Партийные тумбочки

16 октября, 2009, 16:39 Распечатать Выпуск №40, 16 октября-23 октября

Всякий раз, когда наблюдаешь нервную реакцию претендентов в президенты на вопрос о том, каков бюдж...

Всякий раз, когда наблюдаешь нервную реакцию претендентов в президенты на вопрос о том, каков бюджет партии, которая его выдвигает на пост главы государства, и кто финансирует его кампанию, диву даешься: почему не готовы внятно ответить? Неужели не ожидали, что такие вопросы будут возникать? Одна хамит журналистам, другой так заговаривает ответ, что все успевают забыть, о чем спрашивали. Третьи бодро отвечают — у нас большая партия (организация), средств хватает. Но следующие вопросы — а какими же средствами располагает партия (организация) и где почитать ее отчет о доходах-расходах? — ставят отвечающего в тупик или заставляют врать.

Получается как в анекдоте: «Где ты деньги берешь?» — «В тумбочке». — «А кто их туда кладет?».

В преддверии важного этапа — официального старта президентской кампании — практически все основные претенденты дали знать, откуда возьмут два с половиной миллиона гривен для регистрационного залога. Юлия Тимошенко и Виктор Янукович — из партийной тумбочки. Там же — и Владимир Литвин, который ранее заявлял о намерении взять кредит в банке. Но вдруг передумал и вслед за двумя названными претендентами рассказывает о многотысячной партии. «Два с половиной миллиона гривен у нас найдется. Правда, потом будет проблема содержания аппарата партии, ведь у нас небольшая группа, которая работает в Киеве, и по несколько сотрудников в областях, а на уровне районов у нас исключительно активисты», — посетовал Владимир Литвин в Симферополе.

Вполне резонный вопрос — если с партийными деньгами так туго, кто же будет финансировать кампанию кандидата?

«Вот с этим плохо, — признался Владимир Михайлович. — Олигархи уже разобрали кандидатов. Я со своим неуживчивым характером им не подхожу. У меня остается только одно — встречи с людьми. Вы прекрасно понимаете, никто не использует такую технологию, которую использую я. В каждом районе — объявления о том, что я приеду и буду встречаться. И я не иду, если теплое время, в закрытые помещения, чтобы не платить деньги. На площадях не возбраняется... И вот так общаюсь».

Впору проникнуться сочувствием, но «Телекритика» не позволяет. Как раз на этой неделе опубликованы подсчеты экспертов о затратах претендентов в президенты на рекламные кампании на ТВ. Использовав данные GFK Ukraine и Comm Alliance, а также «игроков рынка», установили: В.Литвин только в сентябре потратил на телерекламу 2,1 миллиона гривен. Это, конечно, сущий пустяк в сравнении с Виктором Януковичем (30млн. грн.) и Юлией Тимошенко (15млн. грн.), и даже в два раза меньше, чем у С.Тигипко (4,5 млн. грн.). Но вполне сравнимо с А.Яценюком (3 млн. грн.).

Виктор Ющенко пока не сообщал, из каких средств будет платить денежный залог. Но если тоже скажет, что из партийной кассы, возникнут вопросы. Потому как местным организациям около 10 миллионов партийный центр «Нашей Украины» задолжал, а в Крыму еще и за прошлую избирательную кампанию с людьми не рассчитались.

Проще всех Анатолию Гриценко: сбор денег для внесения залога и, что действительно важно, отчеты о собранных суммах он ведет в режиме онлайн. И нужную сумму уже собрал. В любую минуту, зайдя на его сайт, можно увидеть эффективность такой кампании. И здесь уже не возникает вопрос, откуда деньги. Значит можно жить в политике по-другому!

Возьмем проблему теневых денег во время политических кампаний пошире. Когда мы с вами узнаем, сколько средств тот или иной кандидат (партия, блок) потратили на избирательную кампанию? Правильно, после выборов, когда победителей не судят. Участники забега сдают данные в ЦИК, она проверяет бюджеты и выдает на своем сайте малоговорящие таблицы, которые дают данные об израсходованной сумме и ничего — о конкретных источниках финансирования. А если поставить финансового коня впереди телеги, на которой он вывозит во власть кандидатов, то избирательный процесс должен начинаться публичной кампанией по сбору средств в поддержку претендентов в президенты или депутаты. В четко обозначенные сроки лидер Х или партия У гласно формирует свой избирательный бюджет и, объявив о сумме, идет ее тратить. Что, где-то вы об этом уже слышали? Да, велосипед изобретать не надо — на нем цивилизованный мир давно катается. И даже рекорды устанавливает, как сравнительно недавно Барак Обама, собравший за один календарный месяц — сентябрь 2008 года — 116,5 млн. долл. пожертвований.

Нет, наши тоже могут. И сумму — покруче. Только кто кладет деньги в их партийную тумбочку?

И здесь мы возвращаемся к теме, поднятой «ЗН» в материале «Цена власти», опубликованной две недели назад. Напомню, что в соответствии с Законом Украины «Об объединениях граждан» общественные организации и политические партии должны регулярно обнародовать свои основные документы, состав руководства и данные об источниках финансирования и расходах. Причем политические партии обязаны ежегодно публиковать свои бюджеты. Эта же норма закреплена в Законе «О политических партиях в Украине». Статья 179 (часть первая) гласит: «Политическая партия обязана ежегодно публиковать в общегосударственном СМИ финансовый отчет о доходах и расходах, а также отчет об имуществе политической партии». Однако найти такие финансовые отчеты даже парламентских партий очень проблематично. К тому же законодательством не определено наказание за нарушение части первой статьи 17!

Народный депутат Украины Виктор Шемчук заявил, что зарегистрировал в ВР законопроект, предполагающий изменения как в закон о политических партиях, так и в Административный и Уголовный кодексы.

«Ситуация, которая сложилась с избирательным законодательством вообще и с деятельностью партий в частности, приводит к тому, что на сегодня никто не контролирует источники пополнения бюджета партий, их кассы, — говорит Виктор Шемчук. — И партии ни перед кем не отчитываются о своем имуществе, источниках пополнения денежных средств и их расходовании. Изучая эту ситуацию, я направил депутатские запросы в Минюст и Генпрокуратуру. Оказалось, что Министерство юстиции не проводит таких проверок, а Генеральная прокуратура, в соответствии с действующим законодательством, не имеет права проводить такие проверки без каких-то сигналов».

Копию ответа из Минюста В.Шемчук предоставил «ЗН». В письме за подписью замминистра Н.Богашевой разъясняется, что закон не устанавливает прямого обязательства политической партии извещать Минюст как регистрирующий орган о выполнении требования закона о ежегодной публикации финансового отчета.

Но «во исполнение ст.18 закона Минюст осуществляет плановые проверки политических партий, во время которых обращается внимание на исполнение данного требования закона. В частности, Минюст письмом от 03.03.2008 г. обратился к партиям с просьбой сообщить об исполнении ч.1 статьи 17», — говорится в письме.

В приложении на трех листах — данные об опубликованных партийных бюджетах, которыми располагает Минюст. Это список из 77 партий, с указанием даты их регистрации и СМИ, в которых отчеты, надо полагать, были опубликованы. Но! Нет ни одного номера издания и, главное, даты опубликования. Поэтому непонятно, за какой год были эти отчеты. Если это данные, полученные Минюстом после упоминавшейся рассылки письма в 2008 году, то речь идет о финансовых отчетах за 2007 год. Тогда получается, что за последующее время Минюст не проводил плановых проверок политических партий, в ходе которых он обращает внимание и на исполнение части первой статьи 17. Но не только. Уставы политических партий содержат пункт, текст которого в точности воспроизводит эту часть статьи 17 закона. А в полномочиях Минюста, согласно ст. 18, — осуществлять государственный контроль за соблюдением партиями Конституции и законов Украины, а также уставов партий.

«Поэтому встал вопрос о том, как реально поставить заслон приходу денег, полученных незаконным путем, денег организованных преступных формирований либо «черных» денег от теневой экономики, в деятельность политических партий и в избирательную кампанию», — поясняет В.Шемчук мотивы своей инициативы.

Что предлагается? Во-первых, введение административной ответственности за уклонение от информирования органов власти (в лице Минюста) о происхождении денежных средств, которые приходят на счета различных политических партий и общественных организаций. Во-вторых, введение уголовной ответственности за нарушение порядка привлечения денежных средств для деятельности партий и общественных организаций. За эти нарушения предполагается наказание в виде штрафа (от 100 до 300 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан) или лишения свободы (до двух лет).

И отдельно — внесение изменений в Закон «О политических партиях Украины», где указано, что Министерство юстиции Украины обязано проводить проверку финансовых отчетов партии, которые должны ежегодно публиковаться в газетах «Голос України» или «Урядовий кур’єр». Причем в определенный срок — до 1 апреля.

«Общественность вправе знать, как формируются бюджеты партий, кто их наполняет, кто является спонсорами тех или иных партийных организаций. Без механизма финансового контроля за политическими партиями мы не можем быть уверены, что завтра у нас не будет создана, например, «партия организованного преступного сообщества», или «партия неплательщиков налогов», или партия, которая финансируется из источников других стран или других государств, в том числе и их спецслужбами, — считает В.Шемчук. — Для примера можно посмотреть, что происходит в этом плане в Крыму. Я более чем уверен, что здесь есть политические организации, которые создаются на деньги других государств и их спецслужб. И я более чем уверен, что на сегодняшний день часть партийных касс различных организаций формируются организованными преступными сообществами либо их активными участниками. И это, естественно, теневые деньги. Если мы хотим жить в правовом государстве, то финансирование всех партий и общественных организаций должно проходить легально и открыто. Если человек хочет внести миллион долларов на счет той или иной парторганизации — пожалуйста, пусть это делают открыто и гласно. А рассказывать о том, что сегодня партии, которые миллионы тратят на внешнюю рекламу, живут на десятигривневые взносы их партийцев, — это смешно».

Вот тут не соглашусь — уже давно не смешно. Особенно сейчас, когда почти каждый день наблюдаешь активные «вбросы» в Крым всевозможного избирательного ресурса без маркировки страны изготовления. Маргинальные организации пророссийской направленности так неприглядно сцепились за эту «гуманитарку», что все «военные тайны» вылезли в прессу. Даже кто-то из российских политологов сказал: дескать, борются за звание любимой жены Москвы. В информпространстве вдруг обнаружилось столько политических организаций, о существовании которых мало кто догадывался, что теряешься: а кто это? Зато сомнений в том, откуда пришла «живая вода», чтобы проснулись некоторые замороженные проекты, новые интернет-издания и редизайн старых, ни у кого нет. Но, может, не только СБУ будет следить за этим процессом?

Наверное, ни у кого нет иллюзий относительно того, что законопроект В.Шемчука будет на ура принят ВР. Впереди — парламентские и местные выборы. И те, кто намерен их выиграть, вряд ли захочет менять правила игры. Потому что это означает менять правила своей жизни, своего бизнеса, своей страны. Надо помочь им на это решиться. Пусть постарается каждый, кому все это вранье терпеть надоело, — по капельке, которая камень точит.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 13 октября-19 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно