ОБОРОННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В УКРАИНЕ: ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ОПК И ПОДХОДЫ К ИХ РЕШЕНИЮ

Поделиться
В промышленно развитых странах вопросы технического оснащения вооруженных сил (ВС) относятся к числу приоритетных...
Владимир Горбулин

В промышленно развитых странах вопросы технического оснащения вооруженных сил (ВС) относятся к числу приоритетных. Несмотря на высокий достигнутый уровень, продолжаются исследования по созданию новых вооружений и военной техники (ВВТ), развитию научно-технической и экспериментально-промышленной базы. Приоритеты в создании и производстве ВВТ определяются по следующей схеме:

а) обоснование требований к количественному и качественному составу ВС, их техническому оснащению с военной точки зрения — с учетом прогноза военно-политической обстановки, возможных военных угроз, форм ведения вооруженной борьбы, сценариев применения ВС, текущего состояния ВВТ;

б) оценка прогнозных показателей развития экономики государства на среднесрочную и долгосрочную перспективу, определение ожидаемых ежегодных долей оборонного бюджета для технического оснащения ВС, в т.ч. на проведение НИОКР, создание и производство ВВТ;

в) поиск компромисса — исходя из оборонных потребностей и ресурсных возможностей — относительно количества типов ВВТ и численности вооружений каждого типа, учитывая их вклад в решение задач ВС.

Приведенная схема достаточно эффективна. Но ее применение в нашей стране требует учета дополнительных ограничений — они связаны с неординарными исходными условиями создания ВС новой Украины и особенностями оборонного строительства в последующие годы.

Исходные условия, предпосылки
и просчеты

Для строительства ВС Украины и их технического оснащения были использованы две составляющие, полученные в наследство от бывшего Союза. ВС Украины создавались на основе нескольких мощных военных группировок, оснащенных на тот период самыми современными ВВТ; оборонно-промышленный комплекс (ОПК) — на основе более 30% союзного ВПК, способного в кооперации с остальными предприятиями, оказавшимся за пределами Украины, производить все виды вооружений. К этому следует добавить союзные арсеналы ВВТ, размещенные на территории Украины.

Как известно, к Украине отошли 43-я ракетная армия, сухопутные войска трех военных округов, армии ВВС и ПВО, часть Черноморского флота. На базе этих военных группировок (а их численность определялась целями и задачами ВС СССР) предстояло создать собственные ВС, исходя из новой оборонной доктрины и экономических возможностей государства.

Началась разработка концептуальных подходов и базовых документов, определяющих основы создания и технического оснащения ВС — Военной доктрины, Концепции обороны и строительства ВС Украины, Государственной программы развития ВВТ, причем исходя из трех принципов: сокращение личного состава и количества вооружений военных группировок, оснащение их современными ВВТ и ориентация ОПК на производство перспективных образцов вооружений. К сожалению, уже на этом этапе было допущено несколько ошибок стратегического значения:

не проведено прогнозирование на ближайшую и среднесрочную перспективу возможных изменений основных показателей экономики государства в принципиально новых условиях ее функционирования;

не учтены ресурсные ограничения и угрожающие темпы выведения из эксплуатации имеющихся вооружений из-за выработки технического ресурса уже в среднесрочной перспективе;

не разработаны достаточно обоснованные пути компенсации возможных последствий взаимозависимости ОПК Украины и оборонной промышленности РФ на случай негативных тенденций в ВТС с восточным соседом.

Допущенные ошибки отрицательно сказались на содержании Военной доктрины — основы военного и военно-технического строительства в государстве.

Согласно Военной доктрине (1993 г.), Украина должна быть готова к «организации эффективной обороны сухопутных и морских границ на всех направлениях и обеспечению воздушно-космической обороны». Реализация этого положения была недостижима и провоцировала создание ВС как можно большей численности личного состава и количества вооружений. Расплывчатость положений доктрины относительно безопасности государства и военных угроз делала проблематичными и выбор сценариев применения ВС, обоснование их структуры, численности личного состава и количества вооружений.

Сформулированный в доктрине «приоритет в развитии видам высокоточного оружия повышенной мощности, силам и средствам разведки, воздушно-космической обороны, радиоэлектронной борьбы, ракетным войскам и аэромобильным частям, перспективным видам надводных кораблей и подводных лодок» свидетельствует о том, что документ был разработан без предварительной оценки стоимости таких вооружений и затрат для создания ОПК с соответствующими возможностями. Для реализации столь грандиозного замысла необходимы либо миллиардные инвестиции в оборонную промышленность и длительное время (20-30 лет), либо непомерная, даже для экономически развитых стран, закупка современнейших вооружений за рубежом.

С чисто военной точки зрения, часть положений доктрины была сформулирована корректно и соответствовала военным доктринам развитых европейских государств, однако в целом документ в значительной степени оторван от реалий Украины.

В соответствии с утвержденной доктриной, новое государство начало создание (реформирование) ВС. Их численность планировалась на уровне 450 тыс. человек (1 апреля 1993 г. она составляла 525 тыс.), а техническое оснащение — преимущественно за счет вооружений и военной техники, полученных в наследство. Таким образом, ставилась задача создать мощные ВС, по численности личного состава и количеству вооружений превышающие армии стран, граничащих с Украиной (за исключением РФ), равно как и развитых европейских государств.

Существовали и ограничивающие факторы, которые нужно было учесть при создании ВС. Украина отказалась от третьего в мире (после США и России) ракетно-ядерного потенциала — это оружие необходимо было ликвидировать. Предстояло также выполнять обязательства по Договору об обычных вооружениях в Европе. Объемы сокращения вооружений были беспрецедентными — сокращению подлежали 136 пусковых установок с 46 баллистическими ракетами SS-24 и 90 SS-19, 44 стратегических бомбардировщика (25 Ту-95 и 19 Ту-160), 1972 танка, 1577 боевых бронированных машин, 560 боевых самолетов и т.п. Планировать в этих условиях еще большее сокращение вооружений, например, вдвое по сравнению с требованиями указанного Договора, было преждевременным.

В те годы Украина смотрела в будущее с оптимизмом, и мало кто прогнозировал длительный экономический кризис в стране. Однако экономические проблемы с течением времени стали разрушительными: в 1991—1995 гг. ВВП Украины уменьшился вдвое, в 1996—2000 гг. — еще примерно вдвое.

Несмотря на стремительное падение ВВП, снижение уровня военных угроз, изменение к лучшему военно-политической обстановки в регионе, руководство ВС Украины пыталось и в дальнейшем поддерживать указанную численность личного состава, количество ВВТ и всяческими способами добиваться увеличения оборонного бюджета.

Для содержания ВС такой численности стало хронически не хватать средств. В результате финансирование ОПК осуществлялось по остаточному принципу: средства выделялись прежде всего на содержание ВС (на «проедание» и символическую техническую поддержку вооружений), остаток — на развитие оборонной промышленности. Это ускорило упадок ОПК Украины, и так в некоторой степени запрограммированный разрушением украинско-российской кооперации в производстве ВВТ.

Состояние вооружений

ВС Украины имеют значительное количество основных систем вооружений. Количество танков и боевых бронированных машин лишь на 4% меньше допустимых величин (определенных в указанном Договоре), артиллерийских систем — на 8%, боевых самолетов и вертолетов — на 16% и 25%, соответственно. Практически все системы вооружений — советского производства, в т.ч. устаревшие артиллерийские системы времен Великой Отечественной войны — пушки ЗИС-3, гаубицы М-30, гаубицы-пушки МЛ-20, противотанковые пушки ЗИС-2, минометы БМ-37, ПМ-38, реактивные системы залпового огня БМ-13; вооружения первых послевоенных поколений — танки Т-55, Т-62, бронетранспортеры БТР-60, противотанковые ракетные комплексы «Фаланга», зенитные пушки С-60, КС-19; морально устаревшее вооружение — танки Т-64, бронетранспортеры БТР-70, самоходные артиллерийские установки 2С1, 2С3, гаубицы Д-30 и пр.

Общий объем вооружений, нуждающихся в замене, достигает 50%. Относительно современные образцы, которые все же по своим характеристикам уступают лучшим мировым системам вооружений, составляют лишь 30%. Не менее 70% общего состава ВВТ требуют капитального ремонта. Особенно бедственное положение с вооружением в войсках ПВО и ВВС — речь идет о ракетных системах, истребительной авиации, вертолетах, то есть основных средствах ведения современной вооруженной борьбы. Сегодня в авиационных частях исправных самолетов менее 50%, вертолетов — 16%. ВМС укомплектованы преимущественно небоеспособными кораблями и катерами; практически все они нуждаются в доковом ремонте.

В соответствии с нормативами, для поддержки боевого потенциала ВС системы вооружений нужно обновлять на 4—6% ежегодно. Низкий уровень оборонного бюджета не позволяет этого делать, поэтому стремительно снижается боевой потенциал — примерно на 9% ежегодно. Ситуация усугубляется хронической нехваткой запчастей, комплектующих, несвоевременным проведением регламентных работ.

Ускоряются темпы выхода вооружений ВС из эксплуатации вследствие выработки технического ресурса. По оценкам специалистов, даже в случае развития экономики страны по оптимистическому сценарию в 2010—2015 гг. Украина может лишиться практически всех видов вооружений. Возникнет неподъемная проблема тотального перевооружения ВС.

Состояние
ОПК Украины

Украина получила в наследство от бывшего СССР около 700 оборонных предприятий. Наиболее мощными были 344 организации: 205 производственных объединений (предприятий) и 139 научно-производственных объединений (организаций) с общей численностью работников около 1,5 млн. чел. В условиях СССР украинская часть ВПК работала в замкнутом цикле на 15 республик, в рамках общесоюзных программ с адекватным бюджетным финансированием.

В новой Украине состояние оборонных предприятий изменилось коренным образом. Существенно уменьшились внешние оборонные заказы — теперь уже стран СНГ, прежде всего РФ. Расходы отечественного оборонного бюджета на техническое оснащение ВС в течение многих лет были символическими и не соответствовали даже минимальным потребностям армии.

Исключительно важные для промышленно-развитого государства высокотехнологичные отрасли — авиационная, ракетная, бронетанковая, судостроительная, созданные для выполнения задач союзного ВПК, — стали слишком дорогостоящими для Украины.

Ситуация усложнялась почти полным отсутствием в украинских арсеналах боевых самолетов, запасных систем к ним, зенитно-ракетных комплексов, артиллерийских, авиационных, морских вооружений. Соответствующие же предприятия-производители расположены в России.

Значительные усилия государства по повышению возможностей производства вооружений ОПК для нужд ВС были сведены почти к нулю системным экономическим кризисом в Украине.

Конверсия в некоторой степени способствовала предотвращению хаоса на предприятиях и в организациях ОПК в период катастрофического падения оборонных заказов, но в целом она не дала ожидаемых результатов. Реализация конверсионных программ позволила наладить производство гражданской продукции и товаров народного потребления. Однако хроническая нехватка на предприятиях оборотных средств, высокие кредитные ставки, высокая себестоимость продукции, низкая покупательная способность предприятий и населения сдерживают реализацию товаров. Стоимость нереализованной продукции сегодня исчисляется миллиардами гривен. Либерализация импорта товаров широкого потребления еще больше усложнила ситуацию — внутренний рынок наводнили более дешевые зарубежные товары.

Как оказалось, структурная перестройка ОПК требует намного больше средств, чем планировалось; их объемы превышают возможности государства. В результате, значительные диспропорции в структуре производственных мощностей ОПК сохранились, а объемы производства оборонной продукции продолжали падать. Если в 1991 г. оборонная продукция составляла 27% от общего объема продукции машиностроения, то в 1997 г. — лишь 4%. За этот же период количество действующих оборонных предприятий уменьшилась почти в пять раз, количество работников — в семь раз.

Военно-техническое сотрудничество с Россией продвигалось медленно. Прежде всего из-за неспособности выполнять совместные проекты при своевременном финансовом обеспечении украинской части работ и военно-политических особенностей в украинско-российских отношениях после подписания двусторонних соглашений. С самого начала в решении вопросов оборонного строительства каждой из сторон использовалась политика двойных стандартов. Например, двусторонние соглашения в сфере ВТС были подписаны представителями правительств или министрами, но большинство из них не было утверждено руководством Украины и России. В планы России не входил отказ Украины от участия в военно-оборонном союзе стран СНГ. РФ была обеспокоена военным сотрудничеством Украины с НАТО, планирующим расширяться на Восток — этот фактор Россия воспринимает как реальную военную угрозу. Поэтому РФ, не обращая внимания на предложения Украины относительно совместного производства ВВТ, руководствуется, прежде всего, собственными интересами. Она создает замкнутые циклы производства современного оружия на своей территории, выполняет совместные научно-исследовательские работы по приоритетным для России направлениям, на размещенных в РФ предприятиях-дублерах организовывает производство вооружений, ранее создававшихся совместно.

Попытки наладить ВТС со странами Запада длительное время питали романтические надежды. По вопросам ВТС было проведено много встреч на различных уровнях, совещаний, конференций, в частности относительно внедрения проекта военно-транспортного самолета Ан-70, модернизации украинскими предприятиями вооружений советского производства, которыми оснащены страны — новые члены НАТО и т.п. Но фактический уровень ВТС со странами Запада сегодня находится на нулевой отметке.

Создание отдельных замкнутых циклов производства вооружений в Украине мало сказалось на уровне технической оснащенности ее ВС. Созданные замкнутые производства (бронетанковой техники, ракет различного назначения, радиолокационных и инженерных систем и пр.) вследствие ограниченного оборонного бюджета были со временем сориентированы на производство экспортной продукции.

Некоторым исключением из правила стала поддержка высокотехнологичных предприятий, способных производить конкуренто-способную продукцию. Государственная поддержка и производственно-коммерческая активность предприятий позволили им занять некоторую, пока еще неустойчивую, нишу на международных рынках. Например, ГКБ «Южное» и ПО «Южный машиностроительный завод» успешно работают на международном рынке космических услуг в рамках проекта Sea Launch. Авиационные предприятия — АНТК им. Антонова, Запорожское машиностроительное КБ «Прогресс», Киевский авиационный завод «Авиант», Харьковское государственное авиационное производственное предприятие, АО «Мотор Січ» — экспортируют в Россию, другие страны СНГ и государства дальнего зарубежья высококачественные самолеты Ан-32, Ан-74, Ан-124. В 32 страны мира поставляется радиолокационная техника запорожского КБ «Искра» и ЗМЗ «Искра». Навигационное оборудование для ВМС, автоматизированные комплексы и средства навигации и управления движением НИИ «Квант», НИИ «Квант—Навигация», серийных заводов «Буревестник», «Радар» экспортируются в Индию, Китай, Иран, Алжир. К сожалению, возможности отечественного ОПК по обеспечению потребностей ВС Украины в ВВТ сегодня недопустимо малы — на уровне 5—7 %.

Новые решения — новые надежды

Для выхода из тупика, в котором оказались ВС и ОПК Украины, в течение последнего года в государстве принято ряд решений принципиального характера.

Указом Президента Украины утверждена новая Государственная программа реформирования и развития ВС Украины на период до 2005 года. Хотя ключевые положения программы относительно оборонных потребностей и ресурсов государства до конца не сбалансированы, документ в течение некоторого времени будет играть положительную роль в реформировании ВС.

СНБО Украины рассмотрел и направил в Минобороны на очередную доработку вторую версию Государственной программы развития ВВТ.

Учитывая настоятельную потребность повышения возможностей и объемов оборонного производства, а также отсутствие в государстве на уровне центральных органов исполнительной власти полноценного интегрирующего звена, которое бы с единых позиций формировало военно-техническую политику и вместе с другими органами управления обеспечивало ее реализацию, Указом Президента Украины №893/2000 от 15.07.2000 г. создана Государственная комиссия по вопросам оборонно-промышленного комплекса Украины. Главная цель ее деятельности — обеспечение на достаточном уровне ВС и других воинских формирований Украины вооружением и военной техникой и развитие ОПК, которое отвечало бы среднесрочным и долгосрочным оборонным интересам государства.

Постановлением КМУ №1723 от 20.11.2000 г., во исполнение Указа Президента Украины №1237/2000 от 15.11.2000 г., создан Правительственный комитет по вопросам обороны, оборонно-промышленного комплекса и правоохранительной деятельности. Это усилит полномочия и ответственность правительства в решении вопросов оборонного строительства.

Этим же указом Президента Украины предусмотрено передать 50% средств от реализации ВВТ и другого имущества на закупку крайне необходимых вооружений для ВС и на проведение приоритетных НИОКР. Бюджетом государства на 2001 г. предусмотрено некоторое увеличение его оборонной части.

Принято решение о разработке новых редакций Концепции национальной безопасности и Военной доктрины Украины.

Учитывая изменения во взглядах руководства государства на оборонное строительство, а также принятые важные решения, можно надеяться, что решение концептуальных общегосударственных вопросов оборонного строительства будет в дальнейшем осуществляться не изнутри — руководством силовых структур, а извне — с активным участием Президента Украины, СНБО Украины, Государственной комиссии по вопросам ОПК Украины, правительственного комитета, министерств и ведомств.

Формирование военно-технической политики

Планирование и формирование ВТП должны проводиться с учетом положений новых Концепции национальной безопасности и Военной доктрины, а также факторов, влияющих на содержание и особенности реализации ВТП. К таким факторам следует отнести:

облик ВС Украины-2015, приоритеты производства ВВТ и соответствующие направления развития ОПК;

стратегия оснащения ВС Украины вооружением, которая должна учитывать как насущные потребности ВС, так и постепенное наращивание возможностей ОПК;

системная реструктуризация ОПК, учитывающая оборонные интересы государства;

наращивание циклов производства ВВТ (в т. ч. создание таких центров кристаллизации «ядра» нового ОПК, как производство вооружений для сил стратегического сдерживания, ударных вертолетов и пр.);

наращивание производства наукоемкой оборонной продукции с мировым и сверхмировым уровнем характеристик для повышения объемов экспорта ВВТ (при взвешенных объемах государственной поддержки, по сравнению с производством вооружений ОПК для нужд ВС и других воинских формирований Украины);

углубление ВТС с другими странами в сфере совместного производства ВВТ с максимальным использованием имеющихся технологий и экспериментально-промышленной инфраструктуры;

развитие межгосударственной корпорации в производстве ВВТ, особенно в избыточных областях, с продажей (акционированием) части производственных мощностей на льготных условиях;

конверсия неэффективных оборонных мощностей, в т. ч. с передачей их в частную собственность на льготных условиях для выпуска конкурентоспособной гражданской продукции.

С учетом этих факторов следует подготовить и представить высшему руководству государства предложения по стратегическому планированию и разработке ВТП.

Разработка концептуальных документов и программ

Выполнение этой задачи возможно при условии налаживания эффективных каналов взаимодействия — с участием администрации Президента Украины, СНБО Украины, Кабинета министров, Государственной комиссии по вопросам ОПК Украины, силовых министерств, Министерства экономики, Министерства финансов, Государственного комитета промышленной политики, других заинтересованных министерств и ведомств. Ниже предлагается последовательность разработки базовых документов, определяющих основы ВТП.

В первую очередь, с привлечением указанных органов подготовить новые редакции Концепции национальной безопасности и Военной доктрины Украины. При разработке Военной доктрины основное внимание сосредоточить на обосновании экономических, военных и военно-технических положений.

После утверждения Военной доктрины Министерству обороны совместно с другими силовыми министерствами, Государственным комитетом промышленной политики, Государственной комиссией по вопросам ОПК Украины, заинтересованными научно-исследовательскими институтами выполнить комплексную НИР по обоснованию облика ВС Украины-2015 и других воинских формирований, приоритетов производства ВВТ, направлений развития ОПК. Результаты НИР должны быть утверждены решением СНБО Украины.

С учетом полученных результатов, подготовить Концепцию вооружения ВС и других военных формирований Украины, а также Концепцию реструктуризации и развития ОПК.

Определить стратегию технического оснащения Военной организации Украины. В ее основу положить двойной подход, базирующийся на закупке ВВТ в других странах (прежде всего, в РФ) и на производстве ВВТ в Украине. На базе стратегии разработать индикативную Государственную программу развития ВВТ в Украине на период до 2015 г. Она должна включать две взаимосвязанные подпрограммы: закупок ВВТ в других странах и производства ВВТ в Украине. Первая подпрограмма должна предусматривать постепенное уменьшение закупок за рубежом, вторая — наращивание отечественного производства ВВТ.

Параллельно разработать Государственную программу реструктуризации и развития ОПК Украины.

После утверждения основных показателей индикативной Государственной программы развития ВВТ внести изменения в Государственную программу реформирования и развития ВС Украины на период до 2005 г., в проект Государственной программы развития ВВТ на тот же период и начать разработку одноименных программ на период до 2010 г.

Очевидно, что некоторые проблемы ОПК могут быть решены оперативно, до окончания разработки базовых документов. Ниже предлагаются некоторые решения.

Формирование государственных оборонных заказов

В условиях ограниченного финансирования на первый план выходят уровень обоснованности объемов ежегодных заказов, их обеспеченность ресурсами, приоритеты и основные технико-экономические показатели НИР и НИОКР по созданию и модернизации ВВТ, показатели поставок (закупки) ВВТ, подготовки производства, разработки и изготовления военной продукции, распределение и контроль за использованием бюджетных средств.

Для улучшения ситуации уже сделаны первые шаги. Проведен предварительный анализ обоснованности номенклатуры и количества НИР и НИОКР в имеющихся планах с целью отказа от малозначимых работ и избежания распыления бюджетных средств. Готовятся соответствующие предложения для рассмотрения на заседании правительственного комитета.

В соответствии с Указом Президента Украины №1337/2000 от 14.12.2000 г., приоритеты и основные показатели государственных оборонных заказов будут рассматриваться на коллегии Государственного комитета по вопросам ОПК Украины, а объемы средств на их выполнение будут согласовываться каждым заказчиком с Министерством финансов. Государственное казначейство и государственные заказчики обязаны ежемесячно информировать комитет об использовании бюджетных средств для выполнения заказов.

Инвентаризация казенных предприятий

Такие предприятия создавались еще в царской России и в СССР — для ускорения становления и развития оборонной промышленности. В Украине казенные предприятия были созданы в соответствии с постановлением КМУ №987 от 30.06.98 г., причем лишь по профилю Госкомитета промышленной политики работают 45 предприятий.

Анализ показывает, что такое количество казенных предприятий Украина содержать не в состоянии. Предприятия не загружены оборонными заказами, имеют значительную дебиторскую и кредиторскую задолженности. В условиях недостаточного финансирования они не могут развивать производство, снижать стоимость продукции. Сложная схема согласования и принятия решений делает казенные предприятия малопривлекательными для коммерческих партнеров. В целом, прогрессивная (при адекватном бюджетном финансировании) форма казенных предприятий в кризисных условиях превращается в свою противоположность — неработоспособную, в значительной мере разрушительную форму существования.

Нужно провести работу по уменьшению количества казенных предприятий, списанию задолженности предприятий уменьшенного состава, обеспечению их производственной загрузки при достаточном финансировании. Внедрить новые механизмы кредитования казенных предприятий государственными и коммерческими банками под залог закрепленной за ними собственности с формированием льготных страховых резервов.

В 2000 г. был сделан первый шаг для улучшения состояния части казенных и государственных предприятий: шести казенным и восьми государственным предприятиям созданы льготные условия по реструктуризации и списанию задолженности, капитальному строительству, передаче в коммунальную собственность объектов предприятий и пр. Но для большинства казенных предприятий проблемы их функционирования не решены.

Поддержка высокотехнологичных предприятий

Украина имеет большое количество высокотехнологичных предприятий ОПК. Государство должно создать благоприятные условия для их функционирования и способствовать продвижению их продукции на международные рынки. Если действовать разумно и активно, то продукция может реализовываться с высокой прибылью.

Сегодня большинство таких предприятий не имеют оборотных средств и государственных заказов, растет их задолженность перед государством. Если списать их долги, предоставить определенные льготы и финансовую поддержку, через относительно короткое время количество высокотехнологичных предприятий, успешно работающих на международных рынках, значительно возрастет.

Для успеха на этом направлении нужно иметь «замкнутый круг» решенных вопросов: Государственный перечень высокотехнологичных предприятий, характеристики объемов дополнительных бюджетных затрат на их поддержку и предоставление льгот, объемы задолженности, которые нужно списать, характеристики внешнего (внутреннего) рынка продукции и обоснование возможностей занять в его сегменте определенную нишу, прогнозные характеристики экономического эффекта для государства от деятельности высокотехнологичных предприятий и сравнение их с соответствующими дополнительными государственными затратами и пр.

Ряд высокотехнологичных предприятий имеют около 100% продукции, которую можно производить с использованием технологий мирового уровня (первая группа), остальные — значительно меньше (вторая группа). В условиях ограниченных экономических возможностей создавать льготные условия, одинаковые для всех предприятий, нецелесообразно; нужна их дифференциация по соответствующим критериям.

Госкомитет промышленной политики вместе с самими предприятиями, а также с участием специалистов Государственной комиссии по вопросам ОПК Украины могли бы инициировать рабочий проект по технико-экономическому обоснованию государственной финансовой поддержки и предоставлению льгот высокотехнологичными предприятиям Украины, который должен стать приложением к проекту Закона Украины «О возрождении высокотехнологичных предприятий».

Углубление военно-технического сотрудничества

Целесообразно углублять экономически выгодное сотрудничество в сфере совместного производства ВВТ, особенно если это не требует значительных капиталовложений в создание научно-технического оснащения, технологий, испытательно-производственной базы. Такое ВТС позволяет использовать новейшие технологии стран, уменьшает стоимость образца ВВТ, способствует экономии средств за счет использования имеющихся технологий и инфраструктуры.

В нынешних условиях наиболее перспективным партнером в ВТС для Украины является Россия. В течение последнего года произошли значительные положительные изменения в отношениях Украины и России в экономической сфере. Заметны изменения и в военном сотрудничестве: по сравнению с 1998 г. количество совместных учений возросло почти вдвое. В ходе последней встречи Президентов Л.Кучмы и В.Путина достигнута договоренность о расширении сотрудничества в военной и военно-технической сферах.

Как и Украина, Россия еще окончательно не преодолела этап кризисного состояния. Своими силами РФ не может развернуть в достаточных объемах промышленное производство ВВТ. Сегодня для России разработка новейших вооружений — это скорее попытка не потерять современные оборонные технологии и потенциал ВПК, а также реклама для потенциальных стран-импортеров, нежели производство ВВТ для собственных ВС.

Россия понимает, что Украина, как никакая другая страна, с технологической и производственной точек зрения подготовлена к взаимовыгодному сотрудничеству, а это — значительная экономия средств. Кроме того, Украина для России — довольно привлекательный рынок вооружений, потребности в которых, учитывая состояние вооружений ВС, из года в год будут возрастать. Украина ни с какой другой страной, кроме России, не сможет обеспечить в нужные сроки крайне необходимое техническое переоснащение своих ВС.

Предприятия ОПК Украины вносят вклад в производство российских вооружений, в т. ч. тех, что стоят на вооружении ВС Украины. Сегодня более 400 российских предприятий зависят от поставок с Украины; с другой стороны, более 70% предприятий-поставщиков систем и комплектующих для украинских оборонных предприятий находятся в России.

Сотрудничество с Россией не перечеркивает планы Украины наладить ВТС со странами Запада, несмотря на их неизменную сдержанность и настороженное отношение России, которая может рассматривать расширение ВТС с Западом как попытку сделать рынок вооружений Украины «прозападным».

Разрабатывая новые подходы к будущему ВТС со странами Запада, нужно учесть, что они сегодня крайне обеспокоены уровнем оборонного потенциала Европы: затраты Европы составляют 60% от военных затрат США, тогда как европейский оборонный потенциал не превышает 10% американского. Страны ЕС планируют значительно повысить возможности европейского ВПК. Сегодня они на пути «генерации» автономных европейских вооруженных сил, что не может не сопровождаться созданием нового ВТС. Подписание летом 2000 г. рамочного соглашения относительно реструктуризации и интеграции ВПК Франции, Германии, Италии, Испании, Швеции и Великобритании дает серьезные основания для такого вывода.

Украине, стремящейся вступить в ЕС, движение стран ЕС к военной и военно-технической «самостийности» создает новые предпосылки для начала ВТС.

Новыми инициативами по созданию таких предпосылок можно назвать подготовку и обсуждение проекта декларации о готовности Украины принимать участие в европейских военных структурах (как это сделали кандидаты на членство в ЕС), институализацию военно-политического партнерства ЕС с Украиной, обращение с соответствующим письмом к высшим должностным лицам ЕС и НАТО с изложением комплекса проблем и предложений по целесообразности развития ВТС Украины со странами ЕС, имея в виду высокий уровень возможностей Украины именно в этой сфере, проект декларации о готовности Украины придерживаться Кодекса поведения ЕС относительно экспорта оружия в случае привлечения украинских предприятий в европейский оборонный сектор и пр.

Положительный импульс может дать и новая инициатива совместной рабочей группы Украина—НАТО по вопросам обороны, согласованная 05.10.2000 г. — по проведению планирования и оценки сил в рамках программы «Партнерство во имя мира» с учетом поддержки проведения оборонной реформы в Украине.

Совершенствование законодательной базы

Нужно разработать Закон Украины «О военно-технической деятельности в Украине», где определить ее цель и задачи, принципы и механизмы планирования и реализации, полномочия органов законодательной и исполнительной власти в этой сфере деятельности. В законе должны быть определены центральные органы исполнительной власти, ответственные за формирование и реализацию ВТС, координацию внедрения оборонных технологий в гражданское производство, выполнение планов разработки, производства и поставок ВВТ в ВС и другие воинские формирования Украины.

Следует начать разработку Закона Украины «Об оборонном бюджете», в котором определить принципы, порядок и особенности формирования оборонного бюджета, в частности расходов на реструктуризацию ОПК и повышение его возможностей, ответственность Министерства финансов за своевременное финансирование оборонного заказа.

Принятие Закона Украины «О казенных предприятиях» позволило бы более четко определить принципы и механизмы финансирования казенных предприятий, новые подходы к распределению их прибыли, возможность создания совместных предприятий с участием как резидентов, так и нерезидентов, нормы правовой защиты казенных предприятий от банкротства.

Принятие Закона Украины «О возрождении высокотехнологичных предприятий» обеспечило бы создание льготных условий их
функционирования, реструктуризацию и списание задолженности перед государством, предоставление дополнительной финансовой поддержки для выпуска конкурентоспособной продукции и, как следствие, увеличение объемов высокотехнологической продукции, которая будет выгодно реализовываться на международных рынках.

Вместо заключения

Решение проблемных вопросов развития ОПК требует значительного времени и концентрации усилий всех государственных структур. Мы должны выработать единый государственный подход к обоснованному выбору облика перспективных ВС, приоритетов производства ВВТ на перспективу, направлений реструктуризации ОПК и обеспечить надлежащую экономическую и материальную поддержку развития ОПК. Если мы этого не сделаем, то о создании в Украине более-менее самодостаточной оборонной промышленности нам придется забыть, и забыть надолго.

Предложенные в статье подходы к решению проблемных вопросов развития ОПК, безусловно, требуют детальной проработки. Мы приглашаем читателей «ЗН» к дискуссии о выборе рациональных путей развития ОПК — это вопрос исключительной важности для нашего государства.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме