НОВАЯ БЕРЛИНСКАЯ СМЕСЬ

25 мая, 2001, 00:00 Распечатать Выпуск №20, 25 мая-1 июня

Командировка в Берлин началась с легкого шока. Подъезжая к Александр Платц и уже было приготовивш...

Командировка в Берлин началась с легкого шока. Подъезжая к Александр Платц и уже было приготовившись продемонстрировать коллегам гостиницу «Рэдиссон», в которой останавливалась четыре года назад, я так и замерла с вытянутой рукой — вместо современного респектабельного отеля перед нами оказалось огороженное строительным забором полуразрушенное здание с зияющими пустыми глазницами вместо окон и свисающей отовсюду арматурой. Гигантская машина откусывала страшными ножницами от одной из стен (где-то там была моя комната!) очередной кусок.

— Что случилось с «Рэдиссон»? — потрясенно спросила я у наших сопровождающих.

— Ничего, — пожали те плечами, — инвестор решил здесь построить что-то другое.

— И что же здесь будет?

— Новая гостиница.

— …

«Изюминки» новой старой столицы

 

Берлин строится и перестраивается с такой скоростью, что, боюсь, через несколько лет я снова буду удивленно оглядываться вокруг, пытаясь узнать когда-то знакомые площади и улицы. Вот еще одно потрясение: когда я последний раз была на Потсдамер Платц, там шла огромная стройка, а теперь на этом месте сверкают грандиозные Даймлер-сити и Сони-центр, занимающие целый квартал (здесь теперь можно проводить отдельные экскурсии), и просто не верится, что все это можно было отстроить всего за четыре года.

В глаза бросаются две «изюминки» нового Берлина: так называемая «новая берлинская смесь» и повальная прозрачность возводимых зданий — символ новой политики открытости новой старой столицы Германии. Похоже, что берлинцы просто помешаны на этой открытости. Представьте себе, например, стометровое офисное здание с совершенно прозрачными стенами. С улицы можно запросто наблюдать, что происходит внутри: вот в этой комнате молодые люди «прилипли» к экранам компьютеров, вон там слева, по всей видимости, начальник отчитывает подчиненного, а на третьем этаже молодая девушка чистит банан и задумчиво смотрит на улицу. Кстати, как нам рассказали то ли серьезно, то ли в шутку, у женщин, работающих в подобных офисах, есть одно неудобство: они не могут носить юбки. А я, честно говоря, не знаю, как бы себя чувствовала, доведись мне работать на стометровой высоте, когда вместо надежной бетонной или кирпичной стены от внешнего мира тебя защищает прозрачное и хрупкое на вид стекло.

Но берлинцам новшества архитектуры, похоже, нравятся, так как прозрачными строятся не только офисы, но даже посольства. Например, шесть скандинавских государств возвели себе общий посольский комплекс из прозрачных зданий с прозрачным же «Совместным домом», куда пускают посетителей и проводят экскурсии и «дни открытых дверей». Это называется «новая открытая дипломатия». «Дни открытых дверей» и экскурсии бывают и во многих других посольствах, а также в германских министерствах и ведомствах, а новое здание министерства иностранных дел ФРГ также наполовину прозрачное. Рассказывают, что только посольство России долгое время не хотело «открываться», и союзу экскурсоводов понадобилось два года, чтобы добиться разрешения провести там экскурсию.

Символом нового Берлина стал новый прозрачный купол рейхстага, куда можно подняться на скоростном лифте и поглазеть сверху не только на город, но и в зал заседаний германского парламента. Немецких депутатов, похоже, не страшит, что кто-то может увидеть их дремлющими на рабочем месте или ковыряющимися в носу.

Кстати, даже в канцелярию федерального канцлера теперь иногда пускают «поглазеть». Тем более есть на что. Новое здание ведомства канцлера тоже впечатляет. Берлинцы, любящие придумывать всем новым сооружениям остроумные названия, окрестили его «слоновой стиральной машиной», «глазом канцлера», «колизеем Коля» (Kohliseum) и «стадионом имени Шредера». Любопытно, как распорядилась история (точнее, люди, которые ее творят): новая штаб-квартира главы правительства новой Германии отстроена на том самом месте, где когда-то Гитлер планировал соорудить Великий зал народа и специальное огромное поле для проведения нацистских митингов и съездов.

Резиденция канцлера находится в том же здании, что и его офис. Это тоже в какой-то мере отвечает принципу «новой берлинской смеси», в соответствии с которым инвесторы, застраивающие и меняющие облик Берлина, должны, помимо офисов, обязательно строить там же и жилье (не менее 20%), чтобы избежать появления «мертвых» кварталов. Поэтому даже в таких центрах, как «Даймлер» и «Сони», офисы соседствуют с жилыми апартаментами, многочисленными магазинами, мастерскими, кафе, кинотеатрами и подземными автостоянками. Наверное, при большом желании в Берлине теперь можно родиться, прожить и проработать, а затем умереть, никуда не выезжая за пределы родного квартала.

 

Берлин панельный

«Новую берлинскую смесь» вы встретите не только в новом центре новой немецкой столицы. В отличие, например, от столицы украинской (где облагораживаются, ремонтируются и выстилаются красивой плиткой только центральные улицы и площади, а в «спальных» районах водители по-прежнему чертыхаются, попадая в очередную колдобину), берлинским «борщаговкам» и «теремкам» уделяется не меньше внимания, чем правительственному кварталу или все той же Потсдамер Платц.

Обитатели украинских «хрущевок» и панельных «шедевров» советской архитектуры могут пока только позавидовать жителям преображенных панельных районов восточной части Берлина. Множество строительных фирм, взяв банковские кредиты под гарантии земли Берлин (вложенные средства планируется «отбить» примерно за 30 лет), выкупили у государства целые кварталы панельных домов, построенных во времена ГДР, и за короткий срок буквально преобразили их, превратив в достойное и соответствующее современным немецким стандартам жилье.

Председатель правления одной из таких фирм — АО «Мега» — Зигрид Херфнер провела для украинских журналистов небольшую экскурсию по обновленному кварталу панельных домов (2400 квартир были модернизированы всего за восемь месяцев). Как оказалось, пяти-шестиэтажные дома строились в ГДР не потому, что восточные немцы боялись высоты, а потому что в стране тогда были большие проблемы с производством лифтов. Но теперь, после реконструкции, у малоэтажности оказались свои преимущества — облагороженные и буквально утопающие в цветах и зелени кварталы выглядят очень уютно. А лифты были просто пристроены снаружи к каждому парадному. Изменилась и планировка квартир — исчезли кухоньки-клетушки без окон (таких, кажется, не было даже в Советском Союзе), увеличились гостиные. Аренда подобной квартиры (около 70 кв.м.) стоит теперь примерно 930 DM в месяц. За несколькими домами присматривает один «завхоз» — мастер на все руки. Одного такого мы застали за закраской молодежных художеств на белоснежных стенах дома. Оказывается, если «завхоз» не вернет фасаду дома первозданный вид в течение двенадцати часов, то его оштрафуют. Ну а на случай серьезной аварии круглосуточно работает специальная коммунальная служба, услуги которой также входят в стоимость аренды. Кстати, в каждом квартале стоит специальный почтовый ящик для жалоб и предложений жильцов. Судя по идеальному, на наш взгляд, состоянию домов и дворов, жалоб у жителей либо нет, либо все они удовлетворяются молниеносно.

Как и в центре Берлина, здесь все рядом — в двух шагах построен офисно-торговый центр, в котором есть не только кафе, магазины (с точно таким же ассортиментом товаров, как и в центре города) и филиалы множества банков, но даже частные врачебные кабинеты буквально всех специалистов и небольшой стационар на 40 мест.

Здесь, по-видимому, очень приятно и удобно жить. И очень хочется, чтобы открывающаяся в этот понедельник в рамках визита в Киев правящего бургомистра Берлина г-на Эберхарда Дипгена выставка «Новый Берлин — конструкция и реконструкция немецкой столицы», а также совместный украинско-немецкий семинар по развитию панельных массивов не прошли для Киева и его руководства даром, и опыт немецких фирм (кстати, с большим интересом поглядывающих на украинский рынок) нашел бы применение и в нашей столице.

 

«Партнеры по Берлину»

 

Это была воистину гениальная идея — создать подобную фирму, чтобы рекламировать свой город, причем не только для иностранцев, но и для собственных жителей. Замысел возник еще даже до переезда столицы в Берлин, поскольку, как рассказала нам ответственная за связи с прессой общества по столичному маркетингу «Партнеры по Берлину» Беттина Тормейер, в начале девяностых развитие города затормозилось, и нужно было «подтянуть» будущую столицу до уровня других немецких мегаполисов.

«Партнеры» были созданы как ООО, учредителями которого стали сенат Берлина и поначалу 20, а теперь уже 130 коммерческих фирм и концернов, среди которых такие гиганты, как «Люфтганза», «Даймлер-Крайслер», «Сименс», множество СМИ и издательств. Общество по столичному маркетингу создавалось как неприбыльная организация (существующая исключительно за счет взносов своих учредителей, составляющих до 300 тыс. DM в год) с единственной целью рекламировать город и главной задачей генерировать интересные имиджевые идеи и организовывать их воплощение. Расходы на каждый проект берут на себя 50x50 сенат Берлина и коммерческие учредители фирмы, а проверяются — счетной палатой сената.

Первый проект «Партнеров» стал одним из самых интересных и реализуется уже пятый год. Тот, кто побывал в Берлине во время грандиозных строек, наверняка запомнил ужасный шум, пыль и бесконечные автомобильные «пробки». А представляете, каково было берлинцам? И тогда главе «Партнеров» Фолькеру Хассемеру, бывшему сенатору по городскому развитию, пришла в голову потрясающая мысль — открыть стройки для публики. Не только для «рабочих экскурсий» мэра и президента со свитой, а для всех без исключения желающих. Успех идеи был колоссальный — стройки посетили десятки тысяч гостей города и самих берлинцев, которые после этого стали гораздо терпимее относиться к временным неудобствам. И теперь фирма неразрывно связана с развитием города, выйдя уже с некоторыми проектами на международный уровень.

Берлинцам же наверняка запомнился проект «Долгая ночь музеев». До 1998 г. большинство берлинских музеев страдали от недостатка посетителей. «Партнеры» стали искать возможность улучшить ситуацию и предложили им открыть свои двери ночью. Хотя бы попытаться один раз. Поначалу рискнули всего двенадцать музеев, но успех оказался настолько масштабным, что теперь в ночных мероприятиях принимают участие более 70-ти.

Еще в середине 90-х в Берлине было совсем мало высококлассных «звездных» поваров. С 1997 г. «Партнеры» стали проводить конкурс на лучшего повара города, и как утверждают, сегодня необходимость в нем уже отпала. На счету маркетинговой фирмы и проекты «Самый дружелюбный водитель такси» и «Самый любезный берлинец» (они возникли в связи с распространенным мнением о недостаточной любезности жителей немецкой столицы). Сегодня «Партнеры» собирают самые интересные истории, рассказанные таксистами города.

Для украинских бизнесменов, отцов города, да и простых горожан, наверное, еще непонятно, как можно добровольно вкладывать сотни тысяч марок не в рекламу собственных предприятий, а в развитие города, и кому нужны поиски «дружелюбных» таксистов. Но берлинцы, вероятно, уже понимают, что пассажиром водителя-хама может оказаться ваш деловой партнер, у которого есть еще сотня возможностей вложить свои деньги туда, где при всех многих равных условиях не хамят, вкусно кормят, где прохожие улыбаются друг другу и с удовольствием объясняют дорогу приезжим. Они понимают, насколько важно создание особой атмосферы, особого духа города, в котором все ощущают себя не случайными сожителями, а добрыми соседями, и в котором уже просто невозможно нагадить в подъезде или сломать детские качели.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №48, 15 декабря-20 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно