Путеводитель по минному полю

Поделиться
Рвется, как известно, там, где тонко, а взрывается — где вовремя не разминировали. Самое тонкое — у...

Рвется, как известно, там, где тонко, а взрывается — где вовремя не разминировали. Самое тонкое — уже не новость — власть в стране, не способная даже в случае войны близ границы самоорганизоваться и функционировать без проявлений политического метаболизма. Территория страны, которую можно вдоль и поперек усеять табличками «Заминировано!» — конечно же, Крымская автономия и город Севастополь. Но складов «боеприпасов», требующих немедленной утилизации, на самом деле не так много, чтобы центральная власть, даже в ее нынешнем состоянии, не смогла справиться. Главное — чтобы воцарился порядок даже не в стране в целом, а в головах тех, кто обязан принимать решения. Это первое условие, необходимое для четкой формулировки и постановки задач по «разминированию» завалов в потенциально опасном для безопасности страны регионе.

Самый злободневный на сегодня вопрос — упорядочение пребывания и функционирования Черноморского флота в Крыму, необходимое для установления контроля государства за иностранными военными арендаторами, кажется, сдвинулся с мертвой точки. Не повторяя того, что уже было написано в «ЗН» по этой теме до и после начала новой кавказской войны, остановимся на принципиальном моменте — финансовые условия базирования ЧФ РФ на территории Украины. Напомним, в «ЗН», № 26 (705) мы аргументированно настаивали: для снятия многих проблем Украине необходим новый формат отношений в этом вопросе. Начиная с 1997 года расчеты за использование ЧФ земельных участков с объектами береговой инфраструктуры, акваторий бухт в Севастополе и Феодосии производятся «путем ежегодного уменьшения равными долями государственного долга Украины», который в соглашении 1997 года был зафиксирован суммой в три миллиарда семьдесят четыре миллиона долларов. Это долг по гос­кредитам 1993 и 1995 годов. Сумма ежегодного погашения госдолга Украины соглашением определена в 97,75 млн. долл. Однако статья 2 соглашения гласит: «После погашения Украиной государственного долга перед Российской Федерацией арендная плата осуществляется российской стороной прямыми платежами». Долга осталось, как нам подтвердили в Министерстве финансов, около 1,3 млрд. долларов. Экспертные подсчеты приводят к выводу: изыскав сегодня эту сумму, Украина могла бы требовать за аренду базы ЧФ от полумиллиона долларов до полутора миллиардов. Но деньги в этом случае, подчеркиваем, даже не главное. Новая ситуация усилила бы позиции Украины по всему комплексу проблемных переговорных вопросов относительно ЧФ и не только. И для начала — переход к прямым платежам вынудил бы наконец-то снять с мертвого якоря инвентаризацию земли и объектов, которые использует Россия в Крыму, и следующий шаг — к заключению действительно договоров аренды, исходя из которых в 2017 году и будет приниматься все временно используемое. Несомненно, это должно подвигнуть арендаторов к сокращению занимаемых наделов земли и объектов, особенно в дорогой прибрежной зоне. Так что поэтапный вывод ЧФ может стимулироваться и таким путем.

На этой неделе президент Украины наконец-то озвучил свою позицию относительно необходимости пересмотра расчетов за базирование РФ на территории Украины. Страна узнала об этом из интервью агентству Reuters. «Безусловно, я хотел бы, чтобы мы выполнили соглашение, которым предусмотрена дислокация российского Черноморского флота до 2017 года, это обязательство Украины, мы должны быть предсказуемыми партнерами», — сказал В.Ющенко. Но чтобы пребывание ЧФ было для Украины «комфортным, прозрачным, понятным», необходимо «много сделать в режиме, процедурах пребывания ЧФ в Севастополе, в частности, безусловно, вопросы, касающиеся арендной платы, новых финансовых условий» — заявил президент Ющенко.

Замглавы секретариата президента Андрей Гончарук, отвечая на вопрос журналистов, действительно ли Украина будет добиваться повышения цены за аренду базы ЧФ в Севастополе, сообщил следующее: «Президент Украины несколько дней назад написал письмо президенту Медведеву относительно урегулирования всех вопросов, связанных с Черноморским флотом. В том числе связанных со всеми запросами на передвижение, и ваш вопрос также не снят с повестки дня» (цитируется по сообщению «Нового Региона»).

А теперь внимание — аргументы украинской стороны по поводу необходимости пересмотра расчетов за базирование ЧФ. В интервью Reuters Виктор Ющенко говорит о том, что нынешняя стоимость аренды определялась тогда, когда земля в Украине и России оценивалась по нулевой ставке. А «большинство активов, которые используют российские воинские подразделения, вообще не учитывались как активы, за которые надо платить». А.Гончарук приводит другой аргумент: «Если помните, то раньше очень часто этот вопрос связывали с ценой на газ для Украины. Вот мы вам даем газ по 50 долларов за тысячу кубометров, а зачем тогда с нас брать по мировой цене за аренду квадратного метра земли? Думаю, что сейчас эти времена уже прошли. Сейчас уже нет газа по 50 долларов, сейчас газ уже по 179,5 долл., и это пока точно. Мы знаем заявления и переговоры, и речь идет о том, что Украине нужно готовиться, о чем говорит президент, к повышению цены. Мы теряем время, поскольку уже начался бюджетный процесс, и хотелось бы знать цену на газ, поскольку ее нужно закладывать. Пока что цены на газ нет, но очевидно, что цена, которая будет, говорит о том, что на повестке дня ваш вопрос».

Приехали. То, о чем говорит президент и чиновник его секретариата, конечно, имеет место быть. Но где-то во втором-третьем эшелоне аргументов и обоснований, через запятую. На первом месте — железно, исходя из буквы соглашения, которую Россия так подчеркнуто-публично чтит, должно сегодня стоять выполнение обязательств Украины упомянутый долг погасить. Причем надо было еще в прошлом году. Поэтому вопрос остается открытым: намерено ли руководство Украины соглашение выполнять в этой части? Если да, то где проект изменений в бюджет, с тем чтобы рассчитаться по долгу, который висит на шее не столько в финансовом смысле, сколько в политическом, и касается национальной безопасности? И, заметьте, никаких переговоров, изменений в соглашениях по ЧФ это не потребует. Только — политическая воля, а дополнительные поступления в бюджет, как заверяет правительство, у страны есть в достаточном количестве. Однако в интервью президента об этом — ни слова. Тема погашения госдолга и переход к прямым платежам за базирование ЧФ вообще не затрагивается. Хотя в правовом плане это самая беспроигрышная позиция для Украины.

К слову об инвентаризации. Посчитает ли кто-нибудь в стране, сколько же граждан РФ проживает в Украине, на защиту которых Россия, как уже понятно, готова на все. Официальные лица называют цифру то в три с половиной, то в четыре тысячи человек. И, дескать, некритично это количество, все-де под контролем. Приводим официальные данные декабря прошлого года — периода российских выборов. Как сообщил агентству «Интерфакс-Украина» генеральный консул России в Симферополе Алексей Николаев, всего в консульском округе, в который входят Крым и Севастополь, на учете состоит более 20 тыс. россиян, которые имеют право голосовать. Он подчеркнул, что в эту цифру не входят военнослужащие Черноморского флота РФ. Добавлю — в эту цифру наверняка не входят все бывшие обладатели т.н. вкладышей в паспорта, которые в мешковские времена выездные консульства РФ раздавали буквально на улицах и которые затем были обменяны на паспорта. Вторые, потому как от украинского гражданства никто не отказывался. Среди них — и депутаты ВР автономии всех созывов. Их-то кто-нибудь назовет по именам?

Следующий момент, диагностирующий эффективность власти в попытке решать крымские проблемы. «Крымчане должны чувствовать, что Украина — это их Родина, что Украина заботится о Крыме, что Украина заботится о каждом человеке, который живет в Крыму», — заявила Юлия Тимошенко после заседания Кабмина, на котором был рассмотрен вопрос об усилении социальной политики в Крыму. Премьер отметила, что Кабмин сделает все возможное, чтобы население Крыма почувствовало поддержку государства. Трогательно, но что конкретно — не сообщается.

Теперь сравним сообщения в эти же дни. Московская власть рассматривает возможность строительства новой школы и детского сада для детей военнослужащих Черноморского флота в Севастополе, в районе «Летчиков», где за последнее время были построены новые дома…

В крымские библиотеки поступят книги на украинском языке — по 500 в каждую на общую сумму 10 миллионов гривен…

Понимаю, что примеры выглядят манипулятивно. Но так их видит каждый крымчанин, читая газеты за завтраком или глядя в голубой экран вечером. Поэтому если правительство действительно хочет помочь Крыму решать социально-экономические проблемы, то одним торжественным вручением спецавтотранспорта инвалидам на площади Ленина в Симферополе поездка премьера в Крым, запланированная на сегодня, наверное, не должна была бы ограничиться. Или сейчас не та ситуация, когда необходимо выездное заседание Кабмина?

Пока же Киев собирается влюбить в себя Крым, люди ежедневно слышат:

Объекты навигационно-гидрографического обеспечения ЧФ взяты под усиленную охрану после получения информации о намеченных провокациях со стороны ряда общественных организаций Украины....

Военкоматы Украины начали рассылать повестки резервистам и предлагают прибывшим гражданам направиться в Грузию. «По нашим данным, в Севастополе, по юго-востоку Украины, наши резервисты стали получать повестки из военкоматов. Всем им предлагают направиться в Грузию. Грузины работать не умеют, воевать на умеют. Наших парней хотят использовать как пушечное мясо», — заявляет депутат горсовета Севастополя Евгений Дубовик….

Об информационной политике Киева в Крыму, вернее, о ее отсутствии, — в следующий раз. Тут замечу, все спекуляции и разговоры заканчиваются, когда в противовес люди видят ДЕЛО.

Оно на сегодня для крымчан любой национальности и любой политической симпатии, любого достатка и сферы занятости формулируется как борьба с коррупцией. Потому что она — корень большинства проблем, которые люди вынуждены преодолевать. Дерибан земли чиновниками, миллионные взятки, откаты до 40 процентов, хозрасчетные суды. А над горами мусора, над застроенными особняками виноградными полями и вырубленными садами, умирающими селами и обезвоженными городами несутся мантры политиков про русский язык, НАТО, Россию, угрозу исламского экстремизма…

Кстати, еще одно минное поле. Министр внутренних дел Юрий Луценко заявил при посещении Крыма, что к осени будет покончено с самозахватами в Симферопольском районе. «Если прольется кровь…» — тут же откликнулись крымскотатарские газеты. Ну сколько же можно? Неужели все еще непонятно, что решить земельную проблему репатриантов силовым методом можно только в одном случае: в результате тотальной зачистки коррумпированных чиновников, легализующих схемы теневой приватизации и продажи земли. Кому еще неизвестно, что в Симферопольском районе, где сосредоточено до 80 процентов всех существующих самозахватов крымских татар, цена гектара вдоль трасс дошла в этом году до 200 тысяч долларов. Земля, к тому же сельхозназначения, раздается десятками гектаров под строительство крупных коммерческих объектов. И кто-то верит, что, видя такой беспредел, репатрианты сойдут со своих шести-восьми соток без сопротивления?

Этот тлеющий очаг, который, как показывает даже опыт последних трех-пяти лет, очень легко перевести в межнациональное столкновение, погасить можно легко, хоть и не навсегда. Просто власть должна работать, а не зарабатывать. Сценариев о «Крыме—Осетии» политологи уже написали много. Но ни один из них не сработает, если из него выпадет крымскотатарская, исламская или как угодно ее назовите составляющая. И Киев обязан ее устранить еще до того, как игра начнется. Про отсутствие системной политики центра в отношении крымскотатарской проблемы говорилось множество раз и без толку. На практике — торги должностями вперемешку с политикой, которые привели, в том числе и к тому, что часть элиты репатриантов эффективно интегрировалась в коррумпированную среду чиновничества и по-своему решает вопросы, в том числе и земельные. (Как вам «переуступка прав» на самозахват за два миллиона долларов?) Меджлис, теряющий в последние годы не только влияние, но и контроль за процессами в своей среде, уже отчаялся ждать очередного заседания Совета при президенте. Последнее было в мае 2005 года! Что должно произойти, чтобы диалог с властью снова возобновился? Ваххабиты захватили власть в муфтияте, пролилась кровь на самозахватах или просто приснилось: иду я по минному полю…

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме