ПАВЕЛ ЛАЗАРЕНКО: «Я ГОТОВ ИДТИ НА ЛЮБЫЕ КОМПРОМИССЫ, ЕСЛИ ЭТО ПРИНОСИТ ПОЛЬЗУ»

2 июня, 1995, 00:00 Распечатать Выпуск №22, 2 июня-9 июня

Сорокадвухлетнего руководителя крупнейшего промышленного и научного региона Украины — Днепропетровской области — смело можно называть самым загадочным политиком страны...

Сорокадвухлетнего руководителя крупнейшего промышленного и научного региона Украины — Днепропетровской области — смело можно называть самым загадочным политиком страны. Павел Лазаренко не любит света «юпитеров» и мелькания фотовспышек. Особенно на всеукраинском уровне. Достаточно сказать, что за год работы нового состава парламента Павел Лазаренко практически ни разу не подходил к микрофону, хотя фактически является инициатором создания и идейным руководителем целой парламентской группы «Єдність». Более того, практически ни одно сколько-нибудь серьезное решение в Днепропетровской области без Павла Лазаренко не принимается. Кстати, любопытный факт — в рейтингах и социальных опросах, проводимых в регионе, он стабильно занимает место вслед за Президентом...

Павлу Лазаренко постоянно приходится опровергать упорно распространяемые киевские слухи о своем назначении на самые разнообразные посты. А в самой столице многие его и поныне считают одним из вероятных претендентов на должность, скажем, первого вице-премьера.

— Павел Иванович, когда началась ваша политическая карьера?

— Трудно отметить этот рубеж точно, да и смотря что понимать под политической карьерой...Если ответственность за судьбы людей, то могу считать началом политической карьеры службу в пограничных войсках на юге тогда еще большого и богатого государства. Потом я стал самым молодым председателем колхоза в Украине — это, наверное, тоже ступенька. В последние годы работал на руководящих постах — представитель Президента в Днепропетровской области, глава госадминистрации, председатель областного Совета, депутат Верховного Совета...

На мое становление как политика и как человека огромное влияние оказало сочетание двух начал — древнего хлеборобского рода и потенциал промышленного Кривбасса, где прошла моя юность.

— Как вы определили бы то политическое направление, к которому принадлежите если не по должности, то по внутренним убеждениям?

— Ко всем партиям, платформам, программам, декларациям, высказываниям я подхожу с точки зрения здравого смысла. Крайностей не приемлю, как всякий нормальный человек, но готов на любые компромиссы, если это приносит пользу. Еще когда формировался аппарат представителя Президента в Днепропетровской области, я учитывал реальность сложившейся тогда многопартийности. Такой подход сохраняется и в нынешнем аппарате.

— В области вы известны как инициатор строительства соцкультобъектов: уровень газификации, количество школ и жилья вызывает нескрываемую зависть у других областей. Сочетаемо ли это сегодня — либерально-рыночные реформы и сильная социальная политика?

— Думаю, вполне сочетаемо. Рассудите сами: можно сказать, при полном развале экономики мы строим мостовой переход через Днепр в Днепродзержинске, который Президент называет самым крупным строительным объектом в СНГ, пускаем металлургические комплексы, прокладываем метро, сдаем школы в самых отдаленных селах области. Что же мы сможем сделать тогда, когда пойдут реформы! Главное — не строить иллюзий, что все идет само по себе. Социальная сфера была и есть прерогативой государственной власти. Именно власть должна консолидировать усилия всех секторов экономики в этом направлении, следить, чтобы избравший власть народ был сыт, здоров, просвещен...

— Как вы смотрите на эксперимент с несколькими областями Украины (в том числе и с Днепропетровской), который дал некоторое время назад определенные льготы и свободы для регионов? Жизненным ли он оказался? Принес ли конкретные результаты?

— Жаль, что этот эксперимент не был доведен до конца. И ощутимых результатов принести так и не успел. А мог бы. Это, простите, смешно, когда четыре области, и наша в том числе, формирующие две трети национального бюджета Украины, по обеспеченности госсредствами стоят во втором десятке мест. Отдав львиную долю своих уникальных черноземов под гиганты промышленности, мы стали зоной экологического бедствия. И опять — никакой государственной помощи, компенсации, поддержки. Сколько же можно отнимать и делить? К чему эта уравниловка? Выражаясь футбольным языком, я — за крепкую сборную Украины. Но пусть каждый игрок при этом тоже будет силен. А для этого самостоятельность регионам ой как необходима. Причем, не на словах, а на продуманной правовой основе. Скажем, и валютных средств в общей копилке государства от нас — 37%, но мы не видим и сотой доли того...

— Коренным вопросом отношений центра и регионов является соотношение налогов. Реально ли говорить о самостоятельности регионов при сохранении нынешнего уровня этих отношений?

— Разумеется, нереально. Здесь в корне нужно менять подход. Сегодня часть местных бюджетов в общей копилке Украины составляет только 30%. При этом 70% приходится на госбюджет. Мы предлагаем перевернуть «пирамиду», поставить ее с головы на ноги. Соотношение «70% регионам — 30% центру» не принесет особых потерь государству, наоборот, заинтересует регионы и заставит их лучше и эффективнее вести хозяйство, появится стимул.

— Вы видите перспективу в земельно-федеративном устройстве Украины?

— Нет. Мы — не Германия, которая собиралась в единое государство из лоскутков. Украина была и есть единой. Зачем же ее дробить?

— Ваше отношение к Закону о власти и Закону о местных Советах?

— Я поддерживаю Президента в стремлении выстроить жесткую вертикаль исполнительной власти. Это сегодня крайне необходимо. И главное, ни в коем случае не идет в разрез с нашим стремлением к самостоятельности регионов. Наоборот, реформы пошли бы в таком случае гораздо быстрее...

— Как вы оцениваете уровень нынешнего Верховного Совета?

— Верховный Совет Украины — зеркальное отражение нашего нынешнего общества. Он не может быть плохим или хорошим. Он таков, какой есть. Единственное, что могу сказать со всей определенностью: нынешний Верховный Совет более работоспособен, чем предыдущий. Коллизии же между ветвями власти были и будут всегда. Я — за цивилизованный путь разрешения любых разногласий.

Само название нашей парламентской группы «Єднiсть» говорит за себя: мы — за единство в проведении реформ, за гражданское согласие. Придерживаемся центристских взглядов и готовы на консолидацию с любыми группами, которым близки наши цели. Я сказал бы, что на данном этапе жизни Верховного Совета смена власти в его верхах не желательна, это может заморозить начатые преобразования, затянет экономический кризис. Да к тому же, это все большие деньги и много времени. Ни того ни другого у нас сейчас нет.

— Во время пребывания в Днепропетровске нынешний Президент Леонид Кучма, рассуждая вместе с вами на одной из встреч с трудящимися, задавал вопрос: кому же вы как председатель облсовета подчиняетесь? Так кому же?

— Ситуация действительно необычная. По закону главы облсоветов подчиняются Верховному Совету. Но как же можно не уважать, не принимать во внимание мнение главы государства?.. Положение вещей с двойным подчинением, думаю, продержится недолго.

— Если можно, несколько слов о ваших личных отношениях с Леонидом Кучмой?

— С Леонидом Даниловичем на всех этапах — и во время его работы на «Южмаше», и когда он был в Кабмине, и когда ушел в отставку, и когда был всенародно избран Президентом — у меня были ровные, добрые человеческие отношения. Независимо от этапов его и моей политической карьеры. Такие они и поныне. Но это вовсе не значит, что мне Президент делает какие-то поблажки по службе. Леонид Кучма прекрасно знает наш регион. И к решению местных проблем подходит со всей строгостью.

— Есть ли, по-вашему, такая политическая сила на Днепропетровщине, которая, заявив: «Есть такая партия!», повела бы массы в рыночное завтра?

— Реальной политической силы, партии, способной повести народ к процветанию, кроме государственной власти, в нашей области я не вижу. А в остальном: поживем — увидим.

— Ваше отношение к судьбе президентского Совета регионов? Эффективен ли он, сможет ли действительно стать одной из палат парламента?

— Не скромно было бы оценивать деятельность того государственного образования, в работе которого я сам активно принимаю участие. Как определить его деятельность? Он неплохо справляется с совещательными функциями, поднимает на повестку дня самые актуальные вопросы. Но, согласитесь, этого на сегодня мало. Важно эти вопросы решать. И, возможно, если Совет регионов, по примеру России, станет одной из палат парламента, механизм решения таких вопросов появится, дело сдвинется с мертвой точки.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 12 октября-18 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно