ПЕРЕМЕНЧИВАЯ ЛЮБОВЬ ЭЛЕКТОРАТА, ИЛИ ПОЧЕМУ ЛЕЙБОРИСТЫ ПАДАЮТ В РЕЙТИНГЕ

24 ноября, 2000, 00:00 Распечатать Выпуск №46, 24 ноября-1 декабря

Не только под окнами украинской Верховной Рады коротают время обездоленные и возмущенные пенсионеры...

Не только под окнами украинской Верховной Рады коротают время обездоленные и возмущенные пенсионеры. Подобная картина наблюдалась две недели тому назад в Лондоне: у стен Вестминстера, где заседает британский парламент, недовольные пенсионеры Великой Британии скандировали свои требования и демонстрировали их на самодельных плакатах. Чего хотели пожилые, но активные граждане страны? Естественно, речь шла о деньгах. Они требовали от правящих лейбористов — от партии большинства в парламенте, Кабинета министров, премьера и канцлера — повышения пенсий. Пенсионеры выдвигали свои требования в удобное время — как раз накануне объявления канцлером Гордоном Брауном, министром финансов, проекта бюджета. И даже погода способствовала им — на пару дней прекратились дожди и выглянуло солнце. В конечном итоге они кое-чего добились.

Следующей в наступление на лейбористов пошла тяжелая артиллерия — владельцы грузовиков двинулись на Лондон и Эдинбург, выдвигая свои требования и внося сумятицу на трассах и в городах. Водители и примкнувшие к ним фермеры добивались снижения цен и налога на топливо. При этом угрожали повторить автомобильный хаос сентябрьского образца, когда страна была парализована из-за нехватки бензина.

Кто-то из английских журналистов пошутил саркастически — если бы граждане третьего мира посетили сегодня Британию, они ощутили бы себя почти что в домашней обстановке: протесты стариков, забастовка водителей, коллапс железнодорожного движения, беспомощность властей перед наводнением, не говоря уже о перегруженных больницах, школах и росте криминалитета. И все это за каких-то полгода до майских всеобщих выборов.

Никогда еще рейтинг лейбористов и самого их лидера премьера Тони Блэра не падал так низко с 1997 года, победы на предыдущих выборах. Вот уж правду говорят, что поведение британского электората очень предсказуемо, особенно пути его мышления. (Он не просто грамотный и ориентированный, он очень информированный, за счет активных журналистов, хотя и к журналистам, и к политикам относится с одинаковым цинизмом и голосует, прислушиваясь в первую очередь к своим собственным нуждам.)

Ни один из послевоенных премьеров не удерживал так долго и высоко рейтинг всенародной любви, как Тони Блэр. Почти три года после выборов лейбористы по всем статьям устойчиво опережали консерваторов, находящихся в оппозиции. И вдруг в 2000 году любовь народа резко пошла на убыль. Объяснение тому совсем простое: пока терпения хватало, Британия, поверившая в предвыборные обещания лейбористов, все ждала их осуществления. Но обещания никак не превращались в результаты. Ни в медицине, ни в образовании (на этих двух слонах Блэр выиграл выборы 97-го). Падение доходов вызвало недовольство ценами на топливо, кстати, самыми высокими в Европе, и Британию в конце сентября пострясла мощная забастовка водителей, которые перекрывали дороги, не пропуская топливовозы в города.

Последней каплей раздражения стал Миллениум Дом, грандиозное сооружение в Гринвиче под Лондоном, построенное к началу 2000 года во славу третьего тысячеления. Строительство обошлось в более чем 600 млн. фунтов, а Дом, как учебно-развлекательный центр, не окупил себя и не принес ожидаемых доходов от туризма. Невзирая на то, что рядовые граждане страны в общем-то не осуждают наличие Дома и даже порой гордятся им, но многомиллионные суммы на функционирование, которые Дом «высасывает» из бюджета и доходов от лотереи, поражают своей несоразмерностью с реальной пользой от него.

Чтобы выполнять социальные обещания (а чем ближе новые выборы, тем больше о них вспоминают), нужно наполнять бюджет. И потому кабинет лейбористов пытается продать, то есть приватизировать, что только возможно. Поскольку приватизация в этой стране уже на закате, в «расход» планируется пустить оставшиеся в госсобственности стратегические объекты, такие, как метрополитен, военные исследовательские лаборатории, авиадиспетчерская служба. Кстати, продажа последней, пусть даже частичная, вначале очень встревожила экспертов и журналистов, а затем и рядовых обывателей. Потому что все они сегодня ощутили на себе плоды небрежной приватизации железнодорожного транспорта. Пути, поезда, сигнальная система, обучение машинистов — все оказалось в предельно запущенном состоянии. Понадобилось несколько аварий только за последний год, чтобы правительство всерьез обратило внимание на безопасность железнодорожного полотна. Повсеместно стали менять старые шпалы на новые, что обещает парализовать сообщение в стране как минимум на ближайшие полгода.

В первой декаде ноября министр финансов Гордон Браун огласил проект бюджета, где суперголовная боль — пенсии — выглядела решенной. И некоторые группы пенсионеров (а все они возникают как бы на основе политико-экономических интересов: одни — умеренные, другие — радикальные и т.п.) смогли даже отпраздновать победу. Правительство предложило новый пенсионный пакет стоимостью 2,5 млрд. фунтов для постепенного повышения пенсий до 100 фунтов в неделю (против сегодняшних 75) и увеличения зимних субсидий на отопление на целых 33%. (Конечно, для нашего пенсионера такие суммы в переводе на гривни кажутся умопомрачительными, но Британия — очень «дорогая» страна, и минимальной пенсии хватает лишь на самое необходимое, но — хватает.) Однако «радикалы», которые добивались индексации между ростом зарплаты и ростом пенсий (в свое время отмененной правительством Тэтчер), могут рассчитывать на нее только с 2003 года — вступления в силу новой пенсионной реформы.

Тем не менее проект бюджета-2001 совершенно не произвел впечатления на бизнес-круги, и они разочарованно окрестили его популистским.

Не сложно заметить, что проблемы, поглощающие страну, решаются быстро и часто косметически, ибо на носу выборы. Повысили пенсии, урезали бензиновый акциз, подняли субсидии на отопление, дали денег пострадавшим от наводнения... Кстати, нынешнее британское правительство уверено, что проблемы можно решать только одним путем — увеличением финансирования и субсидирования.

На самом деле главная проблема не в деньгах и их количестве. Эксперты считают, что причина разваливающейся инфраструктуры и плохого сервиса лежит в хронической нелюбви Британии к стратегическому планированию и вялом осуществлении провозглашенного партнерства между государственным и частным секторами.

Конечно, запустение и расхлябанность во многих отраслях, и особенно в социальной сфере, накопились не только, или даже не столько, во время правления лейбористов. Но избиратель потому и проголосовал за них (а не за правивших 18 предыдущих лет консерваторов), что поверил жарким обещаниям Тони Блэра навести повсеместно порядок в стране — от безработицы до медицины. Одной из ошибок правительства новых лейбористов было то, что, придя к власти, они решили сохранить уровень государственных расходов, установленный еще консерваторами, — и посему денег не хватало на те улучшения, за которые голосовал электорат. И лишь спустя два года после выборов партия лейбористов решила изменить подходы к бюджетному финансированию, но было уже поздно. Да, нет смысла винить лейбористов в проливных дождях и прочих стихиях, в приватизации железной дороги, осуществленной консерваторами, в повышении мировых цен на нефть, но пенсии, «худо-бедное» бесплатное медицинское обслуживание, переполненные классы и низкий уровень знаний в государственных школах — это уже долги лейбористов и их ответственность.

Жители Британии сегодня не скрывают накопившегося разочарования. Правительство, по их мнению, не только не выполняет предвыборные обещания, но и оказалось не способным защитить граждан в трудные для страны периоды, будь то наводнение, топливный кризис, скандал с коровьим бешенством и запретом на британскую говядину, аварии на транспорте и так далее. Раздражение чувствуется повсюду — и даже среди электората, который традиционно считался пролейбористским, и даже в парламентских рядах однопартийцев Блэра.

На прошлой неделе Тони Блэр начал битву за выборы. Ее лозунгом станет «спасибо», которое премьер и его партия будут говорить всем, кто голосовал за них в 1997-м. Краткое содержание благодарности приблизительно таково: дорогой друг, спасибо тебе за то, что ты дал возможность лейбористам вести Британию в правильном направлении. Кроме того, в ответ на лозунг партии тори об уникальном патриотизме консерваторов, Тони Блэр дал задание всем своим министрам подготовить «спичи» на тему, «как лейбористы отстаивают Британию». Шаг этот связан еще и с тем, что Блэр и часть его кабинета не отказываются от мысли все-таки «завести» страну в зону единой европейской валюты, невзирая на сопротивление британского менталитета (обособленно-островного) — 60% населения по-прежнему, как и три года тому, против евро.

Собственно, стремление в евро-зону и вынудило Блэра принять решение о всеобщих выборах в стране на год раньше запланированного срока. Он надеется выиграть в мае следующего года, а затем осенью провести референдум по вступлению страны в евро-зону. Кроме того, в досрочных выборах просматривается еще один тактический ход — возможно, избиратель не успеет до мая вконец разочароваться в лейбористах и отдаст-таки им свой голос. Тогда руль управления страной обеспечен еще на пять лет. Говорят также, что Блэра на следующих выборах может спасти лишь то, что сегодняшний лидер консерваторов, 40-летний Вильям Хейг (трехлетней давности протеже Маргарет Тэтчер), не отличается особой харизматичностью и его личный рейтинг гораздо ниже, чем у премьера.

Как бы то ни было, Блэр пожинает сегодня плоды собственного легкомыслия и слабого профессионализма своих министров. Он так долго упивался любовью избирателей и забыл, что любовь эта совсем не бескорыстна — ее надо питать реальными делами, а не кормить обещаниями.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 19 октября-25 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно