ТУПИК ДЛЯ АРМИИ

25 февраля, 2000, 00:00 Распечатать

Министр обороны Украины генерал армии Александр Кузьмук в присутствии военных атташе стран, аккр...

Министр обороны Украины генерал армии Александр Кузьмук в присутствии военных атташе стран, аккредитованных в Украине, народных депутатов и журналистов объявил о весьма серьезной коррекции государственной Программы строительства и развития Вооруженных сил Украины до 2005 года, которая отныне будет называться Программой развития Вооруженных сил Украины до 2005 года. Интересно, что перед обнародованием пакета мероприятий, касающихся развития ВСУ, глава военного ведомства 12 минут своего доклада посвятил критике «псевдоэкспертов» армии, в свое время утверждавших, что до этого имели место лишь «фальстарты военных реформ». Не менее интересно, что две группы маститых знатоков военных реформ — одна из США во главе с бывшим министром обороны страны Уильямом Перри, а другая из Европы, возглавляемая специальным советником генсека НАТО Крисом Доннелли, которые недавно посетили Украину, дружно нанесли визиты в неправительственный центр, изучавший ход военной реформы в Украине. По большому счету, такого внимания неправительственным организациям в нашей стране еще не уделялось.

Кроме того, как стало известно из достаточно компетентных источников, на Западе сегодя довольно скептически оценивают темпы военной реформы в Украине, не забывая, правда, воздавать должное былым достижениям: ядерному разоружению и колоссальному сокращению. Очевидно, именно поэтому в Совете национальной безопасности и обороны Украины принято решение «советоваться» с рядом иностранных специалистов в военной области, которые практически будут выполнять роль внештатных советников.

ГЕНЕРАЛИТЕТ УПОЛНОМОЧЕН СООБЩИТЬ...

Если страны-члены НАТО могут иметь армии, намного меньшие по численности, чем украинская, то безблоковая Украина, которая может рассчитывать лишь на себя, такого позволить себе не может, провозгласил глава украинского военного ведомства. В то же время А.Кузьмук отметил, что численность Вооруженных сил Украины будет прямо зависеть от переоснащения армии современными видами вооружений. Таким образом, в военном ведомстве не только недвусмысленно намекают, что в Украине действует аксиома о том, что если армия плохо оснащена, то она должна быть большой, но и признают, что армия действительно плохо оснащена.

Генералы, однако, решительно настроились на ряд новшеств. Правда, пока на те, которые не требуют средств или требуют их минимальное количество. Кроме того, в военном ведомстве остерегаются слова «реформа» и говорят исключительно о «развитии» ВСУ. Ибо, по словам Кузьмука, о реформе можно говорить лишь тогда, когда уже что-то создано.

В частности, до 2005 г. намечено реализовать переход на бригадно-батальонную систему, сократить 43-ю ракетную армию, сократить Военно-воздушные силы на 10—12 бригад, вывести из боевого состава более 600 самолетов, из которых 250 боевых, около 400 вертолетов, из которых 80 ударных, и сократить более 500 военных «организмов». Минобороны также будет настаивать на законодательном урегулировании выполнения армией некоторых внутренних функций, например борьбы с незаконными вооруженными формированиями, помощи населению в ликвидации последствий стихийного бедствия. Теперь деятельность Минобороны будет разделена на два направления: административное и оперативное. Первое будет больше заботиться о ресурсах, второе — о подготовке органов управления, планировании боевой подготовки и контроле за выполнением всех мероприятий.

Технический уровень украинской армии будет улучшен за счет глубокой модернизации существующих образцов вооружения, которая продлит срок их эксплуатации на 10—15 лет. В незначительном количестве будут закуплены и новейшие образцы современного вооружения, в частности танки Т-84, которые 8 февраля приняты на вооружение в ВСУ.

Вспомнил министр и об объединении ВВС и ПВО, отметив, что этот вопрос хоть и «заслуживает внимания, но в настоящее время преждевременный», поскольку для практической реализации объединения необходимо создать единую автоматизированную систему управления, что стоит немало денег. Понятно, что сегодня выкроить на это средства не удастся.

Говоря о переходе на профессиональную армию, А.Кузьмук подчеркнул, что «попытка перейти на профессиональную армию в течение пяти лет является авантюрой и будет означать, что значительное количество людей будут выброшены на улицу». Согласно плану МО, трехэтапный переход на профессиональную армию в течение 16 лет куда более щадящий для экономики страны и для людей в погонах. Для уменьшения нагрузки на госбюджет ВСУ переходят на территориальный принцип комплектования, то есть новобранцы уже никуда не едут, а будут служить практически возле дома. Военное ведомство старается экономить на всем: теперь уже абитуриентам не будет оплачиваться дорога до военного института, а лейтенанты, которые захотят уволиться из армии после учебы, должны будут возместить затраты государства на обучение. Кроме того, военные сами предложили увеличить сроки носки военного обмундирования, хотя ткани для обмундирования за время украинской независимости вряд ли стали прочнее...

ДЕНЬГИ РЕШАЮТ ВСЕ?

В действительности не так важно, какое название получат мероприятия по изменению внешнего облика ВСУ. Гораздо важнее, как они будут обеспечиваться и финансироваться. Ибо от этого зависит, действительно ли ВСУ станут другими. Кстати, министр ничего не сказал об источниках финансирования откорректированной Программы, что позволяет предположить, что никакие дополнительные финансовые выделения не предусматриваются. Очевидно, потому, что на этот счет ни у кого особых сомнений нет. Бюджет на национальную оборону в 2,4 млрд. грн. — это даже меньше, чем в прошлом году, если принять во внимание инфляцию (и если условно считать, что ее темпы не возрастут). Правда, армия обязалась (или ее вынудили обязаться) самостоятельно заработать еще 900 млн. грн. Если вспомнить, что прошлогодний внебюджетный заработок составлял всего 242 млн. грн., то есть чему изумиться. Начальник Главного управления экономики МО генерал Валерий Мунтиян наибольшие надежды связывает с ремонтными предприятиями военного ведомства и разработанной программой модернизации вооружений. По его подсчетам, из 195 госпредприятий МО 45 ремонтных дали в прошлом году около 40% всей прибыли. Первый заместитель начальника Генштаба Николай Пальчук уверен, что активизировать экономическую и хозяйственную деятельность ВСУ позволят принятые в прошлом году соответствующие законы. Правда, на всех уровнях в Минобороны не устают повторять, что экономическая и хозяйственная деятельность ВСУ — явление временное и связано исключительно с экономическим кризисом в стране. Немного проясняет картину обнародование списка выводимого из боевого состава ВСУ количества военной техники, которая может быть продана. Действительно, старая техника из арсеналов Минобороны еще покупается странами третьего мира, а на мировом рынке военного сервиса Украина чувствует себя относительно уверенно. Но спрос на устаревающее оружие все меньше, и теперь уже самой Украине нужны деньги на утилизацию хотя бы боеприпасов. Есть и неприятные тенденции. Например, уже четыре страны Восточной Европы — Польша, Словакия, Венгрия и Румыния — начали самостоятельно модернизировать парк танков Т-72, лишив Украину определенных надежд на получение этих заказов. А армию, соответственно, определенных средств. Кроме того, многие контракты по ремонту и модернизации перехватывают Россия, Израиль, Германия.

Будем объективны. Армия уже несколько лет живет в долг и впроголодь. Отмена пакета льгот еще более подорвала веру в службу, хотя военный министр утверждает, что социального удара по армии не будет. В качестве контрдоводов генерал привел возрастающие конкурсы в военные институты и реальные цифры, свидетельствующие о том, что тенденцию увольнения молодых офицеров удалось остановить.

Годовое госфинансирование армии в объеме 2,4 млрд. грн. означает, что если даже ей удастся погасить пятимесячную задолженность по денежному содержанию, на закупки новых вооружений и разработки в интересах военного ведомства будет выделено не более 300 млн. грн., то есть практически ничего в масштабах современного перевооружения.

Например, только порядка 36 млн. грн. Минобороны должно Николаевскому судостроительному заводу им. 61 коммунара за строительство ракетного крейсера «Украина». Из предусмотренных для финансирования в 1999 году строительства корабля 40 млн. грн. судостроители, по словам главы Николаевской облгосадминистрации Алексея Гаркуши, получили всего 4 млн. Тем более фантастической видится возможность достройки еще нескольких военных судов для ВМСУ, решения о чем были приняты несколько лет тому назад. Если продолжать в качестве иллюстрации тему развития украинского флота, то по подсчетам специалистов Минобороны, наращивание готовности кораблей ежегодно составляет лишь 0,5—2,0% и ведет не только к тому, что стоимость их строительства удваивается, но и к сомнению в качестве и надежности из-за превышения гарантийных сроков хранения и эксплуатации оборудования, вооружения и техничных средств. А между тем, многие наблюдатели утверждают, что соседняя Румыния, имеющая в составе своих морских сил более 170 кораблей и вспомогательных суден, вполне основательно претендует на то, чтобы потеснить Украину (около 120 кораблей и вспомогательных суден) по уровню состояния и боеготовности флота с третьего на четвертое место в Причерноморском регионе. Такая картина характерна не только для флота, она типична практически для всех видов Вооруженных сил.

Говоря о профессионализации ВСУ, А.Кузьмук всегда вспоминал Германию, отказавшуюся от такого шага. Как ни удивительно, но последний приверженец призывной армии пал — на этой неделе в интервью Financial Times Deutschland министр иностранных дел ФРГ Йошка Фишер сообщил, что Германия намерена создать профессиональную армию. При этом было сказано, что расходы на оборону в 2000 г. превысят прошлогодние и составят 45,3 млрд. марок. Если расходы на оборону выразить в процентах к объему ВВП страны, Германия значительно уступает Франции и Великобритании. Зато военный бюджет ФРГ приблизительно в 56 раз превышает украинский. При этом численность немецкой и украинской армий почти одинакова: ФРГ имеет 340 тыс. военнослужащих и 140 тыс. гражданских, в ВСУ 310 тыс. военнослужащих и 90 тыс. гражданских.

Объективно вины генералитета тут не видно. Просто армия получается такой, какой ее хочет и может сделать государство. Бюджетную войну, по удачному высказыванию одного из украинских журналистов, армия уже проиграла, получив лишь половину минимально необходимых средств. Если в довесок к этому денежное содержание еще и обложат налогами, можно будет лишь гадать, кто останется в рядах защитников Родины.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 2
  • Пантелеймон Осипенко Пантелеймон Осипенко 22 лютого, 22:40 Если даже такие звания дают, то человек должен от них отказаться, и этим заслужил бы больше уважения и авторитета. Количество генералов должно быть в Украине лимитировано. В крайнем случае, должно быть уменьшено, как минимум, в 10 раз. согласен 0 не согласен 0 Ответить Цитировать СпасибоПожаловаться
Выпуск №27, 14 июля-20 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно