«Тендерное ружье» еще на стене. Ждем выстрела?

3 апреля, 2009, 16:22 Распечатать

Пока по всей стране происходят акты самосожжений из-за нескольких тысяч невыданного депозита, в Верховной Раде и Кабинете министров разыгрывается очередной акт пьесы на миллиарды гривен...

И в их домах не гасят свет.
Их будоражит звон монет.
Там снова скандал...

К.Кинчев. «Картонный дом»

Пока по всей стране происходят акты самосожжений из-за нескольких тысяч невыданного депозита, в Верховной Раде и Кабинете министров разыгрывается очередной акт пьесы на миллиарды гривен. В центре действа — законопроект о государственных закупках. Его авторы из Комитета ВР по экономической политике вновь предлагают общенациональную сомнительную схему. И заученно повторяют свои старые сценические ходы и штампы, мало внимания обращая на новых зрителей и актеров — Всемирный банк, Европейскую Комиссию, ВТО, МВФ... А зря! Без их аплодисментов может сорваться не только сама пьеса. Не дай Бог, рухнет весь прогнивший театр.

С марта прошлого года Украина живет без закона о госзакупках. Коррупционный закон народные депутаты отменили и поручили Кабмину принять Временное положение, что тот и сделал. В мае в первом чтении был принят законопроект №2263-1. Его должен был доработать парламентский Комитет по экономической политике. Точнее, подкомитет по регулированию рынка госзакупок, госзаказа, конкурсов и деятельности госпредприятий во главе с Антоном Яценко (БЮТ), бывшим вице-президентом Тендерной палаты (ТПУ), первоучредителем ООО «Европейское консалтинговое агентство» («ЕКА») и одним из трех злейших «Врагов прессы 2007». Именно ТПУ и «ЕКА» находились в центре обвинений в тендерной коррупции.

В комитете молодой бютовец оказался в окружении «тендерных президентов». Глава комитета — А.Ткаченко (КПУ, когда-то почетный президент ТПУ), С.Осыка (БЮТ, бывший глава Ревизионной комиссии ТПУ), О.Лукашук (БЮТ, бывший член наблюдательного совета ТПУ). Последний возглавил подкомитет по госрегулированию бухгалтерского учета, аудиторской деятельности.

С мая комитет ВР никак не проявлял себя в сфере госзакупок. Правда, он или его члены в той или иной степени участвовали в продвижении ряда законопроектов в других сферах: аудиторской и оценочной деятельности, госзаказа, электронной отчетности. Об их коррупционном потенциале неоднократно писали в «ЗН» (№36, 2008 г., №3, 2009 г.). Последним хитом стал законопроект №0924 о едином социальном взносе (соавторами выступили «регионалы» В.Хара и М.Папиев). А «интересную схему» с подачей электронной налоговой отчетности начали отрабатывать уже на уровне ГНАУ (см. «ЗН», № 3 и 5, 2009 г.). В общем, пусти козлов в огород...

На уровне исполнительной власти работу над редакцией закона возложили на Министерство экономики и Департамент государственных закупок. Согласно Временному положению, министерство стало специальным уполномоченным органом в сфере госзакупок.

Впрочем, до октября 2008 года Департамент был фактически лишен полномочий по согласованию закупок у одного исполнителя. Этим занимался консультативно-методический совет, в который входили народные депутаты из комитетов ВР по экономической политике и по борьбе с оргпреступностью и коррупцией (А.Пшонка).

Подобные комиссии с участием нардепов, чиновников и ТПУ процветали в 2006—2008 годах — при Счетной палате, при Антимонопольном комитете. Оригинальное украинское изобретение для удовлетворения интересов народных избранников и иже с ними: контроль отсутствует, ответственности никакой.

Приступив к исполнению обязанностей, министерство столкнулось с желанием отобрать у него полномочия в пользу ГлавКРУ. Летом 2008 года с подачи А.Турчинова начинается эпопея с постановлением «О некоторых мерах по усилению государственного финансового контроля». Смысл идеи прост: сделать министерство «свадебным генералом», а ГлавКРУ передать ключевые полномочия и возродить элементы тендерной схемы 2005—2008 годов (см. ЗН, №30, 2008 г.). Показательно, что в ГлавКРУ «приземлился» бывший глава правления ТПУ В.Лаба. После его перевода ревизорский департамент по контролю госзакупок возглавила Т.Дергалюк. Ее сын Андрей выступал в судах представителем «ЕКА» и других «консультантов»...

С 2008 года госзакупки становятся предметом договоренностей с международными игроками. Вступив в ВТО, Украина обязалась присоединиться к Соглашению о госзакупках этой организации. В конце февраля этого года она добилась официального статуса наблюдателя в рамках соглашения.

Переговоры о создании зоны свободной торговли с Европейским Союзом посвящены, среди прочего, гармонизации украинского законодательства в сфере госзакупок с соответствующими директивами ЕС. Соглашение с МВФ подразумевает, что Украина примет закон о госзакупках, который будет соответствовать международным стандартам.

Всемирный банк сделал принятие закона одним из условий получения Украиной займа на политику развития. Такова краткая предыстория вопроса.

Те же схемы, только в профиль

Пока Комитет по экономической политике осваивал новые сферы, специалисты Минэкономики в сотрудничестве с экспертами ВБ разработали базовую редакцию законопроекта. Банк признал ее приемлемой, и в начале ноября 2008 года за подписью директора ВБ в Украине, Молдове и Беларуси М.Райзера ее отправили в Кабмин. Вскоре ее выслали в комитет ВР с рекомендацией взять за основу. Письмо было подписано Юлией Тимошенко.

«ЗН» удалось получить копию этого законопроекта. В нем полностью уничтожены лазейки для построения коррупционных схем с участием палат, комиссий и посредников-консультантов. Замечания экспертов Всемирного банка касались трех проблем. Во-первых, необходимо четко разделить «в Уполномоченном органе функции надзора и рассмотрения жалоб» (т.е. жалобы оставались в его ведении). Во-вторых, лишить этот орган функций прямого контроля (для этого есть Счетная палата). И удалить из закона большую часть исключений.

Позиция ВБ явно эволюционировала с конца лета — начала осени 2008 года. Тогда его эксперты говорили о том, что орган по рассмотрению жалоб должен быть независимым и в него должны входить независимые эксперты (см. «ЗН», №31, 2008 г.). Эволюция выглядит вполне разумной. Как любая политическая партия в Украине неизбежно становится похожа на КПСС, так и любая «независимость» в сфере госзакупок превращается в бесконтрольность и безответственность.

Возглавляемый А.Ткаченко комитет активизировался лишь в этом году. На прошлой неделе он разработал ко второму чтению свой проект. Его копию, официально полученную в комитете, предоставила «ЗН» Инна Богословская. Нам удалось достать в комитете еще две версии. Они мало чем отличаются друг от друга. Одну из них комитет отослал 25 марта в представительство ВБ по Украине, Молдове и Беларуси. И вот тут-то и закрутилась интрига.

26 марта ВБ своим письмом премьер-министру сообщает, что полученный законопроект «не отвечает международной практике и директивам ЕС, в нем прослеживается намерение возобновить работу непрозрачной и неприемлемой институциональной структуры» (копия письма в распоряжении «ЗН»). Объяснение конкретных причин не приводится. М.Райзер рекомендует использовать проект закона Минэкономики, а также обратиться к экспертам ЕК для обеспечения его соответствия директивам ЕС. Он также предлагает создать совместную рабочую группу.

27 марта А.Турчинов поручает создать такую группу в составе первого замминистра экономики А.Максюты, замминистра финансов М.Полуденного, народных депутатов С.Осыки, А.Плотникова, старшего специалиста по закупкам Всемирного банка А.Велогорской и координатора проектов банка В.Си­ряченко. Ввиду богатого тендерного опыта С.Осыки, это похоже на скрещение волка с трепетной ланью...

Что же могло вызвать такую реакцию Всемирного банка? Скорее всего, воссоздание норм, содержащих высокий риск коррупционных схем.

Во-первых, рассмотрение жалоб передается «независимому коллегиальному органу» — комиссии. Из 17 человек (в другой версии — 14) девять — это представители органов власти, а восемь — «независимые специалисты, которые не являются госслужащими, не имеют отношения к органам госвласти и предприятиям».

Персональный состав комиссии утверждается Верховной Радой по представлению Кабинета министров. Ротация членов комиссии осуществляется каждые три года.

Организационно-методическое и информационное обеспечение реа­лизовывает один из органов гос­власти, главной задачей которого является осуществление государст­венного финансового контроля. Этот орган определяет КМУ.

Очевидно все то же нарушение базового принципа разделения властей и огромный коррупционный потенциал...

Во-вторых, цена конкурсного предложения должна соответствовать специальной методике ее расчета, которую утверждает комиссия. Она вполне может ввести норму о том, что участники торгов должны предоставлять некую оценку рыночных цен своего товара, услуг или работ. А оценкой займутся «нужные» частные оценщики. Как мы отмечали выше, комитет ВР уже накопил скандальный опыт в этой сфере...

В 2006—2008 годах любое юрлицо имело право подавать жалобу на действия/решения и т.п. заказчика. Это право использовалось для блокирования закупок и вымогательства откатов с заказчика, с вероятного участника-победителя.

«Тендерный рейдер» снова появляется в законопроекте комитета. Но нормы выстроены хитрее. «Представителям общественности и СМИ» дают право «в случае выявления нарушений законодательства обращаться в Комиссию...». На основании этих обращений комиссия сможет принимать решения, как будто речь идет о жалобах участников. То есть она будет вправе блокировать закупки...

Вместе взятые, эти элементы могут составить стройную общенациональную схему откатов. При этом ее авторами будут выставляться И.Богословская и И.Горина. Их предложения, творчески переработанные, использованы для формулировки соответствующих норм. Злая ирония заключается в том, что И.Богословская неоднократно выступала против подобных тендерных схем, в том числе и по законопроекту №0924.

В случае принятия этой редакции развитие событий становится легко предсказуемым. Органом, который озаботится обеспечением комиссии, станет ГлавКРУ. Оно сможет рассматривать жалобы самостоятельно, без всякой комиссии. Ведь ее состав должна будет утвердить Верховная Рада, которую могут распустить, блокировать и т.п.

«Независимые специалисты» будут отобраны комитетом совместно с другими «бенефициарами» схемы. В результате депутатская группа (впору вводить новый термин — организованная депутатская группа, ОДГ) де-факто получит большинство в комиссии и сможет проводить выгодные решения. Причем это большинство будет практически «вечным», ибо ротация происходит раз в три года...

О пряниках для «колядования»

В имеющихся версиях законопроекта содержатся нормы, подсказывающие, каким образом может собираться депутатская поддержка. Из режима закона выводятся «хозобщества, в уставном капитале которых 60 и более процентов принадлежат государственным предприятиям, и хозобщества, в уставном капитале которых государственная или коммунальная доля акций превышает 50%...» Сразу вспоминается «Укрнафта» и связанный с ней нардеп от «НУ—НС» Игорь Палица. А также «Днепроэнерго». Показательно, что автором этой поправки стал бютовец Виталий Данилов из комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса.

Представительство органов власти в комиссии по жалобам варьирует по версиям. В некоторых присутствует Госпотребстандарт. Его глава Лариса Лосюк является давней соратницей по партии нардепа Юрия Кармазина...

Так что с этими и другими пряниками можно смело колядовать в сессионном зале.

Кому война, а кому мать родна

На прошедшей неделе появились признаки подготовки кампании против законопроекта ВБ—Минэкономики. В понедельник было заявлено о пресс-конференции А.Яценко на тему «Кто дискредитирует Всемирный банк и Верховную Раду в сфере госзакупок?». Ее отменили. Акцент стал яснее в пятничном анонсе: «Дезинформируют ли руководящие лица Министерства экономики правительство, Верховную Раду, Всемирный банк с целью обеспечения коррупционных возможностей в сфере госзакупок?»

Началась пристрелка в «желтых» онлайновых изданиях с сообщениями глав Счетной палаты и ГлавКРУ об аховой ситуации в Минэкономики. А ведь еще не «заговорили» МВД и ГПУ. Так что мы находимся в начале массированного давления на Минэкономики и Всемирный банк. С 2005 года жертвами таких кампаний становились АМКУ, Ассоциация городов Украины и общин, предыдущий глава ГлавКРУ П.Андреев, то же Минэкономики и т.д. Истинная причина всегда была одна: сломить сопротивление тендерным схемам и их авторам. Выстоят ли Всемирный банк и министерство на этот раз? Вопрос открытый...

...«Ружье» тендерной схемы вешали на стену и чистили представители практически всех политических сил. Правда, только БЮТ додумался взять его создателей в парламент. Массовые муниципальные протесты 2007 года, срыв поставок горючего для ВВС, проблемы на Чернобыльской и Южно-Украинской АЭС... Эти и другие внутриукраинские «выстрелы» не заставили сдать его в утиль.

Financial Times должна выйти с передовицей «Тендерная принцесса»? А ОРТ — с передачей о том, как «Украина В.Ющенко» погружается в коррупционное болото? Или послам стран ЕС устроить воспитательную беседу с премьером, президентом и спикером? Уже не на тему кота Леопольда «Давайте жить дружно». На более серьезную, от комиссара Коррадо Катани и капитана Глеба Жеглова: «Не воруйте так нагло у вашего государства! И тогда мы вам поможем».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №30, 18 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно