ТАЙНАЯ КРЕПОСТЬ В СКАЛАХ МУСКЁ

Поделиться
Секретная военно-морская база - целый тайный город - вырублена в скалах на шведском острове Мускё. Здесь не капает вода со стен, не холодно и не сыро...

Секретная военно-морская база - целый тайный город - вырублена в скалах на шведском острове Мускё. Здесь не капает вода со стен, не холодно и не сыро. В помещениях - яркий неоновый свет. Жилые дома, административные здания, рестораны, механические мастерские, доки, верфи имеют собственные источники энергии и воды. Автономные установки для очистки воздуха помогут пережить нападение противника, даже ядерный удар.

Военный флот Швеции был создан королем Густавом Ваза (он жил в 1498-1560 годах), который понимал, что стране нужна сильная морская оборона. Он приобрел сразу десять боевых парусных судов в Любеке. Потом распорядился построить верфь на стокгольмской набережной Шеппсбрун, рядом с королевским дворцом. Король любил наблюдать из окна, как строились корабли.

Несколько столетий военный флот Швеции базировался в Стокгольме под прикрытием островов в шхерах. Но появилась авиация, и морские базы стали уязвимыми. Специалисты начали прикидывать, как укрыть хотя бы часть флота.

В конце 40-х эксперты стали обследовать 23 тысячи островов в стокгольмских шхерах, чтобы подыскать потайное место, в котором можно было бы вырубить в скалах доки и причалы для военных кораблей. Сошлись на том, что самый подходящий - скалистый остров Мускё.

В 1959 году парламент принял решение о создании самой секретной в Швеции морской базы. Строили с размахом. В ходе взрывных работ было использовано 800 тысяч килограммов динамита, а из горы изъяли более миллиона кубометров породы. Через десять лет базу торжественно открыл тогдашний король Швеции Густав VI Адольф.

Вход в город оформлен красочно: посетителей встречает настенная картина художника Арне Чарльза, протянувшаяся на 150 метров. Под землю ведет асфальтированная дорога, с качеством которой не могут конкурировать магистрали столицы. На этой площади уместился бы весь Старый город, от которого пошел когда-то Стокгольм. Гора обнажает многочисленные туннели, которые разбегаются в стороны.

База создавалась прежде всего для размещения под землей центра береговой обороны страны, обладающего мощной радарной системой. Именно отсюда осуществляется руководство операциями военно-морских сил по пресечению нарушений территориальных вод страны. Здесь разрабатываются мобилизационные и военные планы, хранится вооружение, размещается часть шведского флота, ремонтируют корабли, даже эсминцы типа «Халанд» и «Смоланд», которые имеют длину корпуса более чем сто метров.

Мастерские здесь огромных размеров. Один токарный станок занимает площадь, на которой может разместиться солидная контора. Стальных листов столько, что в случае кризиса с металлом Швеция может использовать здешние запасы. В цехах лежат коленчатые валы, двигатели, корабельные винты. На складе хранятся запасные части, число названий которых достигает 220 тысяч!

Всем этим руководит администрация, которая размещается в трехэтажном доме. Внешне это обычное учреждение. Разница в том, что дом построен на резиновой «подушке» (на случай сильного взрыва), да за шторами «окон» не видно леса или моря. Лишь холодные бетонные стены.

Персонал базы имеет возможность обедать на поверхности при дневном свете, однако в случае военных действий начнет действовать подземная кухня, способная в короткое время обеспечить раздачу двух тысяч порций. Если случится массовое отравление, больных отправят в клинику, которая оснащена палатами на 100 коек, операционными, аптекой и другими медицинскими службами.

Но главное на базе - это, конечно, доки и причалы для боевых кораблей. Именно здесь возникает ощущение таинственности. Когда открываются ворота одного из огромных доков, где-то внутри горы раздается гулкое эхо.

- Сюда может войти боевой корабль с высотой палубных надстроек в несколько десятков метров, - с гордостью говорит комендор-капитан Даниэльссон.

В этом доке длиною в 350 метров могут спокойно разместиться патрульные корабли, тральщики, торпедные катера. И еще останется место для десятка судов размером со средневековый военный парусник «Ваза», который стал экспонатом музея и стоит в сухом доке на набережной Стокгольма.

Ощущение таинственности усиливается в третьем доке, где выделен большой полутемный причал для швартовки шведских подводных лодок.

Раздается громкое эхо, и в лучах света видно, как с неровных скальных стен срывается пыль и медленно оседает на причал. Все это происходит в городе, который надежно укрывают скальные породы толщиной сто метров. Этот мистический город в шхерах называют одним из рукотворных чудес Швеции. Что сказал бы о нем король Густав Ваза, заложивший основы шведского флота?

Газета

«СВЕНСКА ДАГБЛАДЕТ» (Стокгольм)

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме