Трое в лодке, считая медведя

22 октября, 2010, 17:14 Распечатать Выпуск №39, 22 октября-29 октября

Встреча во французском Довиле Николя Саркози, Ангелы Меркель и Дмитрия Медведева привлекла к себе пристальные взгляды из многих столиц мира...

Встреча во французском Довиле Николя Саркози, Ангелы Меркель и Дмитрия Медведева привлекла к себе пристальные взгляды из многих столиц мира. В некоторых из них сквозила плохо прикрытая настороженность, в других — заинтересованность, в третьих — ожидание. Уже один только факт, что в формате «тройки» лидеры Франции, Германии и России встречаются второй раз за год после четырехлетнего перерыва, говорит о многом. Всего спустя два года после российско-грузинского конфликта, повергшего Европу в шок, охладившего ее отношения с Россией и заморозившего отношения РФ с НАТО, сегодня «тяжеловесы» старой Европы пытаются максимально приблизить Россию. Более того, ведется даже публичная дискуссия о… возможном членстве России в НАТО.

Формат встреч «на троих» был предложен еще Борисом Ельциным в 1997 году, а впервые главы России, Германии и Франции (тогда это были Ельцин, Коль и Ширак) собрались в таком составе в марте 1998 г. в Подмосковье. Больше всего всем запомнилась сентябрьская встреча 2003 года, когда выступавшие против ввода войск Соединенными Штатами в Ирак Россия, Франция и Германия образовали своего рода антиамериканскую «ось». После 2006-го интерес к совместным заседаниям почему-то угас: европейские комментаторы связывают это с недемократическим стилем правления Владимира Путина и нежеланием европейских «тяжеловесов» неформальными встречами поддерживать его.

Сегодня же западные лидеры видят вновь открывшееся «окно возможностей» для улучшения отношений с Россией. Вместо «недемократичного» и «жесткого» Путина президентское кресло занимает, как им кажется (или хочется верить), «интеллигентный реформатор» Медведев. Штаты провели свою перезагрузку отношений с Россией, чем значительно облегчили задачу европейцам. Еще одна серьезная проблема была ликвидирована после нейтрализации евроатлантических амбиций Украины и Грузии: Украина сошла с дистанции сама(?), а Грузия была сильно скомпрометирована в глазах старой Европы конфликтом двухлетней давности. Кроме того, в Париже и Берлине искренне считают, что сегодня Россия как никогда заинтересована в сближении с Западом и готова к этому. Потому что Россия как никогда слаба: ее демографическая ситуация катастрофична, население обнищало, армия развалена и почти небоеспособна, а без западных инвестиций и технологий российскую экономику неизбежно постигнет крах. Такая Россия — угроза для Европы. В то же время Россия нужна Западу для решения многих глобальных проблем. «Она совсем не такая могущественная, как сама считает, но ее блокирующее поведение может помешать принятию многих очень важных для континента решений», — примерно так сегодня рассуждают в Берлине и Париже, идя на сближение с Москвой.

Мужчины и женщина

Перед неформальным саммитом «тройки» у каждого ее участника, разумеется, были и свои резоны для встречи.

Как бы немцы стыдливо ни отнекивались и ни убеждали, что нельзя говорить об энергозависимости Германии от России, поскольку взаимная торговля гораздо важнее для России, а не для Германии, «фактор газа» всегда присутствует в немецко-российских отношениях. Когда треть газа ФРГ получает из России, а самым большим налогоплательщиком и самой крупной по обороту компанией в Берлине является «Газпром — Германия», трудно не обращать внимания на российские пожелания и инициативы, в том числе и в сфере безопасности. Берлин сегодня, пожалуй, больше других склонен обсуждать предложения Медведева относительно нового Договора о европейской безопасности. Меркель уже дважды встречалась с российским президентом летом этого года, в том числе и для обсуждения его инициативы. Чем вызвала у одних союзников по НАТО и партнеров по Евросоюзу недовольство, у других — почти шок. (Те же поляки, например, говорят: мы не хотим особых отношений Германии и России, они всегда плохо заканчивались для Польши.) На июньской встрече Меркель и Медведев предложили создать на министерском уровне некий новый специальный комитет Россия-ЕС по вопросам внешней политики и безопасности. Новая структура, по их мнению, должна заниматься разработкой конкретных рекомендаций по урегулированию кризисных ситуаций на европейском пространстве. А начать решили с Приднестровья.

Николя Саркози всегда был чрезвычайно амбициозен и активен на международной арене. Он гордится своим успехом в урегулировании российско-грузинского конфликта. Тогда Франция председательствовала в Евросоюзе. Сейчас же она готовится возглавить «большую двадцатку». И, несмотря на массу внутренних проблем, Саркози вновь жаждет внешнеполитических успехов. Да и инициативность немецкого канцлера на российском направлении не дает французу покоя. Ведь это у Франции всегда были некие мессианские претензии относительно России. А тут Меркель со своими меморандумами. Вот и родилось у французского президента предложение создать с Россией «единое экономическое пространство с общей концепцией безопасности». Что он имеет в виду, возможно, мы узнаем позднее.

Общей же целью, объединяющей Саркози и Меркель, было намерение убедить Медведева принять приглашение приехать в Лиссабон для участия в заседании Совета Россия—НАТО в рамках ноябрьского саммита альянса, а также обсудить ряд беспокоящих Москву вопросов, включая новую стратегическую концепцию НАТО и проблему ПРО.

Германия всегда рассматривала НАТО как безальтернативную основу своей безопасности. Саркози вернул Францию в военные структуры альянса и соперничает с Меркель: кого же из них будут считать более проамериканским? Так что обоих европейских грандов не может не беспокоить тот факт, что в своей новой военной доктрине Россия рассматривает НАТО, точнее, его расширение, как угрозу своей безопасности. Накануне важного саммита альянса, где будет приниматься стратегическая концепция, «друзья президента Медведева» решили попытаться уменьшить взаимное недоверие и предложить России более тесное сотрудничество с альянсом.

Дмитрий Медведев же решил воспользоваться саммитом для дальнейшего продвижения своей идеи о разработке нового Договора о европейской безопасности. Это было названо его главным приоритетом на заседании «тройки». Кроме того, российский президент намеревался склонить на свою сторону двух основных европейских тяжеловесов в вопросе установления безвизового режима между Россией и ЕС. А также заручиться их поддержкой в желании России получить председательство в «большой двадцатке» в 2013 году.

Вашингтон от «де труа» в Нормандии без его участия, конечно, не в восторге, но публично «тройку» благословил. Как передал «Голос Америки» в понедельник, в день начала двухдневного саммита, замгоссекретаря США по делам Европы и Азии Филипп Гордон заявил следующее: «Мы общаемся с нашими европейскими друзьями по всем вопросам, включая Россию. Мы приветствовали намерение Франции пригласить Россию на этот саммит. С нашими союзниками в Европе мы разделяем точку зрения, что Россия является нашим партнером, а не нашим противником. Мы сами регулярно встречаемся с представителями российской стороны и обсуждаем вопросы безопасности. Мне кажется, что Россия услышит от Франции и Германии то же, что она слышит от нас — о нашем желании сотрудничать, но также и о наших разногласиях, включая вопрос Грузии. Но даже несмотря на то что у нас с Россией могут быть разногласия, это не значит, что мы не можем вместе стремиться к достижению взаимовыгодных целей».

Детали закрытого саммита «на троих» широкой публике не оглашались. Но на совместной пресс-конференции лидеры сообщили несколько новостей и дали кое-какие
комментарии. Самая главная новость: Медведев таки согласился приехать в Лиссабон на саммит НАТО. Кроме того, из окружения участников саммита просочилась информация о том, что Россия, может быть, и примет участие в единой системе противоракетной обороны НАТО. Правда, сам Медведев публично заявил, что Россия пока не определилась по этому вопросу: «Сейчас мы оцениваем идею этого предложения, но, я думаю, что и само НАТО должно понять, в каком плане они видят присоединение России к этой системе, что это даст, в каком ключе могут быть достигнуты соглашения и как дальше работать».

Н.Саркози счел своим долгом вернуться к теме Грузии и заявил, что она «должна дать обязательство о неприменении силы», и «было бы хорошо, если бы наши друзья из России согласились на присутствие европейских наблюдателей в Абхазии и Южной Осетии». Также необходимо, считает французский президент, «подумать и о возвращении военнопленных».

Фрау Меркель высказалась за скорейшую подготовку нового соглашения между Евросоюзом и Россией — «современного и соответствующего духу времени». А Н.Саркози заметил, что Париж «должен помочь господину Медведеву в модернизации его страны», и попытался обрадовать россиян тем, что будет работать с ними «рука об руку в атмосфере доверия» по вопросу виз. Правда, безвизовый режим, по его мнению, будет введен между ЕС и Россией лет через 10—15. Но в совместном заявлении трех лидеров выражается надежда: уже на декабрьском саммите РФ—ЕС будет достигнут прогресс в вопросе о безвизовом режиме.

Однако о «главном приоритете» Д.Медведева — идее подготовки юридически обязывающего Договора о европейской безопасности — ни в совместном документе, ни на пресс-конференции ничего не говорилось. Обсуждение этой темы осталось за плотно задернутыми кулисами переговоров.

Что русскому хорошо…

Кремль всячески пытается создать видимость всеобщей заинтересованности и одобрения медведевской инициативы. Хотя до сих пор отношение к этой идее и у европейцев и, тем более, у американцев весьма прохладное. В понедельник замгоссекретаря Ф.Гордон еще раз озвучил позицию Вашингтона: «Мы однозначно заявляли (и это не раз подчеркивала госсекретарь Клинтон), что в таком новом соглашении нет необходимости. Для обеспечения европейской безопасности уже существует несколько организаций. Четко установлены соответствующие принципы. Нам нужно работать над внедрением этих принципов, а не придумывать новые. Так что мы не думаем, что саммит Совета Россия—НАТО в Лиссабоне должен быть посвящен созданию нового соглашения или новой организации по европейской безопасности, он должен быть посвящен уже существующим проектам и общим интересам».

В Брюсселе также скептически оценивают предложение Медведева. Генсек альянса Андерс Фог Расмуссен давно высказал свое мнение, заявив, что уже существуют «солидные документы, представляющие хорошие рамки для нашего сотрудничества и для общеевропейской безопасности». Недавно, отвечая на вопрос «ЗН», один из спикеров альянса подтвердил: для НАТО было бы проблематично подписать новый юридически обязывающий документ, поскольку в том числе он касался бы и стран — не членов альянса. Кроме того, НАТО далеко не все понравилось в российской военной доктрине. В Брюсселе считают, что основная цель инициативы Медведева — уменьшить влияние НАТО, добиться права вето для России по многим вопросам безопасности и легализовать на международной арене ОДКБ. (По свидетельству одного из чиновников штаб-квартиры альянса, они уже несколько лет получают предложения заключить официальные отношения с ОДКБ, но ответ Брюсселя неизменен: у НАТО уже существуют отношения с каждой из стран ОДКБ в рамках Партнерства.) «Россия — это империя, — считает директор брюссельского Европейского круглого стола по безопасности Кристоф Рааб. — Она находится в другой лиге и играет в другую игру. И наши общие правила к ней неприменимы».

Надежды Москвы на Париж относительно поддержки медведевской инициативы тоже тщетны. Саркози, грезящий о едином экономическом пространстве ЕС и России с общей концепцией безопасности, тем не менее, по свидетельству наших французских дипломатических источников, идею Медведева о Договоре о европейской безопасности тоже не воспринимает. И, тем более, проталкивать ее в НАТО и ОБСЕ не собирается.

Немецкая же позиция, похоже, претерпела некоторую трансформацию. Памятная речь Медведева, произнесенная два года назад на немецкой земле, и выдвижение им инициативы относительно нового договора, поведал нам международный обозреватель Berliner Zeitung Франк Херольд, были холодно восприняты в Берлине. И у германских политиков не было никакого интереса обсуждать идеи Медведева: они понимали, что задача России — минимизировать значение НАТО и увеличить вес ОБСЕ. Но в последнее время Берлин стал относиться к кремлевской инициативе заметно лояльнее. В июне А.Меркель уделила внимание этой теме на встрече с Медведевым. Правда, как свидетельствуют в германском МИДе, канцлер дала понять российскому коллеге: если хотите, чтобы ваши предложения по Договору о европейской безопасности рассматривались, то вы сначала должны продемонстрировать, что Россия способна сделать свой вклад в европейскую безопасность, и хорошее место для приложения российских усилий — урегулирование Приднестровской проблемы. (Как полушутя заметил один депутат бундестага, если Медведеву под силу решить проблему мэра Москвы, то неужели он не может решить проблемы с руководством в Тирасполе?)

«Мы считаем, что предложения Медведева нужно серьезно рассматривать. Необходимо поломать голову, где мы можем эффективно сотрудничать», — считают во внешнеполитическом ведомстве Германии. Соглашаются с этим и эксперты. «Предложения русских скорее разочаровывают нас, но их нужно обсуждать», — говорит научный сотрудник исследовательского отдела «Россия/СНГ» Фонда науки и политики Маргарета Кляйн. Но при этом, считает она, необходимо задаться вопросом: а в чем же сегодня выражается дефицит европейской безопасности? По ее собственному мнению, основных дефицитов три. Один заключается в различном восприятии угроз и взаимном кризисе доверия. Другой — в недостаточной эффективности инструментов кооперации в противостоянии внешним угрозам. И третий — в разногласиях относительно ценностей (в этом плане, считает эксперт, Украина более близка Европе, чем Россия). «Россия очень хорошо рекламирует предложения Медведева и претендует на владение этим процессом (построения новой системы европейской безопасности. — Авт.). Поэтому Запад должен внести свои пропозиции и сказать не о том, что мы не хотим российских предложений, а заявить о том, чего мы конкретно хотим. К сожалению, с западной стороны сегодня очень мало таких предложений».

Россия в НАТО?

С последним утверждением, правда, многие могут не согласиться: сегодня России предлагается как никогда много, ее как никогда пытаются убедить в том, что она не враг, а партнер Запада, а времена холодной войны «ушли в прошлое раз и навсегда». И в Довиле, по свидетельству А.Меркель, в том числе обсуждался вопрос, «как можно обеспечить более эффективное сотрудничество между Россией и НАТО». Альянс пытается растопить последние глыбы, оставшиеся после «ледникового периода» отношений с Россией. И не потому, что боится ее. А потому, что, по выражению одного из сотрудников штаб-квартиры альянса, у НАТО сегодня очень много работы, потому что у НАТО и России много общих глобальных задач, перед ними стоят общие новые вызовы.

Поэтому Россию активно пытаются вовлечь в обсуждение многих вопросов. Ее приглашают присоединиться к единой европейской системе ПРО. Как заверили нас в штаб-квартире альянса, к саммиту в Лиссабоне должен быть завершен совместный обзор потенциальных угроз 21 века (российское руководство считает его едва ли не главным вопросом). Россия и НАТО близки к окончанию составления списка конкретных сфер сотрудничества, куда войдут борьба с терроризмом, пиратством, контрабандой оружия, гражданское чрезвычайное планирование и, конечно же, Афганистан.

Более того, мысли о возможном членстве России в НАТО уже не только произносятся вслух, но и начинают активно обсуждаться. И не только экспертами. Напомним, что не так давно такую возможность не исключил даже постпред США при НАТО Иво Даалдер: «Североатлантический договор ясно говорит, что каждая европейская страна имеет право вступить в НАТО. Россия является европейской страной и, соответственно, имеет право вступить в альянс. Но членство РФ — не решение НАТО, это решение российского руководства и вопрос соблюдения установленных правилами процедур... Вступление России в альянс возможно, но должно соответствовать интересам России, и она должна принять сама это решение». Пока же, считает дипломат, «мы не можем сейчас детально обсуждать этот вопрос, потому, что он не стоит на повестке дня, Россия пока не поставила его в повестку».

Но это вовсе не означает, что возможность вступления в НАТО не рассматривается в самой России. В европейских столицах живо обсуждается доклад, подготовленный для президента России близким к Д.Медведеву Институтом современного развития. Основные тезисы этого документа председатель правления института Игорь Юргенс озвучил на сентябрьском Мировом политическом форуме, прошедшем в Ярославле. Если очень кратко, то основная идея заключается в том, что Россия должна нацеливаться «на союз с НАТО, на интеграцию в обновленное НАТО, а также на членство в НАТО в долгосрочной перспективе». «Наш внутрироссийский консенсус состоит в том, что Россия имеет особый статус великой державы в Евроатлантике, и потому присоединиться к НАТО мы можем только на особых условиях», подчеркнул эксперт. «Мы анализируем несколько этапов сценария интеграции, — сообщил председатель правления Института современного развития. — Остановиться на одном из них — дело политического руководства. В настоящее время приоритетный и наиболее реалистичный вектор дискуссии состоит в формировании союзнических отношений между Россией и НАТО. Это долгосрочный вектор, мы не должны упустить окно возможностей по ряду направлений и должны использовать время, которое у нас есть, для улучшения наших отношений. Мы должны, по крайней мере, начать размышлять о том, как именно будет организован этот «союз союзов», как может быть реализован так называемый французский вариант присоединения России к этой политической организации».

Нельзя сказать, что предложения И.Юргенса были встречены в России на ура. «Старая ястребиная гвардия» уже обвинила эксперта в намерении уничтожить Россию, или как минимум превратить в сателлита Запада. Тем не менее процесс обсуждения пошел, и из узкой экспертной среды уже вышел в Интернет и эфир.

Дискутируют на эту тему и в Европе. Пожалуй, самым горячим сторонником идеи принятия России в НАТО является бывший министр обороны Германии Фолькер Рюе, уже довольно давно «болеющий» этой темой. Накануне встречи немецкого, французского и российского лидеров он опубликовал в минувшую субботу статью в газете Rheinische Post, где вновь призвал сделать Россию полноправным членом альянса. «Настало время открыть двери НАТО для России как для одного из государств-членов организации», — написал ныне эксперт ХДС по вопросам обороны. Он убежден, что евроатлантическое сообщество нуждается не только в Америке, но и в России. Причем по многим причинам. В частности, он отметил, что в значимых регионах у Европы, Америки и России общие интересы: «Все они сталкиваются с одинаковыми вызовами, такими, как терроризм, уязвимость глобальных сетей коммуникации, нарастающая угроза нападения с применением ракет с ядерными боеголовками, распространение оружия массового поражения и, прежде всего, нестабильность на Ближнем Востоке».

Однако даже в столь русофильской стране, как Германия, сторонников членства России в НАТО не так уже много. «Эта идея не является немецкой политикой. Это предложение отставного политика, получившее поддержку отставных генералов, — заверил нас полковник Вольфганг Рихтер, научный сотрудник исследовательского отдела по вопросам политики безопасности Фонда науки и политики. — Будущее членство России кажется пока нереалистичным. Лучше сконцентрироваться на необходимости укрепить контроль над вооружениями, попытке расширить кооперацию на проблемные сферы — ПРО, тактическое ядерное оружие, глобальную политику относительно стран, подрывающих Договор о нераспространении». Сомневается в реалистичности идеи приема России в НАТО и коллега полковника Рихтера М.Кляйн: «Россия сначала должна доказать, что она готова придерживаться общих правил». А западным политикам и аналитикам, по мнению эксперта, необходимо найти ответы на ряд вопросов. Возможно ли сближение ценностей НАТО и России? Не будет ли Россия, получив право вето, блокировать решения альянса? Не ослабнет ли интерес Соединенных Штатов к безопасности Европы? Как отреагирует на членство России в НАТО Китай? Готов ли альянс получить столь протяженную границу с этой супердержавой? И, наконец, готово ли НАТО распространить гарантии 5-й статьи Вашингтонского договора на Россию?

Скорее всего, ответы на эти вопросы будут получены еще не скоро. А вот насколько далеко решатся зайти НАТО и Россия в своих поисках «более тесных форм сотрудничества», возможно, мы узнаем уже через месяц в Лиссабоне.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 13 октября-19 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно