Особенности волеизъявления времен экономического кризиса. О проблемах с выбором

14 января, 2010, 17:44 Распечатать Выпуск №1, 14 января-22 января

Вот и завершилась первая часть предвыборной кампании. В общем и целом, тихая такая, почти европейская получилась кампания...


Посетитель в ресторане

— Здравствуйте, мне бы воды…

— Отлично, какой именно?

— Без газа, обычной, очень пить хочется….

— Супер! А могу я вам предложить особенную воду? Говорят, она практически святая…

— Ну давайте, я не знаю…

— А может быть, чай, кофе, капуччино, например. Или какао?

— Не надо, просто воды.

— А хотите воду со вкусом 70-х? Говорят, у нее тогда был особый вкус. Вас ностальгия не мучит?

— Послушайте, меня мучит жажда. И уже давно.

— А есть еще вода «Крестьянская». Немного мутноватая, но пить можно…

— Слушайте, у меня в организме не хватает жидкости. Мне нужна вода! И желательно, чистая.

— Ага! У нас есть новая вода — «Новое поколение» называется. Выпьете — и забегаете как угорелый…

— Я не хочу быть угорелым…

— А есть вода с этикеткой 3D… Смотрите через специальные очки — а там мультфильм… Очки у нас тоже есть…

— Издеваетесь?

— А можно еще заказать воду с музыкальным аккомпанементом! Наш ансамбль сыграет вам песню популярных композиторов. Вам какая музыка нравится? Руслана пойдет?

— Пить дайте!

— А еще наш художник может нарисовать ваш портрет. Хотите себя, пьющего воду?

— Позовите вашего начальника!

— У нас нет начальника, у нас демократия!

— Господи, ну почему так получается — если демократия есть, то воды нет? Можно как-то совместить воду и демократию?

— Послушайте, ну вам не угодишь! Ладно, только для вас. Если вы сейчас берете соленые огурчики, наш спонсор обещает вам трехлитровую банку воды ежедневно. Начиная со следующего понедельника!

— Да идите вы к чертовой матери! Я сейчас пойду домой и выпью воду из-под крана! И больше к вам не приду!

— Вот привередливый попался! У нас ассортимент, как в Европе, а он носом крутит! Сделай выбор, урод! Голосуй, а то засохнешь!

— Все, я ушел.

Уходит.

— Ну иди, иди… вот только воду во всем городе отключили с утра. Приползешь еще, будешь просить какао, а я его тебе не дам!

О превратностях текущего момента

Вот и завершилась первая часть предвыборной кампании. В общем и целом, тихая такая, почти европейская получилась кампания. Без того сверхнормативного количества дерьма, которое было вылито на народ в 2004-м году, например. И эта тенденция не может не радовать.

Мы стали цивилизованнее? В каком-то смысле — да.

Есть стойкое ощущение, что никто из участников процесса не воспринимает возможное поражение как конец света, поскольку не верит в возможность репрессий. И правильно не верит — команды разных кандидатов так за последние годы перемешались, переплелись, а кое-где и скооперировались, что репрессии неизбежно ударят по репрессирующему. Поэтому ответ на вопрос, есть ли жизнь после выборов, однозначен: «Есть!»

Мы стали беспринципнее? Безусловно. Но это логичный итог истекающей пятилетки, в ходе которой сначала все по очереди воевали друг против друга, потом договаривались друг с другом, потом все не договорились, но точку не поставили. Поэтому ни о каком принципиальном геополитическом, экономическом или социальном выборах речи уже нет. Пять лет назад выбор был сделан — но его не реализовала власть. Об этом выборе теперь — или хорошо, или ничего.

И все было бы совсем тихо и по-европейски, если бы не одно обстоятельство. Мы, как и все остальные, находимся в кризисе, но оказались к нему гораздо более уязвимы, чем цивилизованная Европа. Кризис, конечно, не закончится за месяц-два, нам еще долго жить в режиме выживания, а не развития, и в этом — серьезный вызов будущей власти. Власть неизбежно будет вынуждена не столько делить, сколько менять, причем процесс этот будет крайне болезненным для ее собственных избирателей. Но об этом еще хватит времени наговориться, а пока экономическая неустроенность привносит в выбор народа неприятный колорит.

О добрых и злых мифах

Вот, вы заходите в кабинку и ставите галочку в меню под названием «бюллетень». Вспомните: в магазине, ресторане, кафе, ателье вы выбираете то, что нужно, или то, что нравится? Конечно, многие скажут, что ответ зависит от пола покупателя (избирателя). То есть предполагается, что мужчина выбирает головой, а женщина — сердцем. И это во многих случаях так и есть, уж простите, дамы.

Но, как правило, выборы сердцем происходят тогда, когда голова уже поработала и обеспечила все для элементарного проживания. Если, конечно, женщину не зовут Эллочка, фамилия ее не Щукина и она не ведет войну с Вандербильдихой, не обращая внимания на размер мужниной зарплаты и отсутствие сосисок в холодильнике.

Это когда в стране все более-менее в порядке, выбирают того, кто симпатичнее, более яркого и оригинального. Это тогда побеждают политтехнологи и рекламисты. Помните давно сформулированный закон рекламы — заставить человека купить то, что ему не нужно, на деньги, которых у него нет?

Это в благополучной стране выборы напоминают микс конкурса красоты и программы «Что? Где? Когда?» Это именно там выбирают телевизионного президента, и правильно делают, поскольку жизнь и так налажена, и речь идет, как правило, о том, стыдно мне или нет видеть этого персонажа во главе моего государства.

Вы тоже собираетесь сделать выбор по принципу, чтобы не стыдно было? Даже сейчас, в это треклятое депрессивное время? Тогда я рад за вас, у вас все хорошо. К сожалению, у значительного количества граждан все далеко не так удачно и они ждут помощи.

Это неправильно — ждать помощи от государства, если вы не пенсионер и здоровы, скажут многие. Но, во-первых, есть масса людей, которые работают на государство и получают у него зарплату, и они вправе надеяться на лучшее. А во-вторых, далеко не всем повезло в кризис остаться с бизнесом, далеко не везде платят прежние зарплаты и вовремя, далеко не все могут рассчитаться с банком за ипотеку. Все люди, так или иначе затронутые кризисом, надеются на помощь. И это естественная причина патерналистских настроений, и не надо квалифицировать всех жаждущих поддержки как бездельников.

Засушливый климат нынче в экономике. Засуха у многих в кошельках, которые требуют животворящей влаги.

Поэтому в меню на избирательных участках многие будут искать надежду на перемены и помощь. Поэтому запрос на миф о раздаче хлебов, превращении воды в вино или просто о возвращении в недавнее прошлое есть. Есть огромное стремление, чтобы вернулись доступные кредиты и растущие зарплаты, а с ними — уверенность в завтрашнем дне. Короче, все, что сегодня кажется благополучием, а тогда называли безобразием. (Здесь и далее о мифах, кстати, в хорошем смысле этого слова.. Миф не в смысле обмана, а в смысле представления о прекрасном.)

Образованная часть покупателей при этом покупает миф о менеджере. Так сказать, управляющем, который поменяет эту власть, расставит ее, как полагается. Правда, непонятно, какое это имеет отношение к президенту, ведь они, по сути, выбирают премьера. Но это тонкости, которые значения не имеют.

И есть еще миф о Юлии Владимировне — поскольку человек выдающийся, то и миф у нее свой, персональный. Хотя и он в конечном счете должен соответствовать вышеприведенным.

Но у Юлии Владимировны есть еще одна особенность — она не столько миф, сколько реальность. Она действует, и действия ее абсолютно осязаемы. А власть, как известно, обоюдоостра. Одним лезвием ты рубишь противников выплатой зарплат и пенсий, присутствием в телевизоре. Она, одним словом, «працює».

Другое лезвие — все неприятности современности ты тоже принимаешь на себя. Да, значительная часть избирательного времени была потрачена ею на объяснение того, как мешают ей жить президент и оппозиция. И каким прекрасным будет утро, когда их не станет вообще.

Она работает. Это правда. Но она, выполняя запросы народа, должна предстать либо как
общенациональный донор, либо как общенациональный менеджер.

Выплаченные титаническими усилиями зарплаты и пенсии в зачет донорства вряд ли попадут — это ее обязанность. Дать дополнительные блага она не может, хоть и очень хочет — нет благ в бюджете.

Эффективное менеджерство? Хорошо быть менеджером на фазе подъема и кредитного безумия. Тогда, что бы ты ни делал, всегда есть, что предъявить. «Благодаря моим заслугам ВВП вырос на 9%!» Да он вырос, потому что конъюнктура на внешних рынках подыграла, потому что нашлись дешевые деньги, потому что пузырь начал надуваться, а не благодаря системным реформам, которые в стране и не ночевали.

Менеджерство в фазе стагнации при условии необходимости дарить предвыборные подарки — вещь очень неблагодарная. И будь ты трижды героем труда, не спи ты ночами и лично дели расходы бюджета, если у тебя нечего делить, весь этот труд по достоинству оценен не будет.

Поэтому в предвыборной риторике появились тезисы о борьбе с олигархами и краже Януковичем Межигорья.

Ну, хорошо. Она — защитница от хищников. Но дело в том, что олигархи не выглядят сегодня посланцами дьявола, а являются они у многих работодателями. А работодатель — он как получатель от тебя кредита, ты желаешь ему долгой и успешной жизни, что должно гарантировать этого кредита возвращение.

Допустим, они — демоны. Положите тогда доказательства на стол. И докажите, что именно проделки этих конкретных демонов не дают конкретному гражданину жить. Только без ссылок на «региональную Генпрокуратуру» — речь же не о посадках, а об информации.

Печально, но большинству уже абсолютно наплевать на то, где Янукович взял Межигорье. Равно как и на то, где берет сама Тимошенко деньги на аренду дома. Янукович не украл Межигорье у каждого в отдельности гражданина по той простой причине, что этот конкретный гражданин его никогда не имел. Нельзя украсть то, что тебе не принадлежит. Это в развитых странах есть понимание, что государственное — это и мое тоже, поскольку содержится на мои налоги.

У нас государственное — это ничье, в том числе и потому, что неуплата налогов не считается у нас чем-то из ряда вон выходящим. А значит, присвоение государственного называется не кражей, а приватизацией, как бы горько ни приходилось осознавать это тем, кто пытается приложить британские стандарты к украинским реалиям.

Если за нишу мифа о менеджере шла борьба между Тигипко и Яценюком, то миф о потенциальном добром дядюшке, который вернет нас в обеспеченное прошлое, оказался приватизирован Януковичем, который, по сути, вообще мог ничего не делать. Миф о нем жил сам собой, аккуратно, как в 2004 году процветал миф о Ющенко. Развеять его тогда могла только практика, что она позже и сделала.

Миф же о Януковиче прожил у значительной части населения все пять лет, за что нынешняя власть может сказать спасибо только самой себе. А развеивается он чем? Отчасти — его публичными выступлениями. Многие отмечают, что его появления на телеэкране в 2004 году были более подготовленными, а теперь практически любой несанкционированный вопрос становится проблемой.

Но, главное, демифологизацию снова осуществляет практика. А поскольку речь идет сегодня не об абстрактных геополитических ожиданиях или блеске харизмы, а о конкретных экономических делах, процесс может пойти быстро.

О пользе гармонии

Если внешне кампания и выглядела европейской, то ее корни явно происходили из других континентов.

Для начала в подавляющем большинстве штабов в результате мозговых штурмов пришли к выводу, что в стране бардак, а раз так — страна хочет его прекращения, и это прекращение должен принести именно их кандидат. Поэтому он — сильная рука. У нас вообще, если имеют в виду порядок, говорят: сильная рука нужна. Не умная голова, заметьте, а сильная рука, которая без головы такого натворит, что и быстрые ноги не спасут.

Как следствие, кандидат должен требовать сажать. Тут важно — лучше пересажать, чем недосажать. На словах это очень просто, тем более что никто это делать не собирается.

До пропаганды массовых расстрелов в этот раз не дошло — тогда бы пришлось целыми днями бродить по западным посольствам и объяснять, что это технологический ход такой.

Дальше шел обязательный набор: землю — крестьянам, море — матросам, леса — лесникам, реки — речникам, заводы — рабочим (на встречах с рабочими), заводы — бизнесменам (на встречах с бизнесменами), товары и услуги — людям, цены — врагам, Россия — враг (на западе), Россия — друг (на востоке), Россия — и не друг и не враг, а так — в центре, все в Европу немедленно — на западе, все в Европу медленно — на востоке.

И вроде бы все правильно. Но хилый семиклассник может пообещать намылить рожу группе боксеров, заяц может пообещать надрать задницу льву, а престарелая прима может спеть в оперетте арию юной красавицы. Результат — фингал под глазом семиклассника, съеденный заяц и закрывшаяся оперетта.

Гармония образа и мессиджей вообще становится ключевой проблемой. В этом смысле гармоничны Янукович и Тимошенко. Образ человека-горы, немногословного, но уверенного в себе, был предъявлен как на бордах, так и в клипах, Виктор Федорович одним своим взглядом, кажется, передает народу привет — я не такой, как они. И он действительно не такой, но… В принципе, лучше было бы ограничиться взглядом.

Профессиональны клипы Тимошенко. Милая она там такая…

Гармоничен Тигипко как незапятнанный последней пятилеткой экономист, и в этом главная заслуга тех, кто планировал его кампанию. А вот поверить в способность его основного конкурента по социальному слою Яценюка пойти на войну что-то все время мешало. Ну разве что аналитиком в Генштаб.

Кроме этой гармонии еще важна гармония слоганов и реальности. Слоганы кампании имеют смысл только в том случае, если они ежедневно подтверждаются в повседневной жизни или этой жизнью востребованы.

«Она работает» — это было хорошо. Но к этому требовалось подтверждение того, что она не просто ходит на работу, а от этого процесса жить людям становится лучше и веселее. По возможности, большинству людей — поскольку строительство Днестровской ГАЭС и старт какого-то самолета влияют на повседневную жизнь народа в той же степени, как и наличие или отсутствие Межигорья.

А раздача в ходе поездок материальных благ отдельно взятым райцентрам, как уже неоднократно проверено предыдущими кампаниями, вызывает лишь глухую ненависть у соседних райцентров, кому не так сильно повезло с визитом премьера.

«Украина для людей» — это все равно, что вообще ничего не сказать. Но, как уже отмечалось, образ-то у Януковича молчаливый.

Прекрасен Протывсих. Правда, авторы идеи, видимо, сами давно были на выборах, бюллетеней не читали, а то фамилия кандидата звучала бы как «Непідтримуюжодногокандидата». Похожие фамилии, кстати, популярны на Мадагаскаре.

Но все эти политтехнологические штучки как-то сразу девальвируются при жестком столкновении с реальностью. Мир не такой, каким его показывают по телевизору, тем более, по нашему телевизору. И событие, которое не показали по ТВ, все равно произошло и свой след оставило. А в ящике мы имеем реальность виртуальную, которая может настоящей реальности соответствовать, а может и от нее отличаться.

Не считать же реальностью бесконечные мыльные оперы с участием «элиты нации», где многие из них неталантливо играют роли, написанные неталантливыми сценаристами, пусть и с талантливыми ведущими.

А если политик заигрывается в мире собственных фантазий, начинает воспринимать жизнь по рассказам собственных охранников, по сюжетам собственных тележурналистов и по статьям собственных экономистов — реальность обижается на него и кусается.

Список покусанных нам очень скоро огласит Центризбирком.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 13 октября-19 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно