НАКАНУНЕ НЕСОСТОЯВШЕГОСЯ САММИТА

2 марта, 2001, 00:00 Распечатать Выпуск №9, 2 марта-8 марта

Интеграционная ГУУАМовская феерия на берегах Днепра, запланированная на следующую неделю, была отложена на неопределенное время...

Интеграционная ГУУАМовская феерия на берегах Днепра, запланированная на следующую неделю, была отложена на неопределенное время. Официальный мотив — просьбы Азербайджана и Молдовы. Если в первом случае речь идет о вежливо-дипломатической «чрезмерной занятости», то во втором — о возможных кардинальных изменениях в позициях относительно ГУУАМ.

На прошедших парламентских выборах в Молдове убедительную победу одержали коммунисты. Левые получили большинство мест в парламенте, а значит, реальную власть в республике. По информагентствам прогремело заявление первого секретаря ЦК Компартии Молдовы В.Воронина о возможности вступления республики в Союз России и Беларуси. В украинском политбомонде бурно заговорили о выпадении буквы «М» из аббревиатуры ГУУАМ, а МИД Украины высказал предположение, что Кишинев все же будет придерживаться взятых на себя обязательств в многосторонних отношениях...

Перенос саммита, на котором предполагалось учредить новую международную организацию, — явление знаковое, вызывающее немало вопросов. Только ли вышеназванные причины отодвинули киевскую встречу? Что есть нынешний ГУУАМ? Каковы его перспективы? Как выстраивать отношения в рамках «пятерки» или далее «четверки»? На некоторые из них попытаемся ответить.

Великолепная«пятерка», или Этапы шелкового пути

Что бы ни говорили дипломаты, но обстоятельства тесного сплочения Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы во время переговоров по многостороннему соглашению о фланговых ограничениях в Европе и вся логика дальнейшего взаимодействия стран ГУАМ с примкнувшим к ним позже Узбекистаном свидетельствуют о том, что изначально главные причины его создания лежали в политической плоскости. И связаны они были в первую очередь с желанием использовать кумулятивный эффект объединения возможностей для поиска новых аргументов в диалоге с Россией.

Когда же в апреле 1997 г. был подписан Договор о Союзе России и Беларуси и постепенно начал вырисовываться российский сценарий жесткой внутриСНГовской интеграции, который явно не устраивал Киев, Тбилиси, Кишинев и Баку, было создано альтернативное объединение.

Надо признать, на начальном этапе ГУУАМ проявил достаточную жизнеспособность, чему способствовала и инициативность Украины. Формат политико-консультативного форума позволял не только формировать общую позицию в ООН и ОБСЕ, но и переводить ее во внешнеполитические дивиденды.

Подкрепление идеи южной альтернативной дуги общими подходами по формированию стратегически важного транспортного коридора Европа—Кавказ—Азия объективно подталкивало к дальнейшей региональной интеграции, поддерживаемой США и вызывавшей сдержанное раздражение России.

Первые успехи внушили иллюзию возможности решения всех вопросов путем скорейшей институализации «пятерки». В сентябре 2000 г. во время Саммита Тысячелетия президенты ГУУАМ заявили о намерении оформить объединение в международную организацию.

Причем идея возникла как раз тогда, когда стали проявляться некоторые расхождения интересов членов неформальной группы. Оказалось, что Молдова и Узбекистан не в восторге от возможного наращивания сотрудничества в военной сфере, в то время как Грузия и Азербайджан дали понять, что видят ГУУАМ как мостик, позволяющий приблизиться к НАТО. Возник вопрос, куда пойдет каспийская нефть, в каких объемах и как скоро. Украина «вдруг» обнаружила, что гораздо легче подписывать политические декларации, чем строить нефтепроводы. Возникли вопросы с украинским проектом ГУУАМовской зоны свободной торговли, точнее по поводу пресловутых изъятий и ограничений. Оказалось, что, несмотря на некоторое экономическое оживление, внутренних инвестиций все равно мало, своего донора внутри ГУУАМ нет, а внешние спонсоры не спешат вложить серьезные деньги.

В это же время, почувствовав, что разноскоростное и разнонаправленное СНГ не срабатывает, Россия, Беларусь, Таджикистан, Казахстан и Кыргызстан учредили на базе Таможенного союза Евроазиатское экономическое сообщество (ЕАЭС). Членов сообщества (плюс Армению) связывает Договор о коллективной безопасности. Иными словами, создается евроазиатский военно-экономический блок (5+1) в виде новой международной организации.

Такая политико-экономическая фрагментация постсоветского пространства уже сейчас вызывает немало вопросов и проблем. В украинском МИДе высказывают опасения, что введение жестких таможенных правил членами ЕАЭС относительно других государств может значительно усложнить экономическую интеграцию в рамках ГУУАМ, в частности введение зоны свободной торговли.

В то же время в Украине, которая стремится стать региональным лидером, и поныне не наблюдается единой сбалансированной геополитической стратегии, которая бы объединила усилия властных структур вокруг проектов Евразийских транспортно-коммуникационных коридоров. Официально контакты со странами ГУУАМ не обозначены и в числе внешнеполитических приоритетов Украины.

Не создана под ГУУАМ и надежная база торгово-экономических отношений: в 2000 году поставки украинских товаров в страны ГУУАМ составили всего 2,53% общего экспорта. Доля в импорте товаров — соответственно 1,77%. Хотя за прошедший год торговля Украины с партнерами по ГУУАМ несколько оживилась, но, к примеру, за 10 месяцев минувшего года товарооборот Украины с Грузией в сумме был значительно меньше объемов торговли Украины, ну, скажем, с Новосибирской областью... Причем стоит учитывать и то, что экономические контакты гууамовцев все более ориентируются на дальнее зарубежье. (К примеру, в прошлогоднем товарообороте Грузии доля стран СНГ уменьшилась и составила 34,7%, из них 15,4% приходилось на Россию.)

В общем, учредительный саммит виделся панацеей в решении многих гууамовских проблем и должен был ответить на наиболее острые интеграционные вопросы. Но…

Почему отложен праздник?

Последнее время в странах
ГУУАМ и вокруг «пятерки» заметно усилились «факторы торможения» интеграционных процессов.

Во-первых, несколько изменилась геополитическая конъюнктура. По мнению западных экспертов, США, занятые предвыборными баталиями и ближневосточными проблемами, вели себя довольно пассивно на постсоветском пространстве. Более того, позиция новой американской администрации относительно стран—участниц ГУУАМ отнюдь не сулит безоблачных отношений с заокеанским партнером. «Кассетный скандал» явно не улучшил отношения Киева и Вашингтона. (Кстати, в ежегодном докладе о правах человека — уже при Дж. Буше — Госдепартамент США резко негативно оценил ситуацию в Украине). Добавим, что вряд ли американцы будут рукоплескать и победе коммунистов в Молдове. А для Европы, самоуглубленной в проблемы реформирования и расширения ЕС, интеграция ГУУАМ, мягко говоря, сегодня не в числе животрепещущих приоритетов.

С другой стороны, минувший год выдался благоприятным для укрепления позиций России в Евразийском регионе. Экономический рост в РФ сделал сотрудничество с ней привлекательным для стран Содружества. Политико-экономическая активность РФ на постсоветском пространстве возросла, в т.ч. и по минимизации альтернативного влияния ГУУАМ. В этом направлении Кремль осуществил ряд конкретных шагов.

Сближение Москвы и Баку. Во время январского визита В.Путина в Азербайджан стороны подписали Декларацию о принципах безопасности и сотрудничества на Кавказе, Декларацию по сотрудничеству на Каспии (которая явно сблизила позиции России, Казахстана и Азербайджана). По сообщениям СМИ, Россия заручилась обещанием Азербайджана прокачивать через трубопровод Баку—Новороссийск 2,2 млн. тонн нефти в год. Завис, правда, вопрос о Габалинской РЛС, но и перечисленного достаточно, чтобы говорить о преодолении паузы в российско-азербайджанском диалоге.

Жесткий разговор с Грузией. В декабре введен визовый режим, что весьма усложнило жизнь более чем полумиллиону грузин, работающих в России. Первого января «Итера» прекратила подачу газа на ТбилГРЭС, что привело к тотальным отключениям электроэнергии в праздничные дни. А РАО «ЕЭС» в конце января приняло решение вдвое сократить поставки в Грузию электроэнергии. Под российским прессингом ратифицирован «нулевой» вариант. Впрочем, встряска закончилась мини-примирением — в конце января два президента сообщили о начале новых взаимоотношений и о разработке нового «большого договора» между двумя странами...

«Газовое» притягивание Молдовы. В ноябре минувшего года «Газпром» пригрозил приостановить поставки газа в Молдову, выставив многомиллионные штрафные санкции. В ответ парламент республики предложил рассчитаться собственностью совместного предприятия «Молдовагаз». Однако «газовое» давление продолжалось. Во время январского визита премьер-министра Д.Брагиша в Москву россияне красноречиво «на после выборов» отложили подписание российско-молдавского соглашения по газовым долгам.

Бурное сближение с Украиной. После знаковой встречи президентов в Сочи, подписания в декабре «газового» меморандума последовала череда блиц-визитов высокопоставленных российских чиновников в Киев, увенчавшаяся «авиакосмической» встречей Л.Кучмы и В.Путина в Днепропетровске. С учетом внутриполитического кризиса, Киев как никогда нуждается в политической поддержке. Таковая была оказана... На Западе активно заговорили о «российском крене» во внешней политике Киева.

В общем, сегодняшнюю внешнеполитическую конъюнктуру благоприятной для ГУУАМ назвать сложно.

Во-вторых, внутриполитическая нестабильность в странах «пятерки» ретранслируется со знаком минус на ход интеграционных процессов ГУУАМ. Молдова была изначально слабым ходоком в группе идущих по шелковому пути. Прошлый год, начиная с апрельских студенческих волнений, обернулся чередой социально-политических потрясений, приведших в июле к превращению Молдовы в парламентскую республику, а в декабре — к острому парламентско-президентскому кризису. Все это в сумме предопределило успех левых сил на прошедших выборах.

Украина переживает отнюдь не лучшие времена. Дело Гонгадзе, многосерийный «кассетный скандал», сопровождаемый массивом негативных публикаций в мировой прессе, «разборки по гуманитарным понятиям» в Совете Европы, отставка и арест вице-премьера, расшатывание Кабмина, переход власти к силовым методам по отношению к оппозиции и т.д. и т.п. Все это подрывает престиж державы, сжигает политресурс государственной элиты, ограничивает возможности внешнеполитического маневра и, как следствие, вынуждает искать поддержку на Востоке. Украинский мотор ГУУАМ начал работать с перебоями...

Хватает проблем и у грузинского участника ГУУАМ: конфликт с Абхазией, острая энергетическая «недостаточность», проблема малоконтролируемого Панкисского ущелья, где нашли приют семь тысяч чеченских беженцев, конфликт вокруг российских баз. А вот недавно, к примеру, Аджария, где летом должны были проходить многонациональные учения под эгидой НАТО Cooperative Partner-2001, отказалась принимать подразделения альянса.

Есть основания для тревог и у узбекского лидера. Антитеррористический центр СНГ спрогнозировал возможное обострение обстановки в Центральной Азии весной-летом этого года. Для предотвращения терактов в марте планируется, в частности, проведение командно-штабных учений. Недавно И.Каримов заявил, что страны Центральной Азии не могут допустить повторения событий 1999—2000 гг., поскольку, по его словам, «за нами стоит мощный военный потенциал России».

Далеко не безоблачна внутриполитическая ситуация и в Азербайджане. Реальные очертания обретает проблема правопреемства власти. Подобные ситуации на просторах СНГ, по меньшей мере на определенный период, существенно ограничивают внешнеполитическую активность. Это по меньшей мере...

...И еще о причинах переноса саммита. Переноса из Киева в Ялту. Поговаривают, что международный бенефис ГУУАМ не мог состояться в Киеве еще и потому, что в столице Украины не нашлось четырех одинаковых пятизвездочных президентских апартаментов...

ГУУАМовские горизонты

Очевидно, возникшие сложности внешнего и внутреннего порядка, отодвинувшие саммит, не должны ставить под сомнение необходимость наращивания как двусторонних, так и многосторонних контактов в рамках группы ГУУАМ. Существующие механизмы сотрудничества еще не задействованы в полной мере. Жизнеспособность объединения будет определяется конкретными результатами партнерства, которые должны реально ощущать не только политический бомонд, но и промышленники, предприниматели, рядовые налогоплательщики, за счет которых, кстати, и проводятся саммиты.

Безусловно, долгий шелковый путь отнюдь не гладок и не усыпан розами. И идя по нему, очевидно, стоит обращать внимание на следующие моменты.

Во-первых, процесс превращения стран ГУУАМ в коллективный субъект геополитики в Черноморско-Каспийском регионе сопряжен с учетом интересов двух ключевых игроков — России и США. Также необходимо и выстраивание надежной системы контактов с другими международными институциями: европейскими, евроатлантическими, постсоветскими. Тогда можно говорить об укреплении стабильности в регионе. Ибо объединение стран в группу ГУУАМ предполагает не только «запараллеливание» политико-экономических потенциалов, но и сложение проблем, многие из которых силами ГУУАМ не решить.

Во-вторых, обретение статуса международной организации, формирование атрибутивных бюрократических структур не должно быть самоцелью. Это лишь рутинное средство для реализации общих интересов. Архиважно укреплять экономический стержень ГУУАМ — в противном случае любые политические конструкции провисают. Речь идет об активизации торговых контактов, развитии промышленной кооперации, закладке нормативно-правового фундамента для транспортно-коммуникационных коридоров (согласование транзитных тарифов, таможенных процедур и т.д. и т.п.). Иными словами, крепость организации прямо пропорциональна уровню взаимосвязанности экономик стран-участниц. А гуманитарное сотрудничество можно рассматривать в качестве производной составляющей. Ибо группа замышлялась не как туристический клуб и не как общество культурного обмена.

В-третьих, идея ГУУАМ, выгоды объединения должны быть понятно объяснены людям. Без сопровождающей пропагандистской кампании ГУУАМ останется задумкой президентов, постепенно вырабатывающих свой властный ресурс. (По результатам социологических опросов, проведенных Центром Разумкова в октябре 2000 года, лишь 1,5% населения считают приоритетными отношения Украины с ГУУАМ. В свою очередь, и большинство государственно-политической элиты Украины не отнесло контакты с Грузией, Молдовой, Азербайджаном и Узбекистаном к числу главных внешнеполитических приоритетов.)

* * *

Форсирование любой ценой процесса трансформации группы в международную организацию вряд ли целесообразно именно сейчас, учитывая ряд факторов внутреннего и внешнего порядка. Права на еще один перенос учредительного саммита ГУУАМ уже нет.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 12 октября-18 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно