Приватизация в Пакистане: ВЕРНУТЬ ДОВЕРИЕ ИНВЕСТОРОВ

Поделиться
В попытке спасти разрушенную экономику новое пакистанское военное руководство разработало и реа...

В попытке спасти разрушенную экономику новое пакистанское военное руководство разработало и реализует амбициозную приватизационную кампанию, которая предусматривает продажу в течение нескольких лет 10 инвестиционных компаний и банков, местного «телекома», ряда транспортных, промышленных и энергетических предприятий. От продажи госпредприятий Пакистан надеется получить $15 млрд. Среди приоритетных объектов приватизации — предприятия топливно-энергетического комплекса, в том числе две крупнейшие газотранспортные компании страны. По мнению экспертов, успех приватизации зависит главным образом от восстановления доверия инвесторов к Пакистану и проведения профессиональной предприватизационной подготовки. Последнее время Украина и Пакистан стали часто упоминаться вместе — пока только в связи с известными проблемами с МВФ и отступившей угрозой дефолта. Две страны несравнимы по уровню демократии, численности населения и многим другим показателям. Однако сегодня нас объединяют схожие проблемы в экономике и, возможно, похожие пути выхода из кризиса. Хотя Украина и не планирует такую крупную программу приватизации, но опыт Пакистана в сфере приватизации объектов нефтегазового комплекса может быть полезен и ей.

РЕШАЕТСЯ СУДЬБА ГОСУДАРСТВА?

В марте текущего года, накануне визита президента США Б.Клинтона в Пакистан, комиссия США по национальной безопасности опубликовала свои прогнозы относительно политической ситуации в Южной Азии на ближайшие 25 лет. Основной сенсацией доклада стал прогноз развала государства Пакистан (союзника США) по причине поддержки им военных действий в Афганистане, а также борьбы Индии и Ирана за владение пакистанскими территориями Белуджистан, Пенджаб и Синд. Прогнозируется и возможность возникновения серьезного индо-пакистанского конфликта. Согласно сценарию комиссии, через 25 лет за счет стремительного экономического роста Индия станет одной из крупнейших мировых держав. В свою очередь, экономика Пакистана придет в упадок из-за сепаратизма пуштунов, мохаджиров и белуджей, требующих создания независимых национальных государств.

Прогноз маловероятен и подготовлен, по-видимому, еще до смены власти в Пакистане осенью прошлого года. Однако американские аналитики обрисовали такой сценарий не без оснований. Скорее всего, это — развал экономики, содержание армии, состоящей из 600 тыс. человек, погоня Пакистана за Индией в создании высокоэффективного ядерного оружия, что поглощает значительную часть бюджета, практически непрекращающийся военный конфликт с Индией, коррупция в высших эшелонах власти и засилье чиновничьего произвола.

После бескровного военного переворота осенью 1999 года новый руководитель Пакистана генерал Первез Мушарраф (бывший глава пакистанской армии, которая играет самостоятельную роль в политике) заявил, что его целью является борьба с коррупцией и казнокрадством, укрепление финансовой дисциплины и законности, восстановление экономики. Только лишь после прошествия полугода нынешние военные власти Пакистана начали проводить конкретные шаги по установлению жесткого контроля в экономике и других сферах. Военные возглавляют практически все — от национальной спортивной игры до снабжения водой и электроэнергией, органов самоуправления и основных отраслей промышленности. По мнению председателя ассоциации пакистанских предпринимателей Тарика Юсуфа, подконтрольные военным отрасли начали работать значительно лучше, поскольку снизился уровень коррупции. Это, безусловно, положительный момент, но как бы ни была хороша военная администрация, ее приход означает сворачивание процессов демократизации, начатых гражданской администрацией.

12 мая текущего года Верховный суд Пакистана вынес решение, которым приход к власти 12 октября прошлого года генерала П.Мушаррафа признан законным, и военная администрация будет управлять страной три года (до октября 2002 года). Нынешнее руководство уже де-юре наделяется неограниченными полномочиями «исходя из высшей государственной необходимости» (приостановлено действие Конституции, распущены законодательные органы власти). Тем не менее большинство пакистанцев, утративших веру в сменявшие друг друга правительства Б.Бхутто и Н.Шарифа, поддерживают военную администрацию и надеются, что генерал выполнит свои обещания.

Что же касается готовившегося военного переворота, то о нем догадывался даже Н.Шариф, который считался «слабым» премьером и не устраивал многих как внутри, так и вне Пакистана (МВФ, США). Парадокс состоит в том, что большинство стран мира осудило генерала П.Мушаррафа за смещение законно избранного гражданского правительства, чуть позже — «простив» его, в то время как большинство простых пакистанцев приветствовали этот шаг. О «прощении» свидетельствуют визит президента США в Исламабад, а также ряд зарубежных турне самого генерала. Таким образом, лишь с небольшой натяжкой можно считать, что сегодня генералу П.Мушаррафу отведена роль спасителя Пакистана.

ПРИВАТИЗАЦИИ В ТЭК

Чего только нет в списке приватизируемых предприятий Пакистана: от объектов транспорта (авто- и железные дороги, аэропорты и танкерная компания), промышленных предприятий, банков и инвестиционных компаний до электро-, нефте- и газотранспортных (добывающих) предприятий.

Исламабад планирует приватизировать все семь ведущих компаний нефтегазовой отрасли. Приватизация нефтегазового комплекса имеет целью не только увеличение доходов госбюджета, но и увеличение эффективности работы предприятий этого сектора промышленности, привлечение новых инвестиций на их развитие.

Пакистан в год добывает около 3 млн. тонн нефти (одна шестая от потребности экономики) и 21 млрд. куб. метров природного газа. Показатели добычи углеводородов несколько больше, чем в Украине, но при численности населения Пакистана 140 млн. человек этого явно недостаточно. Пакистан не может самостоятельно увеличить самообеспеченность нефтью (на ее импорт тратится ежегодно около $2,5 млрд.) и привлекает в отрасль частных инвесторов. Сегодня, помимо государственной компании, добычей нефти заняты ряд относительно небольших частных компаний. Наибольшими среди них являются «Atlantic Richfield» (США), «Lasmo Oil» (Великобритания) и малазийская «Petronas». Рядом других зарубежных компаний на суше и шельфе активно ведется разведка нефти и газа.

Пакистанскую государственную нефтяную компанию, производящую до 76% нефтепродуктов в стране, также планируется приватизировать. Для чего еще в октябре 1999 года были приглашены зарубежные специалисты, которые готовят компанию к продаже.

Пакистан совместно с Ираном и Объединенными Арабскими Эмиратами планирует построить два новых НПЗ для переработки 11,5 млн. импортной нефти в год.

Приоритетными в списке приватизируемых объектов являются две газотранспортные компании, обеспечивающие поставками газа значительную часть страны. Специальный комитет по приватизации Пакистана планирует провести приватизацию газовой подотрасли в два этапа — за 8 и 20 месяцев. На первом этапе предусмотрена продажа неосновных активов двух газотранспортных компаний — Северной и Южной («Sui Northern Gas Pipelines Ltd.», «Sui Southern Gas Company»), которые включают инфраструктуру по получению и продаже сжиженного нефтяного газа и завод по производству газоизмерительной аппаратуры. На протяжении второго этапа запланирована продажа до 51% акций основных активов газовых компаний. Северная газовая компания является наибольшей — включает более 5100 км газопроводов высокого давления, 12 компрессорных станций и почти 30 тыс. км распределительных газопроводов. Южная газовая компания включает около 2800 км магистральных газопроводов.

По оценкам авторитетного лондонского журнала «Gas Briefing International», пакистанское правительство за счет приватизации планирует в течение нескольких лет получить до $15 млрд., что поможет в значительной степени решить проблемы внешней задолженности.

Пакистан, не имея ни гигантских месторождений нефти и газа, ни финансовых ресурсов для строительства транснациональных трубопроводов, активно борется за инвесторов для развития своей энергетической отрасли, тем самым закладывая фундамент для роста всей экономики страны.

ВЕРНУТЬ ДОВЕРИЕ ИНВЕСТОРОВ

В первом квартале 2000 года внешнеторговый дефицит Пакистана достиг почти $1,1 млрд. и продолжает увеличиваться быстрыми темпами, несмотря на строгие меры экономии валюты, введенные властями для снижения негативного эффекта от международных санкций за ядерные испытания в 1998 году. Прирост ВВП Пакистана в 2000 году снизился до 1,8% (с 4,7% в 1999 году), инфляция, как ожидается, достигнет 15,6%. Внешний долг страны в 1999 году составлял $36,6 млрд., что превышает половину годового ВВП (по оценкам ВВП в текущем году составит около $55 млрд.).

Новое руководство Пакистана официально признало, что прежнее правительство страны сообщало МФВ неверные данные об объеме золотовалютных резервов и обратилось к экспертам Фонда за помощью для уточнения этих данных. Миссия МВФ «пересчитала» размер дефицита бюджета за 1997/1998 финансовый год, увеличив его на 2% (с 5,5% до 7,5%), а за 1998/1999 год — на 1,4% (с 4,5% до 5,9%).

С июля 1999 года по март 2000 года Пакистан привлек $392 млн. частных инвестиций, что на $19 млн. больше, чем за соответствующий период предыдущего года. Крупнейшим инвестором стала Великобритания. Зарубежные инвесторы вкладывают деньги в химическую и медицинскую промышленность, производство продуктов питания и напитков, табаководство.

Важным вопросом успешного проведения приватизации объектов газовой промышленности в Пакистане является проведение руководством страны эффективной ценовой и налоговой политики в ТЭК. Еще в 1994 году правительство Пакистана внедрило новую экономическую политику относительно разведки, добычи нефти и газа в стране, которая получила международное одобрение. С новыми технологиями западные компании за четыре года открыли ряд месторождений углеводородов, в первую очередь газовых. Однако в конце 1999 года правительство изменило систему ценообразования на углеводороды, ухудшив условия для их производителей. Несмотря на зашедшие в тупик переговоры с правительством, инвесторы надеются на положительное разрешение этого вопроса.

Сегодня международные инвесторы очень внимательно оценивают экономические реформы нового военного руководства Пакистана. Политическая стабильность, рост экономики, диктат закона, поддержка элиты и общества — вот, чего ожидают инвесторы в любой стране. Затягивание же решения старых проблем и появление новых ошибок, приводящих к ухудшению инвестиционного климата, может отпугнуть потенциальных инвесторов. Успех приватизационной программы Пакистана поможет остановить развал экономики страны.

ПАКИСТАН—УКРАИНА: ПАРАЛЛЕЛИ

Согласно рейтингу независимой аналитической группы «Freedom House» (США), Пакистан вместе с еще 37 странами (Египет, Кения, Ангола, Китай, Куба, Ирак, Северная Корея и др.) отнесен к несвободным государствам, где население лишено основных политических прав и гражданских свобод. Украина же отнесена к группе из 59 «частично свободных» стран, в которую вошли Бразилия, Мексика, Индонезия, Турция, Малайзия, Россия и др. В этих странах, по мнению американских аналитиков, действие свобод, задекларированных в конституциях этих стран, ограничивается коррупцией и слабой исполнительной властью.

Для улучшения инвестиционного имиджа государства Пакистан добровольно согласился вернуть до конца мая МВФ деньги, полученные на основании искаженной информации (около $54 млн.). МВФ одобрил шаги новых властей по улучшению финансовой отчетности и готовности принять меры по исправлению ситуации.

Соответственно в Украине, по данным «Price Waterhouse Coopers», Нацбанк в конце 1997 года завысил объем своих резервов на $713 млн., незаконно получив три транша по программе стенд-бай на сумму $200 млн.

Украинский экспорт в Пакистан за последние два года в среднем составлял $189 млн. и держался в основном за счет поставок танков (экспорт в 1999 году составил $182,4 млн., импорт — $2,5 млн.). Торгово-экономическое сотрудничество между Украиной и Пакистаном имеет значительный потенциал. Помимо расширения военно-технического сотрудничества с Пакистаном Украина может принять участие в строительстве энергетических объектов, поставлять минеральные удобрения, химические волокна и отдельные виды оборудования.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме