ПОРТУГАЛЬСКОЕ РАНДЕВУ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

23 июня, 2000, 00:00 Распечатать Выпуск №25, 23 июня-30 июня

Португалия передает Франции пост председательствующего в Европейском союзе — встреча глав госу...

Португалия передает Франции пост председательствующего в Европейском союзе — встреча глав государств и правительств стран влиятельнейшего европейского образования в местечке Санта-Мария-да-Фейра была последней, состоявшейся под португальским председательством. И вместе с почетной должностью к французам переходят и проблемы ЕС, которые в последнее время почему-то не только не исчезают, а ширятся и нарастают подобно снежному кому.

И дело не только в принципиальных различиях между двумя подходами к строительству объединенной Европы: традиционным франко-германским и новым англо-испанским, который Тони Блэр и Хосе-Мария Аснар недавно представили в совместной газетной статье. В конце концов, это просто теория, которой посвящают дискуссии на научных конференциях и полемические статьи в специализированных журналах.

Гораздо сложнее найти взаимоприемлемые решения более животрепещущих проблем — прежде всего, проведения всеобъемлющей реформы ЕС, которая должна учесть грядущее расширение организации, утверждения общих налоговых принципов, принятия хартии основных прав личности, а также разработки единой европейской оборонной стратегии.

Когда в друзьях согласья нет...

Главная цель португальского саммита ЕС заключалась в подготовке главных институтов союза к его реформированию, связанному с приемом новых членов. Накануне встречи министр иностранных дел Германии Йошка Фишер предложил ускорить темпы интеграции группы «авангардных» стран, не дожидаясь, пока к ним подтянутся не готовые пока что к отказу от большинства элементов своего суверенитета «евроскептики». Это предложение вызвало серьезную дискуссию внутри ЕС. Против подобной меры наиболее активно выступили Великобритания и Швеция. Особенно энергично против предложений о так называемой «двухскоростной» Европе (то есть о том, что процесс интеграции ведущей группы стран — членов ЕС может происходить полнее и быстрее, чем в остальных) возражал Лондон. По мнению британских властей, это неизбежно приведет к расслоению Европы. Сторонники же такой тактики утверждали, что подобная организационная поддержка необходима для налаживания четкой работы органов ЕС, когда к союзу в ближайшие годы присоединятся еще около полутора десятков стран. Консенсуса не получилось. Теперь окончательное решение о внутренних реформах ЕС должно быть принято лишь в декабре текущего года на встрече в верхах в Ницце (Франция).

Британия продемонстрировала свое особое, и твердое, мнение относительно предложенной новой хартии основных прав. Премьерминистр Тони Блэр считает, что хартия должна лишь декларировать уже существующие права. В свою очередь, лидеры ряда других европейских стран убеждены, что этот документ должен быть существенно расширен и, кроме того, иметь силу закона, обязательного для всех стран — членов Европейского союза.

Британцы традиционно имеют свое мнение, отличное от мнений лидеров континентальной Европы. Но при обсуждении европейской военной доктрины и безопасности премьер-министр Великобритании чувствовал себя на саммите гораздо уверенней: ведь именно здесь он вполне мог претендовать на роль лидера в европейском сообществе. Именно он оказался самым горячим сторонником создания ЕС собственных миротворческих сил. И его поддержали остальные участники встречи — судя по всему, полностью отдавать вопросы безопасности на откуп НАТО страны Евросоюза не намерены. Саммит одобрил планы ЕС по развертыванию к 2003 году полицейского корпуса быстрого реагирования численностью до 5 тысяч человек для операций по поддержанию мира и управлению кризисными ситуациями, такими, как конфликт в Косово.

Предметом спора на встрече лидеров Евросоюза стал и вопрос налогообложения лиц, не живущих постоянно в одной из стран ЕС, а переезжающих из одной в другую на срок менее полугода, чтобы избежать уплаты налогов.

Накануне саммита министры финансов стран ЕС на своем совещании не смогли договориться о путях решения этой проблемы. Португалия предложила наиболее радикальный подход — раз и навсегда отменить банковскую тайну. В качестве главных оппонентов этой идеи выступили лидеры Австрии и Люксембурга, которые справедливо полагали, что такие меры могут подорвать основу их экономик. Компромисса удалось достичь только в последний час работы саммита, и долгожданное соглашение, которого пришлось ждать двенадцать лет, было все же принято. При этом было решено, что странам, противившимся большей прозрачности банковской системы, будет отведено десять лет для присоединения к общеевропейской системе обмена банковской информацией.

Важность принятого соглашения для Европы трудно переоценить. Ведь оно заложило основы стратегии и принципов обмена банковской информацией между странами — членами ЕС. Вдохновленные достигнутым, члены саммита договорились, что в более широкой перспективе их страны должны будут возглавить всемирный поход за внедрение большей прозрачности в финансовых операциях.

Европа без Хайдера

Несмотря на все сложности решения упомянутых выше проблем, они оказались для участников саммита все же не самыми сложными. Наибольшую головную боль у лидеров стран ЕС вызвал пресловутый «австрийский вопрос» — ведь, несмотря на падение интереса в мире к личности лидера ультраправых Австрии, «дело Хайдера» продолжает жить и даже побеждать.

Дебаты о том, снять ли дипломатические санкции с Австрии, введенные против нее в связи с участием крайне правой Партии свободы в правительстве этой страны, разгорелись не на шутку. Австрийский канцлер Вольфганг Шюссель своим чрезвычайно подробным докладом попытался убедить коллег, что своего рода полуизоляция его страны вызывает резкое неприятие у него на родине и осложняет работу возглавляемого им правительства. По его мнению, санкции отравляют всю идею единства Европы и подрывают доверие к ней.

Судя по всему, с австрийским лидером были согласны и многие его коллеги. Более того, некоторые страны ЕС уже были бы согласны, не теряя лица, потихоньку отказаться от изоляции Австрии. Эти идеи высказывались как на уровне делегаций, так и рядовыми политиками. Как считает член британской палаты представителей Грэм Уотсон, возглавляющий комитет Европейского парламента по правам граждан, эти санкции просто не работают. Он полагает, что это происходит хотя бы потому, что австрийцы имеют возможность нанести ответный удар по Евросоюзу (и непримиримая позиция Вены по налоговому вопросу тому доказательство). Пытаясь отомстить за санкции, Австрия может и в дальнейшем блокировать внутренние реформы ЕС или мероприятия по расширению союза. И скрытые угрозы таких действий неоднократно звучали на саммите из уст австрийских министров. Совершенно очевидно, что такая ситуация внутри Евросоюза резко негативно сказывается на процессе его развития. Поэтому самая актуальная задача на сегодняшний день, по мнению британского парламентария, — это поиск возможности эффективного диалога с Веной для того, чтобы достойно выйти из чрезвычайно запутанной и нелицеприятной дипломатической ситуации. В схожем ключе высказался и британский министр иностранных дел Робин Кук, подчеркнув, что для Европейского союза неприемлем лишь бывший лидер Партии свободы Йорг Хайдер. Он призвал к диалогу с австрийским народом, большинство которого не голосовало за лидера ультранационалистов.

Однако другие страны, в особенности Франция и Германия, противятся любому компромиссу с правительством, в состав которого входят националисты Хайдера. Эту позицию разделяют и руководящие органы ЕС. Так, премьер-министр Португалии Антонио Гутьерреш, на правах главы государства, председательствующего в Евросоюзе, подвел под дебатами черту, отметив, что до следующего саммита в январе никаких решений, способных изменить политику ЕС в отношении Австрии, приниматься не будет. Он косвенно предупредил Шюсселя, что не стоит раздувать страсти, выразив надежду, что сможет подготовить почву для смягчения частичного бойкота Австрии — возможно, уже в течение ближайшей недели. Его идею развил португальский министр по делам Европы Франсишку де Кошта, пояснив, что речь идет о внесении «технических поправок в режим дипломатических санкций» еще до окончания истекающих в конце июня председательских полномочий Лиссабона.

Это, однако, не будет означать изменения принципиальной позиции Евросоюза по Австрии, выраженной в заявлении полугодичной давности. Похоже, лидеры ЕС склоняются к тому, что за поведением австрийского правительства нужно какое-то время понаблюдать. Во всяком случае именно это имели в виду португальские представители, обращая внимание на недавнее интервью лидера Хайдера, свидетельствующее о том, что его отставка была показной и тактической, а на самом деле он по-прежнему остается у штурвала Партии свободы, продолжающей исповедовать свою неприемлемую идеологию.

Внешние аспекты

Отдельно лидеры стран ЕС рассмотрели вопросы взаимодействия с другими европейскими государствами. Особое внимание было уделено югославской и российской темам. Была поддержана идея проведения саммита с главами государств бывшей Югославии, а косовских албанцев предупредили о необходимости уважать права сербского населения края. Евросоюз высказался за помощь оппозиционным партиям Сербии в их борьбе за демократизацию Сербии, в то же время было решено сохранить санкции по отношению к режиму Слободана Милошевича, и даже ужесточить правила торговли с предприятиями Югославии. В заявлении ЕС были одобрены проходящие в Хорватии демократические и экономические преобразования, и выражена поддержка македонским, албанским и боснийским властям в их стремлении провести экономические реформы.

Обсудив отношения Европейского союза с Россией, участники саммита выразили поддержку «усилиям президента Владимира Путина и российского правительства в деле модернизации и реформирования страны». Прозвучали очередные общие фразы о готовности помогать России в укреплении демократических институтов, правового государства и рыночной экономики. Вместе с тем, не была забыта и чеченская тема. ЕС обратился к российским властям с призывом отказаться от «неумеренного использования силы» в Чечне и начать поиск политического решения конфликта на Северном Кавказе.

* * *

Что ж, на сенсации португальский саммит оказался беден. Противоречия между членами Евросоюза остаются значительными, поэтому по пути углубления интеграции европейцы движутся весьма медленно и очень осторожно. Однако встреча в Санта-Мария-да-Фейра продемонстрировала, что «второсортных» государств в объединении нет — мнение каждого из них учитывается, а споры урегулируются не за счет давления сильных на слабых, а путем кропотливых поисков взаимоприемлемых решений. ЕС может при необходимости проявить твердость, а может и уступить в малом ради достижения большего.

Вместе с тем, попытки Австрии блокировать решение по вопросу налогообложения банковских вкладов дали европейской прессе повод для выражения сомнений по поводу эффективности механизма принятия решений в ЕС. Незыблемый доныне принцип консенсуса рассматривается теперь как камень преткновения на пути к дальнейшей политической интеграции и единой налоговой системе. А предстоящий прием в ЕС дюжины новых членов может осложнить положение еще больше. Между задачами расширения Союза и его превращения в более сплоченное образование может возникнуть противоречие, разрешение которого и станет в ближайшем будущем главной проблемой для европейцев.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №35, 22 сентября-28 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно