Разменяет ли Янукович миллиарды на миллионы?

Поделиться
Самым доступным образом проблему миграционной политики в Украине отражает комедийный боевик «13-й район»...

Самым доступным образом проблему миграционной политики в Украине отражает комедийный боевик «13-й район». Власти, не в силах навести порядок в насыщенных преступностью моноэтнических кварталах, обносят их стеной и блокпостами, а затем планируют взорвать небольшую нейтронную бомбу. Антиутопия из недалекого будущего, которую Люк Бессон смоделировал для Парижа, очень актуальна для Украины. В ближайший четверг Верховная Рада в пятый раз за последние одиннадцать лет попытается наконец-то принять законопроект «О концепции государственной миграционной политики». И вот же совпадение — в ближайшую среду администрация президента Виктора Януковича планирует полностью ликвидировать миграционная политика» в понимании руководства Украины отсутствует. И главный показатель — отсутствие даже рамочного закона, который бы определял понятия и устанавливал критерии такой политики. Возможно, на будущей неделе парламент исправит хотя бы эту несуразность — ведь работа над законопроектом тянется с 1999 года! При том, что научная база, теоретические разработки, исследования миграционной политики в Украине достаточно развиты, специалисты в этой сфере у нас есть, действуют программы обмена опытом с зарубежными структурами.

Разумеется, в Украине созрела острая необходимость для создания специализированного органа, аналогичного по функциям миграционным службам любой цивилизованной страны. К слову, в СНГ миграционные службы созданы везде, за исключением Украины и Беларуси. При этом очевидно, что вопрос подчиненности такой структуры — второстепенный. В мире миграционные службы с самостоятельным статусом, как правило, подведомственны Минюсту, МВД, напрямую подчиняются главе Кабмина. Главное, что такой орган должен выполнять цели и задачи, которые сейчас в государстве не выполняет никто.

Профильный департамент МВД занимается только выдачей паспортов. Мигранты для милиции — это как автовладельцы для ГАИ. Чем больше ездит без прав за рулем, тем лучше. Мигранты — просто еще одна статья неофициальных доходов, лишь бы не убили кого. А их поголовная идентификация, регистрация — для милиции вопрос совершенно неприоритетный. Какой участковый будет выяснять личности десятка китайцев в троещинской гостинке? Посмотрел, что все спокойно, «сотку» получил и пошел — территория отработана.

Миграционная политика — это инструмент реализации государственной политики, а не просто некий придаток к паспортным столам и разрешительной системе. Поэтому еще в 1996-м, при Юрии Кравченко была принята Концепция развития системы внутренних дел, действующая по настоящее время, которая предусматривает «освобождение милиции общественного порядка от некоторых несвойственных ей функций — паспортной и визовой работы… Эти функции будут переданы… центральным органам исполнительной власти».

Европейский союз включил в план проекта действий Украина — ЕС пункт о создании в Украине специального органа в сфере миграции. И 13 июня 2007 года, после глубокой и всесторонней проработки, премьер-министр Виктор Янукович издал распоряжение Кабмина «Об одобрении плана действий Украина—ЕС», которым предусмотрел «создание Государственной миграционной службы Украины для обеспечения необходимого межведомственного сотрудничества на центральном, региональном и местном уровне путем объединения существующих структур».

В 2008-м указом президента В.Ющенко о миграционной политике создание миграционной службы было обозначено как срочная задача, причем отмечались недостаточные меры правительства по решению данного вопроса. В 2009 году, когда подошло время очередного отчета о выполнении плана действий Украина — ЕС, правительство Ю.Тимошенко приняло решение о создании Государственной миграционной службы как самостоятельного гражданского органа исполнительной власти на основе соответствующих подразделений МВД и Госкомнацмиграции. Структура работы и подчинения ГМС Украины точно соответствует положению о статусе Федеральной миграционной службы России.

В 2010-м, уже при третьем премьер-министре Николае Азарове, создание ГМС получило развитие. В бюджете финансирование миграционной службы было прописано отдельной строкой.

Премьер, как и его предшественники, понимает, что выполнение плана Украина— ЕС и расширение базы налогообложения физических лиц невозможны без структурной реформы миграционной системы Украины.

Согласно официальным данным, представленным правительству специалистами Государственной миграционной службы Украины, в случае введения со второй половины 2010 года полноценного функционирования ГМС и принятия пакета законодательных актов, направленных на обеспечение миграционной политики в Украине, поступления в бюджет за шесть месяцев могут составить около трех миллиардов гривен, что в три-четыре раза превышает нынешние доходы казны по всем ведомствам, которые сейчас отвечают за различные аспекты в сфере миграции.

Ничего государственного, только бизнес

Но вот парадокс. Государственная миграционная служба, которая едва создана, уже на этой неделе может прекратить свое существование. Решение о ликвидации службы и возвращении всех ее подразделений в состав департамента МВД и в Госкомнацрелигии может быть принято уже в среду. Самое забавное, что службу, необходимость создания которой была обоснована при премьер-министре Януковиче, планирует устранить… президент Янукович!

Все произошло как в анекдоте. После обращения генерального прокурора А.Медведько и уполномоченного по правам человека Н.Карпачевой к президенту, с просьбой ускорить создание Государственной миграционной службы, глава администрации президента С.Левочкин дал поручение изучить вопрос соответствующим министерствам и ведомствам. Янукович лично поручил сделать свои выводы премьер-министру. Н.Азаров 7 мая направил Януковичу письмо, в котором полностью поддержал необходимость создания ГМС. Позиция премьера была обоснована политическими резонами, а также конкретными выкладками по экономике. Азаров гарантировал, что в случае создания службы бюджет получит как минимум 1 миллиард гривен уже в этом году даже без принятия дополнительного пакета законов, а в следующем поступления составят три-пять миллиардов гривен. Казалось бы, что может быть убедительнее для страны, переживающей глубокий бюджетный кризис?

Но Янукович позицию Азарова не счел убедительной. Более весомо для президента прозвучали аргументы министра внутренних дел А.Могилева. И теперь все программы развертывания ГМС сворачиваются. «ЗН» обратилось к руководству администрации президента с просьбой пояснить причины такого решения.

Из аппарата замглавы АП Е.Лукаш мы получили документ, на основании которого президент изменил долгосрочную правительственную программу.

Оказывается, МВД вдруг решило само создать в своем составе гражданский орган по управлению миграционной политикой. Основная аргументация — миграционные службы многих стран подчиняются МВД. В документе нет ни слова о целях и задачах миграционной политики, нет никаких экономических показателей, нет ничего. Логика сугубо бюрократическая — раз ГМС до сих пор не получила штатный состав и помещения (которые ей до сих пор не передает МВД), значит служба не справилась с оргвопросами и надо передать ее функции обратно, а саму службу ликвидировать.

Очевидно, Могилева не устраивает начальник ГМС Игорь Репешко. Но почему бы не заменить начальника ГМС лояльным профессиональным человеком, а не рубить на корню уже готовый проект создания миграционной службы, в который государство за прошедшие годы, в том числе и по распоряжению премьера Януковича, вложило десятки миллионов гривен? Ведь через «Урядовий кур’єр» в штат ГМС уже идет набор сотрудников, официально выделены помещения.

Государственную логику в этом шаге разглядеть трудно — ведь проект создания ГМС прошел десятки совещаний и согласований, его необходимость была подтверждена тремя составами правительства. Зачем уничтожать то, на что потрачены многолетние усилия и средства, таким бульдозерным способом, в кратчайшие сроки, без каких-либо серьезных выкладок, без серьезной проработки? В докладе, подготовленном, очевидно, в МВД, о государственных интересах нет ни слова. Но частные интересы просматриваются.

Дело в том, что с созданием самостоятельного, пусть и координируемого МВД ведомства появляются предпосылки для иссякания важного источника благосостояния милицейского руководства — контроля за производством и выдачей паспортов. «ЗН» уже проводило расследование о том, как МВД при предыдущем министре Ю.Луценко без всякой мотивации заказывало заграничные паспорта частному консорциуму «ЕДАПС», близкому к народному депутату В.Грицаку. «ЕДАПС» выставляет разорительные для бюджета цены на свои услуги. Так, из 120 гривен в себестоимости загранпаспорта более 100 гривен приходилось на одну-единственную пластиковую страничку, которую поставляет «ЕДАПС». Как и почему уполномоченные сотрудники МВД подписывают столь невыгодные условия закупки пластиковых страниц в паспорт и обогащают таким образом частную структуру на сотни миллионов гривен в год за счет граждан, знает только их совесть. «ЕДАПС» отлично зарабатывает на техталонах и других документах МВД — значительную часть их стоимости составляют защитные знаки «ЕДАПС». Хотя зачем нужна голограмма на техталоне за 100 гривен, ни один генерал пояснить не в силах. МВД проявляет лояльность к бизнесменам из «ЕДАПС» и другим путем — на территории консорциума чиновники умудрились в свое время создать государственный Центр персонализации документов МВД, который непосредственно вносит личные данные в документ. Так вот, положение о создании ГМС предусматривает передачу Центра персонализации в подчинение миграционной службы. Разумеется, отдать контроль за государственным предприятием «ЕДАПС» не собирается. Что ж, можно поздравить депутата Грицака — очередной раунд борьбы у государства он, кажется, снова выиграл. Центр персонализации остается под полным фактическим контролем «ЕДАПС» и формальным — МВД. Пусть в стране еще несколько лет не будет миграционной службы, кого это волнует? Конечно, министр МВД в наше бурное время гораздо убедительнее выступает в глазах президента, чем премьер-министр. Конечно, сотни миллионов прибыли для бизнеса важнее миллиардов гривен для государственного бюджета, важнее государственной политики, плана Украина — ЕС, и т.д. Лишь бы не уменьшать норму прибыли для нужных людей. Стабильность, понимаете ли, важнее реформ.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме