ПОКА РУКИ С ДВУХ СТОРОН ТЯНУЛИСЬ К РУЛЮ, ЕГО ПРОСТО УКРАЛИ ДРУГИЕ

24 марта, 1995, 00:00 Распечатать Выпуск №12, 24 марта-31 марта

Похоже, что ситуация на Черноморском флоте мало связана своими реалиями с переговорным процессом относительно оного...

Похоже, что ситуация на Черноморском флоте мало связана своими реалиями с переговорным процессом относительно оного. В том смысле, что развивается, не дожидаясь того самого консенсуса. Односторонняя неофициальная дележка, затеянная командованием ЧФ, в разгаре. То, что не может быть при возможном отъезде уложено в чемоданы, делится прямо на месте... Нет, не взрывается, конечно. Приватизируется. И ехать уже вроде бы незачем. Они уже — хозяева.

Потенциал бурной деятельности, развитой в тихих с виду бухтах, вполне самодостаточен. Как и увлекателен для ее участников сам процесс. А внешние факторы большой политики, которые сторонним наблюдателям и могут показаться самыми определяющими, на деле используются действующими лицами лишь время от времени по мере надобности — так хлопочущая на своей кухне хозяйка нуждается в ветоши, чтобы не ухватиться вдруг за горячее голой рукой. Так что еще вопрос, произведут ли когда-нибудь да подписанные официальными договаривающимися сторонами бумаги какое-либо впечатление на тех, кто уже сейчас без излишнего шума выруливает в нужном направлении.

Смысл того, как разные обозреватели оценивают положение дел на ЧФ, приблизительно одинаков: обстановка контролируемая, но не управляемая. Никем. Ни украинскими верхами, ни даже российскими. И ни теми, что рядом и тоже претендуют. Единственная положительная сторона такого расклада в том, что чье-нибудь такого рода первенство, по причине полного его отсутствия, не становится камнем преткновения в переговорном процессе.

С какой стороны ни пытайся тот или иной ветер надуть паруса, днище корабля все равно многослойно и домовито обросло моллюсками. «ЗН» уже сообщало о намерениях севастопольских властей на нескольких бывших военных объектах открыть... валютное казино и элитарный яхтклуб. Командование ВМСУ и военный совет украинского флота выступили с протестами и заявлениями. А горсовет Севастополя все же принял решение о создании комиссии по приемке объектов и территорий, освобождающихся в связи с расформированием и передислокацией флотских частей. Хотя по закону инфраструктура является государственной собственностью Украины, а о флотском имуществе, технике и вооружении в конкретике и деталях вопрос еще не решался, идет большая распродажа всего, что имеет ценность, — с политической скидкой в пользу местных властей и максимально возможной в сезон неопределенности выгодой.

В свое время в ходу были уничижительные сравнения с консервными банками, был популярен тезис об упадочности и убогости ЧФ. Однако сугубо профессиональные экспертные оценки боеготовности — это одно. А вот в каждом утилитарно-прагматичном взгляде, брошенном на движимость и недвижимость флота, явно сквозит коммерческий интерес. И не зря. На территориях с большим курортным будущим владение даже малейшим фрагментом инфрастуктуры сулит безбедное существование. Если не остановить процесс разбазаривания ЧФ, вскорости лишь слабый флер морской романтики будет напоминать, что «заведения» выросли на костях варварски убиенного «исторического символа морской славы и воинской доблести».

Вот уже каюты госпитального судна «Енисей» сдаются как гостиничные номера. Это лишь один пример из документально подтвержденного списка сданных командованием ЧФ в аренду, проданных местным властям и коммерческим структурам 49 объектов флота и флотской инфраструктуры. Все это «Киев не спросясь». Хотя командование ЧФ в соответствии с Ялтинским соглашением 92-го года должно подчиняться одновременно двум президентам — украинскому и российскому. Положения законодательства и нормативных актов Украины и России также выполняются избирательно. Односторонние действия командования ЧФ, которое обособилось от украинских властей и правоохранительных органов по использованию флотского имущества и инфраструктуры, направлены на тотальную коммерциализацию военного флота. Характерно, что распыляется и разбазаривается та часть флотского хозяйства расформировываемых и реорганизуемых частей ЧФ, которая должна отойти Украине. Джанкойскому горсовету переданы в уже непригодном для эксплуатации состоянии аэродром и авиагарнизон «Веселое» со всеми сооружениями техобеспечения и казармами. Техника и оснащение были предварительно вывезены, персонал уволен и даже в самом поселке отключены вода и электроэнергия. Такая же судьба ожидает и аэродром в поселке Гвардейское. Таким образом, вопрос о разделе флотской авиации будет автоматически сниматься. Сданы в аренду акционерному обществу «Украина—Крым—Петрол» топливные емкости севастопольской нефтебазы и сакского склада жидкого топлива. Командование ВМСУ предпринимает пока безрезультатные попытки вернуть проданные измаильской коммерческой фирме «Поиск» здания матросского клуба, бани и медицинского склада. Демонтированы радиотехнические посты на острове Змеиный и на Тендеровской косе.

Флотские объекты уже предполагается использовать и как своеобразное платежное средство. Крымэнерго изъявило готовность получить в счет погашения задолженности Черноморского флота за электроэнергию часть имущества флота, в том числе несколько вспомогательных судов.

Надо полагать, что командование ЧФ поступает так в контексте «сохранения единого и неделимого флота», за что неустанно ратует.

В принципе, даже поверхностный анализ коммерческих маневров на флоте позволяет угадывать между разрозненными фактами неформальные связи. Соблазн, ни с кем не делясь, положить «единый» в собственный карман теребит души.

Черпая подпитку в политической конъюнктуре, командование ЧФ демонстративно делает вид, что вынужденно, с драматическими вздохами, терпит близкое соседство флота ВМСУ, подчеркивая, что использует любую возможность, когда, скажем так, «можно не здороваться».

Все предложения ВМСУ о сотрудничестве, в том числе проведении совместных учебно-боевых мероприятий, командованием ЧФ игнорируются. Не приветствуются и личные контакты военнослужащих двух флотов.

Доходит до абсурда. Отказ командования ЧФ заправить, причем в обмен на равное количество топлива на другой базе, сторожевой корабль «Гетьман Сагайдачный» в Севастополе перед известным загранвыходом для участия в международной выставке в Абу-Даби, вынудил командование ВМСУ перевозить требуемые сотни тонн дизельного топлива со складов в Евпатории бензозаправщиками. На это было дополнительно израсходовано 40 тонн горючего. Подобные мелкие пакости стали уже дежурным развлечением для командования ЧФ.

Интересы России в Крыму блюдутся главными лицами ЧФ с примерным рвением, и верх во многих вопросах одерживается закреплением ЧФ на выгодных позициях просто явочным порядком. При этом во всю используется аккуратность и сдержанность украинской стороны.

И все же, как ни выпячивается моряцкая грудь политиканствующих военных в идейно-подданническом изгибе, в соответствии с духом современной жизни, приходится шерше-ля экономический интерес. Повальный, понятный всем чинам, пригретым ласковым крымским солнышком.

Более двух тысяч офицеров и мичманов ЧФ оформили через кадровые органы флота российское гражданство. Пока идут споры за столом переговоров, они уже получили соответствующий вкладыш и очень активно занимаются своими имущественными вопросами одновременно на территориях двух государств.

В постсоветских условиях идея двойного гражданства подпитывалась в основном ностальгическими настроениями и желанием подстраховать себя от последствий крутых виражей политиков. Не будем лукавить, интимно-личностный патриотизм сначала трансформировался у части населения в категорию политическую, а затем легко и звонко разменялся на экономические эквиваленты. Хитрый теленок использует свое право на ваучер дважды. Умелые комбинации выдержек из украинского и российского законодательств и оригинальные особенности крымских законов позволили творить здесь приватизационные чудеса, от масштабов которых населению Украины еще предстоит вздрогнуть. Так что использование офицерами и мичманами ЧФ одновременно денежного довольствия по российским нормам и льгот по оплате коммунальных услуг по украинским порядкам, на что так широко откликнулась местная крымская пресса, покажется сущей мелочью.

Береговая инфраструктура флота уже понесла невосполнимые потери. Можно говорить о миллиардных суммах. Местные власти и бизнесмены, вступая в право владения объектами, изменяют их до неузнаваемости. А на тех местах, которые оголяются после неспешного, с оттенком мстительности разукомплектования объекта, осуществляемого силами ЧФ, еще долго, как говорится, не будет расти даже неприхотливая и жесткая крымская трава.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно