Пересмотр Европейской политики соседства как окно возможностей для «Восточного партнерства»

22 июля, 2011, 15:40 Распечатать Выпуск №27, 22 июля-13 августа

Стремясь ко всесторонней активизации отношений с соседними странами, в которых продолжаются системные преобразования, летом 2010 года ЕС начал стратегический пересмотр Европейской политики соседства.

© Андрей Товстыженко, ZN.UA

Стремясь ко всесторонней активизации отношений с соседними странами, в которых продолжаются системные преобразования, летом 2010 года ЕС начал стратегический пересмотр Европейской политики соседства (ЕПС). Бурные события «арабской весны» доказали актуальность и своевременность такого пересмотра.

К работе в рамках пересмотра ЕПС Евросоюз впервые привлек страны-партнеров. Результаты дискуссии нашли свое отражение в Коммуникации «Новый ответ меняющемуся соседству», обнародованной 25 мая 2011 года. Пересмотр ЕПС позволил обновить подходы ЕС к своим партнерам — как южным, так и восточным. В своих Выводах от 20 июня 2011 года министры иностранных дел Европейского Союза одобрили эту политику.

Новый подход ЕС к соседям будет базироваться на принципах взаимной ответственности и общей приверженности универсальным ценностям свободы, демократии, уважения к правам человека, основным свободам и верховенству права. Указанных ценностей придерживаются все государства — члены Евросоюза, поэтому неслучайно именно они лежат в основе двусторонних соглашений с восточными партнерами, переговоры относительно заключения которых пока продолжаются. Для Украины не менее важно то, что речь идет о ценностях, которых должно придерживаться любое государство, стремящееся стать полноценным членом Европейского Союза в соответствии со статьей 49 Договора о ЕС.

Для восточных партнеров особенно важно, что пересмотр ЕПС закрепил право каждого из них выбирать содержание и стратегическое направление развития своих отношений с ЕС. Общие ценности, приведенные в статье 2 Договора о ЕС, по-прежнему будут в основе отношений ЕС со всеми партнерами. Вместе с тем страны-партнеры самостоятельно будут определять конечный результат этих отношений — оставаться партнерами или добиваться в перспективе стать членами ЕС.

Наряду с принципом совместной собственности принцип дифференциации остается одной из определяющих черт обновленной ЕПС. Партнерство, основанное на этих принципах, будет дополнять усилия стран, которые намерены и способны продвигаться дальше на пути более тесной политической ассоциации и все более глубокой экономической интеграции во внутренний рынок ЕС.

ЕС признает необходимость усилить поддержку партнеров, ставших на путь развития устойчивой демократии. Актуальной задачей является содействие со стороны ЕС ускорению экономического развития стран-партнеров как восточного, так и южного измерения ЕПС. Эта усиленная поддержка, как и в целом перспективы политического сотрудничества и экономической интеграции с ЕС, будет зависеть от прогресса на пути реформ. Поддержка будет предоставляться соответственно нуждам каждого партнера, имеющего намерение проводить реформы и эффективно сотрудничать с ЕС на всех возможных направлениях, и может быть остановлена в случае отказа от реформ. Указанные принципы в равной мере касаются всех партнеров ЕПС.

Этот подход лежит в основе принципа «больше за больше», согласно которому практическая помощь ЕС соседним государствам будет определяться не географическим положением, а исключительно прогрессом в проведении реформ. Это создаст условия для честной конкуренции, при которых сознательный выбор в пользу политических, экономических и социальных реформ будет способствовать достижению стратегических целей обеих сторон — как ЕС, так и стран-партнеров.

Что касается «Восточного партнерства», следует выделить две главные идеи, которые наполняют смыслом это окно возможностей.

Прежде всего, «Восточное партнерство» призвано способствовать формированию политической ассоциации и углублению экономической интеграции между Европейским Союзом и государствами-партнерами. Политика «Восточного партнерства» будет поддерживать политические и социально-экономические реформы в странах-партнерах, содействуя их сближению с ЕС.

ЕС осознает взаимные экономические преимущества от наращивания объемов торговли товарами и услугами, от увеличения объемов инвестиций и дальнейшей экономической интеграции во внутренний рынок ЕС. Поэтому ЕС продолжает содействовать экономической интеграции созданием углубленных и всеобъемлющих зон свободной торговли со своими партнерами. На этом пути впереди идет Украина, которая вместе с ЕС планирует завершить переговоры относительно Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, включая углубленную и всеобъемлющую зону свободной торговли, до проведения саммита Украина—ЕС, запланированного на декабрь 2011 года.

Второй ключевой целью «Восточного партнерства» является улучшение условий для беспрепятственного передвижения граждан. «Восточное партнерство» будет поощрять свободное передвижение граждан стран-партнеров, заключая соглашения об упрощении визового режима и реадмиссии. Кроме того, ЕС, в соответствии с Глобальным подходом к миграции, намерен постепенно продвигаться в направлении полной визовой либерализации для отдельных стран-партнеров. Этот процесс будет осуществляться на индивидуальной основе, при условии обеспечения требований безопасности и надлежащего уровня организации передвижения граждан.

Что касается безвизового диалога с ЕС, то Украина надлежащим образом выполняет свои обязательства по выполнению Плана действий относительно визовой либерализации. Украинское государство может служить примером для других восточных партнеров, с учетом специфики и прогресса каждой из стран в выполнении соответствующих требований.

Весомую поддержку партнерам в проведении реформ может дать участие в программах и агентствах ЕС. В этом контексте Украина недавно сделала значительный шаг вперед, подписав Протокол, который позволит ей принимать участие в программах ЕС. Было согласовано, что Украина и ЕС усилят взаимовыгодное партнерство в энергетической сфере. Также достигнуто соглашение относительно важности дальнейшей интеграции энергетических рынков, в том числе путем полного выполнения украинской стороной обязательств в рамках членства в Европейском энергетическом сообществе.

Важной задачей «Восточного партнерства» является усиление многостороннего измерения сотрудничества. Многосторонние платформы помогут приблизить правовую и регуляторную базу к законодательству ЕС, в частности путем обмена опытом. Рабочая программа платформ будет регулярно пересматриваться для надлежащего реагирования на нужды стран-партнеров.

В обновленной ЕПС предусмотрено возрастание роли и уровня привлечения гражданского общества государств-партнеров к проведению реформ. В рамках «Восточного партнерства» уже сделаны определенные шаги в этом направлении. Форум гражданского общества «Восточного партнерства» и его Национальные платформы сыграют важную роль в продвижении общих ценностей, следовательно, их привлечение к сотрудничеству в рамках «Восточного партнерства» должно быть усилено.

Для поддержки и консолидации гражданского общества в государствах, являющихся партнерами, также планируется создать Фонд гражданского общества (Civil Society Facility) и Европейский фонд за демократию (European Endowment for Democracy).

Все эти элементы свидетельствуют о том, что в рамках пересмотра ЕПС были найдены новые возможности для повышения уровня привлеченности ЕС к делам своих соседей вообще и региона «Восточного партнерства» в частности.

Амбициозные цели не могут быть достигнуты без равноценно амбициозных обязательств. Именно поэтому предложения относительно значительного увеличения финансовых ресурсов для государств-партнеров ЕПС были включены Евро­пейской комиссией в проект многолетней финансовой перспективы ЕС на 2014—2020 годы.

Настойчивая работа и успешность реформ остаются вопросом общей ответственности государств-партнеров и ЕС. Мы с нетерпением ждем саммита «Восточного партнерства», который должен состояться в Варшаве 29—30 сентября, как важного события, способного дать новое дыхание инициативе «Восточного партнерства». По мере того, как государства-партнеры будут продвигаться в реализации внутренних реформ и адаптации к европейским стандартам отношения между ними и ЕС будут становиться все более глубокими и прочными.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №35, 22 сентября-28 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно