РАБ НЕ ВОСПИТАЕТ СВОБОДНОГО ЧЕЛОВЕКА

Поделиться
Сегодня перед Украиной стоят сложные задачи, которые необходимо решить в сжатые сроки. Наша стран...

Сегодня перед Украиной стоят сложные задачи, которые необходимо решить в сжатые сроки. Наша страна не может не быть зависимой от происходящих в международном сообществе процессов, а принимать в них активное и равноправное участие не позволяет уровень экономического развития, социальной защищенности граждан и целый ряд других, не менее важных причин. Среди них, на мой взгляд, качества украинской политической элиты занимают не первое место. Но их роль, безусловно, значительна. Какими должны быть эти качества? Да такими же, как и политической элиты любой другой страны: патриотизм, высокий профессионализм, открытость, решительность, мудрость, нравственность (прежде всего в отношении самого государства), прогнозируемость, чувство высокой ответственности за свои действия и принятые решения. Продолжать список не стоит. Украина тут ничего нового не придумает.

На первое же место я выношу условия (читай: систему власти), при которых эти качества должны раскрываться. Ведь именно система власти формирует мотивы, которыми руководствуются политики, стремясь ею овладеть. Не раз в своих выступлениях по этому поводу я цитировал Л.Кравчука: при сформировавшейся в Украине путем сверхвысокой концентрации полномочий в руках главы государства системы власти, даже у ангела вырастут рога. Следовательно, именно изменение этой системы является необходимой предпосылкой становления демократической политической элиты Украины и в общем поступательного движения украинского общества.

Как предотвратить искушение властью?

Ни для кого не является секретом, что выборы для политиков — сложный процесс. По внедренной в Украине практике, — сложный и финансово. Поэтому сегодня даже самая идеальная личность и стоящая за ней сила не устоят перед соблазном, используя полученные полномочия, безнаказанно компенсировать израсходованные на выборы средства и приумножить капитал. Соблазн слишком велик. Да и десятилетняя практика перманентных правительственных кризисов, шельмование парламента, использование репрессивного аппарата для поддержки «порядка» и послушности власть имущих (послушания власть имущим?) привели к тому, что многие из нынешних высоких чиновников рассматривают свои должности как непродолжительную возможность урвать для себя и своих детей. О какой нравственности тут говорить? К тому же, пример верхов показателен. Одним словом, «не зевай, Фомка, на то и ярмарка».

Только разумное перераспределение властных полномочий между всеми ветвями власти по принципу «сильный и ответственный парламент — сильный и ответственный премьер — сильный и ответственный президент — независимые суды» обеспечит демократическое развитие страны, изменит мотивы прихода к власти, выведет на качественно иной уровень сначала саму отечественную политическую элиту, а она, в свою очередь — Украину.

Отдельно замечу, что смена системы власти, любое перераспределение полномочий не могут подгоняться под конкретную политическую фигуру. Все должно делаться исключительно в интересах государства, на благо украинского народа, в расчете на длительную перспективу. Именно народ должен выбрать, кого, какие силы поставить во главе новой, реформированной системы.

Смена системы власти — основа объединения политических элит

На сегодняшний день смена системы власти и является той стратегической целью, достижение которой позволит сделать качественный прорыв в развитии страны. Только тогда власти смогут сконцентрироваться на системном решении актуальных вопросов, таких, как обеспечение социальной защиты населения (в т.ч. бесплатного образования, качественного медицинского обслуживания, доведения всех социальных выплат до уровня, не унижающего человеческое достоинство), защита прав человека, снижение налогового бремени, выведение экономики из тени, обеспечение стабильного роста ВВП и многое другое. Только тогда, когда мы достигнем стандартов жизни развитых стран и сделаем свою политику открытой и прогнозируемой, с интересами Украины начнут считаться в мировом сообществе. Только тогда можно будет серьезно говорить о возможностях вступления Украины в различные международные образования в качестве равноправного члена.

Именно на основе такой перспективы и возможно объединение политических элит в Украине. При этом все политические силы, скорее всего, разделятся на две группы: тех, кто поддерживает смену системы властей в интересах общества, и тех, кто выступает за смену системы власти в личных интересах (или против смены системы власти).

Можно сказать, что подобное распределение началось сразу после парламентских выборов 2002 г. Первая группа объединила оппозиционные политические силы различной идеологической направленности, стоит на государственнических позициях и руководствуется желанием установления в Украине демократических традиций.

Вторая — собрала воедино провластные силы, которые, за небольшим исключением, не имеют никаких интересов, кроме финансовых, меркантильных. Эта группа руководствуется страхом потерять «прихваченное» и отвечать за нынешнее состояние Украины. При этом она обладает ею же созданным преступным административным ресурсом, ее единственным изобретением, целиком для нее эффективным.

Поэтому оппозиция вынуждена работать в условиях постоянных политических провокаций, информационной блокады, угрозы жизни. Все это никоим образом не способствует каким бы то ни было открытым политическим дискуссиям, тем более касающимся стратегического курса Украины.

Если до 2004 г. не будет создана законодательная база смены системы власти, то во время президентской кампании условия деятельности оппозиции станут еще жестче. Тогда об Украине как о демократическом государстве можно будет забыть надолго. Если не навсегда.

Какие шаги в направлении смены системы власти нужно осуществить?

Первый: внедрить пропорциональную систему выборов на центральном и местном уровнях.

Второй: изменить статус и роль исполнительных комитетов местных советов как звеньев исполнительной власти. Урезать действующие полномочия так называемых губернаторов и других назначенцев. Они — цементирующий состав административного ресурса, коррупции и произвола.

Третий: выдвигать кандидатов и в президенты, и в народные депутаты от партий. «Беспартийный» президент — фикция, тот случай, когда в нейтральном, «тихом болоте черти водятся».

Только тогда возможна общественная дискуссия. Только тогда можно ожидать объединения ответственной политической элиты и высокого уровня политической культуры граждан страны. Из ничего такая культура не появится.

«Воспитанием чувств» не могут заниматься запуганные личности. Запуганные, но получающие выгоду из такого состояния. Раб (по натуре) не может воспитать свободного человека, мошенник — честного, проходимец — порядочного. В этом смысле система власти — не только цель, но и средство. Идеальные личности сами по себе мало на что способны. Порядок (в данном случае — система) побивает класс. Эта закономерность характерна не только для футбола.

Нужны качественные изменения. Ответственность за них лежит на всех нас.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме