Проект Налогового кодекса: чего ждать

11 июня, 2010, 17:27 Распечатать Выпуск №22, 11 июня-18 июня

июня с.г. Кабинет министров одобрил проект Налогового кодекса Украины и предлагает его для принятия Верховной Раде...

9 июня с.г. Кабинет министров одобрил проект Налогового кодекса Украины и предлагает его для принятия Верховной Раде. «ЗН» попросило кратко прокомментировать предложенные в документе изменения заместителя министра финансов Татьяну ЕФИМЕНКО.

— Проект Налогового кодекса разработан во исполнение задач первого этапа Программы экономических реформ президента Украины на 2010—2014 годы «Зажиточное общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство». В нем также предусмотрена реализация практически всех направлений реформирования второго и третьего этапов.

Безусловно, с точки зрения улучшения позиций Украины в глобальном рейтинге простоты ведения бизнеса по показателям «Уплата налогов», где наше государство занимает 181-е место среди 183 стран, одним из главных направлений является совершенствование администрирования налогов. Этому посвящены первые два раздела проекта Налогового кодекса. Эти два раздела включают в себя большинство норм, которые регулируются сегодня законами Украины «О системе налогообложения», «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами», «О государственной налоговой службе в Украине».

С целью систематизации и унификации норм налогового законодательства, избежания правовых коллизий систематизированы базовые понятия и термины Налогового кодекса. На наш взгляд, повышению инвестиционной привлекательности будет содействовать сокращение количества общегосударственных налогов и сборов с 28 до 17, а местных — с 14 до 6.

Мы считаем, что уточнение прав и обязанностей плательщиков налогов даст возможность предприятиям стать более защищенными в правовом аспекте.

Конкретно, предусмотрены уточнения к закрытому перечню обязанностей плательщика, в частности, относительно постановки на учет в контролирующих органах; предоставления сведений о суммах полученных льгот и целевом использование средств; а также информации об открытии, закрытии счета в банковском учреждении, о ликвидации или реорганизации плательщика, изменении местонахождения юридического лица и изменении места жительства физического лица. Кроме того, детализируются права плательщика, в частности относительно самостоятельного избрания метода ведения учета доходов и затрат; требования от контролирующих органов проверки сведений и фактов, которые могут свидетельствовать в пользу плательщика; возмещения убытков (вреда), причиненных незаконными действиями (бездеятельностью) контролирующих органов, и т.п.

Сокращению времени на оформление налоговой отчетности будет содействовать обязательное предоставление декларации крупными и средними предприятиями в электронной форме с применением электронной подписи подотчетных лиц в порядке, определенном законодательством, и предоставлением подтверждения такой отчетности на бумажных носителях.

На детенизацию экономики будут направлены меры по предупреждению «фиктивного» предпринимательства за счет повышения оперативности и четкости проведения процедур регистрации, совершенствования рискоориентированной системы налогового контроля.

Налогообложение прибыли предприятий совершенствуется прежде всего путем гармонизации налогового и бухгалтерских учетов. Предусмотрено определение налоговых обязательств на основе данных бухгалтерского учета с внедрением расчета налоговых разниц. Мы считаем, что именно постепенное снижение ставки налога на прибыль (до 17% в 2014 году), введение ускоренных вдвое норм амортизации наряду с налоговыми каникулами для инвестиционной деятельности и ресурсосбережения позволят создать дополнительный финансовый ресурс для инновационного развития предприятий.

В финансовом секторе предусматривается перевод субъектов страхового рынка на общую систему налогообложения, а также совершенствование правил определения «тонкой капитализации», которые будут предупреждать отток капиталов за границу путем ограничения отнесения на затраты процентных платежей по долговым требованиям в пользу связанных лиц в зависимости от доли участия кредитора в капитале заемщика.

Налогообложение доходов физических лиц совершенствуется путем:

— расширения налоговой базы с учетом платежеспособности высокодоходных групп населения. Вводится малопрогрессивное налогообложение с повышением до 17% ставки налога для доходов в виде зарплаты, дивидендов, роялти, процентов по депозитным вкладам, превышающих 50 минимальных заработных плат;

— внедрения уменьшения совокупного дохода на сумму отчислений, уплаченных в фонды пенсионного и социального страхования при расчете налоговой скидки по итогам года;

— введения 100-процентной налоговой социальной льготы на каждого ребенка каждому из родителей, у которых двое и больше детей (вместо действующей льготы по 200% на каждого ребенка для родителей, у которых трое и больше детей);

— установления нулевой ставки налогообложения для унаследованных сумм обесцененных денежных сбережений.

Изменения в налогообложении НДС и акцизами направлены на приближение действующего законодательства к европейским нормам и улучшение их регулирующей функции. Будут установлены разные сроки возмещения налога на добавленную стоимость: два отчетных периода при экспорте товаров, инвестиционных затратах, сезонной деятельности; двенадцать отчетных периодов — при других операциях.

С 2014 года вместо двух специальных сборов в виде целевой надбавки к действующему тарифу на электрическую и тепловую энергию и в виде целевой надбавки к тарифу на природный газ предусмотрено ввести акцизный налог на природный газ и электроэнергию. Плательщиками налога становятся производители и импортеры (вместо оптовых компаний), ставки налога на электроэнергию дифференцированы в зависимости от вида генерации: атомная, тепловая и из возобновляемых источников.

Фискальная функция косвенных налогов будет обеспечена индикацией специфических ставок (например, на пиво, электроэнергию и природный газ, алкогольные напитки и табачные изделия).

Без существенных изменений останутся нормы о налогообложении транспортных средств и рентных платежах. В разделе «Плата за пользование недрами» в единый налоговый платеж объединяются налог за пользование недрами для добычи полезных ископаемых и сбор на геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета. В разделе «Плата за землю» решаются вопросы, обусловленные пробелами в действующем законодательстве, а также предусмотрены меры по наполнению доходной части местных бюджетов. В частности предлагаются:

— налогообложение сельхозугодий, предоставленных для ведения товарного сельхозпроизводства, в случае, если такое производство не осуществляется более трех лет, с применением повышающего коэффициента;

— ограничение применения льготных ставок при налогообложении земель, предоставленных железным дорогам (остается — под зонами отвода) и горнодобывающим предприятиям (остается — под добычу полезных ископаемых и разработку месторождений полезных ископаемых);

— нормы, в соответствии с которыми субъекты хозяйствования, у которых имеются в постоянном пользовании земельные участки, но такое право ими не оформлено в законном порядке, платят налог в однократном размере. При переходе права собственности на здание (его часть) налог за земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости, будет выплачиваться начиная с даты государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество. Субъекты хозяйствования, являющиеся владельцами нежилого помещения (его части) в многоквартирном жилом доме, будут платить налог за площадь под такими помещениями (их частями) начиная с даты государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество.

В проекте кодекса вводится перенесение налоговой нагрузки на экологические платежи, чтобы стимулировать субъектов хозяйствования к внедрению экологически чистых технологий. Ресурсная база спецфондов по охране окружающей природной среды расширяется путем увеличения 28 ставок налога — в основном за сбросы загрязняющих веществ.

Безусловно, дискуссионными новшествами является введение налога на недвижимость и усовершенствование некоторых специальных налоговых режимов, в частности упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства. В проекте кодекса учтены предложения Госкомпредпринимательства относительно ограничения для «упрощенцев» отдельных видов хозяйственной деятельности (оптовой торговли и посредничества в оптовой торговле, финансового посредничества, предоставления в аренду торговых площадей и нежилых помещений, добычи и реализации полезных ископаемых), уплаты ими ресурсных платежей, взносов в Пенсионный фонд и фонды общегосударственного социального страхования.

Мы считаем, что широкое обсуждение проекта Налогового кодекса, в частности на страницах «Зеркала недели», даст возможность найти пути для реализации главной цели — построения современной, справедливой фискальной политики, которая будет обеспечивать стабильность налогообложения, равенство всех плательщиков налогов перед законом, достижение стратегических целей устойчивого развития.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 13 октября-19 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно