Теневая алкономика

Поделиться
Рынок алкоголя — это сверхприбыли, это интерес главных политических игроков, это теневой рынок и криминальные крыши...

Рынок алкоголя - это сверхприбыли, это интерес главных политических игроков, это ЕДАПС». Частное предприятие СП «Голография» производит защитные голограммы для акцизной марки. Сами по себе голограммы «Голографии» делают прекрасные специалисты, и качество их вполне приемлемое. Но хранение и печать матрицы голограммы на частном предприятии, которое связано с Юрием Сидоренко и депутатом Партии регионов Василием Грицаком, создало для государства серьезные риски. Голограммы официальной стоимостью 10 копеек почему-то по три-четыре копейки теневики закупают на черном рынке, как утверждают его участники. Спецслужбы регулярно перехватывают высокоточные подделки украинских акцизных марок - десятками миллионов экземпляров, причем производятся они не только за рубежом, но и в Украине. Наконец, в 2009 году Служба внешней разведки совместно с турками накрыла целый завод по производству акцизных марок. Кто-то предприимчивый снабдил преступников точной технологией производства акцизной марки. Первым, кто обратил внимание на проблему работы государства с «ЕДАПС» и Грицаком с Сидоренко, оказался премьер-министр Николай Азаров. В 2007-м Азаров решил перевести всю печать голограмм к акцизным маркам на государственное предприятие «Укрэлекон». Эту идею поддержала секретарь СНБО Раиса Богатырева. Служба внешней разведки направила докладную записку на имя президента, где говорила о возможных рисках сотрудничества с «ЕДАПС» для государственной безопасности в ряде ключевых сфер. Однако власть менялась, и в условиях досрочных выборов Грицак сумел полностью переиграть Азарова. Он получил поддержку от президента Ющенко. «ЕДАПС» направил Ющенко открытое письмо, где обвинил Азарова в «криминальном давлении» и «преступном сговоре» якобы с целью захвата «ЕДАПС». Правительство Януковича ушло в отставку, и Юлия Владимировна помогла Грицаку полностью похоронить «Укрэлекон». Государство оставило производство важнейшего защитного знака частной структуре, а Грицак на полтора года стал яростным сторонником Тимошенко - пока политическая конъюнктура снова не поменялась. Сумеет ли Азаров сейчас реализовать планы по производству голограмм для акцизных марок на государственном предприятии? Судя по всему, Николай Янович ничего не забыл. Об этом свидетельствует отставка с поста главы департамента Госохраны МВД родного брата Грицака Виталия. Он не получил никакого назначения, и руководство Партии регионов не доверило представителю этой семьи контроль за силовыми подразделениями. Виталий Грицак был мощной политической и силовой поддержкой, и теперь без него бизнес «ЕДАПС» находится в зоне риска. Кроме Азарова, среди недругов еще и Богатырева, и глава администрации президента С.Левочкин, и вице-премьер по силовым вопросам В.Сивкович.

Но вопрос уже не только в том, кто будет печатать марку. Нашим фискальным органам следует серьезно задуматься, стоит ли вообще развивать технологию защитных марок? Марки все равно не обеспечивают мгновенной идентификации и не позволяют считывать информацию о перемещениях алкогольной продукции. Необходима единая электронная база данных и новая, более оперативная и дешевая система контроля. Сейчас акцизная марка превратилась из системы контроля в пустую формальность.

Однако планов по замене этого архаизма пока нет, и потому на рынках по-прежнему свободно продается водка по шесть-семь гривен с абсолютно настоящей акцизной маркой. Подделки стоят дороже, и на них спрос невелик…

Государство не является полноценным регулятором рынка подакцизных товаров. Нельзя в связи с этим и сказать, что минимальная розничная цена является эффективным регулятором рынка. Скорее всего, при создании цивилизованного рынка алкоголя необходимость в таких мерах отпадет автоматически. Пока же отметим тенденцию: правительство перестраивает свои отношения с «алкономикой» не снизу, а сверху. Пытаясь решить системные проблемы налоговым скальпелем. Поэтому планы правительства по повышению акцизных сборов приведут к повышению налоговой нагрузки на легальный сегмент алкоголя и к сужению базы налогообложения. А чтобы расширить базу и повысить собираемость, надо поменять правила игры, тогда ведущие игроки рынка получат стимулы для выхода из тени и инвестиций в легальный сектор. Необходимо дать собственникам легальную базу и условия конкуренции, повысить экспортные возможности и увеличить риски для ведения теневого бизнеса на внутреннем рынке. Таким образом, декларируя амбициозные планы по повышению собираемости налогов, правительство Николая Азарова сталкивается с необходимостью проведения структурных экономических реформ. Иначе динамика падения легального производства, наметившаяся в алкогольной отрасли в конце прошлого года, сохранится и теневики захватят еще большую долю. Водку акцизом не перешибешь…

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме