Подход к снаряду. Киев готовится к выводу Черноморского флота России из Украины

30 мая, 2008, 15:12 Распечатать Выпуск №20, 30 мая-6 июня

В условиях перманентного внутриполитического кризиса и постоянной угрозы обострения отношений с...

© sevastopol.info

В условиях перманентного внутриполитического кризиса и постоянной угрозы обострения отношений с Москвой Киев отважился на неожиданный для многих шаг, который должен расставить точки над «і» в вопросе перспектив базирования Черномор­ского флота Российской Федерации в Украине после 2017 года. Стимулировало ли украинскую власть поведение Юрия Лужкова в Севастополе или реакция россиян на украинскую трактовку истории борьбы ОУН-УПА и трагедии Голодо­мора — неизвестно. Но в соответст­вии с решением СНБОУ Виктор Ющенко 20 мая подписал Указ «О мерах по обеспечению развития Украины как морского государст­ва». В этом документе глава государства среди прочего поручил Кабинету министров в двухмесячный срок подготовить законопроект о прекращении с 2017 года действия международных договоров о временном пребывании на территории Украины Черномор­ского флота России. Кроме того, правительство за это же время должно оценить последствия пребывания ЧФ РФ в нашей стране.

Пока нет уверенности, что разрабатываемый по поручению президента законопроект будет принят нынешним парламентом. Но подобный закон является необходимой юридической предпосылкой прекращения действия базовых соглашений по ЧФ России, базирующегося в Украине. И уже сегодня подписанный Ющенко указ стал серьезным раздражителем в отношениях Киева и Москвы: россияне болезненно реагируют на любые действия украинской власти касательно Черноморского флота. Комментируя поручение главы Украинского государства, российские дипломаты и многие политики в такт повторяют: он не способствует укреплению атмосферы доверия между странами.

Между тем принятое украинской властью решение — это политический сигнал Кремлю, демонстрирующий серьезность намерений высшего украинского политического руководства не продлевать в будущем действия базовых соглашений по временному пребыванию Черноморского флота в Украине. Одновременно указ президента — возможно, радикальная, но все же очередная попытка перевести в переговорную плоскость обсуждение темы механизма, этапов и сроков вывода подразделений ЧФ России с территории Украины. Ведь российские дипломаты уже не первый год повторяют на переговорах: пока преждевременно обсуждать вопрос о сроках базирования флота, необходимо «сконцентрироваться на решении практических вопросов, связанных с обеспечением условий, необходимых для полноценного функционирования ЧФ РФ и его пребывания на территории Украины».

В Москве не теряют надежду, что в будущем, при смене высшего политического руководства нашей страны, аренда военно-морской базы в Севастополе будет продолжена. И на этой неделе российские дипломаты впервые публично заявили: неизменной целью России является продление сроков пребывания ЧФ в Украине. Посол по особым поручениям МИД РФ Владимир Дорохин также сообщил, что хотя Россия «официально не ставила вопрос перед украинской стороной о продлении сроков пребывания Черноморского флота», этот вопрос должен быть поднят позже, за три—четыре года до 2017-го.

Но эта позиция Москвы противоречит интересам Киева, где полагают, что 2017-й — последний год пребывания Черноморского флота в украинском Крыму. «Те, кто готовят такие заявления, должны, во-первых, внимательно читать Конституцию Украины. Во-вторых, в базовых соглашениях по ЧФ России записано, что каждая из сторон (и это нормальная международно-правовая практика) может прекратить действие договора. И Украина, безусловно, этим механизмом воспользуется», — так министр иностранных дел Украины Владимир Огрызко прокомментировал по просьбе «ЗН» слова российского дипломата.

Учитывая нежелание россиян покидать военно-морскую базу в Севастополе, техническую сложность процесса вывода крупных воинских подразделений, который может затянуться не на один год, а также отсутствие описания этой процедуры в двусторонних документах, регламентирующих временное пребывание флота в нашей стране, на Банковой, Грушевского и Михайловской полагают, что переговоры надо начинать уже сегодня. Иначе после 2017-го Черноморский флот и далее будет находиться на территории Украины без определенного юридического статуса. А это совершенно не устраивает Киев. Прежде всего потому, что в такой ситуации флот будет негативно влиять на политическую и экономическую стабильность в Крыму, Украине и Черномор­ском регионе, да и на двусторонние украинско-российские отношения. Потому-то в апреле во время визита главы украинского внешнеполитического ведомства Владимира Огрызко российской стороне был передан проект меморандума о подготовке к выводу российского ЧФ с украинской территории.

Но в Москве и слушать об этом не хотят. Ведь для российского руководства Черноморский флот давно стал фактором политико-военного присутствия. Хотя представитель России при НАТО Дмитрий Рогозин и утверждает, что «выводить флот некуда», но еще несколько лет назад россияне приняли политическое решение сделать Новороссийск фактически главной военно-морской базой Черномор­ского флота, а также создать необходимую инфраструктуру флота на российском побережье Черного моря. Однако спускать флаг в Севастополе Кремль не собирается. Москве нужен ЧФ в Крыму как символ присутствия России на территории Украины. Даже если в Севастополе будет стоять один ржавый катер. К тому же флот с его разветвленной разведывательной структурой и развитой пропагандистской базой — мощный рычаг воздействия на политическую жизнь в нашей стране.

В ситуации, когда россияне сознательно затягивают «подход к снаряду», Киев сделал ставку на использование жесткой тактики, когда применяются дипломатические и не только средства убеждения своего стратегического партнера. Ранее она уже принесла результаты. Ведь еще два года назад казалось невероятным, чтобы Россия согласилась на инвентаризацию объектов и земельных участков, занимаемых в Крыму российским флотом. А сегодня украинские и российские эксперты уже вплотную осваивают этот трудоемкий процесс.

Но при реализации этой тактики решения «проблемы–2017» остается открытым вопрос: как это повлияет на переговорный процесс Киева и Москвы по временному пребыванию российского ЧФ в Украине и на весь комплекс двусторонних отношений? Ограничатся ли россияне вербальными заявлениями или пойдут дальше? Нако­нец, станет ли тема вывода ЧФ частью переговорного процесса или он застопорится?

Ведь одно дело, когда во время работы украинско-российской подкомиссии по вопросам Черноморского флота постепенно подводить российских дипломатов к этому вопросу, и другое — путем разработки и принятия закона ставить их в жесткие условия перед свершившимся фактом: россияне могут просто ради принципа пойти наперекор. А ответной реакцией раздраженной Москвы может стать не только решение заблокировать переговоры по ЧФ, а и пересмотреть весь комплекс украинско-российских договоров, относящихся как к вопросу временного пребывания Черноморского флота в Украине, так и украинской принадлежности Севастополя. Пока же реакция россиян демонстрирует их желание посильнее накалить атмосферу.

Уже сегодня российские политики, в том числе и близкие к Кремлю, заявляют, что в случае принятия Украиной закона о прекращении действия базовых договоров по Черноморскому флоту РФ с 2017 года Россия вправе поставить вопрос о принадлежности Крыма и статусе Севастополя. Вот и председатель Совета Федерации Сергей Миронов не исключает, что РФ может поставить вопрос о возвращении Севастополя. При этом еще во время парламентских слушаний в Госдуме ряд российских депутатов связывали пролонгацию большого политического договора с продлением срока пребывания ЧФ России в Украине.

Примечательно, что, в отличие от действий российского президента и МИДа в 1993 году, когда Верховный Совет Российской Федерации принял постановление о российском статусе Севастополя, нынче российская исполнительная власть никак не реагирует на высказывания парламентариев. Впол­не возможно, что таким образом разработчики внешней политики России дают понять Украине, что они готовы воспользоваться этими и другими мерами дабы добиться своего как в вопросе пролонгации аренды военно-морской базы в Севастополе, так и при решении вопроса о вступлении нашей страны в НАТО.

Но готовы ли россияне пойти на такой кардинальный шаг, как отказ от продления действия украинско-российского договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве? Скорее всего, нет. Похоже, звучащие заявления — это традиционная игра на нервах. Ведь Украина действует в правовых рамках, а использование россиянами радикального средства несет серьезные внешнеполитические риски для Москвы, где происходит постепенный процесс передачи власти от Владимира Путина к Дмитрию Медведеву. В частности, отказ продлить действие договора может ударить по международному имиджу России. К тому же, хотя договор о дружбе и носит символический характер, в нем все же записаны вещи принципиально важные как для Украины, так и для России. Иное дело, что Москва может постараться увязать проблематику дальнейшего пребывания ЧФ в Крыму с другими проблемами двусторонних отношений.

И все же, несмотря на возможную жесткую реакцию России, Киев должен настойчиво добиваться от Москвы согласия на обсуждение в рамках подкомиссии по вопросам функционирования и временного пребывания Черномор­ского флота РФ в Украине вопроса о механизме его вывода с украинской территории до 2017 года. Очевидно, что законопроект — один из первых шагов к достижению этой цели. Но он будет результативен, если украинская власть использует его в комплексе с другими мерами: только так можно будет заставить Москву сесть за стол переговоров. И хотя у Киева не слишком богатый арсенал средств, чтобы добиться своего, все же даже они при наличии соответствующей политической воли могут оказаться эффективным инструментом.

В мировой практике найдутся примеры, когда воинским подразделениям отключали электроэнергию, газ, воду. Однако у Киева есть куда более цивилизованные рычаги воздействия. Например, не стоит забывать, что сейчас в отношении российских кораблей Черномор­ского флота, базирующихся в Крыму, действует уведомительный характер пересечения украинской границы. А он может быть изменен на разрешительный. Киев также может использовать средства, имеющиеся у него в рамках двусторонних соглашений с Москвой, и ужесточить передвижение моряков-черноморцев по украинской территории и их пребывание на полуострове, сделав менее либеральным режим регистрации офицеров ЧФ России, проживающих в Севастополе. Украине, наконец, необходимо постараться интернационализировать обсуждение проблемы временного пребывания ЧФ в Украине и вопрос вывода его из Крыма. В противном случае Киеву в одиночку будет трудно противостоять политическому и экономическому давлению Москвы.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №34, 15 сентября-21 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно