Продавцы лозунгов

Поделиться
Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы увидеть: кабминовский проект бюджета-2010 так мало соответствует нашим реалиям, что выполнить его в стране под названием Украина категорически невозможно.

«…президентская гонка… портит любое профессиональное отношение к любым экономическим и финансовым процессам в стране».

Ю.Тимошенко. Киев, 15 сентября 2009 года

Бюджетная презентация 15 сентября с.г. получилась менее помпезной, чем в предыдущие годы. Без бравурной музыки, как летом 2008-го в Украинском доме, и бесплатных конфет для журналистов, как год назад на представлении бюджета-2009 в Октябрьском дворце. Но и класс участников оказался ниже: в зале не посчастливилось встретить ни одного из видных экономистов и представителей экспертного сообщества, прежде регулярно интересовавшихся бюджетными проблемами. Увы, ученые и эксперты — не та целевая аудитория, которая необходима премьеру — кандидату в президенты.

Почти полуторачасовой доклад Юлии Тимошенко изобиловал в общем и целом правильными лозунгами. Максимум финансовых ресурсов на поддержку реального сектора экономики, взвешенный и достаточно сбалансированный подход к социальным расходам, создание общегосударственного фонда энергоэффективности, радикальное перераспределение финансовых ресурсов от Банковой и Грушевского к городам, поселкам и селам… Если все это своевременно, а главное — хорошо продумано, подкреплено законодательно и финансово, то какие могут быть возражения?

Вот насчет своевременно, продумано и подкреплено — большие сомнения.

Автору этих строк, конечно же, приклеят ярлык-другой, назвав его очернителем «белого и пушистого» правительства. Но не надо быть семи пядей во лбу, чтобы увидеть: кабминовский проект-2010 так мало соответствует нашим реалиям, что выполнить его в стране под названием Украина категорически невозможно. При расходах в 324,2 млрд. грн. и общем объеме дефицита (официальный плюс скрытый), который эксперты удивительно дружно оценивают в более чем 150 млрд. грн., помечтать о светлом будущем можно разве что в ходе пиар-акций.

Конечно, всегда есть вариант, при котором Юлия Владимировна свергнет руководство Нацбанка, новое руководство монетизирует сколько угодно ОВГЗ, что в условиях катастрофической инфляции позволит выполнить даже вдвое больший, чем в 2010 году, план по доходам. Но вряд ли хоть один разумный человек этому обрадуется.

После обсуждения, в большинстве эпизодов напоминавшего «спасибо партии за наше счастливое детство», Юлия Владимировна привселюдно подписала бюджетный проект и направила его в Верховную Раду. Но фишка в том, что его завизировал и исполняющий обязанности министра финансов Игорь Уманский, до последнего времени удачно избегавший проставления своих автографов на любых документах в качестве первого лица Минфина.

На месте Игоря Ивановича, наверное, не стоило так волноваться. Велика ли беда, что проект очень стремный и местами откровенно лживый (об этом ниже), да и «арифметика» не вытанцовывается? В истории Украины еще не было министра финансов, который бы по всей строгости закона ответил за ненадлежащую разработку или выполнение бюджета. Ну, разве что Митюков в свое время поплатился местом, так когда это было? И стало ли ему от этого хуже?

Макропрогнозы навыворот

Итак, одна из главных бед нынешнего проекта бюджета — непрозрачность и нереалистичность заложенных в него макропрогнозов. Что заставляет усомниться в серьезности намерений правительства этот бюджет выполнять.

«Номинальный ВВП в прогнозе на 2010 год определен в размере 1178,6 млрд. грн., — читаем в аналитической записке на сайте главы государства. — При этом в прогнозе отсутствует ожидаемое выполнение как макропоказателей за 2009 год, так и показателей бюджета, что не позволяет сделать вывод, на какой базе осуществлялись прогнозные расчеты на 2010-й».

Прикинув возможные варианты и сделав оговорку, что «при самом оптимистичном прогнозе в текущем году в общий фонд госбюджета будет недополучено 25,4 млрд. грн.», аналитики СП делают вывод, что «прирост доходов общего фонда госбюджета на следующий год закладывается на уровне 41,2%». И это — очень серьезный риск в расчетах доходов общего фонда.

По данным «ЗН», похожие претензии высказывались и экспертами МВФ во время работы в Киеве последней миссии фонда. Эксперты не могли понять, каким же образом в Минфине определяют, например, прогнозный прирост и объем номинального ВВП в 2010-м, не имея более-менее четкого представления о том, каким будет ВВП по итогам года нынешнего.

Это косвенно подтвердил и министр экономики Богдан Данилишин, признавшись в понедельник, что его ведомство не имеет четкого прогноза динамики ВВП страны в 2009 году, поскольку развитие ситуации будет зависеть от парламента и Нацбанка. Дескать, чтобы четко прогнозировать, надо дождаться результатов третьего квартала.

Впрочем, правительственным чиновникам вроде бы удалось каким-то образом договориться со своими вашингтонскими визави. По крайней мере, об этом сообщил и.о. министра финансов.

Какими могли быть аргументы, понять трудно. Ну, разве что доходчиво разъяснили специфику планирования по-украински, когда хвост виляет собакой. То есть, не поступления в казну планируются на основе прогнозов о будущей инфляционной, курсовой динамике и потенциальных объемах роста ВВП, а наоборот: сначала «волевым решением» определяются «ожидаемые» доходы, а потом под них подгоняются макропрогнозы.

Что ж, минфиновским чиновникам значительно проще привести свои расчеты в соответствие с «политической волей» премьера, торжественно пообещавшей главам местных советов увеличение их финансирования минимум на 20%, нежели вступать в бесполезный спор о реалистичности подобных обещаний.

При этом, конечно, приходится напрочь игнорировать реальную динамику доходов бюджета, которая явно не оправдывает возложенных на нее ожиданий.

«Все когда-то заканчивается, и нынешняя ситуация не может продолжаться вечно, — так прокомментировал свои впечатления от проекта госбюджета-2010 экс-министр финансов Виктор Пинзеник. — Страна скатывается к дефицитам начала 90-х годов. Если помните, 1992-й был единственным годом, когда дефицит бюджета Украины измерялся двузначным числом».

Пока мы наблюдаем выполнение доходов общего фонда бюджета на уровне 82%, но ситуация ухудшается, говорит Виктор Михайлович. Так что доходов будет собрано не 184 млрд.,
как полагалось бы согласно бюджету-09, а порядка 144 млрд. грн. И даже на будущий год нынешний план в 184 млрд. будет также неподъемным. «Моя оценка — 161—162 млрд., даже не 184. И уж никак не 218,9, как в бюджетном проекте-2010», — говорит Пинзеник.

По данным «ЗН», к 11 сентября остаток средств на едином казначейском счету составлял около 8 млрд. грн. Из этой суммы порядка 6,6 млрд. приходилось на валюту (около 825 млн. долл. в перерасчете по официальному курсу НБУ на ту же дату), при этом до 15 сентября Минфину надлежало погасить заем на
768 млн. швейцарских франков (около 710 млн. долл.). Надо понимать, после погашения осталось и вовсе с гулькин нос.

Денег на покрытие дефицита (даже с учетом запланированных траншей от МВФ и Всемирного банка) взять неоткуда. Нацбанк же, «под завязку» затарившийся выпущенными под рекапитализацию банков и платежи «Нафтогаза» облигациями, пока от дальнейшего их выкупа воздерживается. Как и обещал в интервью «ЗН» глава НБУ Владимир Стельмах. И это полностью объясняет резкую активизацию обличительных заявлений в адрес руководства Нацбанка.

Что ж, хочется верить, что первым лицам НБУ удастся переждать нынешнюю PR-грозу. Хотя, зная крутой нрав премьера, надо понимать, что настоящей грозы еще не было. Так, редкие и робкие раскаты…

А кому пряников?

Приятно ласкают слух обещания поддерживать в 2010-м реальный сектор, но насколько они реализуемы на практике? Увы, ни в чем таком правительство Тимошенко пока не замечено. По статистике за январь—июнь 2009 года, капитальные расходы бюджета составляли лишь 2%, или 2,2 млрд. грн. Кроме пиар-акции по поддержке строительства, которая в итоге свелась к обещанию купить 4 тыс. квартир за 1,1 млрд. бюджетных денег, да пополнения в начале года за счет средств стабфонда уставных фондов авиастроительных предприятий, пожалуй, и вспомнить нечего.

Возможно, уже в январе украинские производства начнут абсолютно новую жизнь? Но что-то блекло смотрятся 500 млн. грн. на космическую отрасль по общему фонду да бесконечные обещания, обещания, обещания о финансировании из стабфонда. Удешевление кредитов и отдельные проекты в АПК; льготное кредитование сельских застройщиков; финансирование десятка госпрограмм, включая утилизацию боеприпасов и уплату процентного дохода по облигациям предприятий авиастроения; покупка школьных автобусов и достройка областной детской больницы в Черкассах… — и так далее и тому подобное вплоть до
8 млн. грн. на обустройство спортивных и футбольных площадок — все это «навешано» на стабилизационный фонд (за неимением реальных средств в фонде общем). Есть здесь даже «прочие расходы» (п.33) — чтобы по предвыборной нужде можно было вспомнить и приписать еще какой-то «приоритет».

Если же говорить не об объектах и отраслях, а о слоях населения, то после прочтения бюджета срочно захотелось послужить Родине — либо милиционером, либо, на худой конец, сотрудником секретариата президента.

На фоне сокращающихся на 192 млн. грн. по сравнению с текущим годом расходов на законотворческую деятельность народных депутатов все более вызывающе-упитанным выглядит бюджет президентской «Дуси» (увеличение финансирования — практически по 99% позиций). На 21 млн. грн. больше (рост — 18,7%) выделяется на обеспечение деятельности президента (уж не для Януковича ли старается Юлия Владимировна?), 22 млн. — на реконструкцию Мариинского дворца, 10 млн. — на аварийно-восстановительные работы в Киеве по ул. Срибнокильской, 20. А как же, элитный жилой фонд надо беречь!

Но и депутатам не стоит печалиться — от медицинской «кормушки» их не отлучают. И на стационарное лечение
43,4 тыс. самых достойных граждан страны в будущем году выделят 130 млн. грн., в том числе 122 млн. — по общему фонду (рост расходов по этому фонду — аж на 34,5%).

Это — по 2995 грн. в год на каждую голову прикрепленного «контингента». Если по тем же расценкам организовывать стационарное лечение всех 46 млн. граждан Украины, только на эту цель потребовалось бы 137,8 млрд. грн. Но ведь есть еще и поликлиническо-амбулаторное обслуживание, на которое в бюджете выделяется по 1664 грн. в год на каждого из 55 тыс. прикрепленных.

Вообще диспропорции бюджета-2010 гораздо наглее и очевиднее, чем в прошлые годы. На борьбу с оргпреступностью силами подразделений МВД — 9,8 млн. грн. (трепещите, оргпреступники!), на дошкольное воспитание и внешкольную работу с детьми сотрудников МВД — 46,2 млн. Для сравнения: на те же внешкольные цели, но по линии Минобразования, — 37 млн., однако на всю страну.

1,7 млрд. грн. — на санэпидконтроль и дезинфекционные мероприятия. Непонятно только, почему при наличии в стране 798 учреждений санэпидемслужбы дети у нас постоянно травятся — если не в детсадах, то в санаториях. Зато 500 тыс. гривен на отдельную программу по борьбе с эпидемиями — это, конечно, круто!

Не забыта и общественная мораль. На нее хотят потратить менее 10 коп. на душу населения в год — по бюджетной программе «Обеспечение контроля в сфере защиты общественной морали».

И впрямь, какая тут мораль, если в стране выборы президента? На январь, как бы вдогонку, на сие историческое мероприятие предусмотрено 969 млн. грн. Интересно, новый президент их тоже не отработает?

Грабя-я-ят! Но не всех

Несмотря на повысившийся в 2009 году уровень минимальной зарплаты, о чем правительство не преминуло сообщить в пояснительной записке к проекту бюджета, в Украине за восемь месяцев наблюдалось сокращение поступлений по налогу на доходы физлиц — минус 3,7% к аналогичному периоду 2008 года. С одной стороны, это — привет тем чиновникам, которые бодро рапортуют, что уровень безработицы «вот-вот» вернется к уровню докризисного августа-2008. С другой — нехороший звоночек в адрес Пенсионного фонда. Ведь если точно так же (или еще хуже) поведут себя начисления на зарплату, дефицит бюджета ПФ в 2010-м легко превысит расчетные 17,9 млрд. грн.

Впрочем, госказна берет на себя не только эту сумму, но и 3 млрд. грн. помощи малооплачиваемым пенсионерам на покупку лекарств (новшество бюджетного проекта!), и 32,1 млрд. грн. дотаций на пенсионные выплаты по специальным пенсионным законам. Итого — 57,2 млрд. грн., или 4,9% прогнозного ВВП (1178,6 млрд. грн.).

Но ведь и 57,2 млрд. грн. дотаций Пенсионному фонду может оказаться недостаточно. Ни в презентации бюджетного проекта, ни в пояснительной записке правительство и словом не обмолвилось о последнем решении Конституционного суда от 8 сентября 2009 года, признавшего неконституционным п. 10 постановления Кабмина от 28.05.2008 года №530 «О некоторых вопросах социальной защиты отдельных категорий граждан». Неконституционным признано ограничение Кабмином максимального размера пенсии 12 минимальными пенсиями по возрасту, а также ограничение в 10 тыс. гривен для прокурорских пенсий.

«С момента принятия указанного решения Конституционного суда, а именно — с 8 сентября 2009 года, граждане Украины имеют право на пенсию в размере, не ограниченном нормами п. 10 постановления Кабинета министров Украины от 28.05.2008 года №530, — говорит Максим Копейчиков, адвокат, партнер фирмы «Ильяшев и Партнеры». — И хотя в законах «Об обязательном государственном пенсионном страховании» и «О прокуратуре» четко не прописано, каким образом гражданам-пенсионерам должна пересчитываться пенсия в случае признания неконституционным того или иного положения нормативно-правового акта, если руководствоваться общими нормами, гражданин-пенсионер должен обратиться с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Украины о перерасчете своей пенсии. А в случае получения отказа в перерасчете — в суд».

Более того, каждый гражданин, «обиженный» постановлением №530, может обратиться в суд с иском о взыскании недоплаченной суммы пенсии за прошлый период, считает юрист. Заложены ли соответствующие суммы в госбюджет-2010 — неизвестно. Наш Пенсионный фонд умеет хранить свои тайны получше иных силовых ведомств…

Одна из них — по чьему велению минимальная пенсионная выплата составит в 2010 году «в среднем 607,3 грн.» (с. 196 пояснительной записки) и, как заявляют разработчики, на 86,3 грн. превысит прожиточный минимум для граждан, утративших трудоспособность.

Мы оставим за скобками явную неувязку: минимальная и в то же время — в среднем. Обратим внимание на очевидную подтасовку в бюджетном проекте. В ст. 54, устанавливающей прожиточный минимум для разных категорий граждан, этот минимум для нетрудоспособных заявлен в размере 507 грн. —
с 1 января, 518 — с 1 апреля, 521 — с 1 июля, 535 — с 1 октября и 546 грн. — с 1 декабря. Хотя цифры на сайте Минтруда и социальной политики, тщательно упрятанные от досужих глаз в графу «Мониторинг», свидетельствуют: это — грабеж. Уже в нынешнем июле, по данным министерства, фактический размер прожиточного минимума для нетрудоспособных составлял 662 грн. Для справки: в июне, мае и апреле он был, соответственно, 659, 647 и 635 грн. (http://www.mlsp.gov.ua/control/uk/publish/category?cat_id=35829) То есть значительно превышал 607,3, которые от щедрот правительства Тимошенко выделяются в 2010 году.

Вопрос к конституционным судьям: если по закону пенсия у нас в стране не может быть ниже прожиточного минимума для нетрудоспособных, то насколько конституционными будут 607,3, которые намного ниже фактического уровня? Или уважаемая судебная инстанция специализируется исключительно на защите «богатеньких буратин»?

Допустим, и.о. министра финансов или министр труда могли по неопытности не заметить абсолютно лживые цифры. Но никогда не поверим, что эта подтасовка стала возможной без ведома замминистра финансов Владимира Матвийчука и председателя Пенсионного фонда Алексея Зарудного. Уж кто-кто, но они назубок знают пенсионную цифирь. Но может, сейчас знают, а через час — «забывают», если высокая «вказівка» вышла?

Наглые манипуляции 2009 года с перерасчетом пенсий по заниженному показателю зарплаты, продолжающиеся несмотря на обращения в Генеральную прокуратуру, косвенно подтверждают эту версию. А еще лучше ее подтвердят «неполадки» с официальным сайтом Минтруда и соцполитики, которые могут «вдруг» случиться после выхода этой статьи в печать или появления в Интернете…

Думается, дело чести Юлии Тимошенко — провести служебное расследование, поднять минимальную пенсию-2010 хотя бы до июльских 662 «прожиточных» гривен, а заодно и извиниться перед старшим поколением за «художества» своих подчиненных.

И не надо печалиться, что в казне нет денег. Деньги найдутся. Если не мудрить с лекарствами и 3 млрд. грн. непосредственно добавить к пенсиям. Или если бездумно не вбухивать 50 млрд. грн. в рекапитализацию государством банков — нынешних «четырех с половиной» госбанков Украине хватит за глаза.

Было бы очень правильно также не ломать в предвыборном угаре разумный и экономически обоснованный механизм перечисления избыточных средств из местных бюджетов в государственный. Поверьте, жители глубинки, сколько ни подкупай их молоковозами, далеко не простаки. Рядом с ними, в тех же селах и маленьких городах, живут пенсионеры, которым правительство собирается тупо недодавать в 2010 году более чем по 50 грн. в месяц. И здесь, на местах, не возникнет даже вопроса, что лучше — оставить избыточные средства в распоряжении нескольких десятков суперзажиточных сельских и городских общин или же поднять их в центр с тем, чтобы каждый пенсионер получил положенный ему реальный прожиточный минимум. Или хотя бы близкий к реальному.

Неприлично мало — на пять-шесть гривен в месяц (до 283,5 и 356,5 — в зависимости от возраста) — увеличится в 2010-м уровень обеспечения прожиточного минимума для каждого ребенка в малообеспеченных семьях с тремя и более детьми. Как видим, маятник качнулся от социальной щедрости к социальной скаредности, грозя пришибить многие сотни тысяч украинцев. Правительство можно понять: со 150 млрд. грн. необеспеченных расходов кто-то ведь должен остаться крайним. Крайними назначены малоимущие пенсионеры и многодетные семьи.

Хотя появилась в нашем отечестве и еще одна категория «униженных и оскорбленных» — районные бюджеты…

Районы отпущения

Вся эта история с нынешней радикальной реформой межбюджетных отношений, сколько бы ее ни хвалили обласканные правительством сельские и городские головы, выглядит крайне мутной. Не все было додумано даже на уровне идей, что уж говорить об их воплощении в жизнь…

Почти год изменения к Бюджетному кодексу, давшие старт нынешнему этапу реформы, пролежали в комитете Верховной Рады. В июне, очень сильно подкорректированные под выборы, они были вброшены в зал и проголосованы.
20 июля президент наложил на закон вето.

Можно на дух не выносить Виктора Ющенко. Можно критиковать его предложения. Но, не впадая в политическую истерику, нельзя не признать, что, по крайней мере, 70% его замечаний к новой редакции Бюджетного кодекса вполне обоснованны, и их своевременный учет помог бы стране избежать шараханья из одной крайности в другую. Ведь если раньше козлами отпущения традиционно оказывались общины сел, поселков и малых городов, то теперь происходит полное «раздевание» таких административных единиц, как районы, на бюджетах которых, между прочим, держится финансирование львиной доли образования и здравоохранения страны.

В страшном сне можно представить себе картину, когда дотационными оказываются даже Свалявский район Закарпатья или Скадовский Херсонской области, благополучие которых гарантировано самой природой. Когда во всей стране ни одного донора госбюджета, кроме Киева, да и то, видимо, по причине извечной неприязни премьера к градоначальнику.

Радикальной реформе бюджетных отношений на уровне ниже района не предшествует реформа административно-территориального устройства страны. Статистической базы на уровне сел и поселков не существует в Украине в принципе, зато Минфин успешно использует эту виртуальную базу в своем формульном подходе.

За 40 дней, с 20 июля по начало сентября, бюджетный комитет так и не удосуживается выработать свою позицию относительно замечаний президента, чем срывает решение проблемы нового Бюджетного кодекса в еще не заблокированном сессионном зале.

На поверку страна получает не виданный доселе феномен. В обоснованиях отдельных статей госбюджетного проекта на 2010 год разработчики указывают: «Редакционные изменения вносятся с целью приведения в соответствие с нормами принятого Верховной Радой Украины законопроекта (! — Н.Я.) «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины» (регистр. №2709 от 02.07.2008). Все, как по Маршаку: «Нельзя ли у трамвая вокзал остановить?»

У меня вопрос: достойны ли уважения бюджетный закон, не имеющий под собой полноценной законодательной основы, и правительство, мухлюющее с законодательством? Ох, неспроста г-ну Уманскому не хотелось ставить подпись…

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме