ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ. ИЛИ ПРОЩЕНИЕ...

Поделиться
Е сли поставить по ранжиру проблемы экономики Украины, то, на мой взгляд, на первое место, вне конкуренции, должна стать проблема теневой экономики...

Е сли поставить по ранжиру проблемы экономики Украины, то, на мой взгляд, на первое место, вне конкуренции, должна стать проблема теневой экономики. Почему она так важна и отчего требует решения? Оттого, что на сегодня теневая экономика начинает существенно тормозить не только экономическое развитие каждого гражданина и государства в целом, но и становится серьезным препятствием для развития демократических институтов, прав человека, гражданского общества в Украине.

В новейшей истории независимой Украины теневая экономика принесла как пользу, так и вред. Что бы ни говорили, именно теневая экономика сыграла большую положительную роль в преодолении кризисов и выходе на этап экономического развития в Украине. В частности, она сдемпфировала для миллионов людей и предприятий последствия непрофессиональной, бездарной налоговой политики, бюджетного воровства и злоупотреблений, грубых просчетов в кредитно-денежной политике, развала банковской системы. Она, наконец, помогла миллионам граждан купить себе пристойное жилье, средства транспорта, стать туристами и поездить по миру, оплатить нормального уровня медицинское обслуживание и образование себе или детям, нанять домработницу или нянечку для ребенка.

Именно теневые доходы граждан и предприятий, с которых корыстная постсоветская бюрократия не смогла содрать налоги (которые раскрадываются ею же), позволили миллионам людей начать чувствовать вкус рыночных механизмов, экономической свободы, ответственности за свои действия, в конце концов — вкус нового образа жизни.

Но есть и другая сторона. Современная Украина — родом из тоталитарного государства СССР. Оттуда мы унаследовали традицию управления по следующему принципу: создать жесткие правила — провоцировать и давать возможность эти правила нарушать — за счет нарушений получить «компромат» на каждого — и править, используя шантаж и возможность в любой момент устранить из социальной жизни любого путем привлечения к ответственности. Или, как уже повелось говорить в Украине, — «подвесить на крючок». Теневая экономика — лучшая среда для такого способа правления. Образно говоря, на таком крючке в той или иной мере — все население страны.

За 12 лет независимости законы в экономической и должностной сфере в Украине существовали, скорее, чтобы их нарушать. Нарушали поголовно все. А к ответственности власть привлекает и будет привлекать только тех, кто неугоден (или безразличен). Причем любая власть, сегодняшняя или завтрашняя, «хорошая» или «плохая». И этим снова нарушается закон, который требует равной ответственности перед ним каждого.

Правда состоит в том, что, если справедливо поступать, то нужно наказывать всех — и чиновников, и бизнесменов, и врачей, и журналистов, и учителей, и артистов, и рабочих, и депутатов, и банкиров, и судей с прокурорами и следователями, и миллионы тех, кто получал зарплаты не по ведомости. Никто не захочет жить в стране, где все взрослое население имеет судимость.

Выход из этой ситуации один. Если невозможно наказать всех поголовно, значит, нужно всех поголовно простить. Подвести линию под первым этапом зарабатывания денег, удовлетворения неведомых ранее аппетитов, накопления первичных капиталов — и простить путем объявления двух амнистий: амнистии капиталов и налоговой амнистии. Амнистией капиталов и имущества освободить их владельцев от ответственности за совершение в связи с их приобретением всех видов преступлений, за исключением преступлений против жизни и здоровья граждан, торговли оружием, людьми и наркотиками, терроризма. Налоговой амнистией освободить всех от ответственности за неуплату налогов и необходимости уплатить ранее сокрытые налоги при условии уплаты определенной пошлины.

После этого можно всерьез говорить о заполнении каждым дееспособным гражданином единовременной декларации о собственности, введении одинаковых для всех твердых правил и процедур, соблюдении законов гражданами и предприятиями, реальном контроле за соблюдением законности путем контроля над затратами. Иного пути просто нет, ибо в противном случае любой, кто сегодня или завтра будет требовать соблюдения законов, — не имеет на это морального права, поскольку он шел к власти в течение 12 первых лет независимости, а значит, так же, как все, в той или иной мере нарушал закон.

Проведение подобных амнистий в постсоветской Украине имеет существенную особенность. Они носят не только и не столько экономический характер, сколько общественно-политический и социальный. Их целью является не столько пополнение бюджета за счет дополнительных поступлений части легализованных доходов, сколько получение абсолютным большинством населения статуса легального, полноценного члена общества.

Возвращение в нашу жизнь такого понятия, как моральность, — наиважнейшее требование сегодняшнего дня. Потому что без моральности нет доверия, без доверия — нет общества, а без общества — нет государства. Я бы сказала, что мы вернем моральность только через всеобщее прощение.

Чтобы решить, какой комплекс мер нужно провести, чтобы восстановить утраченное доверие граждан к закону и власти, нужно определиться, почему люди не платят налоги в Украине. Можно привести ряд основных причин:

— Большинство населения вынуждено решать первичные бытовые вопросы — жилье, одежда, питание, транспорт, сбережения на «черный день», деньги на медицину и образование. Пока (по Маслоу) люди не решат свои основные проблемы удовлетворения первичных потребностей, от них нельзя ждать исполнения социальных обязанностей в виде уплаты налогов.

— Разгосударствление собственности и рождение эффективных национальных собственников, модернизация и развитие производства возможны только при накоплении первоначального капитала и его достаточной концентрации, что несовместимо со сверхвысоким налогообложением, неразумной амортизационной политикой и отсутствием поощрения капитализации.

— Налоги несправедливы, они забирают слишком большую долю заработанного дохода как у предприятий, так и у граждан. Государство нечестно в налогах, особенно в НДС.

— Отсутствие при советской власти института частной собственности предопределило отсутствие наследственной массы и первоначального имущества (или капитала) у последующих поколений. Таким образом, единственным источником дохода является то, что заработано «здесь и сейчас».

— Налоги идут в бюджеты, которые разворовываются. Граждане и организации, которые «отрывают» от себя деньги для уплаты налогов, знают, что они в большинстве случаев уйдут не на государственные и общественные нужды, а в карманы тех, кто распоряжается бюджетами.

— За счет налогов содержится армия бюрократов, которые воспринимаются обществом как враждебный класс взяточников и мздоимцев.

— Услуги, которые должны оказываться бесплатно за счет бюджетных средств, давно оплачиваются населением и предприятиями в виде взяток, перечислений в различные фонды и прочее, а качество действительно бесплатных услуг — недопустимо низкое.

— Беспорядок и злоупотребления в социальных фондах, плохая репутация профсоюзов и низкое качество социальных услуг вызывают нежелание платить взносы в социальные фонды.

Приведенные выше факторы, естественно, порождают и решения, насколько очевидные, настолько и необходимые:

— освобождение от налогов доходов, направленных гражданами на первую покупку жилья, первую покупку автомобиля, оплату первого начального, среднего и высшего образования и медицинских услуг, освобождение от налогов депозитов граждан в банках;

— радикальное снижение ставок налогов, освобождение от налогов средств, направляемых на модернизацию и реструктуризацию производства; новая амортизационная политика; отказ от НДС, как минимум, для постиндустриальных видов деятельности и наукоемких производств;

— мораторий на введение налога на имущество как минимум на «одно поколение» (20 лет);

— усовершенствование бюджетного законодательства, жесткий контроль над бюджетами, максимальное приближение места распределения бюджета к потребителям бюджетных средств, децентрализация бюджета;

— пересмотр функций и полномочий государства, срочная реальная административная реформа и реформа государственной службы;

— максимальная легализация платных образования и медицины, сокращение видов и улучшение качества бесплатных государственных и муниципальных услуг;

— снижение уровня социальных начислений на заработную плату, введение единого социального налога, внедрение единого реестра «социальных агентов», ликвидация перекрестного и многократного социального субсидирования и социального льготирования.

Из перечисленных шагов только административная реформа и внедрение единого реестра «социальных агентов» потребуют достаточно продолжительной работы. Однако, если одновременно с провозглашением амнистий будут приняты указанные изменения в законодательство и определены сроки проведения административной и социальной реформы, доверие к амнистиям возрастет.

В то же время комплекс мер не будет эффективным, если одновременно не внести изменения в Уголовный кодекс Украины в части исключения такого вида наказания за хозяйственные, имущественные и должностные преступления, как конфискация имущества. Новый Уголовный кодекс, несмотря на его безусловную прогрессивность, содержит рудименты уголовного права тоталитарного государства. Одно из ярких доказательств — наказание в виде конфискации имущества за такие преступления, как, например, уклонение от уплаты налогов, незаконная приватизация, незаконное открытие за рубежом валютных счетов, получение или дача взятки и многие другие. Конфискация имущества в тоталитарном обществе имеет целью полную, абсолютную десоциализацию человека, превращение его в социального изгоя, в «раба» системы. Если мы действительно хотим легализации капиталов и умножения богатства граждан и страны, если Украина строит действительно демократическое государство, одним из принципов которого является соразмерность преступления и наказания, то необходимо проститься с конфискацией имущества как видом наказания. Без этого даже не приходится надеяться на легализацию капиталов и имущества.

В заключение еще раз хочу сделать ударение на главном тезисе. Вопрос налоговой амнистии и амнистии капиталов в Украине выходит далеко за рамки экономической или фискальной политики. Более того, это вопрос — скорее и прежде всего — из сферы прав человека, свободы как экономической, так и политической, определения гражданской позиции каждого жителя страны и формирования гражданского общества в целом.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме