«ТОЧКА» — ДВИГАЕТ «ПРОГРЕСС», или КАК НЕ НАСТУПАТЬ ДВАЖДЫ НА ГРАБЛИ СУБЪЕКТИВНЫЕ ЗАМЕТКИ О ВЕСЕННЕМ СБОР-ПОХОДЕ ВМС УКРАИНЫ

5 мая, 2000, 00:00 Распечатать Выпуск №18, 5 мая-12 мая

Все-таки шестое чувство имеет место быть. Возможно, интуиция и еще некоторые обстоятельства, о кот...

Все-таки шестое чувство имеет место быть. Возможно, интуиция и еще некоторые обстоятельства, о которых пойдет речь ниже, сделали запланированный ранее совместный сбор- поход кораблей Военно-Морских сил Украины и Черноморского флота России практически неосуществимым. Братья-славяне «воевали» порознь.

После бесславного финала учений Сухопутных войск (инцидент с ракетой «Точка-У») военморы Украины к своему сбор-походу (учениям) готовились с особой тщательностью. Неоднократные проверки готовности матчасти флагманскими специалистами, включая личное участие в ревизии механизмов корабельной артиллерии главкома ВМСУ вице-адмирала М. Ежеля стали предпоходной нормой. Корреспонденту «ЗН», участвовавшему в сбор-походе на тральщике «Желтые Воды», довелось наблюдать, как Михаил Брониславович поочередно «макал» в башню кормового орудия корвета «Винница» командира корабля и его подчиненных. Накачка всех и вся продолжалась вплоть до самого выхода кораблей в море.

СКАЖИ, КТО ТВОЙ ДРУГ, И Я СКАЖУ...

Первый этап сбор-похода кораблей ВМСУ (с 17 по 24 апреля) фактически состоял из торжественной встречи президентов Украины и России на борту фрегата «Гетьман Сагайдачний» и спустя два дня похода на нем же главкома М. Ежеля в Стамбул. Столица славянских «челноков» принимала командующих военно-морскими силами стран Черноморского региона.

Судя по итогам встречи, в ближайшем будущем несколько боевых плавединиц украинских ВМС войдут в состав многонационального оперативного соединения Черного моря — Блексифор. Его предназначение — выполнение поисково-спасательных операций, противоминные мероприятия, доставка гуманитарной помощи, защита окружающей среды (сбор разлитой нефти и т.п.). Вся деятельность соединения будет осуществляться согласно Устава ООН. Блексифор сможет принимать участие в операциях, которые проводят ООН и ОБСЕ. По договоренности сторон командовать этим соединением будут поочередно представители от каждой страны. Одним из направлений сотрудничества должны стать проведения совместных учений.

Что получится из этого, говорить пока рано. Но уже в июне нынешнего года запланированы совместные морские международные учения стран Черноморского региона, «Кооператив-Контакт- 2000», в которых также примут участие корабли некоторых средиземноморских стран. Тем самым идея министра обороны А. Кузьмука о создании интернациональных войсковых частей, уже реализованная, пускай частично, в Сухопутных войсках (инженерно-саперный батальон в Закарпатье), воплотилась в Блексифоре. О любви к НАТО военные вслух не признаются, но изменения классификации украинских кораблей на натовские стандарты (малый противолодочный корабль-корвет, сторожевик-фрегат), бортовые номера с латинской «U», засвечивают симпатии Минобороны. Еще одно косвенное тому подтверждение — визит корабля управления «Славутич» в США, приуроченный ко Дню независимости страны — основоположника НАТО.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР ИЛИ ФЛОТСКИЙ БАРДАК?

Безусловно, от решения провести свой весенний сбор-поход исключительно в одиночку, ВМС Украины только выиграли. Ибо 24 апреля перед началом последних трех этапов украинских военно- морских учений российская ракета «Прогресс», выпущенная, по сообщению пресс-службы ЧФ России с мыса Херсонес, угодила в украинский сухогруз «Павел Верещагин», следовавший рейсом по маршруту Стамбул—Скадовск.

Основной причиной, как считают российские и украинские военно-морские эксперты, явилось нарушение «Верещагиным» границы закрытого района (района учений). Действительно, подобные учения предваряются специальными неоднократными сообщениями по радио (навипы, навимы, навареа), обязательными к приему всеми воздушными и морскими судами. Безусловна вина капитана сухогруза. В то же время по меньшей мере несерьезно выглядит заявление представителей России, что «Командование Черноморского флота Российской Федерации осуществило все меры по обеспечению надлежащих условий проведения ракетных стрельб: с целью недопущения судов в опасную зону было задействовано 13 кораблей, а также авиация и береговая система наблюдения. Кроме того, сама система управления берегового ракетного комплекса, который осуществлял пуск этой ракеты, предполагает меры безопасности». Получается, что гражданский теплоход оказался эдаким морским невидимкой — «Стеллсом».

К счастью, ВМС Украины в закрытии района участие не принимали. В противном случае «наступивший дважды на грабли» министр обороны А. Кузьмук почти наверняка уже сдавал бы дела.

ЧТО В ИМЕНИ ТВОЕМ, ВМС?

Корабли 5-й бригады охраны водного района (ОВР), подобно пулям из ствола хорошо пристрелянной винтовки, вылетали в море. Последним выходил морской тральщик «Желтые Воды» с «балластом» — собкором «ЗН».

Всего в учениях, проходивших с 25 по 28 апреля было задействовано 11 боевых кораблей. Два боевых и два учебных катера, шесть и четыре боевых самолета и вертолета соответственно. Личный состав участников — две с половиной тысячи человек.

После «ляпа» россиян украинские моряки (от греха подальше) ракетных стрельб не проводили. Впрочем, локальных проблем хватало, по крайней мере, на «Желтых Водах». Корабль, спущенный на воду 26 лет назад, устал. Судовые дизели, отработавшие два срока, буквально молили если не о замене, то о капитальном ремонте. В самый ответственный момент скис один из двух дизель-генераторов. Прибывшие срочно баркасом с «Винницы» на подмогу флотский механик А. Айвазов сотоварищи «слепили из дерьма конфетку». «Двухсотка» заработала, что собственно и дало возможность выполнить плановые постановки и траления мин, вполне успешно уложившись в нормативы.

Тральщик «Желтые Воды», оттянувший боевую службу в горячих точках планеты (Персидский залив, Красное море, Атлантика) с 1977 по 1988 год, несколько лет назад предполагался стать исходным сырьем для производства гвоздей и иголок. Но судьба распорядилась иначе и Украина получила его при разделе Черноморского флота. Нищенские подачки МО и ощутимые финансовые потери в собственных карманах офицеров и мичманов довели тральщик «до ума». По своему техническому состоянию (если не считать корабельных двигателей) он превосходит своего собрата — «Черкассы», простоявшего десяток лет на консервации.

Будущее Военно-Морских сил Украины, мягко говоря, трудно предугадать. Но при существующем пока положении дел судьба их очень даже прогнозируема. Финансирования хватает только на выплату денежного содержания и поддержки «свадебного генерала» — фрегата «Гетьман Сагайдачний». Но «собака» (так моряки окрестили фрегат из-за присутствия волка в гербе корабля. — В.О.) уже устала «лаять». Выходят из строя, пока еще не часто, детали корабельных двигателей. Средства же, предназначенные на плановые ремонты кораблей, например, «Желтых Вод», в прошлом году «собака» уже «съела».

Никогда не выйдет в море «Днепропетровск», поход единственной подводной лодки «Запорожье», по мнению флотских офицеров, сейчас равносилен самоубийству. Третий тральщик 5-й бригады ОВРа — «Чернигов», по неофициальным данным, готовится на списание.

Фактически на сегодняшний день все скудные средства, выделяемые ВМС, уходят на поддержание вышеупомянутого «Сагайдачного» и корабля управления «Славутич». На субъективный взгляд автора этих строк, основанный, впрочем, на мнении многих штабных и корабельных офицеров, безопасность морских рубежей Украины обеспечивают совместно с вышеупомянутыми двумя кораблями и морчастями погранвойск исключительно 5-я бригада ОВРа, состоящая из трех корветов и двух тральщиков. Турция, увеличила свой военно-морской флот за последние годы в три раза.

Если не тревогу, то серьезную озабоченность вызывает, на мой взгляд, подготовка будущих морских офицеров. Курсанты предпоследнего курса Военно-морского института им. П. Нахимова за четыре года учебы практиковались на кораблях в море... не более двадцати суток. Зато пять раз успели отмаршировать на различных парадах. Поэтому вполне предсказуемо «неполное служебное соответствие» юных лейтенантов, если им повезет (!) попасть служить на корабль.

Рассказывая о ВМС Украины, нельзя не упомянуть и российский ЧФ. Если не считать помпезной штабной многоэтажки (украинцы ютятся на территории бывшей школы прапорщиков) и повышенной (в 1,8—2 раза) по сравнению с украинской, зарплаты офицеров и мичманов, россияне испытывают те же проблемы, что и их коллеги под желто-голубым флагом. Российская морчасть ОВРа, по информации, заслуживающей доверия, в море практически не выходит. А содержание флагмана ЧФ России — ракетный крейсер «Москва» (б. «Слава»), значительную часть кораблей, береговые объекты спонсирует правительство Москвы. Что само по себе хорошо, но явно не достаточно. Потому-то на президентство Путина российские военморы возлагают большие надежды.

«КОРАБЛИ ФАНЕРНЫЕ, МОРЯКИ ЖЕЛЕЗНЫЕ»

В начале Великой Отечественной германские летчики, презрительно отзываясь об устаревших советских самолетах, превозносили пилотов: «Самолеты фанерные, летчики железные». Конечно, время сейчас другое, но переиначенная поговорка вполне приемлема, увы, к украинским ВМС. Удивительно, но выходя в море не более (если повезет) двух раз в год, офицеры, мичмана и матросы «Желтых Вод» показали приличную боевую выучку. Оборонялись от подводных диверсантов ручными гранатами, ставили дымовые завесы и мины, грамотно защищались от гипотетической угрозы ядерного взрыва и отравляющих веществ, боролись за живучесть корабля. И все это не выходя из принятых нормативов. Даже густой туман не стал помехой.

Были и проколы. При расстреле мины заклинило снаряд в казеннике пушки «времен Очакова и покоренья Крыма». Хотя несостоявшегося третьего, контрольного, выстрела не требовалось. В мину дембель-комендор Денис Санин попал вторым. Увы, но реактивная глубинная бомба по предполагаемой подлодке из РБУ-2000 так и не вылетела. Не сработал контактный взрыватель. Причина — заводской (?) дефект бомбового детонатора, который, впрочем, мог быть вполне устраним при более тщательной подготовке к стрельбам.

Все огрехи — следствие отсутствия полноценной практической учебы. Ежу, как и главному М. Ежелю, понятно, что у причала она невозможна.

Зато моряки получают конкретные телефонограммы, порой анекдотичные по сути. В конце марта депеша за подписью заместителя главкома по тылу предписывала «для улучшения продовольственного снабжения личного состава» собирать... березовый сок. Ну где вы видели в Севастополе березовые рощи?

Или переход на новую, точнее, возврат к старому образцу формы одежды матросов. На объявленное построение в рабочем платье, да простит меня командир «Желтых Вод» В. Догонов, матросы были одеты с «бору по сосенке». Причина — нет денег на обмундирование. Еле-еле смогли заказать ленточки с именем корабля на бескозырки. Офицеры форму шьют тоже за свои кровные. Что же касается известного моратория на льготы военнослужащим, то единственное, чем были оскорблены, да-да, все без исключения офицеры и мичманы, — введение оплаты проезда в городском транспорте для матросов срочной службы. Флотская ненормативная лексика по этому поводу взломала бы барабанные перепонки и расстроила закаленную психику, услышь они ее, членам Кабмина и депутатам Верховной Рады в полном составе. А если добавить сочные выражения девяти адмиралов ВМСУ?

Может быть в этой нецензурно-беспомощной заботе о подчиненных или в еде из одного котла офицерами и матросами надоевшей «кирзы» — ячневой каши с маслом — взамен положенных гречки, яиц и сгущенки из-за «необходимости погасить долги по выдаче набора продуктов для военнослужащих, включая по март» (орфография сохранена. — В.О.) кроются истоки морского братства?

Впрочем, пока флот Украины в полной боевой. Не благодаря, а вопреки...

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №34, 15 сентября-21 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно