НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОГО КРЫМА

Поделиться
17—18 мая 2000 года крымчане отдавали дань памяти жертвам преступной депортации из Крыма, всем тем, к...

17—18 мая 2000 года крымчане отдавали дань памяти жертвам преступной депортации из Крыма, всем тем, кто 56 лет назад был насильственно выселен с полуострова по национальному признаку — крымским татарам, армянам, болгарам, грекам, немцам, представителям ряда других национальностей.

Эти дни напомнили всем, что Крым не только благодатный край. По остроте геополитических, геостратегических, экономических и конфессиональных интересов разных государств Крым не имеет равных не только в рамках государства Украина, но и на всем постсоветском пространстве.

На республиканском траурном собрании, состоявшемся 17 мая, я сказал, что каждый крымчанин независимо от национальности понимает, что годы депортации — это одна из самых мрачных страниц в истории полуострова.

В Крыму, как ни в каком другом регионе, существует в миниатюре тот многонациональный народ, который воплотил в себе всю многоликую палитру бывшего Советского Союза, многонациональный народ, который некогда назывался советским. Наша крымская суть и наша мера ответственности за судьбу Крыма — в нашей многонациональности. И дух Крыма — это дух интернационализма. В этом своеобразие и особенность Крыма. Потому он и является носителем особого статуса. Крым — это та святая земля, на которую в равной степени могут претендовать люди всех национальностей, здесь проживающих. Эти люди объединены общими корнями, уходящими в глубокую крымскую историю, напоенную не только морской влагой и солнцем, но и кровью поколений.

Крым принадлежит всем. Это — наш общий дом.

Исторические факты свидетельствуют, что свою лепту в Победу внесли люди различных национальностей, в том числе и крымские татары. Есть среди них свои герои. Весь мир знает имя легендарного сына крымскотатарского народа Амет-Хана Султана, дважды Героя Советского Союза, заслуженного летчика-испытателя, лауреата Государственной премии, почетного летчика Франции. В преддверии празднования 55-й годовщины Победы советского народа над фашистской Германией Амет-Хану Султану было присвоено самое высокое звание Автономной Республики Крым — «Почетный крымчанин», и именем этого великого крымского татарина названа одна из центральных площадей города Симферополя. Крымские татары в годы оккупации пострадали не меньше, чем крымчане других национальностей. Из 134 деревень предгорной и горной зон Крыма, сожженных фашистами в отместку за действия партизан, 132 деревни были почти поголовно крымскотатарскими.

Но было и другое. Были трагические ошибки, последствия и бремя которых несут на себе современные поколения.

Как говорится, историю не изменить. Были среди крымчан, крымских татар в том числе, и в количестве немалом, те, кто запятнал себя верной службой у страшной «коричневой саранчи», обрушившейся на отчий край. Были. Но нужно правду говорить и о том, что были недочеловеки и среди других национальностей, в том числе у русских и украинцев. На многих война наложила свою роковую отметину. Но может ли весь народ нести ответственность за отдельных своих отщепенцев? Можно ли из-за поступков отдельных людей вешать ярлык «предателя» на весь народ, как это было сделано? Ответ ясен: нет и еще раз нет.

Эпоха депортации полна глубокого драматизма. Я понимаю и разделяю боль каждого крымского татарина, который был незаслуженно депортирован в том уже далеком для всех нас 1944 году, каждого грека, немца, армянина, болгарина, кто с неумолимостью был вырван из милого сердцу, сложившегося многими годами, устоявшегося быта, оторван от родного очага. Особенно понятна боль каждого, кто вернулся после 9 мая 1945 года от стен рейхстага как победитель в свой родной Крым, а его тут же депортировали. Фронтовики увольнялись из армии и отправлялись в места высылки на основании специальных приказов.

В 1989 году Государственная комиссия Верховного Совета СССР представила обширный реабилитирующий материал. Была приняла Декларация Верховного Совета СССР о признании преступными и незаконными репрессивных актов против народов, подвергших насильственному переселению, и обеспечении их прав, в том числе прав крымскотатарского народа. Двумя годами раньше началось массовое возвращение крымских татар в Крым.

С этого периода мы прошли более чем двенадцатилетний тяжелейший путь. И на этом пути все было непросто. Были недоверие и страх перед неизведанным, озлобление части крымчан тем, что нарушается привычный и устроенный быт ради непонятных тогда и раздражающих требований прибывавших из депортации людей. Было первоначальное отторжение непривычных бытовых и культурных традиций, которые они принесли с собой из мест прежнего проживания. Все это было. Но выкристаллизовалось главное. Познание боли крымскотатарского народа, так же, как и боли болгар, греков, армян, немцев, на этом пути привело нас к взаимопониманию, к той надежной основе, которая цементирует крымское многонациональное содружество.

Основой пути к взаимопониманию стало и возрождение прерванных традиций, противоречивый и сложный процесс политической интеграции возвратившихся репатриантов в новое общество. Проблема возвращения ранее депортированных лиц и их потомков с начала девяностых годов стала доминирующей в комплексе вопросов национальных и межнациональных отношений в Крыму. Более того, эта же проблема сыграла роль катализатора в воссоздании Крымской автономии как фактор своеобразного межнационального примирения между всеми крымчанами.

Шаг за шагом вместе с возвращением людей стали развиваться на родной земле национальные культуры.

Открылись первые школы с крымскотатарским языком обучения. Появились отделение крымскотатарской филологии в университете и факультет крымскотатарского языка и литературы в Крымском государственном индустриально-педагогическом институте, специализированное издательство учебной литературы «Крымучпедгиз».

Понятно стало главное: решение проблемы языкового образования и воспитания, подготовка для этого высокопрофессиональных кадров — это главный путь возрождения национальных культур. Затраты в этой сфере эффективно влияют на межнациональное согласие, ускоряют процессы интеграции репатриантов.

И все же проблемы межнациональных отношений и языковой ситуации, развиваясь небесконфликтно, на мой взгляд, сегодня отодвигаются на периферию сознания простого человека. На первом месте, к сожалению, проблема выживания: возрастающей бедности, безработицы, неблагоустроенного жилья, низкого уровня социальной защищенности, ухудшающегося качества жизни людей. Это, кстати, главные причины того, что не все планирующие возвращение в Крым могут сегодня вернуться на родину.

В дни памяти жертв депортации я преклоняюсь перед теми людьми, аксакалами, кто правовыми политическими методами создали национальное движение крымских татар. Преклоняюсь и чту память тех, кого я лично знал и кого уже нет в живых, людей, сумевших достойно пронести через всю свою жизнь мечту о возвращении в свой горячо любимый край. Не удовлетворения собственных амбиций и приобретения отличительных привилегий искали они в национальном движении, но неукоснительно требовали восстановления законных конституционных прав народа, главное из которых — возвращение в Крым.

Поэтому национальное движение носило массовый характер, строило свою деятельность на подлинных принципах демократии, а значит, пользовалось всесторонней поддержкой всего народа.

С годами состав руководства национального движения стал качественно меняться за счет новой молодой по возрасту «поросли» крымскотатарских политиков. Вместе с ними к концу 80-х годов, периоду пика возвращения крымских татар в Крым из мест бывшего проживания, коренным образом меняется существо выдвигаемых требований. На смену политической взвешенности ветеранов приходит охотничий азарт нетерпеливой молодежи.

В условиях, когда стала колебаться вся система властных отношений в Украине, новая разновидность лидеров национального движения посчитала возможным выдвинуть новую стратегическую установку: создание в Крыму национальной крымскотатарской автономии. И как переходное средство достижения этой цели — проведение курултая (съезда) крымских татар и создание на нем постоянного исполнительного органа — меджлиса.

Действуя с самого начала вне правового поля Украины как нелегитимный политико- административный субъект, меджлис выбрал конфронтационную модель отношений с органами власти.

Адресуя им свои требования от имени всего народа, манипулируя его недовольством, организуя различные акции протеста и силовые действия, этот орган до сего дня не хочет разделять с властными структурами Украинского государства ответственность за решение жизненно важных проблем, за реальную многоплановую работу. Любую критику в свой адрес лидеры меджлиса, утратив многие демократические традиции национального движения, характеризуют как «нагнетание антитатарского психоза». Отстранены от рычагов управления ветераны национального движения.

Нужны или нет представительные органы того или иного народа в государстве? Если нужны, тогда они должны быть предусмотрены Конституцией и законодательством Украины, быть легализованными, в них должны быть представлены все слои этого народа и его организации.

А главное — они не должны превращаться в фактор дестабилизации этнополитической ситуации, устанавливать режим «двоевластия» в отношении той или иной нации, вести к возрождению этнонационализма.

Сегодня меджлис — единственная нелегальная организация, действующая в Украине, не признающая ее законов, но возглавляемая народными депутатами Украины, склонная выдвигать националистические лозунги, крайние требования, замешанные на идее межнациональных распрей и направленные на разжигание вражды. Никогда ни к чему доброму это не приводило.

Данная тема — предмет большой и серьезной дискуссии. И такую дискуссию я согласен вести с теми крымскими татарами, которые, во-первых, готовы к конструктивизму, во-вторых, не идут сознательно на конфронтацию с законом, с государством, с властью, а в-третьих, не стоят на крайних националистических позициях.

Я абсолютно уверен и знаю из опыта общения с крымскими татарами, что те из них, которые вернулись в Крым и до сих пор не обустроены (многие живут в землянках, не имеют рабочих мест), — эти люди хотят жить в мире и дружбе с русскими, украинцами, белорусами, армянами, болгарами, греками (перечень можно продолжить), хотят, чтобы Крым действительно был общим домом. И этим людям, простым крымским татарам, не нужно ни политиканство, ни фактически принудительное втягивание в противостояние с властями, с крымчанами других национальностей. На «горбу» этих рядовых крымских татар хотят «ехать» и их руками доставать горячие угли из костра те, кто сжигал 8 апреля 1999 года перед зданием Верховной Рады Автономной Республики Крым текст Конституции Крыма, те, кто дает команды ставить палатки, обвешанные политическими лозунгами.

Народ состоит из конкретных людей. И большая часть их бед носит социально-экономический характер. Без решения первоочередных социально-экономических задач сложно говорить о каких-то мерах по реальной политической стабилизации на Крымском полуострове. Это понимают и руководство Украины, и органы власти Крыма. В частности, нами разработана и принята конкретная программа обустройства и социально-культурного развития депортированных граждан в Автономной Республике Крым на 2000 год, для реализации которой из крымского бюджета уже в текущем году выделены немалые средства. И мы будем продолжать эту работу.

Мы также недавно вновь поставили перед руководством страны вопрос о необходимости скорейшего принятия Верховной Радой Украины государственной программы социально- экономической интеграции в украинское общество ранее депортированных лиц и их потомков.

В этой связи мы будем усиливать контроль за целевым использованием средств, выделяемых из государственного и республиканского бюджетов на обустройство депортированных. Власти Автономной Республики Крым будут добиваться расширения сотрудничества с государствами— членами СНГ, международными организациями и фондами выработки конкретных механизмов оказания ими помощи возвращающимся на родину людям.

Специфика этнополитической ситуации в Украине в целом, и в Автономной Республике Крым в частности, незамедлительно должна найти адекватное отражение в правовых нормах. Пора государству сказать свое четкое официальное слово, дать ориентиры. Именно продуманная национальная политика сделает многонациональность Украины источником ее силы и стабильности. Не должно быть подмены национальной политики региональной, партийной и всякой иной политикой. Не должен каждый руководитель, каждый политик говорить свое при молчании Центра, при молчании закона, ориентироваться только на ситуативные задачи.

Будет правильно предусмотреть обязательное рассмотрение в Верховной Раде, Кабинете министров Украины всех законопроектов по вопросам межнациональных отношений при их предварительном согласовании с местными органами власти и самоуправления, национальными объединениями граждан. Тогда будет величайшее уважение друг к другу, тогда будет действительно демократическое сотворчество народов. Тогда национальная политика будет честной, открытой и понятной для всех народов страны. Тогда у этих народов будет формироваться не национальная номенклатура, а национальная элита.

Верховная Рада Крыма уже не раз высказывалась за скорейшее принятие закона Украины о национально-культурной автономии, реализация которого может существенно улучшить защиту национальных интересов граждан Украины. Недавно мы начали подготовку проекта концепции межнационального согласия в республике.

По нашему мнению, в основе такой концепции может быть единственно верная для всех крымчан формула: «Крым — интернациональный».

Крым — республика, где жила и живет многонациональная общность людей, где переплетаются семьи разных народов. Именно это делает будущее Крыма особенно привлекательным и перспективным в общеевропейском и общемировом развитии. И важно, чтобы такое будущее не затмевалось межнациональными трениями и конфликтами.

Именно шаги по снижению уровня деполитизации проблем ранее депортированных, обеспечение реального равноправия всех этнических групп населения расширяют возможности по привлечению ресурсов европейских и других международных структур для возвращения и обустройства людей.

Сегодня на чаше весов спокойствие и благополучие всех крымчан, из которых в одинаковой степени нуждаются в заботе старики, дети, люди всех возрастов и всех национальностей. Никогда не будет покоя в нашем общем доме, если кто-то из его обитателей будет претендовать на свою исключительность. А спокойный Крым — это спокойная Украина. Спокойная Украина — это спокойная Европа.

У нас великая история. У нас есть чем гордиться. У нас есть чему учиться. Но каждый из нас, стремясь сохранить свою историю, увековечить память великих предков и внести свою лепту в строительство общего храма чистоты, согласия и мира, должен помнить о главном: всего этого можно будет достичь только на основе принципа равноправия наций.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме