РЕФОРМА ВОЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВА. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ

7 декабря, 2001, 00:00 Распечатать Выпуск №48, 7 декабря-14 декабря

После того как выпущенная украинскими военнослужащими ракета сбила не только российский самолет,...

Владимир Горбулин
Владимир Горбулин

После того как выпущенная украинскими военнослужащими ракета сбила не только российский самолет, но и, по распространенному в отечественных масс-медиа образному выражению, украинского министра обороны, внимание отечественного политического бомонда и рядовых граждан на определенное время сосредоточилось на Вооруженных силах Украины и необходимости их реформирования.

Сейчас, когда резонансная волна рецептов и рекомендаций несколько поутихла, а назначение нового министра обороны вывело указанную тему из разряда «политически конъюнктурных», настало время спокойного и непредубежденного осмысления комплекса проблем, связанных с Военной организацией государства.

По убеждению председателя Государственной комиссии по вопросам оборонно-промышленного комплекса Украины Владимира Горбулина (его назначение на должность министра обороны, по оценкам многих экспертов, было довольно реальным), при реформировании Военной организации Украины следует учитывать как общие реалии современного мира и тенденции их развития, так и чисто украинскую специфику.

В предлагаемой читателям статье содержится развернутое изложение взглядов академика В.Горбулина на факторы, которые уже оказывают и будут оказывать в будущем как непосредственное, так и косвенное влияние на проблему обеспечения обороноспособности Украины. Примечательно, что интерес к процессу реформирования армии г-н Горбулин сохранил и после того, как согласился пойти в публичную политику во главе партии «Демсоюз».

Объединение качественно новых геополитической, геостратегической, финансово-экономической и, в определенной степени, военно-технической ситуаций, складывающихся в современном мире, требует кардинального и всесторонне обоснованного пересмотра существующих взглядов на функции Военной организации Украины, задачи оборонно-промышленного комплекса Украины и ориентиры военно-технического сотрудничества Украины с иными государствами.

В этой статье (без претензий на всеохватность) сделана попытка сконцентрировать внимание на определенных аспектах рассмотрения и разрешения этих жизненно важных для Украины проблем.

Прежде всего нужно непредубежденно констатировать факты, совокупность которых должна рассматриваться в качестве точки отсчета для дальнейших системообразующих выводов.

Политическая обстановка в мире и изменение акцентов военных угроз

Современная политическая обстановка в мире прежде всего определяется очевидным крахом ялтинско-потсдамской системы международных отношений и наличием у стран Запада (прежде всего членов НАТО) наиболее значительного за всю современную историю совокупного военного, технологического и финансово-экономического превосходства над любым другим государством или коалицией государств мира.

Кроме того, есть еще ряд характерных особенностей современной обстановки, свидетельствующих об изменении акцентов военных угроз:

— По экспертным оценкам специалистов НАТО, уже в 2007—
2010 гг. наиболее развитые страны мира получат возможность вести войны шестого поколения — когда основные усилия будут сосредоточены на разрушении ключевых военных, промышленных и административных объектов и систем противника прежде всего с помощью высокоточного оружия и с использованием информационных технологий.

— Не уменьшается значительное количество конфликтов на почве межнациональных отношений, при этом, как правило, развитие этих конфликтов характеризуется ростом их интернационализации.

— Все чаще тоталитарные режимы входят в политические конфликты с международным сообществом, эскалация которых перерастает в открытое военное противостояние с государством-оппонентом или коалицией государств.

— Интернационализация и глобализация мировой экономики и связанная с этим активная миграция людей планеты, бедность и религиозный фанатизм, с одной стороны, а с другой — накопление капиталов, стремление к неограниченному обогащению, — в совокупности приводят к опасным последствиям. Крайние проявления этого противоречия — терроризм, торговля наркотиками, международная организованная преступность, распространение тоталитарных философских течений (идеологий) и т.п.

Как свидетельствуют последние события в мире, именно фактор терроризма во всех его проявлениях (особенно террористические акты, приводящие к крупномасштабным трагическим последствиям, сравнимым с последствиями продолжительных войн) будет в ближайшее время оказывать существенное влияние на систему международной и национальной безопасности. Это предопределяет необходимость обратить особое внимание на всестороннее осмысление такого явления, как международный терроризм.

Международный терроризм как средство (попытка) достижения политических целей силовыми методами

Одной из разновидностей войны как средства достижения политических целей силовыми методами видится терроризм, вышедший в эпоху глобализации и информатизации на качественно новый уровень.

Эффективность террористических акций в современных условиях объясняется объективным повышением уязвимости всех составляющих современного демократического урбанизированного общества в меру их развития.

С другой стороны, обнищание населения в бедных странах в сочетании с распространением построенных на фанатизме тоталитарных идеологий нивелирует ценность человеческой жизни, создавая социальную базу для современных террористических группировок.

Финансовой основой терроризма, наряду со средствами фанатически настроенных лиц, могут быть, в частности, сверхприбыли международной наркомафии, появлению и становлению которой мировое сообщество, занятое тогда борьбой между Западом (страны НАТО) и Востоком (страны Варшавского договора), не придало должного значения, а то и способствовало, рассчитывая использовать ее в этой борьбе. Сейчас же наркомафия настолько окрепла, что переходит от этапа накопления собственности к этапу целенаправленного влияния на мировые политические и экономические процессы, не брезгуя при этих ничем.

С точки зрения военного искусства, терроризм —одна из разновидностей асимметрических ответов, когда противника, имеющего значительное превосходство в определенной сфере, вынуждают к противостоянию (борьбе) в иной сфере, где его могущество сводится на нет.

Можно полностью согласиться с точным высказыванием президента Украинского центра экономических и политических исследований им. А.Разумкова А.Гриценко («Зеркало недели», №36, 15.09.01), что уже в настоящее время «... небольшая группа людей (тактическое звено) способна на действия, последствия которых (по эффективности влияния на противника) выходят на стратегический и даже геостратегический уровень, не располагая при этом тысячами танков, десятками дивизий, авианосцев и не перемещая год за годом на штабных картах флажки несуществующих фронтов...»

Источником асимметрических ответов к тому же могут не быть формальные лидеры государств, — определенные действия (в частности, терроризм) могут инициировать руководители религиозных и философских течений, группы людей с собственными корпоративными амбициями или просто больные люди, которым научно-технический прогресс, информатизация, глобализация и демократизация общества позволяют осуществлять «громкие» акции.

Объектом асимметрических ответов в эпоху информатизации становится прежде всего человеческое сознание, влияние на которое (в том числе с использованием достижений и инфраструктуры современной цивилизации) побуждает как отдельных лиц, в т.ч. политических лидеров, так и большие массы людей к определенным действиям или бездеятельности.

Таким образом, современные возможности применения широкомасштабных террористических акций как в традиционном понимании, так и «интеллектуальный» терроризм (например, через информационные системы, системы влияния на сознание населения, религиозное влияние) изменяют представления о современных угрозах национальной и международной безопасности.

Мировые тенденции изменения подходов к методам и средствам ведения войн будущего

На смену устаревшим идеологиям ведения войн четвертого (Великая Отечественная война, война в Чечне) и пятого (с применением ядерного оружия) поколений приходит идеология ведения войн шестого поколения, характеризуемая следующими основными постулатами (в соответствии со стратегической концепцией США «Общая перспектива-2010»):

— победа состоит вовсе не в захвате территории противника;

— применение ядерного оружия вовсе не является наиболее весомым аргументом;

— вполне достаточно для достижения целей войны причинить противнику непоправимый вред, используя высокоточное оружие для разрушения важнейших объектов или коммуникаций (инфраструктуры управления);

— массовые жертвы среди мирного населения и личного состава противника, нанесение тяжелого экономического и экологического ущерба с учетом общей тенденции глобализации всех мировых процессов — нецелесообразны.

Неотъемлемыми компонентами войн будущего будут информационная война (как одна из составляющих потенциала сдерживания гипотетического агрессора) и несмертельное оружие, работы по внедрению элементов которого ведутся во многих странах уже сейчас.

Под информационной войной, по директивным документам комитета начальников штабов ВС США (Command and Control Warfare (C2W)), следует понимать «...комплексное влияние на систему государственного и военного управления конфронтирующей стороны, ее военное и политическое руководство, что уже в мирное время позволяло бы принимать благоприятные для США решения, а в ходе войны — полностью парализовать структуру управления противника...» («Зарубежное военное обозрение», 2000. №8).

Целесообразно обратить внимание на основные аспекты вышеприведенного определения, а именно:

— комплексность — то есть целенаправленное и синхронизированное по времени и месту влияние (противодействие влиянию) и на технические средства (получение, преобразование, сохранение или передача информации), и на сознание (людей, на основании информации или дезинформации принимающих определенные решения или начинающих определенные действия);

— стремление к достижению целей войны (принятие конфронтирующей стороной благоприятных для США решений) без развязывания войны как таковой (в традиционном понимании);

— в мирное время происходит — то есть информационная война (по определению!) — постоянно, а наиболее эффективные ее инструменты применяются лишь во время непосредственных боевых действий (если таковые будут иметь место).

США делают практические шаги в этом направлении. Так, министерство обороны США объявило о планах дополнительного найма в вооруженные силы до 2007 года 600 специалистов по компьютерным технологиям и информационной безопасности (в т.ч. в 2001—2002 гг. — 182 специалиста), которые будут работать в пяти крупнейших информационных центрах вооруженных сил США («Зарубежное военное обозрение», 2001, №4).

В условиях глобализации экономических, экологических и социальных процессов современного мира объективно появилась проблема недостаточности лишь двух крайних вариантов использования оснащенных традиционным оружием армейских контингентов, используемых для ликвидации как внешних, так и внутренних конфликтов (особенно в населенных пунктах): демонстрация силы и применение силы на поражение (причинение невосстановимых потерь). Промежуточным вариантом, который позволит более гибко применять вооруженные силы в современных условиях, признано создание несмертельного оружия — то есть оружия, специально созданного на разнообразных физических, химических, биологических и прочих принципах и предназначенного для временного вывода из строя личного состава и техники противника с одновременным сведением до минимума вероятности смертельных исходов и причинения нежелательного вреда материальным ценностям и окружающей среде.

Недавно МО США опубликовало информацию о проведении полевых испытаний нового типа оружия, построенного на электромагнитном излучении, применение которого вызывает у личного состава противника целый ряд неприятных ощущений, прежде всего сильное жжение (зуд) кожи, что, по расчетам американских военных экспертов, может вызывать панику и суету среди личного состава противника на довольно больших территориях, и при этом —никаких человеческих потерь из-за непосредственного влияния этого оружия. Установки, генерирующие указанное излучение, столь компактны, что могут устраиваться на обычный военный джип («Специальная техника и вооружение», 2001, №1—5).

Думаю, читатели понимают, что вышеприведенные примеры, касающиеся США, взяты лишь потому, что эта страна, во-первых, так сказать, «законодатель моды» в военной сфере и, во-вторых, сравнительно открытая с точки зрения информирования о своих достижениях. Последнее, в свою очередь, является как проявлением демократии, так и, очевидно, одним из стратегических направлений внешней политики. Со временем указанные достижения США в военной сфере пытаются повторить — более или менее удачно — и другие страны.

Изменение взглядов
на планирование
боевых действий

Ведущие военные ученые мира обобщают опыт ведения боевых операций недалекого прошлого. Все больше эти ученые склоняются к мнению о необходимости пересмотра взглядов на планирование боевых действий.

Использование площадного оружия уже уходит в прошлое. Даже использование высокоточного оружия с минимизацией потерь живой силы и населения противника приводит к значительным материальным утратам не только у противника, а и в других (смежных) государствах. Возможны также значительные негативные последствия для экологии целых регионов. Вероятные результаты подобных действий — обнищание населения, миграция беженцев, развитие организованной преступности, наркоторговли и терроризма — часто не только наносят ущерб побежденному, но и возвращаются бумерангом к «победителю».

Последние конфликты показали, что подавляющее большинство операций переносится в населенные пункты. Появилась проблема минимизации материальных потерь и жертв среди мирного населения, так называемых «некомбатантов». Еще острее эта проблема проявилась при ведении подобных операций на территории собственной страны.

Те государства, которые по своему технологическому развитию (или по другим причинам) останутся на уровне войн четвертого поколения (моторизованное оружие) и с фрагментами высокоточного оружия, объективно будут вынуждены искать возможности реализации своих амбиций в применении асимметрических мер, в том числе терроризма. Это делает терроризм во всех его проявлениях (в т.ч. разнообразное воздействие на массовое сознание — через информационные системы, распространение наркотиков, религиозный и иной фанатизм, создание тоталитарных течений и т.п.) важным фактором влияния на планирование и строительство систем международной и национальной безопасности.

Изменение взглядов
на военную экономику
и на развитие
военно-технической сферы

Финансово-экономические возможности Украины не позволяют ей в принципе обеспечивать качественные характеристики вооружений и боевой подготовки Вооруженных сил, задачи, стратегия применения, структура и численность которых базируются на постсоветских, великодержавных и уже отвергнутых ведущими странами мира стереотипах.

Попытки догонять ведущие страны мира в вопросах обеспечения национальных Вооруженных сил и других воинских формирований традиционными вооружениями и военной техникой, исходя из традиционных принципов их боевого применения, могут обречь Военную организацию и оборонно-промышленный комплекс Украины на регрессирующую стагнацию с перспективой потери в недалеком будущем целых видов и родов войск.

Ни одна из стран мира не производит все необходимые для собственных вооруженных сил оружие и военную технику (ВВТ) на своей территории (даже для США этот показатель составляет около 80%).

Военно-техническое сотрудничество трансформируется сегодня от преимущественной торговли завершенными образцами ВВТ (какими бы «лучшими в мире» они ни были!) до широкой интернационализации производства ВВТ и трансфера технологий с широким применением офсетных и лизинговых схем.

В мире распространяется тенденция к уменьшению затрат на содержание военного компонента обороноспособности благодаря использованию достижений, инфраструктуры и услуг гражданского сектора, что позволяет уменьшить оборонные затраты на соответствующие объемы уже осуществленных государственных и частных инвестиций в национальный и международный гражданские секторы.

Эксперты ведущих стран мира отмечают, что:

— времена, когда военные технологии были «локомотивами прогресса», проходят;

— темпы роста гражданского сектора превышают сейчас даже те соответствующие показатели оборонного сектора, которые были во времена «холодной войны»;

— все больше созданных в гражданском секторе (практически без дотаций государства) технологий внедряется в оборонном секторе; при этом соотношение «стоимость/технические характеристики» намного лучше, чем у соответствующих технологий, создаваемых оборонным сектором за государственные средства.

Распространяется тенденция создания в странах единых систем управления воздушным движением, отслеживающих воздушное пространство и в пользу гражданских авиаперевозчиков, и с целью информационного обеспечения сил противовоздушной обороны.

Возможности ВВТ первичны по отношению к стратегии и тактике применения воинских формирований, а те в свою очередь (с учетом политически сформулированных задач), — для структуры и численности вооруженных сил.

Особого внимания в указанных аспектах заслуживает потенциальная перспективность для Украины вероятности использования для обеспечения национальной безопасности и обороны уже имеющихся достижений в деле освоения околоземного космического пространства.

В условиях Украины ее сравнительно небольшая территория, которая должна отслеживаться в интересах обеспечения национальной безопасности, наличие мощностей для изготовления и запуска соответствующих спутников и научно-технической базы для разработки и создания соответствующей наземной инфраструктуры — уникальный шанс разрешения чисто военных проблем в фарватере гражданских программ использования космического пространства.

Это направление могло бы обеспечить, в частности:

— повышение комплексности, достоверности и оперативности информатизации боевых действий (управление войсками и вооружением);

— экономию соответствующих государственных средств, которые должны расходоваться на создание чисто военных наземных средств разведки, управления и связи;

— участие Украины в международных космических программах, сам факт которого повышает эффективность невоенных составляющих обеспечения национальной безопасности;

— повышение отечественного экспортного потенциала (причем одной из наиболее наукоемких его составляющих) в сфере международного военно-технического сотрудничества.

Таким образом, даже довольно краткое изложение фактов предопределяет вывод о необходимости глубокой научной и непредубежденной проработки учеными совместно с политиками, политологами, военными аналитиками, аналитиками спецслужб и аналитиками-международниками всех взаимосвязанных проблем, влияющих на обеспечение национальной безопасности и обороны.

Постановка задач
научного обоснования новых подходов

При постановке задач научного обоснования концептуальных подходов необходимо учитывать все возможные альтернативные варианты обеспечения обороноспособности Украины с учетом опыта других стран (причем не обязательно ведущих, а имеющих схожие с Украиной экономические возможности) и вышеприведенного факта о первичности возможностей ВВТ.

Необходимо всесторонне и непредубежденно рассмотреть вероятность использования асимметрических ответов на угрозы или на применение против Украины военной силы, в том числе и теми государствами, с которыми Украина объективно не в состоянии достичь паритета в сфере обычных вооружений.

Необходимо серьезно пересмотреть стратегию и тактику ведения боевых действий в разнообразных современных условиях (на своей и на чужой территории, в крупных городах, с применением высокоточного оружия, в условиях информационной войны и применения несмертельного оружия и т.п.) с целью существенного пересмотра потребностей Вооруженных сил и других воинских формирований Украины в вооружении и военной технике.

Стратегия ведения боевых действий на собственной территории и на территории противника должна существенно отличаться: если мы имеем оборонную военную доктрину и не собираемся вести масштабные боевые действия на чужой территории, то содержание на вооружении огромного количества средств площадного (не высокоточного) поражения считается неприемлемым с политической, экономической, экологической да и просто нравственной точек зрения.

Одним из самых первых шагов должно стать проведение инвентаризации осуществляемых в Украине фундаментальных научных исследований, перспективное воплощение которых (например, в нетрадиционных видах оружия) может существенно повлиять на выбор путей обеспечения обороноспособности страны.

Взаимосогласование и синхронизация существующих и перспективных планов создания (НИОКР) и производства новых ВВТ с планами взятия его на вооружение и боевого применения позволят получить четкое представление о том, какими средствами обеспечения обороноспособности страна будет владеть в прогнозируемом будущем.

Концептуальные
и методологические особенности разработки новых подходов к обеспечению национальной безопасности и обороны

Следует признать необходимость:

Ё широкого привлечения фундаментальной науки к определению и обоснованию оптимальных, со всех точек зрения, показателей Военной организации государства;

Ё переориентации на новейшие средства обеспечения обороноспособности, придерживаясь принципа «перегонять не догоняя»;

Ё внедрения нетрадиционного оружия, основанного на информационных технологиях и новых принципах (в т.ч. «несмертельного оружия»);

Ё разработки концептуальных принципов, а также создания научной, технологической и кадровой базы для ведения информационных войн как с точки зрения влияния (противодействия) на технические средства, так и с точки зрения влияния (противодействия) на сознание людей, а также войн с использованием несмертельного оружия;

Ё приоритетного комплексного развития средств информатизации боевых действий (разведки, передачи и комплектования информации, передачи ее к отдельному солдату и отображения, постановки помех и т.п.), в том числе путем использования гражданских спутников и наземной инфраструктуры;

Ё широкого использования для целей национальной обороны и безопасности (в т.ч. ведения информационных войн) достижений, технологий, инфраструктуры и разнообразных возможностей как национального, так и международного гражданского (частного) сектора в том числе:

— интернет-технологий;

— телекоммуникационных сетей;

— технологий и средств массовой информации и аудиовизуальной рекламы;

— финансирования прежде всего «прорывных» технологий оборонно-промышленного комплекса, которые в перспективе позволят осуществить прорывы в создании новейших вооружений.

Концептуальные подходы к обоснованию численности и структуры Вооруженных сил Украины и других воинских формирований

При обосновании численности и структуры Вооруженных сил Украины и других воинских формирований следует исходить из того, что:

Ё численность, структура и оснащенность Вооруженных сил должны быть сбалансированы с прочими составными национальной безопасности, с обеспечением тенденции сокращения доли военного компонента, по сравнению, в частности, с экономической и дипломатической компонентами например, для недопущения гипотетических конфликтов с существующими коалициями государств или с высокоразвитыми странами;

Ё существенной коррекции требуют методики определения имеющегося и требуемого боевого потенциала Вооруженных сил, которые должны учитывать все составные эффективности современных вооружений;

Ё необходимо научное обоснование минимально необходимого уровня обороноспособности (боевого потенциала) и, соответственно, пересмотр показателей численности личного состава Вооруженных сил Украины и других воинских формирований;

Ё силы сдерживания Вооруженных сил Украины должны обеспечивать гарантированное предотвращение применения военных компонентов для определенного круга стран;

Ё должен быть обеспечен рациональный баланс между традиционными вооружениями и новейшими средствами (войн будущего). При этом, рассматривая т.н. асимметрические средства силового сдерживания и ведения борьбы с учетом техногенного уровня и глобализации экономики, следует учитывать все возможные последствия, чтобы не противопоставить страну всему цивилизованному миру;

Ё необходимо рассмотреть возможность сокращения численности Вооруженных сил и других воинских формирований путем широкого привлечения гражданского сектора для выполнения задач, непосредственно не связанных с применением оружия (информационное и коммунальное обеспечение, перемещение военных грузов и т.п.);

Ё введение демократического гражданского контроля над военной сферой уже на этапе принятия концептуальных решений позволит избежать ведомственных перекосов и станет залогом общей ответственности за внедрение этих решений. Термин «контроль» следует понимать не только как право доступа к информации и возможности осуществления ревизий и проверок, а в широком толковании — ответственность за четкое определение функций и задач силовых структур, обеспечение их надлежащими ресурсами и нормативно-правовой базой, долгосрочными программами развития, социальной защитой военнослужащих и членов их семей и т.п.; именно поэтому — «контроль над», а не «контроль за»)

Военная сфера, пребывая под демократическим гражданским контролем, должна превратиться из «бездонного» реципиента финансовых ресурсов государства, расходуемых в настоящее время преимущественно на собственное содержание, в донора и в катализатор научно-технического прогресса.

Определение ориентиров оборонно-промышленного комплекса и военно-технического сотрудничества

Определение параметров строительства Военной организации государства позволит наметить конкретные ориентиры и приоритеты для оборонно-промышленного комплекса и военно-технического сотрудничества в широком понимании этого термина — в частности, какие технологические лицензии следует приобрести у других государств, с кем целесообразно вступать в производственную кооперацию, какие уже имеющиеся в Украине вооружения и технологии, пока они окончательно не устарели, возможно экспортировать и т.п.

Необходимо пересмотреть круг приоритетов развития отечественного ОПК в соответствии с требованиями войн будущего с определением направленности — для потребностей собственной обороны и безопасности либо для поставок на экспорт, создания благоприятных условий для экспорта имеющихся в ОПК технологий.

Необходимо превратить военно-техническое сотрудничество из источника недоразумений на почве конкуренции (завершенных образцов вооружения) в средство научно-технической и технологической интеграции оборонно-промышленного комплекса Украины в мировую экономику, в результате чего углубится экономическое и политическое партнерство Украины с ведущими государствами мира, что, в свою очередь, будет способствовать повышению ее возможностей (невоенного компонента) обеспечения обороноспособности.

В завершение следует отметить, что дешевой обороноспособности не бывает, и оборонные потребности страны должны финансироваться, как минимум, не хуже, чем в бывших социалистических государствах, соседних с Украиной. Но в то же время необходимо уже сейчас (и нынешняя финансово-экономическая ситуация в Украине и состояние ее Вооруженных сил нас к этому объективно подталкивают) определиться со стратегическими долгосрочными ориентирами развития Военной организации государства и, соответственно, первоочередными приоритетами сосредоточения финансовых и прочих материальных ресурсов, выделяемых обществом на потребности обеспечения национальной обороны.

В условиях высокой концентрации на территории Украины объектов техногенной опасности Вооруженные силы, в которых не осуществляется на должном уровне боевая подготовка личного состава и не проводятся в необходимых объемах работы по техническому обслуживанию боевой и прочей техники, превращаются в потенциальную угрозу национальной безопасности.

По моему мнению, главным выводом этой статьи должно стать признание целесообразности и необходимости создания научной группы со специальным статусом, с широким привлечением ученых и специалистов Национальной академии наук Украины, Национального института стратегических исследований, Украинского центра экономических и политических исследований и т.п. для непредубежденного обобщения научных, информационных, аналитических и прочих материалов отечественных информационно-аналитических и научных структур, органов внешней разведки и т.п. и научного обоснования и формулирования предложений по дальнейшему совершенствованию Военной организации государства на долгосрочный период.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №48, 15 декабря-20 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно