ПОДСЧИТАЛИ — ПРОСЛЕЗИЛИСЬ

Поделиться
Загадка. Что это такое: с небес — на землю? Ответ. Нет, это не дождь и не десантник; таким «приземлением» могут закончиться намерения Минобороны относительно приватизации предприятий Вооруженных сил...

Загадка. Что это такое: с небес — на землю?

Ответ. Нет, это не дождь и не десантник; таким «приземлением» могут закончиться намерения Минобороны относительно приватизации предприятий Вооруженных сил.

Перед стартом «военной приватизации» делались прогнозы ее возможных результатов («Миллион для солдата», «Україна молода» от 04.04.2000 г.). Тогда предполагалось, что вместо запланированных 900 млн грн. оборонный бюджет может рассчитывать лишь на 15—40 млн. грн. Жизнь, как всегда, вносит свои коррективы. Сейчас ситуация развивается так, что и этот неутешительный прогноз может оказаться слишком оптимистичным.

Принятый 18 мая текущего года закон Украины «Об особенностях приватизации имущества предприятий, принадлежащих к сфере управления Министерства обороны Украины» открывает дорогу реализации «Концепции экономической и хозяйственной деятельности Вооруженных сил в современных условиях», утвержденной Президентом Украины два года назад. Для Министерства обороны решение этой проблемы является очень важным, поскольку в практике военного строительства в Украине продолжает наблюдаться устойчивая тенденция сокращения оборонного бюджета. В таких условиях военные вынуждены прибегать к мероприятиям по самообеспечению. В этом году государство выделяет на оборону 1,5 млрд. грн. (1% ВВП). Остальную часть от запланированной в госбюджете суммы (2,4 млрд. грн.), то есть свыше 900 млн. грн. (37% от всего оборонного бюджета), военные должны заработать собственными силами. До сегодняшнего дня главным источником дополнительных поступлений на оборону была продажа вооружения (в 1999 г. — 242 млн. грн.). Но для того, чтобы «добрать» вышеозначенную сумму (900 млн.), необходимо еще свыше 650 млн. грн. Возможный источник — более эффективное использование потенциала предприятий Минобороны: ремонтных, строительных, торговых предприятий, проектных учреждений, предприятий сельского и лесного хозяйства, туристического комплекса.

Существующий потенциал упомянутых предприятий, по оценкам МО, используется сейчас на 20—25%. Основным направлением повышения эффективности их экономической деятельности избрана приватизация. Ее успешное проведение позволило бы эффективно использовать значительную часть потенциала предприятий МО, сохранить значительное количество рабочих мест, найти дополнительные источники поступлений в оборонный бюджет, уменьшить нагрузку на него за счет снятия с баланса Минобороны приватизируемых предприятий. В случае срыва приватизационных планов МО все может закончиться окончательным упадком приватизируемых предприятий, системы тылового и технического обеспечения ВС в целом.

Согласно указанным выше документам, приватизация военных предприятий осуществляется с целью «улучшения их финансово-экономического состояния, привлечения инвестиций и получения дополнительных средств для технического переоснащения и обеспечения финансирования деятельности Вооруженных сил Украины, повышения их боевого потенциала». Насколько оправданы прогнозы Минобороны относительно результатов приватизации собственного хозяйственного комплекса? Могут ли ВС рассчитывать на предусмотренные дополнительные поступления в оборонный бюджет и в какие сроки? Для ответа на эти вопросы попробуем провести некоторые параллели между «военной» и общегосударственной приватизацией.

ОЖИДАНИЕ ПОСТУПЛЕНИЙ ОТ ПРИВАТИЗАЦИИ

Повод для сомнений дают показатели, заложенные в «Концепцию экономической и хозяйственной деятельности Вооруженных сил в современных условиях» (далее — Концепция). К сожалению, текст этого документа является закрытым, поэтому буду ссылаться на материалы его анализа в «Народной армии» за 14.10.99 г. Напомню: от продажи акций 142 (из 171) предприятий Мин-обороны предусматривается получить 895 млн. грн. Из них 600 млн. грн. используются для обеспечения ВС; 250 млн. грн. направляются на техническое переоснащение предприятий МО; 45 млн. грн. — на покрытие расходов, связанных с приватизационными мероприятиями. Насколько реален этот источник поступлений?

Во-первых, указанная сумма выглядит несколько завышенной — в 1999 г. в Украине от продажи акций около 1300 предприятий было перечислено в госбюджет 694 млн. грн. По статистике, реализация ожиданий относительно объемов поступлений от продажи акций составляет около 26%. Во-вторых, ожидания относительно приватизации всего «пакета» предприятий тоже завышены: в Украине в целом соотношение количества предложений и заключенных контрактов на продажу предприятий, по результатам 1999 г., составило 4,5:1. Оснований считать, что в военной сфере условия приватизации будут отличаться от украинской экономики в целом в лучшую сторону, нет. То есть этот процесс растянется на годы, а оборонный бюджет наверняка не получит запланированную сумму. Поступления от приватизации, скорее всего, будут «точечными», небольшими порциями, которые не сделают погоды в улучшении состояния ВС.

Кроме того, часть средств от продажи акций приватизируемых предприятий пойдет в уплату долгов их персоналу (из Программы приватизации-2000: «… сумма задолженности по зарплате предприятия, которое продается, будет включаться в цену пакета акций, с дальнейшим погашением задолженности из средств, поступивших от продажи»). Предприятия Минобороны, по данным ЦК профсоюзов ВС Украины, имеют задолженность по зарплате еще с 1997 г.

ДИВИДЕНДЫ

Поступлениями, рассчитанными на перспективу, можно считать средства от дивидендов, начисленных на акции приватизируемых предприятий, принадлежащих государству. С учетом пропорций, сложившихся на украинском приватизационном поле (соотношение между доходами и суммами на обновление основных фондов — 1:6-7; между дивидендами и доходами — в лучшем случае 1:20), Минобороны могло бы рассчитывать на суммарные дивиденды порядка 0,25 млн. грн. Но для того, чтобы дивиденды появились, нужно обеспечить прежде всего: а) наличие надежных рынков с платежеспособным спросом и присутствие на них собственной продукции; б) высокую рентабельность на основе привлечения инвестиций и технологического переоснащения; в) эффективную работу предприятий на протяжении нескольких лет для формирования ими достаточных по объемам и постоянных по структуре финансовых резервов. Попробуем оценить с этих позиций перспективы «военной» приватизации.

Для того чтобы приватизируемое предприятие имело возможность платить дивиденды и вместе с тем не обанкротилось, оно должно эффективно функционировать и иметь не только доход, но и постоянные финансовые резервы, которые накапливаются, разумеется, не за один год. Тем более в условиях существующей системы налогообложения. По данным Фонда госимущества, по состоянию на 1998 г., если до приватизации в Украине насчитывалось около 50% неэффективных предприятий, то после нее — 75%. Из всех приватизированных предприятий дивиденды платят единицы (понятно, не из упомянутых выше 75%). Средний срок начала уплаты дивидендов на этих предприятиях — от 1 до 5 лет. То есть через 3—5 лет Мин-обороны может рассчитывать, что хотя бы 10% приватизируемых предприятий начнут платить дивиденды.

Соответствующие коррективы в планы Минобороны внесет и новый порядок бух-учета, внедряемого сейчас на предприятиях. Приведем лишь один показательный пример: если в соответствии со старой системой бухучета доходы компании «Укрнафта» в 1999 г. составляли 400 млн. грн. (из такого расчета и начислялись дивиденды), то по новой методике расчетов они составляют лишь 60 млн. грн. — такая «маленькая» разница.

ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ВОЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Для того чтобы акции предприятий покупались, их продукция должна быть конкуренто- способной на соответствующем сегменте рынка и иметь на нем платежеспособный спрос. Спрос на продукцию предприятий МО Украины на самом деле существует. Но это касается в первую очередь тех 29 предприятий, отнесенных в Концепции к категориям казенных и стратегически важных. Ассортимент как раз их услуг и продукции является ликвидным как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Среди остальных 142 предприятий, подлежащих приватизации, спросом могут пользоваться отдельные строительные, торговые предприятия, туристические базы, гостиницы. Например, в строительных организациях МО уже сейчас разработаны инвестиционные проекты на общую сумму свыше $600 млн. Чего не хватает — иностранных инвестиций на ту же сумму.

Выход на рынки продукции приватизируемых предприятий требует глубокой модернизации не только производственных циклов, но и всей системы хозяйствования. Без этого и речи не может быть об обеспечении их рентабельности и конкурентоспособности. Как не может быть речи о техническом переоснащении без соответствующих инвестиций. Один из источников инвестиций в предприятия Минобороны — средства от их же приватизации. 30% этих средств (250 млн. грн.) планируется направить на техническое переоснащение предприятий. Ни государство, ни сами предприятия в данное время средств на это не имеют. Необходим стратегический инвестор. Но кто будет вкладывать деньги в предприятия, контрольный пакет акций которых принадлежит Минобороны (100%-я продажа предусматривается всего для десяти предприятий), которые имеют сомнительные рынки сбыта, значительный износ основных фондов (в среднем 53%) да еще и «привязаны» на 25—30% (по планам Минобороны) к неплатежеспособному государственному заказу (долг заказчиков — 83 млн. грн.)?

ИТОГО…

Подведем итоги. В существующих условиях Минобороны может реально рассчитывать на постепенную продажу наиболее привлекательных пакетов акций собственных предприятий на протяжении 3—5 лет. Учитывая упомянутые выше приватизационные пропорции, среднегодовые поступления от продажи акций в этот период могли бы составить 15—40 млн. грн. (из этих сумм еще надо вычесть задолженность по зарплате на предприятиях МО и средства на техническое переоснащение). Их общая сумма едва ли превысит 200—250 млн. грн. Общий объем средств, направленных на переоснащение предприятий, может, в лучшем случае, составить 60—80 млн. грн. Ежегодные общие поступления от дивидендов могут появиться через 3—5 лет. Их общая сумма может составлять (при условиях взвешенной политики предприятий и благоприятной конъюнктуры на рынке) от 0,1 млн. грн. на начальном этапе и до 1 млн. грн. после выхода предприятий на запланированную мощность.

То есть, по оптимистическим прогнозам, оборонное ведомство в этом году могло бы получить от приватизации собственных предприятий не более 20 млн. грн. Но на планы Минобороны этого года отрицательно повлияет задержка с принятием законодательных основ «военной» приватизации — более полугода уже прошло, а приватизация практически не начиналась. Если воспользоваться формулой «время — деньги», то приватизационные ожидания необходимо сократить еще вдвое. А с учетом того, что в приватизационном перечне Фонда госимущества на этот год числятся лишь несколько предприятий Вооруженных сил, то эта сумма, скорее всего, не превысит 1 млн. грн.

ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Если приведенный прогноз оправдается, это очень негативно повлияет на реализацию планов Минобороны: 900 млн. грн. и практически ничего — это, как говорят одесситы, две большие разницы. Но если подходить к проблеме без предубеждения, другого выхода, кроме приватизации собственных предприятий, Минобороны просто не имеет. Конечно, бюджетные поступления от приватизации будут намного скромнее запланированных. Но при этом, во-первых, приватизированные предприятия «упадут» с баланса Минобороны, уменьшив его бюджетные обязательства. Во-вторых, приватизация дает, по крайней мере, надежду на сохранение части рабочих мест и повышение эффективности существующих предприятий.

В то же время нельзя не учитывать и тот факт, что в законодательстве, регламентирующем процессы приватизации в оборонном ведомстве и в Украине в целом, существуют противоречия. В Концепции, в законе Украины «Об особенностях приватизации имущества предприятий, принадлежащих к сфере управления Министерства обороны Украины», например, предусматривается корпоратизация предприятий с участием трудовых коллективов, их акционирование с оставлением у государства 51% акций. Тем не менее, в Государственной программе приватизации на 2000 г. провозглашается «отход от массовых подходов к созданию акционерных обществ, учет экономической целесообразности применения акционирования». Согласно этой программе, «открытые акционерные общества, созданные на базе предприятий группы В (к ней, в соответствии с новой классификацией, принадлежат все упомянутые 142 предприятия МО. — Авт.), подлежат 100%-й продаже. Если пакеты акций таких обществ уже неоднократно выставлялись на продажу, но не были проданы, Фонд госимущества будет выносить на сборы акционеров вопрос об аннулировании непроданных акций для того, чтобы в уставном фонде общества не оставалось государственной доли».

Благодаря такому механизму после 2—3 неудачных конкурсов по продаже акций Минобороны может лишиться некоторого количества своих предприятий. А они являются составной частью системы тылового и технического обеспечения ВС Украины. В условиях отсутствия обновления технического парка вооружения, недостатка бюджетных средств для содержания ВС на этих предприятиях лежит основное бремя по выполнению задач по модернизации, ремонту вооружения, капитальному строительству, продовольственному и материальному обеспечению ВС. Даже при условии успешной приватизации, если Минобороны считает, что сможет руководить этими предприятиями и использовать их, как и до нее, — это глубокое заблуждение. На начальном этапе приватизации их эффективность резко упадет, и к этому необходимо быть готовыми.

Поэтому в договорах на продажу пакетов акций должны быть предусмотрены мероприятия, исключающие разрушение системы тылового и технического обеспечения Вооруженных сил. Это, конечно, ограничит «очередь» стратегических инвесторов. Поэтому необходимо определить баланс между привлекательностью приватизируемых предприятий и потребностями ВС. Кроме того, в планах приватизации необходимо предусмотреть «ступенчатое» выставление предприятий на продажу, чтобы избежать обвального снижения производительности системы тылового и технического обеспечения. Вооружение и Тыл Минобороны располагают достаточным для этого количеством квалифицированных специалистов, которые могли бы справиться с такой задачей. Но они не являются специалистами рыночной экономики. Это требует привлечения к предприватизационной подготовке предприятий Мин- обороны специалистов рынка вооружения: «Укрспецэкспорта», предприятий ВПК, консалтинговых компаний, положительно зарекомендовавших себя и имеющих опыт предоставления приватизационных услуг.

НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

В конструктивно настроенной системе принятия решений негативные факторы рассматриваются не с целью поиска повода для отказа от реализации планов, а для разработки мероприятий по их преодолению. Избранный Минобороны курс на приватизацию принципиальных возражений не вызывает. Однако необходимо более внимательно и ответственно подойти к рассмотрению каждой «мелочи» в стратегии его реализации, совокупности ограничительных факторов, всестороннего обоснования всей последовательности действий, затрат и результатов.

Во-первых, в оборонном ведомстве должны быть разработаны механизмы предотвращения разрушения системы тылового и технического обеспечения.

Во-вторых, было бы нецелесообразным удерживать 51%-е государственные пакеты акций на приватизируемых предприятиях Минобороны — это тормозит приватизацию предприятий даже в привлекательных отраслях: энергетической, химической, металлургической.

В-третьих, требуют корректировки некоторые положения стратегии экономической и хозяйственной деятельности ВС. Это касается прогнозов относительно объемов поступлений от приватизации, четкого распределения их по срокам получения и направлениям использования. Если будет разработан долгосрочный (на 2—3 года) план приватизации предприятий Минобороны, он будет обеспечивать прозрачность этого процесса, определять (вместе с другими документами) правила игры на этот период, способствовать привлечению стратегических инвесторов.

В-четвертых, значительное внимание необходимо уделить привлечению стратегических инвесторов благодаря проведению качественной предприватизационной подготовки предприятий, широкой рекламной кампании, организации аукционов по продаже акций, привлечению для организации этих мероприятий известных мастеров специфического рынка военной продукции («Укрспецэкспорта», менеджмента отдельных предприятий ВПК, консалтинговых компаний). Например, что касается ремонтных предприятий Минобороны, их стратегическими инвесторами могли бы стать профильные предприятия ВПК. Это дало бы возможность организовать полный цикл не только производства, но и ремонта, фирменного обслуживания вооружения и военной техники.

И в-пятых, экономическая политика Минобороны требует поддержки со стороны государства. Больно констатировать, что ВС до сих пор рассматриваются как источник экономии бюджетных средств и расчетов за газовые долги.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме