Предвыборные соревнования: экономика политических обещаний

21 сентября, 2007, 16:20 Распечатать Выпуск №35, 21 сентября-28 сентября

Нас можно обвинить в наивности, но как эксперты мы серьезно воспринимаем намерения политических сил и потому решили оценить объем средств, необходимых для выполнения соответствующих обещаний...

Анализировать программы политических партий для эксперта очень непросто. Эксперта всегда интересуют два вопроса: как рассчитывались те или иные показатели и кто автор тех или иных экономических составляющих политических программ. Ответ на первый вопрос дает возможность оценить логику экономического мышления определенной политической силы и реалистичность конкретных обещаний. Что касается второго вопроса, то имя эксперта может быть как гарантией серьезной профессиональной работы, так и свидетельством противоположного. К сожалению, на первый вопрос сегодня бесполезно искать ответ в принципе, тогда как на второй вопрос, в лучшем случае, можно услышать «наши эксперты», хотя такие слова воспринимаются с большой иронией.

Нас можно обвинить в наивности, но как эксперты мы серьезно воспринимаем намерения политических сил и потому решили оценить объем средств, необходимых для выполнения соответствующих обещаний. При этом мы пытались учесть шаги, без которых практически невозможно реализовать поставленные цели. Сразу отметим: пока политические силы не обнародовали экономических обоснований своих обещаний и планов, а этот факт, согласитесь, свидетельствует не в пользу политиков.

Наши расчеты строятся на текущих данных о состоянии развития экономики Украины и ее отдельных сфер (бюджетной, образования и т.д.), данных о демографической ситуации по состоянию на 2005 год и на наших прогнозах экономической динамики. Для упрощения мы не учитывали возможных темпов инфляции, то есть предположили, что покупательная способность наших граждан не изменится. Источником информации о намерениях политических сил были их программы, а также выступления лидеров партий во время предвыборных встреч.

Ну а теперь к делу. Мы приведем наши оценки и прокомментируем отдельные интереснейшие новации. Сразу отметим, что мы пытались воздерживаться от оценок типа «реально-нереально», а потому предлагаем читателям самостоятельно сделать выводы из прочитанного. Обращаем внимание читателей на то, что речь идет, как правило, о дополнительных средствах, которые нужно найти для финансирования соответствующих планов.

Таблица 1. Сколько стоят планы Партии регионов
Инициатива Конкретизация намерения Оценка стоимости инициативы на год

1. Повышение выплат при рождении ребенка

С 2008 г. семья на первого родившегося ребенка получит 11,7 тыс. грн., на второго — 25 тыс. грн., на третьего и каждого следующего ребенка — по 50 тыс. грн.

Дополнительно нужно 8-9 млрд. грн. (Предполагаем, что эти выплаты будут осуществляться за один год)

2. Выплаты детям при достижении установленного возраста

При достижении ребенком 3-летнего возраста и до 13 лет семья будет получать ежемесячно по 100 грн., а с 13 до 18 лет — по 200 грн.

Около 14 млрд. грн.

 

3. Повышение минимальной зарплаты

С 1 января 2008 года — 505 грн., с 1 апреля 2008 года — 515 гривен, с 1 октября 2008 года — 565 гривен в месяц

Дополнительно 6,3-7,4 млрд. грн.

 

4. Повышение стипендий для студентов и учеников

Выплата стипендий студентам вузов I-II степеней аккредитации с 1 января 2008 г. — 200 грн., с 1 сентября 2008 г. — 400 грн.; III-IV степеней — с 1 января 2008 г. — 300 грн., с 1 сентября 2008 г. — 530 грн.; студентам-сиротам — не менее 1060 грн.

Дополнительно около 3-4 млрд. грн.

 

5. Развитие сельских территорий

В ближайшие 3 года удвоится объем инвестиций в развитие сельского хозяйства, социальной сферы села — на газификацию, строительство школ, дорог и тому подобное

Двойное увеличение — это около 26% прироста за год, то есть в 2008 году объем соответствующих инвестиций составит 11,8 млрд. грн., для этого потребуется дополнительно 2,5 млрд. грн.

 

6. Решение жилищной проблемы

Молодых специалистов, которые будут работать на предприятиях-флагманах, обеспечат жильем под государственные гарантии

1 млрд. грн. — рассчитано Партией регионов в программе

 

Учитель, врач, работник культуры, милиционер, военнослужащий (работник бюджетной сферы) при заключении трудового контракта на 20 лет получит ключи от квартиры. Через 10 лет работы жилье может быть выкуплено за 50% стоимости, через 15 — за 25%, а через 20 лет оно становится собственностью работника

1) Около 12 млрд. грн. (если предположить, что около 1% занятых в бюджетной сфере, включая военнослужащих, подпишут такие контракты, а квартира в среднем будет стоить 50 тыс. долл. США)
2) Около 156 млрд. грн. (если предположить, что вся молодежь бюджетной сферы предложенных категорий в возрасте 15-34 лет подпишет контракты на 20 лет и получит однокомнатную квартиру площадью 41 кв.м со стоимостью строительства, прогнозированной Минрегионстроем на 2008 год)

 

7. Переход к профессиональной армии

С 2008 г. втрое увеличатся выплаты курсантам и солдатам срочной службы

Около 0,8 млрд. грн. (при расчетах, касающихся армии, мы исходили из того, что количество курсантов составляет 15 тыс. человек, солдат срочной службы — 178 тыс. человек)

 

Денежное довольствие младших офицеров будет не ниже 2 тыс. грн. в месяц

Около 3-4 млрд. грн. (количество офицеров, которые будут получать по 2000 грн. плюс начисления, — 87 тыс. человек)

Стоимость всех обещаний

Около 55 млрд. грн. — если рассматривать вариант 1) пункта 6 относительно жилья, и около 200 млрд. грн. — если рассматривать вариант 2) пункта 6 относительно жилья

Источник: partyofregions.org.ua, gska2.rada.gov.ua

В общей сложности в той части, которую можно более или менее реально оценить, стоимость обещаний регионалов — наиболее низкая, хотя, возможно, мы и пропустили какие-то важные моменты. «Самое дорогое» обещание Партии регионов — схема обеспечения жильем отдельных категорий бюджетников: ее цена может потенциально достичь 156 млрд. гривен. Бросается в глаза также достаточно высокий объем выплат детям при достижении установленного возраста.

Следует отметить пункт о повышении государственных затрат на развитие сельских территорий, что является шагом в правильном направлении. Но при этом хотелось бы услышать и о намерениях партии относительно будущей аграрной политики и помощи аграрному сектору в контексте членства Украины в ВТО.

В программе Партии регионов мы ничего не нашли о минимальной заработной плате, но во время одного из выступлений лидер партии Виктор Янукович назвал цифру 500 гривен на 2008 год, а потом в проекте бюджета на 2008 год намерения правительства были конкретизированы. По нашим подсчетам, цена такой «минималки» будет составлять дополнительно от 6 до 7 млрд. гривен.

Честно говоря, непонятно новаторство относительно обеспечения жильем под государственные гарантии «молодежи, работающей на предприятиях-флагманах». Хотя затраты на нее относительно небольшие — 1 млрд. грн., но возникает вопрос, почему плательщики налогов должны фактически субсидировать приватные предприятия в части обеспечения жильем их работников. Интересно было бы также знать, по какому принципу компании будут относить к категории «предприятие-флагман». Мы считаем, что это новаторство является фактически внедрением новой льготной категории населения в Украине со всеми соответствующими последствиями.

Анализ предложений Партии регионов, кстати, вызвал один побочный вопрос: а, кстати, насколько эти планы учтены в проекте бюджета на 2008 год? Поэтому после окончательного утверждения бюджета интересно будет проанализировать, в какой степени политические силы, сформировавшие правительство, придерживаются своих обещаний уже после прихода к власти.

Таблица 2. Сколько стоят планы БЮТ
Инициатива Конкретизация намерения Оценка стоимости

1. Повышение выплат при рождении ребенка

При рождении первого ребенка — 12 тыс. грн., второго ребенка — 25 тыс. грн. и третьего — 50 тыс. грн.

Дополнительно нужно около 9 млрд. грн.

2. Выплаты детям при достижении установленного возраста

Увеличить ежемесячные выплаты на уход за ребенком до трех лет на уровне не ниже 500 гривен

Дополнительно нужно около 8-9 млрд. грн.

 

3. Повышение стипендий для студентов и учеников

Повысить стипендии до уровня прожиточного минимума

Дополнительно нужно 3,5-5 млрд. грн.

 

4. Возврат сбережений

В течение двух лет после прихода к власти вернуть все замороженные вклады бывшего Сбербанка СССР

Около 64 млрд. грн. (общая сумма — около 128 млрд. грн.)

 

5. Переход к профессиональной армии

2,5-3 ВВП на финансирование армии и увеличить заработную плату профессиональным военным до 700 долларов (рядовому и сержантскому составу в профессиональной армии, до 1000 долларов - младшему офицерскому составу и далее - в зависимости от должности и военного звания

Нужно около 13 млрд. грн.

 

 

Стоимость всех обещаний

Около 100 млрд. грн.

Источник: byut.com.ua

Анализируя программу БЮТ, мы обратили внимание на такие моменты. Во-первых, БЮТ предлагает установить пенсию на уровне средней заработной платы, которую человек получал до выхода на пенсию. Пути реализации этого намерения не известны, а поэтому трудно оценить его «стоимость» для бюджета. Кроме того, не понятно, как это намерение вписывается в процесс создания в Украине трехуровневой пенсионной системы. Во-вторых, следствием возврата обесцененных сбережений в Сбербанке СССР в течение двух лет в полном объеме станет инфляционный скачок в стране.

Для нас программа блока Тимошенко в части реформирования армии является хорошим примером того, как отдельные добрые намерения, вырванные из общего социально-экономического контекста, при приближении к нему являются экономически необоснованными, поскольку не учитывают большого количества побочных затрат. (Это, кстати, в той или иной степени касается и других политических сил). Во-первых, внедрение новых зарплат на уровне 700 и 1000 долларов (с соответствующими надбавками) требует параллельных существенных затрат на военную подготовку, вооружение, технику, топливо и тому подобное. Понятно, что профессиональные военные (да еще с такими зарплатами) должны быть загружены боевой подготовкой по полной программе. Прибавим к этому стоимость служебного жилья и различные виды материального обеспечения. Во-вторых, увеличение зарплат неминуемо приведет к перерасчету военных пенсий. И этот перечень можно продолжать.

Но существует еще одна проблема, которая почему-то остается вне внимания. Увеличение зарплат «чистым» военным объективно требует пересмотра выплат пограничникам, военнослужащим МВД, СБУ, ведь социальные стандарты для людей с «разными погонами» не могут принципиально отличаться. Если пойти дальше, то возникает вопрос: а как новые «военные зарплаты» должны согласовываться с уровнем оплаты труда учителей, врачей и других бюджетников с точки зрения социальной справедливости?

Поэтому в действительности полные прямые и побочные затраты, связанные с военной реформой, реально могут стоить более 100 млрд. грн. (что существенным образом превышает нашу оценку затрат на зарплату военным на уровне 13 млрд. грн.). ...Есть вопросы.

 

Таблица 3. Сколько стоят планы НУНС
Инициатива Конкретизация намерения Оценка стоимости

1. Повышение выплат при рождении ребенка

Увеличим в 2008 году помощь при рождении первого ребенка до 12 тыс. грн., второго — до 15 тыс. грн. и каждого следующего — до 25 тыс. грн.

Около 6-7 млрд. грн.

2. Выплаты на ребенка для многодетных семей

Для многодетной семьи размер ежемесячной помощи на ребенка в возрасте до 6 лет возрастет в полтора раза — до 235 грн., от 6 до 18 лет — в два раза, до 298 грн.

Около 1 млрд. грн.

 

3. Повышение минимальной зарплаты

600 грн.

Дополнительно около 12-15 млрд. грн.

 

4. Рост зарплат в бюджетной сфере

Возрастет на 58%

Дополнительно около 31 млрд. грн.

 

5. Повышение пенсий

Пенсии увеличатся в среднем на 35%

Дополнительные расходы Пенсионного фонда будут составлять около 20-30 млрд. грн.

6. Решение жилищной проблемы военнослужащих

До 2010 года не будет очереди

Военнослужащим нужно, по данным на начало 2007 года, 45,5 тыс. квартир, в 2006 году в Украине было сдано 82 тыс. квартир. По расчетам, на эти потребности понадобится 10,9 млрд. грн., или около 5,5 млрд. грн. ежегодно

7. Стипендии для студентов и учеников

1064 грн. для сирот, студентов вузов и ПТУ

0,08 млрд. грн.

8. Финансирование науки

2% ВВП

Дополнительно около 12 млрд. грн.

9. Развитие сельских территорий

20000 грн. и социальное жилье для выпускников вузов, которые будут работать в селе не менее 3 лет

Около 4,5 млрд. грн. (если предположить, что 5% выпускников проработают в селе 3 года)

 

Сельский врач, учитель, работник культуры получат дополнительно 20% к окладу

Дополнительно почти 0,7 млрд. грн.

Стоимость всех обещаний

Около 95-105 млрд. грн.

Источник: razom.org.ua

Среди социальных инициатив блока НУНС cледует отметить увеличение минимальной зарплаты до 600 гривен, а средней — до 2100 гривен. Честно говоря, непонятно, как можно планировать рост средней зарплаты, но оставим эти вопросы на совести авторов программы. Кроме того, эта политическая сила говорит о повышении зарплаты в бюджетной сфере на 58%. При имеющемся количестве работников бюджетных учреждений реализация этого намерения потребует дополнительного 31 млрд. гривен.

Намерения «НУ-НС» повысить пенсии в среднем на 35% потребуют от Пенсионного фонда дополнительных затрат на уровне 20-30 млрд. гривен, в то время как упразднение льготных пенсий для депутатов и министров позволит сэкономить средства и уменьшить трансферт из госбюджета в Пенсионный фонд.

Сразу бросается в глаза, что минимальная стоимость оценок трех названных политических сил примерно одинакова. Эти силы предлагают также похожие стандарты социальной поддержки отдельных категорий населения. Поэтому возникает вопрос: может ли это стать залогом консенсуса данных политических сил в будущем парламенте относительно содержания и направлений социальной политики и показателей бюджета на 2008 год или, наоборот, мы станем свидетелями традиционного соревнования — «кто больше любит людей», когда социальные стандарты будут использоваться как инструмент борьбы с оппонентами.

Таблица 4. Сколько стоят планы КПУ
Инициатива Конкретизация намерения Оценка стоимости

1. Повышение выплат при рождении ребенка

О помощи при рождении первого ребенка в программе не сказано ничего, тем не менее мы предполагаем, что она останется такой же, как и теперь, а при рождении второго и каждого следующего — 18,4 тыс. грн.

Около 6 млрд. грн.

2. Повышение минимальной зарплаты

792 грн.

Более 20 млрд. грн.

 

3. Повышение пенсий

Минимальная пенсия — 70% от средней заработной платы

Дополнительно бюджет Пенсионного фонда должен пополниться более чем на 100 млрд. грн.

 

4. Повышение стипендий для студентов и учеников

Повышение стипендий втрое; для студентов-сирот будет составлять 1200 грн.

Дополнительно нужно около 2,4-3,5 млрд. грн.

 

5. Обеспечение
образования

10% ВВП

Дополнительно около 35 млрд. грн.

6. Финансирование науки

3% ВВП

Дополнительно около 20 млрд. грн.

7. Возврат сбережений

За 5 лет

Около 26 млрд. грн. (общая сумма около 128 млрд. грн.)

8. Развитие сельских территорий

10% ВВП на поддержку сельскохозяйственных предприятий

Около 80 млрд. грн.

 

 

Стоимость всех обещаний

Около 290 млрд. грн.

Источник: kpu.net.ua

Сразу укажем, что среди сил, имеющих самые высокие шансы попасть в новый парламент, стоимость обещаний коммунистов самая высокая. Именно этой политической силе принадлежит несколько абсолютных рекордов. Во-первых, КПУ предлагает расходовать на образование 10% ВВП. В зависимости от прогноза роста ВВП на 2008 год, для этого нужно дополнительно около 34,9 млрд. грн. (прогноз Института экономических исследований и политических консультаций относительно номинального ВВП в 2008 году составляет 785 млрд. грн.), или 37,37 млрд. грн. (прогноз КМУ — 810 млрд. грн.). Во-вторых, КПУ предлагает увеличить поддержку сельского хозяйства до 10% ВВП. И наконец, коммунисты предлагают расходовать на науку 3% ВВП. Таким образом, лишь на эти три направления должно уйти 23% ВВП ежегодно, тогда как в 2008 году в Украине через сведенный бюджет планируется перераспределить около трети ВВП. По нашему мнению, комментарии излишни.

Пенсионные новации коммунистов довольно похожи на предложения Блока Литвина. При неизменной пенсионной системе предложение КПУ повысить уровень минимальной пенсии до 70% средней зарплаты потребует увеличения бюджета Пенсионного фонда более чем на 100 млрд. гривен (сейчас бюджет Пенсионного фонда составляет 95,6 млрд. грн.).

Забегая вперед, отметим, что инициатива Блока Литвина повысить пенсии в течение последующих трех лет до 80% от средней заработной платы в экономике также потребует от Пенсионного фонда изыскать дополнительно более 100 млрд. гривен (см. таблицу 5).

Таблица 5. Сколько стоят планы Блока Литвина
Инициатива Конкретизация намерения Оценка стоимости

1. Повышение выплат при рождении ребенка

Создание Фонда будущего, из которого на персональный счет новорожденных будет начисляться 25 тыс. гривен с последующими процентами и индексацией до достижения 18-летнего возраста

Дополнительно 11 млрд. грн. в первый год (к имеющимся расходам 8 млрд. грн.)

2. Повышение минимальной зарплаты

Внедрение почасовой оплаты труда, что в 2008 году будет составлять 25 гривен в час с сохранением 40-часовой рабочей недели

Минимальная зарплата в месяц будет составлять 4400-4500 грн., что приведет к увеличению расходов из госбюджета как минимум на 100 млрд. грн. Кроме того, возрастут расходы на оплату труда из местных бюджетов — можно ожидать, что примерно на 300 млрд. грн.

 

3. Повышение зарплаты в бюджетной сфере

Повышение зарплаты учителям, врачам, работникам сферы культуры до уровня средней в экономике

Дополнительно нужно почти 20 млрд. грн.

 

Предоставление работникам учреждений культуры, учителям и врачам статуса госслужащих и дополнительного оклада к ежегодному отпуску на оздоровление

Дополнительно почти 5 млрд. грн. + дополнительные расходы на будущее из-за более высоких пенсий учителям, врачам и т.д., которые будут выходить на пенсию.

4. Повышение пенсий

Повышение пенсий с доведением в течение последующих трех лет их размера до 80% от средней заработной платы в экономике

Дополнительно в течение трех лет бюджет Пенсионного фонда должен вырасти более чем на 100 млрд. грн. Предположим, что за год на 30 млрд. грн.

5. Повышение стипендий для студентов и учеников

Увеличение размера стипендии до уровня средней зарплаты

Около 20-25 млрд. грн.

 

 

Стоимость всех обещаний

Около 185-190 млрд. грн. (это без учета 300 млрд. грн., которые ложатся на плечи местных бюджетов, если выходить на предложенный Блоком Литвина уровень минимальной заработной платы)

Источник: narodna.org.ua

Блок Литвина — абсолютный рекордсмен по «стоимости» обещанного, если учесть стоимость его инициатив для местных бюджетов.

Блок Литвина выделяется среди всех политических сил тем, что больше всего любит студентов: предложенное им повышение стипендии до уровня средней заработной платы стоит 20-25 млрд. грн. Следует отметить, что сейчас стипендии для учеников и студентов составляют 20-30% от прожиточного минимума, то есть 100-150 грн.

Интересны новации Блока Литвина относительно зарплаты. Предлагается установить минимальную почасовую зарплату на уровне 25 грн. в час при сохранении 40-часовой рабочей недели, что будет стоить дополнительно около 100 млрд. грн.

Также Блок планирует повысить зарплату определенным категориям работников бюджетной сферы (учителям, врачам, работникам культуры) до уровня средней в экономике и в придачу предоставить им статус госслужащего с выплатой дополнительного оклада к отпуску на оздоровление. При неизменном количестве соответствующих работников для повышения зарплаты до среднего в экономике уровня необходимо изыскать свыше 20 млрд. гривен. На выплаты дополнительного оклада потребуется дополнительно еще 5 млрд. гривен. Кстати, Блок Литвина не говорит, сколько эти новации потом будут стоить Пенсионному фонду.

Кстати, в сфере оплаты труда Блок Литвина предложил еще одну весьма интересную инициативу — увеличить долю оплаты труда в производственной сфере с 8 до 30% от себестоимости продукции. По этому поводу можно отметить лишь такое. Часть зарплаты в себестоимости может возрасти только в двух случаях: если ввести технологии производства, базирующиеся на интенсивном использовании труда, а не капитала, или если достаточно резко возрастет качество труда, что и вызовет рост его цены, то есть зарплаты. При любых условиях попытки принудительно установить структуру себестоимости обречены на провал, поскольку в конечном итоге стоимость товаров определяется в результате сложного взаимодействия спроса и предложения.

Вместо послесловия. Доходная часть сведенного бюджета на 2007 год составляет 205 млрд. гривен. Дальше каждый сам может добавить к этой цифре стоимость обещаний и сделать вывод относительно их реалистичности. До встречи в 2008 году.

Расчеты приведены на сайте Института ier.kiev.uа

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №30, 17 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно