ПРОЗАПАДНЫЕ ВИРАЖИ НА МИННОМ ПОЛЕ ПОСЛЕМЕЧЬЯРОВСКОЙ ДЕМОКРАТИИ

22 января, 1999, 00:00 Распечатать

С 1 января в Словакии резко повысились цены на электроэнергию, коммунальные, почтовые услуги, проезд железной дорогой...

С 1 января в Словакии резко повысились цены на электроэнергию, коммунальные, почтовые услуги, проезд железной дорогой. Эти нововведения, свидетельствующие о начале «шокотерапии», характерны для нового руководства страны, пришедшего на смену Владимиру Мечьяру и его команде. Утвержденная парламентом в конце 1998 года программа нового коалиционного правительства во главе с Микулашем Дзуриндой имеет целью наверстать многолетнее отставание Словакии, где, по мнению нынешнего кабинета, еще по существу не произошла смена строя. В развитии общества должен произойти поворот на 180 градусов. Словакия, утверждается в программе, вступит в третье тысячелетие правовым демократическим государством. Во внешней политике это значит присоединение к Европейскому союзу и НАТО, последовательное и предсказуемое сотрудничество с соседними странами. Начавшиеся перемены в Словакии, однако, далеко не однозначны.

Уильям Черчилль некогда сказал: «Демократия - это когда во время вашего утреннего кофепития кто-то постучит в дверь и вы на 100% уверены, что это не кто иной, как почтальон». Незадолго до сентябрьских парламентских выборов тогдашний премьер-министр Словакии Владимир Мечьяр счел уместным к этой классической трактовке добавить: «Если мы понимаем демократию как власть народа, за дверью может стоять и злодей - от этого демократия не перестанет быть демократией». Насколько удачное продолжение к размышлениям Черчилля нашел Мечьяр, судить не берусь. Но то, что он оказался прав, предсказав, а потом, вопреки злым языкам оппозиции, и обеспечив в основном условия для проведения демократических выборов, можно утверждать с полной уверенностью. Правда, это, как ни парадоксально, стоило ему и его команде слишком дорого. Партия «Движение за демократическую Словакию» (ДЗДС) хотя и стала победителем парламентских выборов, не смогла создать коалиционного большинства в парламенте и, соответственно, сформировать свое правительство.

На смену пришло одно из наиболее гетерогенных в стране и Европе правительство из 10 партий - христианских демократов и наследников коммунистов, либералов и умеренных националистов... Полгода тому назад Владимир Мечьяр утверждал, что оппозиционные партии - Словацкая демократическая коалиция (СДК), Партия гражданского согласия (ПГС) не имеют ни структуры, ни программы, ни поддержки масс, а Партия демократических левых (ПДЛ) дышит на ладан. И вот ныне эти силы уже у власти. Было от чего впасть в отчаяние! Разочарованный «великий маг» в сердцах отказался даже от депутатского мандата, лишь бы не быть среди «собакокотов», как он называл оппозиционные коалиции. Доминировавшая с 1990 года на словацкой политической сцене фигура исчезла из поля зрения.

Но идеи создателя независимого словацкого государства продолжают жить, все еще оказывая влияние на общество. В интервью автору этих строк Владимир Мечьяр не так давно утверждал, что после демократических парламентских выборов Словакия пойдет по пути европейской интеграции. И что же? Нынешние братиславские руководители поступили «по-мечьяровски». Правда, в своих действиях они отнюдь не руководствуются принципами «диктатора». Скорее - наоборот. «Большевистскому панславизму» Владимира Мечьяра новые силы противопоставили прозападную политику и начали ее активно реализовывать. Премьер-министр Словакии Микулаш Дзуринда свой первый визит совершил в Брюссель - столицу ЕС, а новый министр иностранных дел Эдуард Кукан - в Вену, которая председательствовала в ЕС. На состоявшемся в конце года саммите ЕС в Вене хотя и вспомнили о «забытой сестре Европы», но особых знаков внимания ей не оказали. И все же Словакия не хочет отставать от Венгрии, Польши и Чехии - кандидатов ЕС первой волны, желая, к тому же, возвратиться в лоно вновь возрождающейся «Вышеградской четверки».

Новое руководство страны стремится форсировать реализацию коалиционного соглашения, достигнутого в ходе марафонских, пятинедельных, переговоров. Этот внешне «гладкий» документ, сотканный с компромиссов, -словно минное поле, по которому трудно пройти, не зацепив взрывоопасный нерв партнера. Едва успели высохнуть чернила на подписанном четырьмя коалиционными партнерами соглашении, как новоиспеченное единство дало первые трещины: за избрание лидера ПДЛ (второй по силе в правительстве) Йозефа Мигаша председателем парламента (150 мест) проголосовало всего 78 из 93 депутатов нынешней коалиции. К тому же антимечьяровская коалиция получила в наследство законодательное ниву, засеянную во многих местах минами замедленного действия. Конституционный суд обнаружил, например, более 10 нарушений в законе о коммунальных выборах. Парламенту в срочном порядке пришлось исправлять положение, переносить сроки проведения выборов в органы местного самоуправления. (Состоявшиеся в декабре выборы, кстати, завершились в большинстве мест победой представителей нынешней коалиции.) И такую коррекцию придется делать в условиях непримиримого противостояния оппозиции, располагающей 57 парламентскими мандатами.

Диктатом вынужденных компромиссов, на которых зиждется коалиционная платформа, рожден и состав высшей исполнительной власти. Учитывая сложное переплетение, а то и завуалированное противостояние интересов коалиционного симбиоза, правительственный корабль при первом же столкновении может дать течь с непредсказуемыми последствиями. Пока что в антимечьяровском порыве верховная власть сплочена: осуществляется замена кадров предыдущей формации, началась ревизия приватизации, спешно корректируются законы. Пришлось на ходу верстать бюджет 1999 года, к формированию которого ушедшее правительство не приступало.

Валом накатываются и другие проблемы. Впервые после провозглашения в 1993 году самостоятельного государства служащие в октябре не получили вовремя зарплату. К 15-процентной отметке приблизился уровень безработицы. В 1999 году истекает срок значительной части выпущенных правительством Мечьяра облигаций, на погашения которых потребуется 73,3 млрд. крон бюджетных средств. Ко всему этому прибавляется внешний долг. Под 90% общего объема зарубежного капитала, вложенного в основном в крупные предприятия, даны государственные гарантии. Если некоторые предприятия не смогут вовремя рассчитаться, долг придется платить опять-таки из государственного бюджета. Усугубляет положение словацкого правительства и необходимость принятия непопулярных мер по «затягиванию поясов», с чего фактически и начался новый год.

После избирательной эйфории и рождественско-новогодней карусели пришли наполненные острыми проблемами рабочие будни. Назревают приглушенные до сих пор конфликты коалиции. И снова, как уже не раз бывало, из тени может выступить могучая фигура Мечьяра-спасителя, который после своего поражения заявил: нынешнее правительство недолговечно, через два года придется проводить досрочные парламентские выборы. Осуществится ли этот прогноз - зависит скорее всего от дальнейших действий коалиционного правительства, общего положения дел в стране, и главным образом в сфере экономики.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №27, 14 июля-20 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно