Прокуратура выполняет функции общего надзора вопреки Конституции

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
© Андрей Товстыженко, ZN.UA
Комплексный анализ Конституции Украины и действующего законодательства свидетельствует, что на сегодня законы, которые регулируют деятельность государственных органов относительно контроля за соблюдением законов, уже вступили в силу, а потому дальнейшее осуществление Прокуратурой Украины функции общего надзора является неконституционным.

Пункт девятый Переходных положений Конституции Украины (раздел XV) временно возложил на органы прокуратуры дополнительные полномочия к закрепленным в разделе VІІ, в частности в этом пункте отмечалось, что прокуратура продолжает выполнять в соответствии с действующими законами функцию надзора за соблюдением и применением законов и функцию предварительного следствия - до введения в действие законов, регулирующих деятельность государственных органов относительно контроля за соблюдением законов, и до создания системы досудебного следствия и введения в действие законов, регулирующих ее функционирование.

В свое время вопрос осуществления прокуратурой функции предварительного следствия был решен Конституционным судом Украины в решении от 10 сентября 2008 года. Тогда положение статьи 17 (следственные прокуратуры) Закона Украины "О прокуратуре" от 5 ноября 1991 года №1789 - XII было признано соответствующим Конституции Украины. При этом в мотивировочной части указанного решения отмечено: "системный анализ действующего законодательства, которое нормирует деятельность следственных подразделений в органах, на которые возложена функция расследования уголовных преступлений, свидетельствует о незавершенности процесса создания системы досудебного следствия и реформирования органов расследования уголовных преступлений".

Тем временем вопрос относительно возможности осуществления прокуратурой, в соответствии с пунктом 9 Переходных положений Конституции Украины, функции надзора за соблюдением и применением законов (далее - общий надзор) оставался открытым.

На сегодня "действующим" законом в понимании п. 9 Переходных положений Конституции Украины, который регулирует деятельность прокуратуры, является Закон Украины "О прокуратуре". В нем вопросу общего надзора посвящен ряд статей, в частности статья 1 главы 1 раздела ІІІ (надзор за соблюдением и применением законов). Однако такое законодательное обеспечение, учитывая конституционно установленный временный характер функции общего надзора прокуратуры, постоянно вызывало ряд вопросов и сетований.

Попытка предоставить этой функции постоянный статус была сделана в 2004 году. Тогда Верховная Рада Украины статью 121 Основного Закона Украины дополнила пунктом 5, согласно которому на прокуратуру Украины помимо прочего возлагалось осуществление надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, соблюдением законов органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, их должностными и служебными лицами. Однако 30 сентября 2010 года Конституционный суд Украины признал соответствующий закон неконституционным. Как следствие, данный закон утратил силу, в том числе утратило силу и положение пункта пятого, которым была дополнена статья 121 Конституции Украины.

Следовательно, в повестке дня опять встал вопрос о возможности осуществления прокуратурой общего надзора в современных условиях. Сторонники общего прокурорского надзора утверждают, что прокуратура должна продолжать осуществлять надзор за соблюдением и применением законов - мол, законы, предвиденные пунктом девятым Переходных положений Конституции, не вступили в силу, а следовательно, и надзор якобы - конституционно обусловлен.

После 28 июня 1996 года законодательная база Украины появилась существенно обновленной и модернизированной. В частности, в сфере регулирования деятельности государственных органов относительно контроля за соблюдением законов было принято и введено в действие.

Анализ даже неполной законодательной базы свидетельствует, что на сегодня выполнены установленные Переходными положениями Конституции Украины отлагательные условия, которые позволяли прокуратуре осуществлять функцию общего присмотра. А именно: вступили в силу законы, регулирующие деятельность государственных органов относительно контроля за соблюдением и применением законов.

И, по сути, практически любой закон определяет органы государственной власти, закрепляет их функции и полномочия относительно осуществления контроля за соблюдением норм, регулирующих отношения в конкретной сфере жизнедеятельности.

Следовательно, согласно Конституции Украины, прокуратура уже давно должна была прекратить осуществлять функцию надзора за применением законов.

Подробнее читайте в свежем выпуске "Зеркала недели. Украина" в статье Артема Янчука и Тамары Мазур "Всевластие прокуратуры, или Общий надзор будет "жить" вечно"?

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме