ПРОБЛЕМЫ ПОИСКА И СПАСЕНИЯ НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ УКРАИНЫ

24 ноября, 2000, 00:00 Распечатать Выпуск №46, 24 ноября-1 декабря

Украина — развитое морское государство, одно из крупнейших в Европе. Ее границы тянутся на 7689 км, из них морские — 2059 км, или 27%...

Украина — развитое морское государство, одно из крупнейших в Европе. Ее границы тянутся на 7689 км, из них морские — 2059 км, или 27%. Протяженность внутренних водных путей — 4441 км. На территории нашего Отечества находятся более 2000 рек (общей протяженностью 65 тыс. км), 1700 озер (общей площадью 33 тыс. га), 530 водохранилищ (общей площадью 800 тыс. га), 12 гидроузлов, свыше 16 тыс. мостов. Протяженность магистральных нефтепродуктопроводов в Украине составляет 7095 км, газопроводов — 16940 км. Кроме того, в Украине работают шесть нефтеперерабатывающих заводов.

Этим обусловлена постоянная опасность большого количества аварий и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и обязанность государства —предотвращать их возникновение и своевременно на них реагировать.

Статистика чрезвычайных ситуаций на море последних лет имеет тенденцию к постоянному возрастанию. На сегодня на водных объектах продолжает погибать большое количество людей. Кроме того, только в текущем году в Черном море случилось девять чрезвычайных ситуаций с плавсредствами (разрушились во время шторма теплоходы «Тикси» и «Славутич 16», столкнулись в Керчь- Эникальском канале судна «Волго-Балт-115» и СЧС «Добро», нанесен ракетный удар по транспорту «Верещагино» во время учебных стрельб Черноморского флота Российской Федерации, обесточен грузинский военный катер «Кутаиси», посажены на мель баржи, платформа № 3039, рыболовное судно «Черноморец», яхта в бухте Омега.

Не меньше проблем и на речных путях: в этом году на Кременчугском водохранилище вследствие течи воды в корпусе перевернулся рудовоз Р-784 с грузом металлолома, никто об этом случае так и не сообщил, т.к. на Днепре отсутствует система приема сигналов бедствия.

Проблема спасения людей на воде существовала всегда. В течение ХХ века на международном уровне был принят ряд мер по объединению усилий морских государств для спасения на воде людей и плавсредств. В сентябре 1910 года в Брюсселе принята первая Конвенция по оказанию помощи и спасению на море. В апреле 1979 года в Гамбурге решением Х сессии ассамблеи Межправительственной консультативной организации 52 государств (с 1982 года носит название «Международная морская организация» (ІМО) принята Международная конвенция о поиске и спасении на море (SAR-79). Эта конвенция впервые установила международные административно-правовые и технические нормы для обеспечения эффективной работы и координации действий национальных поисково-спасательных служб всех стран. По решению Верховной Рады Украины №27886-12 от 17 ноября 1992 года к этой конвенции присоединилась и Украина. Тем не менее, вместо постепенного наращивания национальных спасательных возможностей мы за восемь последних лет потеряли почти все оставшееся от Советского Союза, и положение дел с поиском и спасением людей на море и реках дошло до критического состояния и не соответствует требованиям Международной морской организации и других международных соглашений, в соответствии с которыми все морские государства должны иметь двусторонние соглашения об оказании помощи при поиске и спасении.

Украина, в частности, должна была заключить соглашения по распределению районов ответственности с Россией на Азовском и Черном морях, с Румынией, Болгарией, Турцией и Грузией на Черном море и сообщить об этом генеральному секретарю ІМО Вильяму О’Нейлу.

До 1991 года поисково-спасательные операции на Черном и Азовском морях осуществлял Одесский экспедиционный отряд аварийно-спасательных и подводно-технических работ, в составе которого было свыше 15 морских буксиров и до 20 различных плавсредств, несших дежурство в 30- минутной готовности к реагированию на чрезвычайные ситуации в Черном и Азовском морях. Специализированные поисково-спасательные задачи выполняла и аварийно-спасательная служба Черноморского флота. Содержание этих сил осуществлялось за счет государственного бюджета.

На сегодня от мощной в прошлом спасательной базы Черноморско-Азовского бассейна осталось два буксира — требующие ремонта «Светломор-4» и «Сапфир». Остальные суда этого отряда проданы или переданы в долгосрочную аренду за границу.

На реках Днепр, Дунай, Южный Буг и Днестр ответственность за готовность к поисково- спасательным работам была возложена на Речфлот, но за последние годы эта система прекратила свое существование в связи с акционированием этой организации.

На внутренних водоемах Украины поисково-спасательные работы осуществляли коммунальные спасательно-водолазные службы, входившие в состав Минкоммунхоза, а с 1988 года постановлением Совета Министров УССР № 199 были подчинены центральному совету добровольной общественной организации «ОСВОД» (с 1992 года — общественная организация «Общество спасения на водах»).

На сегодня в Украине нерешенной остается проблема ликвидации разливов нефтепродуктов на воде, представляющих серьезную угрозу национальным интересам, поскольку в зоне ответственности Украины на Черном и Азовском морях ежегодно курсирует более 50 тысяч суден — загрязнителей воды, в том числе 1500 танкеров, перевозящих до 60 миллионов тонн нефти.

Один танкер несет в себе более 50 тысяч тонн нефти, а разлив лишь 7 тысяч тонн не в состоянии своими силами ликвидировать ни одна страна мира. Для Украины подобная чрезвычайная ситуация может превратиться в национальную катастрофу, последствия которой трудно предугадать. Эту проблему Украина также обязалась разрешить, подписав Бухарестскую конвенцию 1992 года.

Следующей проблемой для Украины является отсутствие системы приема сигналов бедствия с моря и оповещения; до сих пор так и не оборудовано в соответствии с требованиями Международной морской организации Черноморско-Азовское побережье станциями приема аварийных сигналов с моря, а эта работа должна была завершиться еще до 1 февраля 1999 года. Таким образом, любая авария на море в зоне ответственности Украины становится для нее непосильной задачей при имеющихся остатках аварийно-спасательных подразделений.

Международный опыт, международные соглашения и внутренние потребности реагирования на чрезвычайные ситуации на водных объектах вынудили заняться формированием в Украине единой системы реагирования на чрезвычайные ситуации, и с созданием Государственного координационного центра реагирования на чрезвычайные ситуации на водных объектах (ГКЦР), и с принятием закона Украины «Об аварийно-спасательных службах» началось преодоление проблем организации поиска и спасения, подготовка единой нормативно-правовой базы в этой сфере, которая будет регламентировать порядок безопасной эксплуатации водных объектов и определять ответственность административных и юридических лиц за состояние аварийно-спасательных служб, их готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации на водных объектах.

Годовой опыт работы Государственного координационного центра реагирования на чрезвычайные ситуации на водных объектах показал, что на сегодня он не в состоянии должным образом выполнять задачи по защите людей на водных объектах, поскольку, созданный как координирующий орган, он не имеет собственных сил и средств поиска и спасения, а состояние поисково-спасательных служб министерств и других ведомств крайне неудовлетворительное.

Важное международное значение и большой финансовый груз проблем поиска, спасения и ликвидации нефтяных разливов требует создания в Украине единой Государственной военизированной поисково-спасательной службы на водных объектах (далее — ГПССВО) со следующими основными задачами: формирование и реализация государственной политики развития системы поиска и спасения, ликвидация опасных загрязнений на водных объектах Украины в соответствии с требованиями международного морского права; разработка направлений единой технической политики развития сил и средств и совершенствование средств поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ на водных объектах с учетом стандартов и технологий, рекомендуемых Международной морской организацией (IMO); координация деятельности органов управления поисково-спасательных сил и средств и аварийно-спасательных служб и подразделений центральных и местных органов исполнительной власти, организаций, учреждений и предприятий независимо от форм собственности при спасении людей и защите населения и окружающей среды от опасных загрязнений водных объектов и разливов нефтепродуктов, включая подъем и обезвреживание затонувших боеприпасов и емкостей с сильнодействующими отравляющими и другими загрязняющими веществами; создание надежной системы приема сигналов бедствия и оповещения вдоль побережья Черного и Азовского морей и обеспечение круглосуточного дежурства поисково-спасательных сил и средств в зоне ответственности Украины на водных объектах в соответствии с требованиями Конвенции о поиске и спасении на море 1979 г. (SAR — 79); осуществление контроля готовности к реагированию на чрезвычайные ситуации на водных объектах поисково-спасательных сил и средств и аварийно-спасательных служб и подразделений центральных и местных органов исполнительной власти, организаций, учреждений и предприятий независимо от форм собственности и проведение с ними тренировок и учений; организация подготовки и переподготовки специалистов-спасателей и водолазов поисково-спасательных подразделений и аварийно-спасательных служб; проведение аттестации поисково-спасательных подразделений и аварийно-спасательных служб на водных объектах и сертификация их спасательных средств; сотрудничество с международными организациями в сфере поисково-спасательных работ и ликвидации опасных загрязнений на водных объектах, выполнение международных договоров и требований международных конвенций, участником которых является Украина.

Создание ГПССВО должно осуществляться на принципах единоначалия, централизации управления, уставной дисциплины, личной ответственности с внедрением специальной, физической и психологической подготовки личного состава.

Организационно ГПССВО должна состоять из следующих, функционально связанных между собою подразделений:

орган управления службой и Государственный спасательно-координационный центр (ГСКЦ) в г. Киеве, Морской спасательно-координационный центр в г. Севастополе (МСКЦ) со спасательными подцентрами в городах Одессе, Керчи и Мариуполе, Речной спасательно-координационный центр в г. Черкассах с речным спасательным подцентром в г. Хмельницком, соответствующие поисково-спасательные формирования.

Мировой опыт таких организаций свидетельствует, что их деятельность сопровождается гарантированной финансовой поддержкой не только из бюджета, но и за счет деятельности соответствующего Государственного фонда поиска, спасения и ликвидации нефтяных загрязнений на воде при наличии соответствующей нормативно-правовой базы, позволяющей получать отчисления от предприятий за аварийно-спасательное обслуживание водных объектов, магистральных нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, предприятий нефтеперерабатывающей промышленности и выполнения специальных целевых программ.

Подытоживая, следует подчеркнуть, что Украина успешно выполнила свои международные обязательства, однако разрешить проблему поиска, спасения и ликвидации нефтяных загрязнений сможет лишь при условии системного подхода и определения приоритетов стратегического международного сотрудничества в этой сфере. Это позволит совместно с соседними странами предотвратить чрезвычайные ситуации, уменьшить человеческие и материальные потери и защитить окружающую среду.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 12 октября-18 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно