ТАКТИКА «ВЫЖЖЕННОЙ ЗЕМЛИ»

Поделиться
Похоже, доказать невозможность создания Украиной собственного военного флота, показать, что толь...

Похоже, доказать невозможность создания Украиной собственного военного флота, показать, что только единый Черноморский флот (но, конечно, в подчинении Москвы) может защитить границы Украины с моря - это одна из основных задач, поставленных российским военным руководством и командованием ЧФ с первых дней образования независимого Украинского государства. Такие действия шли в четком русле общей политики Российской Федерации, не желающей терять геополитическое пространство в Крыму и упускать из сферы своего влияния Украину. С этой целью командование ВМФ России и ЧФ использовало все имеемые средства, начиная от рубки концов сторожевому кораблю «Гетьман Сагайдачний», пытающемуся пришвартоваться к причалу Севастополя, до полного уничтожения всей инфраструктуры баз, откуда уходили части ЧФ и куда должны были прийти нарождающиеся Военно-Морские Силы Украины.

По сути все прошедшие четыре года шла «необъявленная война», в которой использовались все средства от слежки спецслужб за украинским флотом до тактики «выжженной земли».

Последнее заслуживает особого внимания. Эта тактика проявлялась как в прямом хищении материальных ценностей, которые должны были делиться по условиям ранее заключенных президентами Украины и России соглашений, 50 на 50%, так и в распродаже кораблей и судов, техники, горюче-смазочных материалов, различного имущества коммерческим структурам, а также перебазировании судов и кораблей из баз на украинской территории в Россию, сдаче бизнесменам в аренду объектов, земель, которых так не хватает для развития молодого украинского флота.

Как только на переговорах по ЧФ, где российское военное руководство настаивало на раздельном базировании, одним из пунктов возможной дислокации украинских ВМС была названа Балаклава, командование ВМФ Российской Федерации и ЧФ сделали все возможное, чтобы после сокращения там дивизии подводных лодок (ПЛ) флота, все объекты, где могли бы разместиться ВМС Украины, передать под видом «гуманной миссии» местным органам власти. При этом была уничтожена фактически вся военная инфраструктура Балаклавской бухты, радиотехнические посты, посты наблюдения и связи. Прекратили свое существование два узла связи дивизии ПЛ. Только на одном из них насчитывалось более 90 комплектов разных видов связи. Там же размещались две автоматические телефонные станции. Не стало также командного пункта связи с кораблями боевой службы. Приблизительная стоимость уничтоженных командованием ЧФ узлов связи была оценена свыше 400 млрд. карбованцев. Если учесть еще почти полностью разрушенные помещения и лишенного возможности базирования украинского флота, ущерб еще более значителен.

Со временем для командования ЧФ, которое юридически подчинялось двум президентам, а фактически оставалось безконтрольным, как с российской, так и с украинской стороны, стало системой, когда после сокращения воинских частей все освобождаемые земли, объекты, которые должны были передаваться ВМС Украины, в спешном порядке отдавались в аренду коммерческим структурам с последующим правом владения или продавались тем же коммерсантам почти за бесценок. При этом, конечно, наживались огромные капиталы конкретными лицами.

Так было перед уходом ЧФ из Измаила, где планировалось базирование подразделений украинских Военно-Морских Сил. Командование Черноморского флота заключило ряд договоров с одной из коммерческих фирм о купле-продаже объектов бригады речных кораблей. В результате были проданы измаильский матросский клуб, банно-прачечный комбинат, медицинский склад. Общая стоимость сделки составила около 50 миллионов рублей Российской Федерации.

Когда ЧФ уходил из западной части Черного моря, начальник штаба флота вице-адмирал Петр Святашов издал директиву, после которой были погашены все навигационные огни и светящиеся знаки в северо-западной части Черного и в Азовском морях, что могло привести к серьезным международным последствиям, связанным с гибелью судов и людей, крупным экологическим катастрофам. Без сомнения, командование ЧФ направленно спланировало и провело данную акцию с целью нанесения экономического и морального ущерба независимой Украине. Затем все ценнейшее навигационное оборудование, находящееся в этом районе, было демонтировано и вывезено на судне «Челикен» в Севастополь.

Чем дальше, тем заметнее прогрессировала «тактика выжженной земли». По приказанию командования ЧФ в одностороннем порядке были отключены каналы связи от штаба авиации ВМС Украины с авиагарнизонами Октябрьское, Гвардейское, Мирный, Кача. Это поставило под угрозу обеспечение безопасности полетов самолетов как ВМС Украины, так и ВВС ЧФ в воздушном пространстве Украины.

Навсегда, видимо, потеря для украинских ВМС и первоклассный аэродром Веселое. Не откликнувшись на предложение руководства украинского флота о передаче цивилизованным порядком аэродрома и гарнизона, командование ЧФ подготовило договор купли-продажи этого аэродрома со всеми сооружениями авиационно-технического обеспечения и казарменно-жилищного фонда авиационного гарнизона. Когда затея не удалась, оттуда было вывезено все ценнейшее оборудование, а остальное разграблено. Аэродром почти уничтожен, жители поселка остались без мест работы и средств существования, и даже без воды.

На ЧФ обижались, когда их называли оккупантами, но картина, оставшаяся после ухода флота, - горькое свидетельство того, что уходили далеко не «стратегические партнеры».

В оставленном Очакове некоторые объекты гарнизона были проданы коммерческим структурам, разграблены, приведены в негодность. Прием имущества украинской комиссией шел по фактическому наличию. До этого все ценное было вывезено, корабли перегнаны в другие базы, оставлено лишь учебно-тренировочное судно, которое не подлежало восстановлению. Такое наследство, конечно, не могло не сказаться на становлении в этом районе ВМС, испытывающих и без того острый финансовый и материальный дефицит.

По мере сокращения Черноморского флота такой «выжженной земли» становилось все больше. Еще до начала раздела из авиационного гарнизона Мирный Черноморского флота по приказу командования перебазированы наиболее боеготовые 6 самолетов, 8 вертолетов, а также 3 подвижных авиаремонтных мастерских, другая техника, находящаяся в хорошем техническом состоянии.

В результате украинским ВМС досталась изношенная, не подлежащая восстановлению техника. Кроме того, гарнизон не подготовлен к зиме, запасов топлива нет, казарменный фонд требует ремонта. В поселке отключена вода, выведена из строя телефонная связь, детсад, где еще недавно обитало 300 ребятишек, закрыт и разграблен.

Несмотря на то что ВМС Украины не принимали гарнизон, они завезли 300 тонн мазута в поселок, где живут только семьи черноморцев и нет частей украинского флота.

Во время передачи ВМС Украины Крымской военно-морской базы, в частности в Новоозерном, командование ЧФ действовало по прежней отработанной схеме: было вывезено ценнейшее оборудование, вооружение, боеприпасы и другое имущество, все, что нельзя было вывезти - распродано.

На прибывшем в «столицу» КрВМБ поселок Новоозерное, что возле Евпатории, из Севастополя автотранспорте ЧФ было вывезено около десяти тонн техники связи со склада и узла связи. Вывезены также блок автонабора с телефонной станции и другая демонтированная аппаратура.

В результате жители Новоозерного, передаваемого на баланс правительства Крыма, оставлены без возможности выхода на международную связь.

Вывоз имущества КрВМБ продолжается днем и ночью. Из базы на десантном корабле ЧФ были вывезены в Россию боеприпасы, оборудование госпиталя и одного из узлов связи. Десантный корабль загрузился так, что сел на мель и его пришлось снимать буксирами.

В поселке Новоозерном, где размещены штаб и ряд частей, расформировываемых и передающихся Украине Крымской военно-морской базой и соединением десантных кораблей, мазута для котельных осталось всего лишь на несколько дней, многие объекты разграблены, приведены в негодность, хотя согласно подписанным недавно в Сочи документам, жилые военные городки, объекты коммунального назначения, инженерные сети, подлежащие передаче Украине в коммунальную собственность, должны передаваться подготовленными к зиме и обеспеченными эксплуатационными запасами топлива. Кроме того, морская инженерная служба ЧФ, до сих пор не представившая инвентаризационные ведомости, на контакт с украинскими коллегами не идет.

В воинских частях ЧФ уничтожается техническая документация, не представляются инвентаризационные ведомости по передаваемым объектам. Связисты ЧФ пытаются передать подводные кабельные магистрали, вышедшие из строя в 1992 - 1994 гг. Пустыми оказались и медицинские склады в Новоозерном. Накануне их раздела все оборудование и медикаменты, в том числе и из госпиталя, были вывезены в Севастополь. В результате, без столь необходимых лекарств и возможности полноценно лечиться остались не только украинские моряки, но и семьи самих черноморцев.

Аналогичная тактика использована и на кораблях, которые предназначены для передачи ВМС Украины. С апреля 1994 года, когда были определены плавсредства, которые перейдут в украинский флот, корабли и суда безжалостно стали эксплуатироваться - значительно выше выделенного моторесурса на год. После чего отправлялись на ремонтные заводы, где не ремонтировались, а продолжали ржаветь и разворовываться. Более восьмидесяти процентов таких кораблей не имеют вообще запчастей. Комплектование экипажей проводилось по остаточному принципу, то есть на корабли приходил личный состав с низким уровнем профессионализма, что приводило к ухудшению и порче технического оснащения самих кораблей.

Поскольку ЗИП, комплектующие детали и вооружение производятся в России, а средств у ВМС нет, то ввести их в строй будет нелегко.

Не в лучшем состоянии достанется украинским ВМС и техника, которая перейдет после раздела 810-й бригады морской пехоты ЧФ. Когда шел раздел 126-й дивизии береговой обороны флота, командование ЧФ приказало всю технику, отошедшую российской стороне, перебросить в 810-ю бригаду в Севастополь. Затем более новая была погружена и доставлена в Темрюк (Северный Кавказ). А старая оставлена для раздела с украинскими коллегами.

Судя по тому, что все заявления командующего ВМС Украины о варварском, иначе не скажешь, отношении черноморцев к процессу раздела флота ничем не заканчиваются, подобная тактика «выжженной земли» командованием ЧФ будет применена и в Севастополе.

Если еще учесть, что, по оценке украинской государственной экологической комиссии, ущерб, причиненный Черноморским флотом Украине, исчисляется в 19,4 млрд. долларов США, то «выжженная земля» оживет не сразу, как и не сразу станут для украинских моряков настоящими стратегическими партнерами те, кто рубил концы украинскому кораблю и оставлял разруху после себя.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме