Сирийский сценарий

17 февраля, 2012, 16:17 Распечатать Выпуск №6, 17 февраля-24 февраля

Сирийский кризис приближается к своей кульминации, за которой логически должна наступить развязка. Но какой она будет для этой мусульманской страны и для региона?

© Taras Kalapun, flickr.com

Сирийский кризис приближается к своей кульминации, за которой логически должна наступить развязка. Но какой она будет для этой мусульманской страны и для региона? Очевидно, кризис будет иметь свою эксклюзивную композицию. Йеменский вариант с передачей власти вице-президенту и четким переходным периодом, предложенный Лигой арабских государств (ЛАГ), в Сирии не прошел. Как собственно, не произошел в стране и ливийский сценарий, хотя некоторые его элементы все больше прослеживаются в сирийском кризисе...

ООН все еще на счету

Применение Россией и Китаем права вето во время голосования в СБ ООН по проекту резолюции по Сирии 4 февраля сделало невозможным на неопределенный период принятие в этом органе решений, направленных на урегулирование сирийского кризиса. К восстановлению консультаций в таком формате готовы Москва и Пекин, но США и западные страны Европы настроены влиять на ситуацию в Сирии уже другими методами. В значительной степени это обусловлено и тем, что поставленный на голосование проект, из-за позиции России, был лишен действующего инструментария для смены режима в Дамаске.

Впрочем, возврат к рассмотрению «сирийского досье» в СБ ООН все еще возможен. О намерениях вновь обратиться в Совбез для повторного рассмотрения сирийской проблемы, предварительно проведя консультации с Россией и Китаем, во время  самого заседания Совета лиги 12 февраля сообщил ее генсек Набиль Аль-Араби. Хотя в целом идея ЛАГ послать в Сирию международную миссию по поддержанию мира не получила полного одобрения даже со стороны стран Запада.

Полностью одобрила предложение направить в Сирию международную миссию по поддержанию мира глава дипломатического ведомства Евросоюза Кэтрин Эштон. В Лондоне, хотя и с предостережениями, также поддержали идею отправки совместных миротворческих сил в Сирию, заметив при этом, что миротворцы должны быть не с западных государств. Париж осторожно указал на необходимость уточнения нового плана межарабской организации. В то же время в Москве убеждены, что совместная миссия ЛАГ и ООН сможет работать в Сирии только при двух условиях, которые пока что не выполнены: согласие Дамаска и достижение соглашения о прекращении огня.

Ожидать, что сирийская власть согласится на допуск в страну миротворцев, не приходится, прежде всего учитывая «однобокую» позицию Запада и арабских стран в вопросе сирийского кризиса. В Дамаске вполне резонно опасаются, что миротворцы из этих стран будут содействовать вооруженной оппозиции в создании своего аналога «ливийского Бенгази». Другое дело — российские военнослужащие, но здесь стоит вопрос мандата и полномочий миссии, которая — как обсуждается теперь — пока что должна быть невооруженной.

Принимая во внимание временную «блокировку» Совбеза, страны — оппоненты Дамаска решили провести резолюцию с поддержкой «арабского плана действий» ЛАГ через Генеральную Ассамблею ООН, где не действует право вето России и Китая. Хотя документ и будет носить рекомендательный характер, но, по замыслу авторов, будет свидетельствовать о символической поддержке большинством международного сообщества «осуждающих мер» в отношении Дамаска. Кроме того, он даст кредит доверия другому будущему органу, который возьмет на себя международное урегулирование сирийского кризиса, — «Группе друзей Сирии».

Голосование в Генассамблее по проекту сирийской резолюции состоялось в прошлый четверг. Он, как и ожидалось, получил необходимое большинство в две трети голосов. Россия, что неудивительно, проголосовала против резолюции: внесенный Египтом документ почти полностью воссоздавал заблокированный Россией и Китаем проект резолюции в Совбезе. При этом в нем содержались осуждения «какого-либо насилия, от кого бы оно ни исходило», и призыв ко всем сторонам конфликта в Сирии, включительно с вооруженными группировками, немедленно прекратить «все насилие и нарушение прав человека». Резолюция также провозглашает поддержку «арабской мирной инициативы» от 22 января, предусматривающей переходной период в стране. 

В то же время Совет безопасности уже просят передать «сирийское досье» в Международный уголовный суд в Гааге. Как заявила Верховный комиссар ООН по правам человека Нави Пиллей, во время подавления выступлений оппозиции сирийский режим мог осуществлять преступления против человечества...

Сирийские львы «Аль-Каиды»

Сирийский кризис начал приобретать, как и опасались, черты «алькаидизации». Лидер международной террористической сети «номер один» Айман Аз-Завахири призвал народ Сирии «не полагаться на страны Запада и коррумпированные арабские правительства в своей борьбе против режима Башара Асада». В видеоролике под выразительным названием «Вперед, львы Сирии» он подчеркнул, что мусульмане Турции, Ирака, Ливана и Иордании должны помочь сирийским повстанцам в их борьбе против сирийского режима.

В иракском МВД сообщили, что отряды боевиков-исламистов из иракского отделения «Аль-Каиды» «Исламского государства Ирак» уже переместились с этой страны в Сирию, чтобы присоединиться к «борцам с диктатурой Асада». Кроме этого, из-за слабо контролируемой 600-километровой сирийско-иракской границы сирийским повстанцам продолжают поставлять оружие. В американских разведслужбах добавляют, что за недавними терактами в Дамаске и Алеппо также, вероятно, стоят именно боевики «Исламского государства Ирак», хотя ответственность за «алеппские» взрывы и взяла на себя сформированная из сирийских дезертиров группировка «Свободная сирийская армия».

Вовлечение в сирийский конфликт никому не подконтрольной «Аль-Каиды» еще больше усложняет пути поиска урегулирования кризиса. Достижение перемирия и так было сверхсложным делом, учитывая отсутствие единого командования среди сирийской вооруженной оппозиции и ее разрозненность. Теперь же эта задача осложнилась в разы, значительно повысив уровень террористической угрозы в стране. С другой стороны, страны Запада, возможно, начнут внимательнее относиться к развитию ситуации в Сирии, осознавая угрозу со стороны своих давних террористических противников.

Давление и изоляция

Но на данном этапе США, западноевропейские страны, Турция и страны ЛАГ (с ядром вокруг Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива — ССАГПЗ) активизировали усилия, направленные на усиление политического и экономического давления на режим в Дамаске, его изоляцию и делегитимацию.

К этому времени страны Европейского Союза рассматривают вопрос о введении нового пакета санкций в отношении Сирии, которые будут включать в себя замораживание активов Центробанка страны в государствах организации, а также запрет на операции с ними. Кроме того, санкции предусматривают запрет на экспорт и импорт фосфатов, золота, других ценных металлов и алмазов. Меры против Дамаска могут включать в себя и запрет на коммерческие рейсы в Сирию и из нее, хотя с применением этой санкции пока что соглашаются не все страны — члены ЕС. Можно ожидать, что новые санкции будут введены уже 27 февраля.

В пределах реализации «изоляционных» мер США 6 февраля закрыли свое посольство в Сирии, после чего об отзыве своих послов заявили Великобритания, Бельгия, Франция, Италия, Испания, Нидерланды, Швейцария. О готовности отозвать своего посла заявила Финляндия, а Норвегия эвакуировала часть своего посольства. Страны ССАГПЗ (Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн, Кувейт, Оман и Катар) отозвали своих послов и заявили, что сирийские послы должны покинуть эти страны. Такие же шаги сделал и Тунис. В ответ Дамаск уже принимает аналогичные меры, выслав послов Ливии и Туниса. 

Впрочем, отзыв послов из Сирии не обязательно может свидетельствовать о намерениях силовым путем урегулировать сирийский кризис. Хотя в случае крайне негативного для Запада развития событий вокруг Сирии и возможных попыток создания «гуманитарной» («буферной») зоны в стране появится угроза полномасштабного военного вмешательства.

Признавать, но кого?

Естественно, что после своего создания «Группа друзей Сирии» сразу направит усилия на признание объединенного органа сирийской оппозиции как единственного легитимного представителя сирийского народа. В дальнейшем это предполагает и соответствующие шаги со стороны отдельных государств и международных организаций. После такого развития событий эти страны и организации смогут легально предоставлять военную, финансовую, логистическую и другую поддержку сирийской оппозиции.

Впрочем, вооружение сирийской оппозиции исключительно внешними силами будет недостаточным для свержения режима, а только превратит кризис в затяжную партизанскую, и возможно — в гражданскую войну. В некоторой степени это обусловлено и тем, что сирийская вооруженная оппозиция пока не удерживает под своим контролем ни одного города. Военный потенциал оппозиционеров, сконцентрированный преимущественно в «Свободной сирийской армии» (ССА), может значительно увеличиться после создания своеобразного оплота, полностью подконтрольного им. В таком случае существует вероятность массовых переходов суннитских военных ВС Сирии на сторону оппозиции, дальнейшей деморализации армии и раскола в ее руководстве.

Пока же недавние попытки отрядов ССА закрепиться в пригородах Дамаска были нейтрализованы жесткими силовыми методами правительственных войск. Похожая армейская операция проходит сейчас и в «эпицентре» сирийской революции — Хомсе: там под контроль вооруженной оппозиции перешли несколько кварталов, но армия постепенно возвращает их под свой контроль, проводя соответствующую «зачистку» на освобожденной территории.

В будущем Дамаск так же будет прибегать к силовым мерам, чтобы предотвратить выступления и рассеять антиправительственные вооруженные элементы. Вместе с тем режим будет придерживаться провозглашенного курса на проведение политико-социальных реформ, качество которых, снова же, многие ставят под сомнение.

Тем временем США официально заявляют, что сейчас не рассматривают вопрос о предоставлении помощи в вооружении сирийской оппозиции. По словам официального представителя Белого дома Джея Карни, Вашингтон рассматривает возможность предоставления гуманитарной помощи сирийским оппозиционерам и работает со своими партнерами над усилением давления на режим Асада и его изоляцию.

В рамках усилий по признанию единого представительского органа сирийской оппозиции на данном этапе все еще сохраняются значительные препятствия. Фактически политическим крылом оппозиции считается «Сирийский национальный совет» (СНС), а военным — «Свободная сирийская армия» (ССА), которая и ведет основную вооруженную борьбу против режима. Однако в последнее время между группировками наблюдались некоторые разногласия.

В самой СНС между разными фракциями сохраняются разногласия в видении дальнейшей борьбы с режимом и «Сирии после Асада». Кроме того, в вооруженной сирийской оппозиции нет единого командования и существует слабая координация между разными вооруженными группировками. В частности, отдельно вооруженную борьбу ведут исламисты и сформированная из дезертиров ССА. Более того, раскол в единое военное командование может внести создание 6 февраля Высшего революционного военного совета, который якобы должны заменить ССА, став «организационной основой для перебежчиков». Совет возглавит бригадный генерал Мустафа Ахмед аш-Шейх, который находится на территории Турции и имеет наивысшее воинское звание среди офицеров, перешедших на данный момент на сторону оппозиции. Официальным представителем новой организации назначен майор Махера ан-Ними, занимавший эту же должность раньше в ССА.

Однако нынешний лидер ССА, подполковник Риад Асад, отстранился от нового образования, заявив об отсутствии координации с ним. В дальнейшем Западу, Турции и арабским странам (преимущественно Саудовской Аравии и Катару), безусловно, придется «сильно попотеть» для объединения сирийской оппозиции, как военной, так и политической, в один орган, который может быть в будущем признан легитимным правительством Сирии.

Пока же в СНС, которая сейчас является наиболее оппозиционной, хотя и довольно аморфной силой, заявили, что в ближайшее время арабские страны и государства Персидского залива объявят о признании Совета как законного представителя сирийского народа. Этот вопрос якобы уже фактически решен, и арабские страны только ждут благоприятного момента, чтобы объявить об этом официально. В то же время анонимный высокопоставленный бахрейнский чиновник сообщил 7 февраля саудовской газете The Saudi Gazette, что ССАГПЗ намерен признать ССА единственным законным представителем сирийского народа.

Таким образом, вопрос, кто, кого и когда будет признавать, пока среди оппонентов Дамаска остается нерешенным. Можно ожидать, что конференция «Группы друзей» в Тунисе 24 февраля внесет в него определенную ясность.

Приближение к кульминации

Не исключено, что «Группа друзей» попытается создать «гуманитарные коридоры» в Сирии, мотивируя это необходимостью доставлять пострадавшему населению (прежде всего в Хомсе) гуманитарную помощь. Хотя пути реализации этой инициативы в условиях отказа Дамаска, а также России и Китая, пока непонятны. Возможность создания таких «коридоров», «буферных» или «бесполетных» зон на территории Сирии в обход СБ ООН, скорее всего, будет зависеть от того, насколько жесткую позицию в этом вопросе займет Россия. Тем временем реализация любой из таких попыток силовыми методами может привести к самому пессимистическому сценарию сирийских событий с непредсказуемыми для региона последствиями. Полномасштабное военное вмешательство в урегулирование сирийского кризиса на нынешнем этапе представлется маловероятным.

Пока же СМИ начали сообщать о присутствии на территории Сирии иностранных военных по обе стороны «линии фронта»: представителей французских и катарских спецслужб в роли инструкторов для помощи повстанцам, а также 15 тысяч военных из иранского Корпуса стражей Исламской революции в помощь Дамаску. Кроме того, приближенная к сирийской власти радиостанция сообщила о переговорах Анкары об освобождении задержанных на территории Сирии 49 офицеров турецкой военной разведки. Понятно, что на фоне широкомасштабной информационной войны, развернутой вокруг сирийских событий, к такой информации следует подходить критически. Хотя информация о турецком присутствии — довольно достоверная, учитывая то, что сирийско-турецкие отношения уже прошли «точку невозврата» в своей эскалации. Кроме того, согласно некоторой информации, в ходе недавнего визита главы МИД России С.Лаврова и директора СВР М.Фрадкова в Дамаск, в частности, якобы в присутствии турецкой и иранской делегаций была достигнута договоренность об освобождении турецких военных, а также задержанных ранее сирийскими повстанцами семи иранских инженеров.

Таким образом, сирийский сценарий, кажется, приближается к своей кульминации. Однако непредсказуемость развязки, при наличии многочисленных интриг, заставляет ждать ее с опаской.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 19 октября-25 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно