна империя, или кавказские государства с их нефтяными запасами. Однако в конце прошлого месяца правительства Азербайджана, Грузии и Турции (с молчаливого благословения США) достигли окончательного соглашения по проекту строительства нефтепровода Баку—Джейхан, общая стоимость которого составляет около 2,4 млрд. долл. Официальные представители трех стран также согласовали и все вопросы, связанные с транзитными тарифами, безопасностью и ответственностью за транспортировку 1 млн. баррелей нефти в день по трубопроводу протяженностью в 1730 км из Баку через территорию Грузии в турецкий средиземноморский порт Джейхан. К этому можно добавить, что на подписании договора в Вашингтоне председательствовала госсекретарь США Маделен Олбрайт.

Казалось бы, не связанные с НАТО события имеют к альянсу самое прямое отношение. Как Грузия, давно требующая выведения российских войск с военных баз на ее территории, так и Азербайджан, обеспокоенный вооружением Москвой соседней Армении, объявили о желании вступить в НАТО и предоставить свои территории для военных баз. За что неожиданно оказались под зонтиком всесильной организации. И не только под зонтиком, но и «на игле». Только в рамках последних подпиток Турция предоставила вооруженным силам Азербайджана безвозмездную помощь в размере 3,1 млн. долл. В следующем году США предполагают выделить более 20 млн. долл. в качестве помощи для осуществления полноценной охраны госграницы Грузии. Для оказания помощи в развитии вооруженных сил Грузии Вашингтон планирует выделить еще несколько млн. долл. В свою очередь, и Турция выделит в текущем году для Минобороны Грузии грант в размере 4 млн. долл., значительная часть которого будет использована на мероприятия, связанные с реорганизацией 11-й бригады грузинской армии и создание соответствующей стандартам НАТО инфраструктуры. Можно вспомнить, что два года назад Турция предоставила ВС Грузии первый грант в размере 5,5 млн. долл. А в прошлом году турецкая финансовая помощь военному ведомству и пограндепартаменту Грузии составила 3,8 млн. долл. В ответ на что практичный Эдуард Шеварднадзе ответил, что Грузия «постучится в двери НАТО к 2005 году».

Не менее активны и рискованны соседи на Севере. Внешнеполитическая активность Латвии, Литвы и Эстонии в попытках интеграции в НАТО значительно активизировалась. Генсек НАТО Д.Робертсон во время недавнего визита в Ригу заявил, что «Латвия рассматривается как серьезный претендент на вступление в НАТО при следующем расширении альянса».

Все три страны Балтии старательно приводят к стандартам НАТО командные, управленческие, тыловые и разведывательные структуры. Прибалтам уже почти удалось сделать рабочим языком в оборонительных силах трех стран английский. Еще больше усилий направлено на модернизацию систем связи и обработки информации. Все три балтийские республики заявили о готовности предоставить «объекты инфраструктуры для нужд НАТО». По стандартам НАТО готовятся и разведструктуры прибалтийских государств. При таком раскладе излишним будет упоминание о том, что эти государства имеют серьезное лобби в Пентагоне и членство в НАТО считают лишь делом времени.

Спору нет, как для кавказских, так и для прибалтийских государств, оглашение решения о готовности стать членами НАТО таит немалый риск. Киев сегодня, возможно, нуждается в большей оглядке на Москву. Однако и терпение Запада начало иссякать, а в том, что маятник расхождений заявлений и дел украинской столицы становится все более явным тормозом интеграции, уже нет никакого сомнения. Сдержанность последнего визита высокого представителя из Брюсселя тому явное подтверждение.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №15, 21 апреля-27 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно