«Нафтогаз» превращается в «Ливелу»

25 ноября, 2011, 16:33 Распечатать Выпуск №43, 25 ноября-2 декабря

Прозвучало поистине сенсационное предложение министра энергетики и угольной промышленности Юрия Бойко создать на базе НАК «Нафтогаз Украины» легального безналогового импортера нефти и продавца нефтепродуктов.

© Андрей Товстыженко, ZN.UA

18 ноября 2011 года парламент Украины отказался продлевать работу Временной следственной комиссии по расследованию деятельнос­ти безналогового импортера — фирмы «Ливела», проделавшей осенью прошлого года трехмиллиардную дыру в госбюджете. Виновных, как и следовало ожидать, не нашли. Но крайне символично, что за два дня до этого на заседании Кабинета министров прозвучало поистине сенсационное предложение министра энергетики и угольной промышленности Юрия Бойко создать на базе НАК «Нафтогаз Украины» легального безналогового импортера нефти и продавца нефтепродуктов. Неизбежный размер ущерба для госказны настолько велик — около 30 млрд. грн. в год, что данному законопроекту нефтегазового минис­терства многие… не придали особого значения. Скорее всего, никто не поверил в саму возможность реализации столь вопиющей инициативы в нынешних условиях, когда чернобыльцы и афганцы наступают со всех сторон. Между тем некоторые факты и обстоятельства говорят о том, что намерения легализировать «Ливелу» в лице «Нафтогаза» являются более чем серьезными.

«Бойко начал говорить сразу после того, как из зала вышел Клюев, которому принесли ка­кую-то записку», — так описывает очевидец эпизод заседания пра­вительства 16 ноября 2011 го­­да. «Вопрос нужно рассмотреть непосредственно сейчас, потому что нам нефть нужно ввозить», — эти слова традиционно немногословного Юрия Бойко успел за­фиксировать корреспондент агентства «Интер­факс-Украина», также покидая зал заседаний по требованию протокола. Как выяс­нилось позже, таким образом «энер­гети­ческий» министр презентовал коллегам законопроект о внесении изменений в Нало­говый
кодекс.

Суть предложения до гениальности проста. Пункт 1: разрешить НАК «Нафтогаз Украины» в 2012 году завозить импортную нефть без НДС и в таком же режиме перепродавать ее нефтеперерабатывающим заводам. Пункт 2: первую продажу нефтепродуктов, произведенных из «льготной» нефти, также освободить от обложения НДС. Все законотворчество уместилось на половине страницы.

Давайте сразу определимся, о чем идет речь. Получив весьма ощутимую 20-процентную льготу, «Нафтогаз» превратится в безальтернативного поставщика нефти, который замкнет на себе обеспечение всех действующих нефтеперерабатывающих заводов — «Укртат­нафту» (контролируется группой «Приват»), ЛИНИК (ТНК-ВР), Одесского НПЗ («Лукойл»). Их суммарная мощность составляет около 20 млн. тонн, которые при средней цене 100 долл./барр. (именно такой прогноз сегодня превалирует в оценках инвестбанкиров и экономистов) будут подлежать обложению 23 млрд. грн. НДС. Кроме того, из перерабатываемой нефти отечественные НПЗ получают около 30% мазута, который на внутреннем рынке не востребован и поэтому полностью экспортируется. Не вызывает сомнений, что нефтепереработчики поставят на возмещение экспортный НДС, а это еще около 6 млрд. грн.

Таким образом, цена вопроса — минимум 30 млрд. грн.

Бороться есть за что, и борьба началась. Участники заседания Кабмина 16 ноября достаточно скупо и off records рассказывают о нем. Инициативу сходу раскритиковали, во-первых, за отсутствие предварительного рассмотрения столь серьезных документов, во-вторых, за проделывание очевидной пробоины в бюджете, который, как известно, треснул уже давно. Юрию Бойко оппонировали Сергей Тигипко и Вадим Копылов, высказал замечания Антимоно­польный комитет, прозвучало еще несколько критических мнений.

Каково же было удивление, когда из протокола упомянутого заседания, появившегося ближе к концу недели, следовало, что законопроект Бойко был одобрен! Правда, этим протоколом Мин­энерго­угольпрому поручается до­ра­ботать законопроект вместе с Минэкономразвития и торговли, ГНА, АМКУ и Минфином и, доведя законопроект до регламентных требований, подать Кабинету министров.

Инсайдер в Минэконом­раз­ви­тия рассказал, что само появ­ление законопроекта Минэнерго­уголь­прома стало полной неожиданностью. «Официально документы из Минтопа зашли к нам около 11 часов утра 16 ноября, когда заседание Кабмина уже началось», — говорит представитель ведомства. Но еще большим удивлением, по его словам, стало то, что в пятницу, 18 ноября, поступило протокольное поручение премьера Николая Аза­рова по итогам так называемого «малого» Кабмина от 14 ноября. Бу­мага гласит, что там этот законопроект был рассмотрен! Между тем никто из опрошенных участников «малого» Кабмина вспомнить рассмотрение этого вопроса не смог.

Детективная история с одобрением законопроекта Бойко и мнения очевидцев заседания 16 нояб­ря позволяют с большой долей уверенности полагать, что данная инициатива была достаточно благосклонно воспринята Николаем Азаровым. У кабминовских наблюдателей это вызывает недоумение, так как в последнее время все отмечают особое внимание премьера к вопросам бюджета. Поэтому спокойное отношение к перспективе потери колоссальной суммы в 30 млрд. грн. многих, мягко говоря, удивило.

Неявное и нетайное

Не исключено, что премьер проникся аргументацией отраслевого министра, который в этом году не на шутку озаботился проб­лемами нефтегазодобывающей и нефтеперерабатывающей отраслей. Оставив в стороне перспективы освоения Черноморского шельфа (о них и так много пишут последние несколько месяцев, и уже не только в Украине), остановимся на нефтепереработке. Рассмотрим внимательно пояснительную записку к законопроекту о наделении «Нафтогаза» поистине царскими льготами.

Начнем с очевидного: «Реали­зация проекта не требует дополнительных расходов госбюджета». Это правда, потому что бюджет ждут не расходы, а потери в размере около 30 млрд. грн.

Откровенной ложью является следующее пояснение: предложенные изменения не отменяют уплату НДС на импортное сырье, а только предоставляют отсрочку его уплаты на время, необходимое для доставки нефти до НПЗ и производства готовых нефтепродуктов. Если вы реально хотите дать отсрочку по уплате НДС и помочь заводам с оборотными средствами, то дайте им право выдавать вексель на сумму НДС! А пока из текста законопроекта следует, что ничто не мешает нефтеперерабатывающей компании, получившей согласно закону от «Нафтогаза» нефть без НДС, продавать в дальнейшем полученное из нее топливо на своих АЗС опять же без НДС. Ведь это же и будет первой продажей нефтепродуктов, которую также предлагается освободить от НДС!

Или другой вариант: «Нафто­газ» арендует или начнет скупать АЗС и опять-таки получает на НПЗ из безналоговой нефти безналоговые нефтепродукты, и осуществляет их первую продажу на АЗС конечному потребителю. И уж совсем не вызывает сомнений то, что, продавая таким образом топливо на своих станциях, нефтеперерабатывающие компании будут эту «первую продажу» сторонним компаниям-конкурентам осуществлять по тем же ценам — без НДС. Соответственно, тем придется начислять 20-процентный налог, т.е. конкурировать с НПЗ и НАКом никто не сможет. Как писали незабвенные Ильф и Петров, оставалось одно — погибать.

К слову, о конкуренции. В этой же пояснительной записке говорится, что целью закона, среди прочего, является «создание условий для функционирования стабильного, прогнозированного и конкурентного внутреннего рынка нефти и нефтепродуктов и его развития... и усиления энергетической безопасности страны». Что будет с конкуренцией в рознице, мы уже выяснили. В опте будет не хуже (или не лучше).

Сегодня Украина получает нефтепродукты из полутора десятков внутренних и внешних источников, в том числе из Литвы, Поль­ши, Румынии, Беларуси, Венг­рии, Болгарии и даже Турк­менистана! Максимум в течение полугода со дня принятия закона останутся три поставщика нефтепродуктов — «Приват», ТНК-ВР и «Лукойл». При этом две последние, как известно, являются российскими компаниями. Что вы там говорили об энергетической безопасности? Или кому-то мало газовых переговоров с россиянами? При желании в нынешних условиях названные выше компании могут занять до 40% украинского рынка нефтепродуктов. Зачем же отдавать 70%? Тем более, как показывает опыт последнего года, украинский рынок может обходиться без топлива ТНК-ВР (с мая Лисичанский НПЗ отправляет 80% бензина и ДТ в Россию, где сохраняется дефицит) и «Лукойла» (Одесский НПЗ уже год простаивает из-за фактической блокады «Приватом» трубопроводных поставок нефти). Если же останутся три производителя, даже без одного из них может стать очень тяжело. А бывает всякое… Вот в 2006 году прохудилась российская труба, ведущая на литовский НПЗ в Мажейкяе, так и не может российская «Транснефть» починить ее до сих пор… Благо, литовцы успели соорудить морской терминал, через него ту же российскую нефть и завозят уже пять лет…

Наверное, не нуждается в комментариях и такой пункт в записке: «Законопроект не требует проведения консультаций с общественностью». В нашем случае видим, что не только с общественностью, но и с коллегами по правительству Бойко не сильно хочет консультироваться. Вместе с тем знающие люди говорят, что, учитывая размер видимого бонуса, с правительством действительно нечего обсуждать, здесь надо брать повыше.

Трудно сдержать улыбку и при прочтении следующих строк пояснительной записки: «Законопроект не содержит правил и процедур, которые могут содержать риски коррупционных правонарушений, и не требует проведения гражданской антикоррупционной экспертизы». Действительно, какая тут коррупция, при ручном-то распределении всей нефти и нефтепродуктов? Подумаешь, разок в апреле этого года «Нафтогаз» прогнал российскую нефть в Лисичанск через две «прокладки» — фирму «Интергал» и панамскую Solid Corporation S.A. Ну, подумаешь, топливо из этой нефти НАК не может продать до сих пор — себестоимость после таких заокеанских проводок разбухла, в рынок уже полгода как не помещается… О выш­ках, опять же, говорить не будем.

Кстати, ООО «Фирма Интер­гал» входит в пул печально известных компаний фирмы «Тайстра», откуда родом и нашумевшая «Ли­вела». По решению судов, фирмуля из трех человек обставила бюджет Украины за три месяца на три «ярда» (мистика какая-то!). Се­годня эти «неудобства» предлагается ликвидировать и по сути сам «Нафтогаз» сделать «Ливелой» — безналоговым импортером. Только не по решению районных судов, а красиво — руками парламента с подачи правительства.

Приходится слышать мнения, что с помощью предлагаемой льготы «Нафтогаз» будет спасен от банкротства, цены на бензин перед выборами снизят, и прочую блажь. Опыт «Ливелы» показывает, что намного большие льготы (та, помимо НДС, еще и акциз не платила) не подарили украинцам дармовой бензин (при «оптимизации» около 30% стоимости потребитель получил «скидку» 10—20 коп./л). Или свежий пример — контрабандный «феодосийский» бензин и дизтопливо, завозимые сегодня этими отчаянными парнями по 5,5 и 6,6 грн./л, соответственно. Кто-то видел такие цены на заправках или хотя бы всего на пару гривен выше? Нет, потому что неуплаченные налоги — это взятки чиновникам и заработок поставщика. Поэтому должен разочаровать некоторых парламентских и правительственных романтиков: объем налогов, от которых откажется государство — 30 млрд. грн., — в случае принятия безналоговой идеи Минэнергоугольпрома превратится в прибыль владельцев НПЗ и чиновников, причастных к распределению льготной нефти и нефтепродуктов. В дальнейшем эта прибыль будет направлена на скупку независимых конкурирующих сетей АЗС от мала до велика владельцами нефтеперерабатывающих заводов и будущими владельцами готовящегося к приватизации «Нафтогаза»…

Заканчиваем читать пояснительную записку: «Принятие указанного законопроекта не вызовет негативных социально-экономических и других последствий»… Занавес.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №42-43, 10 ноября-16 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно