SOSуществование

10 октября, 2008, 16:08 Распечатать Выпуск №38, 10 октября-17 октября

Если какие-либо деструктивные силы извне таки захотят запустить сценарий дестабилизации в Крыму (...

Если какие-либо деструктивные силы извне таки захотят запустить сценарий дестабилизации в Крыму (что мгновенно обрушит все то, что еще осталось от государства украинского в результате саморазрушения), то сейчас — самое время. Почву подготовили, вспахали и унавозили наши велеречивые политики и отзывчивая пресса. Мало показалось взаимных обвинений в предательстве Родины — перешли на поиски террористов.

Сначала в прессе гуляли опасения, что президент будет поднимать свой рейтинг «штыками» в Крыму, но без конкретизации. Затем офицеры объединения «Отчизна» призвали к недопущению вооруженного конфликта в Крыму, сценарий которого якобы разработан секретариатом президента ради его бессрочного правления: «Секретариат президента разработал соответствующую операцию, что предусматривает гражданские акции сопротивления с требованием возвращения маяков и других гидрографических объектов, что удерживаются Черноморским флотом России. Такие попытки должна сделать патриотически настроенная студенческая молодежь и активисты УНА-УНСО и «Тризуба». В то же время сайт «ОРД» сообщает, что в секретариате разработан план «Круты». Тут уже — вся Украина в огне: нападение на консульство РФ во Львове с поджогом, силовое противостояние чеченцев и китайских торговцев на одесском рынке, силовое противостояние и поджог машин на автомобильном рынке Кировограда, захват Почаевской лавры, поджог синагоги в Днепропетровске, имитация покушения на украинского государственного деятеля, провоцирование вооруженных конфликтов в Крыму, силовой захват объектов инфраструктуры ЧФ в Севастополе.

В прошлом номере «ЗН» министр внутренних дел Юрий Луценко сообщил о плане под названием «300 спартанцев»: «Мне известно о плане дестабилизации ситуации на полуострове, который носит условное название «300 спартанцев». Он разработан консультантом президентского секретариата и предусматривает организацию провокаций, направленных против Черномор­ского флота», — сказал Луценко, оговорившись, что надеется: «эта грязная писанина так и останется на бумаге».

Вопрос первый: почему, имея информацию о готовящемся преступлении и его организаторах, никто из авторов заявлений, включая министра МВД, не обратился с официальным заявлением в компетентные органы? А если им не доверяет (что естественно в нынешних условиях), то почему общественности не предоставлены убедительные доказательства того, о чем говорят авторы заявлений?

Вопрос второй: почему компетентный орган, т.е. СБУ, просто заявляет, что не располагает такой информацией, но ничего не говорит о том, что будет ее проверять?

И, наконец, вопрос третий: кто такой умный эти все разнящиеся, но взаимообогащающие планы сочинил и запустил в оборот? Кто «держит тему», нагнетая страсти и усиливая психоз политической нестабильности?

Конечно, на фоне того, как весь мир сгруппировался внутри каждой страны, спасаясь от экономического кризиса, а наш президент без тени сомнения (а иначе предпринимались бы попытки противоположные) запускает избирательный караван, который будет длиться три года, вероятность того, что в чьей- то воспаленной голове зреет план маленькой победоносной войны, исключать нельзя.

Подобные опасения с «крымским сценарием» возникают всякий раз, когда в стране идет смена власти. Исключением не были ни одни выборы, а обвинения звучали со стороны и власти, и оппозиции. Поэтому нынешние заявления скорее традиция. Но плохая, а ныне — и вовсе опасная. Потому что мир иной, а наши политики все еще играют в старые игрушки. И те, кто, возможно, такие планы вынашивает, и те, кто недостоверные слухи распространяет. А все мы так и не смогли дорасти до того возраста, чтобы не позволить политикам даже думать о силовом варианте обретения или сохранения власти. Особенно, если речь идет о Крыме.

А для полноты апокалипсических зарисовок надо напомнить, что первыми о «готовящихся провокациях» в отношении объектов ЧФ заговорили официальные лица РФ. В связи с чем и была усилена охрана спорных гидрографических объектов.

И обратим внимание на чуткость российского МИДа к любой, пригодной для контрпропаганды информации, касающейся ЧФ. Поэтому было бы странным, если бы враз вылившийся ушат «сценариев» не нашел отклик в Москве. Как и публикации творчески поданного «слива» об «ужесточении контроля» за ЧФ — вплоть до установки нарядов милиции возле выездов из воинских частей.

«Все это не может не вызывать нашей глубокой обеспокоенности. Призываем украинскую сторону осознать всю полноту своей ответственности, возможные катастрофические последствия подобного рода провокаций для российско-украинских отношений», — заявил официальный представитель МИД РФ Андрей Нестеренко.

По его словам, в ряде украинских СМИ появились сообщения о проведении на днях в МИД Украины некоего мероприятия с участием силовых структур страны, на котором обсуждались меры по ужесточению контроля за пребыванием Черноморского флота в Украине. «Настораживает, что подобное совещание состоялось на фоне сообщений, подтверждаемых официальными лицами Украины, о разработке на Украине различного рода планов по организации в Крыму провокаций, направленных на дестабилизацию обстановки на полуострове и вокруг Черноморского флота», — сказал А.Нестеренко.

По сценариям — все понятно, сработали на 200 процентов. А вот на «неком мероприятии» нужно остановиться подробнее. Сначала был «Коммерсантъ-Украина», который цитировал «рекомендации МИД» для МВД, а ряд СМИ публикацию просто растиражировал. Не удосужившись, как это принято в профессиональной журналистике, хотя бы дать вторую сторону. А та, то есть МИД Украины, подала свой голос только после заявления из Москвы.

«Коммерсантъ-Украина» опубликовал выдержки из «рекомендаций, адресованных МВД. Все они направлены на обеспечение дополнительных мер по контролю за военнослужащими ЧФ РФ». Рекомендации были разосланы после совещания с участием силовиков в МИДе, которое проводил министр В.Ог­рызко. В их перечне газета называет информирование обо всех ЧП, которые случаются с российскими военными моряками, проверка документов военнослужащих ЧФ и транспортных средств «с целью выявления находящихся за границами военных частей без согласования с компетентными органами Украины». МВД также рекомендуется рассмотреть вопрос размещения возле въездных и выездных ворот всех воинских частей ЧФ нарядов милиции.

«При нахождении военнослужащих, у которых отсутствует разрешение на выход за грани­цы воинской части, задерживать их и после установления личности показательно подвозить в воинскую часть в специальном автомобиле для задержанных — с целью профилактически-воспитательного влияния на других военнослужащих ЧФ РФ»,— говорится в рекомендациях», — пишет «Коммерсантъ».

После упомянутого выше заявления из Москвы в интервью «Интерфаксу-Украина» пресс-секретарь МИД Украины Васи­лий Кирилич поясняет: «Во испол­нение указа президента от 13 августа 2008 года на самом деле центральные органы исполнительной власти совершают координацию своих мер в вопросе обеспечения положений самого указа в части пересечения государственной границы Украины формированиями ЧФ РФ».

«Эта тема и этот вопрос особенно актуальны после вооруженного конфликта на Кавказе, и потому начинать разговоры о якобы каких-то мерах, каких-то указаниях МИД... Указание есть единственное — это исполнение положений указа президента Украины об обеспечении разрешительного характера пересечения формированиями ЧФ РФ государственной границы Украины. И это абсолютно объективный шаг, направленный, наоборот, на предотвращение совершения провокационных действий, которые могут иметь место в этой связи», — сказал В.Кири­лич.

Позиция понятна, но подробностей мало. Так были ли рекомендации или нет? Почему об этом нельзя говорить открыто, если все в рамках закона и двусторонних соглашений? На вопросы согласился ответить посол по особым поручениям МИД Украины Виктор Семенов. Приводим его ответ.

— Было рядовое совещание в МИД Украины, из которого никто не делал тайны, но оно было представлено каким-то таинственным детективом и чуть ли не блокбастером. 9 сентября МИД Украины направил РФ последний из документов, регламентирующих взаимоотношения ЧФ с исполнительными органами Украины по пересечению подразделениями ЧФ госграницы и их передвижению по территории Украины вне мест дислокации, и который автоматически стал частью внутреннего законодательства.

Естественно, что через месяц встал вопрос, как выполняются указ президента и сопутствующие ему нормативные документы. Этому и было посвящено, подчеркиваю, рабочее совещание с участием представителей министерств и ведомств, которые за это отвечают. Это был обмен мне­ниями и информацией. Стенограмма совещания не велась, и я не могу восстановить в памяти каждую фразу или каждое слово. Но могу сказать, что некоторые «цитаты из рекомендаций», которые поданы в СМИ, вырваны из контекста обсуждения, преподносятся как страшилки для ЧФ.

То есть естественное желание государства уважать его суверенитет и выполнять законодательство преподносятся как провокационные действия. Это, знаете, то же самое, что и обвинять начальника милиции в провокации за то, что постовой милиционер остановил пешехода, который шел на красный свет.

Что же касается заявлений о провокациях в Крыму, в том числе в отношении ЧФ, то это или плод воспаленного воображения, либо, что более вероятно, тщательно отработанная политическая утка, причем не нашего происхождения. Наверное, кому-то не понравилось, что после многомесячного перерыва стороны договорились о возобновлении переговорного процесса. Напомню, что инициатором встречи в Киеве была Украина. И мы как никто другой заинтересованы в том, чтобы проблемные вопросы по ЧФ разрешались только за столом переговоров, а в Крыму сохранялась стабильность.

— И все же: рассылались ли после совещания министерствам какие-то рекомендации по усилению контроля за ЧФ?

— Никакого документа об установлении милицейских будок и других страшилок, о которых сообщается, не рассылалось, — утверждает Виктор Семенов. — Был разослан протокол совещания, где органам указывалось на четкое выполнение своих функций в соответствии с законодательством. В этом протоколе — всего пять пунктов, и ничего, подобного опубликованным страшилкам, там нет. Единственное, что соответствует действительности, — это оперативно информировать МИД о правонарушениях, если они имеют место. Но это же понятно — мы должны так же оперативно реагировать, мы же ведем переговоры!».

Да, переговоры таки возобновились. Но нетрудно не заметить смену тональности российских дипломатов и даже формулировки. Если ранее мы слышали — «разговоры о пересмотре сроков базирования не соответствуют соглашениям», то теперь это звучит так: «Россия обращается к Киеву с просьбой не поднимать вопрос, связанный с истечением в 2017 году срока базирования российского Черноморского фло­та на Украине». «Мы сегодня не можем найти решение, удовлетво­ряющее обе стороны. Мы просим украинскую сторону отнести этот вопрос на более поздний срок. В силу некоторых причин обсуждать этот вопрос рано», — сказал посол по особым поручениям МИД РФ Владимир Доро­хин в ходе телемоста Киев—Моск­ва (цитируется по «Интерфаксу»). Есть разница, согласитесь. Так что же со всем этим делать?

Пожалуй, уже всем должно быть понятно, что с проблемой упорядочения базирования ЧФ и вывода его в 2017 году Украина в силу и внутренних, и внешних причин одна справиться не в состоянии. Ни сегодня, ни завтра. И об этом внятно, вслух и громко Украина должна говорить на всех уровнях и во время переговоров всех форматов. Потому что это не вопрос украинско-российских отношений, это вопрос безопасности целого Черноморского региона, и без того напичканного тлеющими и замороженными конфликтами. Необходим международный мониторинг выполнения Россией ее обязательств по базовым соглашениям по пребыванию ЧФ на территории Украины. И это не только и не столько окончание срока базирования в 2017 году, ведь объективно соглашения предполагают пролонгацию, в случае если Киев не заявит обратное.

Сегодня вопрос номер один — это условия безопасности базирования. Необходимость обретения государством механизмов, позволяющих упорядочить присутствие иностранной военной базы на своей территории и обеспечить безопасность — и государства, и региона — в любых ситуациях, начиная с кризисных.

Этому, по прямому назначению, должны были служить последние указы по ЧФ — разрешительный порядок пересечения границы подразделениями ЧФ и порядок согласования передвижений вне мест дислокации. Наибольший резонанс внутри страны украинские политики вызвали критикой положения указа, которое предполагает: в случае нарушения порядка пересечения границы, законов и других нормативно-правовых актов и игнорирования требования украинской стороны их придерживаться службы контрольных органов Украины могут потребовать от военного корабля или летательного аппарата ЧФ немедленно покинуть внутренние воды и территориальное море Украины или ее воздушное пространство.

Критика исходила из аргумен­та — а как этот пункт указа реали­зовать? Стрелять, что ли, если корабль не выполнит требования покинуть внутренние воды? Это же война! Но в том-то и дело, что международное право на то и существует, чтобы не стрелять. А упо­мянутый пункт указа фактически дословно повторяет статью 30 Конвенции ООН по морскому праву. Цити­рую: «Статья 30. Несоблюдение военными кораблями законов и правил прибреж­ного государства. Если какой-либо военный корабль не соблюдает законов и правил прибрежного государства, касающихся прохода через территориальное море, и игнорирует любое, обращенное к нему требование об их соблюдении, прибрежное государство может потребовать от него немедленно покинуть территориальное море».

И, следовательно, это не Ук­раи­на должна думать, как обеспечить выполнение этой нормы, а Россия должна беспокоиться о том, как ее не нарушать. Потому что это — ее международные обязательства. А если РФ в лице Черноморского флота их нарушает — прямым ходом в международный суд, в Международный трибу­нал по морскому праву в Гамбурге.

Надо честно согласиться с западными экспертами, которые сегодня говорят, что от Украины устали уже и в Вашингтоне, и в Брюсселе. Однако надо понимать, что в перечне причин, по которым Украина не может сегодня импортировать безопасность благодаря приобщению к НАТО или ЕС, потенциальный конфликт в Крыму, где размещена иностранная база, — на видном месте. Поэтому проблема эта должна быть интернационализирована сегодня, а не тогда, когда, не приведи Господи, начнут стрелять.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №34, 14 сентября-20 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно