ПЛОДОТВОРНЫЙ «IDEF»

1 октября, 1999, 00:00 Распечатать

На этой неделе произошло весьма существенное событие для мирового рынка вооружений - в столице Ту...

На этой неделе произошло весьма существенное событие для мирового рынка вооружений - в столице Турции прошел 4-й международный салон «IDEF'99», на котором были представлены самые современные образцы вооружений наиболее мощных лидеров в области торговли этой деликатной продукцией. Об уровне выставки, занимающей по мировому рейтингу второе место после салонов «IDEX» в Арабских Эмиратах, говорит и тот факт, что ее открыл президент страны Демирель, а также присутствие министров обороны других стран.

Выставка привлекла пристальное внимание торговцев оружием более чем из 25 стран не только потому, что салон как бы подвел итоги уходящего столетия в области создания оружия и военной техники, но и потому, что Турция, похоже, станет одним из главных покупателей оружия в начале следующего тысячелетия. Несмотря на серьезный моральный и физический ущерб, принесенный недавним разрушительным землетрясением, страна полна решимости не отказаться от объявленной в прошлом году программы модернизации вооружений. Речь, в частности, идет о принятии правительством Турции специального документа «Политика и стратегия турецкой оборонной промышленности», согласно которому будет проводиться курс на максимальное удовлетворение потребностей армии за счет закупок оружия на местном рынке и поддержку его производителей. Программа также предусматривает ориентацию турецкого оборонного комплекса на экспорт и сбалансированную политику по отношению к «дружественным и союзным» странам и выделение на эти цели около 150 млрд. долл. в течение следующих 30 лет. Наряду с закупками оружия Турция намерена реализовать ряд крупных программ совместно с зарубежными партнерами. К наиболее важным из них, по словам министра обороны Турции Сабахаттина Чакмакоглу, относится налаживание на территории страны производства около 1000 танков, 145 боевых вертолетов и 12 боевых корветов для обеспечения береговой охраны. Стоит заметить, что армия Турции и сегодня уже считается второй по мощности после американской, и если официально ее численность 490 тыс. чел., то военные эксперты поговаривают, что реальная численность из-за значительного сосредоточения войск и техники на востоке и невозможности их верификации (восточная часть страны не вписывается во фланговые ограничения Договора об обычных вооруженных силах в Европе) может достигать 600 тысяч. Турции, которая, даже имея хорошее американское лобби, пока не может стать членом Европейского союза, приходится думать о собственной политике на Ближнем Востоке и, соответственно, о наращивании военных мускулов. Ни для кого не секрет «провоенное» управление страной, когда именно генералитет решает, куда и как двигаться государству. Странам, торгующим оружием, такая ситуация на руку, поскольку позволяет сбывать свою продукцию в то время, когда современный мировой рынок оружия испытывает явную тенденцию к снижению.

Наиболее характерной с точки зрения участия Украины в салоне является ее идентификация как мирового производителя вооружений со стороны практически всех участников этого зрелищного события. Самым ярким подтверждением этому является участие ВПК нашей страны практически во всех «основных» программах вооружений, объявленных господином Чакмакоглу. По словам заместителя генерального директора госкомпании по экспорту и импорту продукции и услуг военного и специального назначения «Укрспецэкспорт» Александра Коваленко, принимавшего участие во всех переговорах по «IDEF'99», уже на самой выставке Украина подписала контракт на участие в ремонте парка турецких вертолетов Ми-17 и значительно продвинулась в переговорах по реализации украинских бронетехники, продукции кораблестроения, вооружений для сухопутных войск и средств ПВО.

А танки рвутся в бой

В том, что Украина является одним из главных претендентов в тендере на совместное производство с Турцией колоссальной по нынешним меркам партии танков, нет никакого сомнения.

По мнению заместителя начальника Харьковского КБ им. Морозова (ХКБМ) Юрия Волченко, украинская сторона имела определенный успех в вопросе продвижения украинского

Т-84Н на турецкий рынок и не обойдена вниманием турецких представителей оборонного комплекса и ее военных специалистов, уже примеряющихся, насколько легко будет управляться с нашей техникой. Как известно, 10 сентября с.г. Анкара огласила короткий список участников танкового тендера, который, как ожидается, начнется предстоящей зимой и не будет легким испытанием ни для одного из участников. Ю.Волченко отмечает, что это будет прежде всего сравнение разных школ танкостроения, где харьковская школа выделяется созданием оптимальных по сложности машин с обеспечением высокой надежности и простоты в эксплуатации. ХКБМ создает танки с высокой живучестью на поле боя, что достигается низким силуэтом танка с сохранением требуемого уровня броневой защиты. Т-84Н будет трудно поразить на поле боя, так как он на полметра ниже и тонн на 10 легче конкурентов, что обеспечивает его высокую маневренность. Кроме того, считает разработчик, танк требует минимального объема технического обслуживания и настолько прост в эксплуатации, что его экипаж может быть подготовлен за пару недель.

Из 11 претендентов, кроме Украины, фаворитами названы еще четыре страны - США, Германия, Франция, Италия. Они предлагают Турции совместное производство своих танков - М1А2 «Абрамс», «Леопард-2», «Леклерк», «Айрет». Показательно, что в короткий список не попали ни Великобритания, ни Россия, ни Израиль, которые, как ожидалось, могли создать определенную конкуренцию украинским танкостроителям. Как считают специалисты, причины такого невнимания к указанным танковым разработчикам как технические, так и политические. Россия, например, не сумела удовлетворить требования по мощности двигателя и калибру ствола, который отличается у нее от стандартов НАТО. Великобритания противится включению Турции в Евросоюз. Да и танк у нее далеко не дешев, особенно если есть возможность выбирать. Кстати, о цене. Украинский танк действительно выгодно отличается и ценой - труд в нашей стране ценится гораздо ниже, чем в развитых демократиях. В то же время А.Коваленко уверен, что не цена будет определяющим фактором победы в тендере. Не называя стоимости Т-84Н, он подчеркнул, что «технические характеристики украинской машины будут улучшены, а сам танк является экономически выгодным для заказчика. Выполнение заказа, в случае победы на тендере, может начаться в 2003 году, но стороны, ведущие переговоры, не исключают и более ранних сроков. Турецким руководством уже сформированы пять промышленно-финансовых групп, каждая из которых будет работать с одним из претендентов на победу в тендере». По его мнению, сам факт приглашения Украины на тендер свидетельствует и о том, что сегодня нет политических препятствий для реализации танкового проекта. То есть тревога, например, о том, что не слишком ясное стремление Верховной Рады встать на защиту лидера курдов Оджалана (как будто у парламента нет других проблем, кроме как вмешиваться в дела другого государства) может негативно повлиять на украинско-турецкое военно-техническое сотрудничество, была, как говаривал Марк Твен, несколько преувеличена.

Вообще же, Т-84Н, по словам Ю.Волченко, будет качественно новым танком, еще никогда ранее не демонстрировавшимся зарубежным партнерам. В нем воплощен ряд новых технических решений, например поставлена пушка натовского калибра и новый автомат заряжания. Кроме того, как считают в ХКБМ, одна из наиболее важных положительных черт Украины как танкостроителя - это способность быстро реагировать на появляющиеся дополнения в запросах потенциального покупателя. Небезынтересно узнать, что туркам будет предложен танк сугубо украинского производства. Возможно, из-за того, что через несколько месяцев начнутся испытания, и отпала необходимость приводить в Анкару «живой» Т-84.

И последнее в пользу танка: в Харькове твердо верят, что танки не отжили свой век, и даже если они в войсках будущего будут видоизменяться, например, в универсальную систему, оснащенную высокоточным оружием, принципиальная идея существования наземного боевого средства останется. А значит, списывать железных монстров, производством которых в совершенстве владеет наша страна, действительно преждевременно.

Корабли постоят и ложатся на курс

Как выяснилось, над украинско-турецким проектом производства 12 боевых кораблей класса «Корвет» по схеме «8+4» украинские кораблестроители совместно с фирмой «Прогресс» (дочерней компанией «Укрспецэкспорта») работают уже более года. Проект для обеспечения береговой охраны Турции получил название «MILGEM» и, несмотря на то, что кораблестроительная база страны из-за землетрясения сильно пострадала, является одним из приоритетов.

Речь идет о том, чтобы построить силами турецких предприятий серию боевых кораблей. При этом турецким фирмам, которые будут участвовать во внутреннем тендере, разрешено использовать внешнюю инженерную поддержку. По словам главного конструктора кораблестроения Исследовательско-проектного центра кораблестроения Украины Сергея Кривко, на основании этого разрешения и сформировался украинско-турецкий альянс, в котором одна фирма представляет интересы завода «Океан» и Исследовательско-проектного центра кораблестроения Украины и наладила непосредственную работу на всех уровнях. В последующем, по настоянию турецкой стороны, к проекту подключатся несколько израильских предприятий.

Что касается Украины, за ней, в случае победы в тендере, останутся поставки секций корпуса, гидроакустических станций и, возможно, их совместное с турецкой стороной производство в будущем систем загоризонтного целеуказания для противокорабельных ракет. С.Кривко не исключает, что Украина будет поставлять и газовые турбины. В целом поставки, проектирование и оказание помощи по началу производства могут составить 25-28%. По турецким прогнозам, первая подсерия кораблей (8 кораблей) должна быть построена до 2006 года.

Только на производство головного корабля, самого дорогого в серии, выделяется 226 млн. долл., на остальные - приблизительно по 160 млн. долл. Остается добавить, что тендер будет объявлен в конце текущего года, а Украина очень серьезно намерена подписать контракт. Конечно, есть и конкуренты. Главный конструктор кораблестроения выделяет прежде всего Германию, которая имеет мощное лобби в Турции. Правда, в данном случае речь идет о том, что Германия предлагает, в отличие от Украины, не новый проект, а просто, используя политическое влияние, пытается склонить последнюю к изменению требований тендера и выбору бывшего уже апробированным проектом легкого фрегата. Фрегат несколько больше и, соответственно, дороже, чем корвет, что может и не устроить Турцию. Кроме того, желанием последней есть создание совершенно нового национального проекта, что может сыграть на руку Украине. Тем более что вооружение и на корветах, и на фрегатах будет идентичное, так что боевые качества при покупке более дорогих немецких кораблей не изменятся.

Вертолеты не наши, но моторы...

Камовские вертолеты собирали в Анкаре наибольшее число зрителей. Действительно, принципиально новая разработка боевого вертолета, в которой принимал участие Израиль, а Украина предоставила двигатель от запорожского предприятия «Мотор-Січ», ничем не уступала самому известному в мире боевому вертолету «Апач». Похоже, американцам уже необходимо внедрение каких-то принципиальных новшеств, чтобы по-прежнему лидировать на этом направлении. Турецкие специалисты, с которыми удалось поговорить автору, считают, что сегодня шансы Ка-50-2 и «Апача» равны. В будущем все решат политические расклады. Несмотря на то, что всего претендентов пять - два американских, два европейских и один российский вертолет, всерьез воспринимаются именно два приведенных конкурента.

Что касается Украины, то тот факт, что двигатель составляет около 20% вертолета, определяет ее интересы. Если учесть, что весь проект производства 145 боевых вертолетов нового поколения оценивается в 3,5 млрд. долл., нетрудно подсчитать возможную прибыль Украины.

Однако не будем делить шкуры неубитых медведей и подождем результатов тендеров. Сегодня есть все шансы увидеть Украину в списке сильнейших производителей военной техники и вооружений начала нового тысячелетия.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №20, 26 мая-1 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно