ПОЛЬСКАЯ КОАЛИЦИЯ: ВМЕСТЕ ТРУДНО, РАЗДЕЛЬНО — НЕЛЬЗЯ

Поделиться
Если правящая польская коалиция, состоящая из блока правоцентристских партий под названием Акци...

Если правящая польская коалиция, состоящая из блока правоцентристских партий под названием Акция Выборча Солидарность и либеральной партии Уния Вольности, выйдет из глубочайшего кризиса единой и готовой продолжать начатые реформы, то конец мая — начало июня 2000-го все равно останется в ее истории как самый напряженный и драматичный период.

Известно, что каждая коалиция уже по природе своей конфликтогенна, поскольку из двух или нескольких предвыборных программ и различий доктринальных должна выстроить одну общую, ко- торая рождается не иначе как путем обоюдных уступок и компромиссов. Одним эти уступки и компромиссы даются легче, другим тяжелее, но так как люди их создающие называются политиками, то всегда за уступками и компромиссами неотступной тенью ходят партийно-политические интересы и личные амбиции. Подогретые жаром эмоций, они часто приводят к различным спорам и конфликтам, готовым коалиционный разлом превратить в коалиционный распад.

Коалиция Акция Выборча Солидарность — Уния Вольности еще в октябре 1997-го рождалась в муках и представляла собой известную формулу единства и борьбы противоположностей. Единство состояло в том, что четыре партии, входящие в АВС, как и Уния Вольности, вышли из шинели независимого профсоюза «Солидарность» и представляли собой так называемый «постсолидарностевый» обоз. Среди множества противоположностей главная, наверное, определялась тем, что в АВС преобладающее влияние имели деятели «Солидарности» с их четкими социальными императивами, а в Унии Вольности — либеральные ценности и непререкаемый авторитет Лешека Бальцеровича. Акция не имела в своих рядах лидера подобного калибра, а потому все время рефлексировала по этому поводу. Она понимала его роль в экономических преобразованиях, не могла победить его в реформаторских изысканиях, но никогда не оставляла без критики и контроля. Еще совсем недавно с этой ролью хорошо справлялся директор Центра стратегических исследований при кабмине Ежи Кропивницкий.

Когда коалиции АВС—Уния Вольности исполнился год, журналисты варшавского еженедельника «Polityka» написали не только о ее трудах и днях, увенчавшихся вполне конкретными достижениями, но и посчитали число споров и конфликтов. Получилось ровно тридцать, и почти треть была связана с именем вице-премьера и министра финансов. Кроме Л.Бальцеровича, в Унии Вольности есть и другие очень известные политики, имеющие международное признание и не раз оказывавшиеся под прицелом критики коллег из АВС. Но так как главной зоной реформаторства и влияний Л.Бальцеровича были трудные вопросы бюджета, публичных финансов и налоговой политики, то очень нередко получалось, что в сейме против правительственных проектов законов голосовала не только оппозиция, но и часть послов АВС. Это означало, конечно, что такие послы не только нарушают коалиционное соглашение, но и то, что лидер АВС М.Кшаклевский перестал иметь на них сколько-нибудь серьезное влияние. Свою особую позицию «диссиденты» из АВС объяснили тем, что последняя, имея большинство в парламенте и коалиции, отдала власть Унии Вольности и Л.Бальцеровичу, а правительство выполняет не программу коалиционного соглашения, а либеральную программу «унитов» (так еще называют иногда коллег Л.Бальцеровича по партии Уния Вольности).

Труднейшие споры и конфликты между коалициантами за два с половиной года их совместного правления страной не раз доходили до критической точки кипения, но всегда останавливались на границе, за которой начинался распад. В прошлое воскресенье такую границу впервые нарушила Уния Вольности: на заседании краевой рады партии было принято решение отозвать из правительства пятерых министров в ответ на авторитарное решение премьера Ежи Бузека ввести в наибольшем местном совете страны — варшавской гмине Центрум — комиссарское правление. Премьер мотивировал его бездеятельностью и хаосом, царящими в руководстве гмины и среди ее радных, но истинной причиной временного отстранения от власти органа местного самоуправления было то, что в этой гмине распалась коалиция АВС—Уния Вольности и на ее месте возникла новая: Уния Вольности — Союз Левицы Демократической.

Это был уже кризис, и его в интересах страны и начатых реформ следовало бы разрешить как можно быстрее. АВС понимала, что решением В.Бузека о комиссарском правлении в наибольшем районе столицы загнала себя в тупик, выйти из которого можно лишь ценой новых и нежелательных уступок и компромиссов, а скрытым, но вполне прочитываемым желанием Унии Вольности был не столько выход из коалиции, сколько создание нового коалиционного соглашения с конкретными фактами и гарантиями партнера. Именно так оценили некоторые аналитики амбивалентную позицию лидера УВ Л.Бальцеровича в интервью польскому радио: партия приняла решение об отзыве своих министров из правительства, но хорошо, если бы премьер не принял их отставки. Премьер так и сделал: министры Б.Геремек, Х.Сухоцка, Я.Онышкевич, Т.Сырыйчик и сам Л.Бальцерович продолжают работу, но кризис не преодолен. АВС ищет удовлетворившую бы всех кандидатуру ново- го премьера, а Уния Вольности упорядочивает реестр новых требований и предложений. Сегодня трудно предугадать, какой будет новое коалиционное соглашение, кто станет новым премьером и войдет в состав обновленного правительства, но вполне очевидно, что развода в коалиции скорее всего не произойдет. Хотя бы потому, что правительство в меньшинстве, распад коалиции или досрочные выборы — худшие из возможных вариантов и для АВС, и для УВ. Польские политологи почти единодушны в том, что распад коалиции АВС—УВ — это добровольная отдача власти в руки Союза Левицы Демократической и вполне очевидная остановка Польши на пути в Европейский союз.

Очередной и самый острый политический кризис власти в соседней Польше совсем не умаляет ее значения и роли как лидера рыночных преобразований в восточноевропейском регионе. Да, действительно, сегодня у правительства Ежи Бузека самый низкий процент доверия изо всех правительств новейшего времени Польши, но ни одно из этих правительств не проводило таких смелых и трудных реформ, как правительство, созданное коалицией АВС—УВ. По прогнозам Европейского союза, среди всех претендентов на вступление в это сообщество именно в Польше прогнозируется самый высокий рост валового национального продукта.

Польская оппозиция снова получила повод для своего утешения: несомненно, что после кризиса внутри правящей коалиции ее акции в социологических вопросах снова возрастут. Но даже она не может обойти вниманием тот факт, как отреагировали на него злотый и финансовый рынок: позиции первого даже укрепились, на втором царили спокойствие и стабильность и инвесторы совсем не собирались с него уходить. А это уже — бесспорные заслуги правящей коалиции, которая, несмотря на споры и свары, ведет страну в правильном направлении.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме