МОЛДОВА: СХВАТКИ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ С ПЕРСПЕКТИВОЙ

29 марта, 1996, 00:00 Распечатать

В соседней Республике Молдова армия небольшая и, по общему мнению, вряд ли достаточная для отражения возможной внешней агрессии, если таковая, не дай Бог, случится...

В соседней Республике Молдова армия небольшая и, по общему мнению, вряд ли достаточная для отражения возможной внешней агрессии, если таковая, не дай Бог, случится. Однако солдат и офицеров там достаточно для того, чтобы дестабилизировать ситуацию и послужить серьезным и даже во многом определяющим фактором во внутриполитической борьбе. А она в Молдове - на пороге: на осень-зиму этого года запланированы президентские выборы. Вот потому-то и взволновали политиков этой страны события вокруг министерства обороны и его руководителя.

Война указов и слов

О том, что происходило в верхушке молдовской власти 14 - 16 марта этого года, жители страны узнавали из скупых сообщений информагентств и других масс-медиа и ни о какой «гражданской войне» не догадывались. Первый же кишиневский таксист успокоил нас: «Да какая там война или беспорядки. Вот когда в прошлом году студенты бузили, тогда все улицы в центре перекрыли...»

Танков и бронетранспортеров на улицах Кишинева действительно не было. А позже нам сказали: «Какие танки? Если они вообще и есть, то не на этом берегу, а в Приднестровье...»

Однако столкновения со стрельбой вполне могли бы быть. Началось с того, что президент Молдовы Мирча Снегур издал указ, которым отправил в отставку министра обороны Павла Крянгэ и назначил исполняющим обязанности его первого заместителя Тудора Добижу. Мотивировка обычная: не справился в достаточной мере с руководством войск, не контролировал сохранность имущества, подозревается в коррумпированности, да еще и пытается втягивать армию в политику. «Новеньким было, пожалуй, то, что президент напоминал генералу Крянгэ о возрасте: тому перевалило за шестьдесят, а предельный срок армейской службы, по молдовским законам, пятьдесят пять лет.

Отставной генерал до указа вроде бы и соглашался добровольно уйти в отставку, но когда узнал о формулировке, то срочно собрал пресс-конференцию и, отказавшись выполнить указ, отмел все обвинения.

Его «срочно» поддержали командиры всех шести бригад молдовской армии, объявивших генерала Крянгэ чуть ли не «полководцем всех времен и народов» и «отцом солдат».

Но главное в том, что на конфликт сразу же откликнулись политики. Первым - премьер-министр Андрей Сангели, который вслед за господином Крянгэ заявил, что указ президента - антиконституционный, обратился в Конституционный суд.

Дело, по его словам, выглядело просто: статья 82 Конституции Молдовы гласит, что все кадровые изменения в правительстве президент имеет право производить только по согласованию с премьер-министром.

М.Снегур отпарировал: я, мол, - еще и Верховный главнокомандующий и имею право снимать с должности проштрафившихся подчиненных. Для убедительности отряд полиции особого назначения изнутри блокировал помещение военного ведомства, откуда экс-министр Крянгэ уходить отказался, а новоиспеченный руководитель и не выезжал.

«Обиженные» премьер и министр обратились к парламенту, и депутаты собрались на экстренное закрытое заседание. Через несколько часов появилось парламентское постановление, которым президенту предлагалось наложить мораторий на действие указа о министре, а все вместе они попросили Конституционный суд ускоренно рассмотреть документ на предмет конституционности. М.Снегур наложил мораторий. Только не на указ, а на его действие, и заверил, что никаких кадровых изменений в армии не будет, и что он лично будет распоряжаться всеми армейскими делами. Несколько командиров бригад сняли свои подписи под документом в защиту экс-министра, «сознавшись» в том, что раньше их «вынудили подписаться».

Претенденты

Решение молдовского парламента по этому вопросу и не могло быть иным. Оно продиктовано общей политической ситуацией в верхушке молдовской власти, к которой обществу пока нет дела.

Все дело в том, что за последний год усилились разногласия между парламентом и президентом. А в парламенте из 104 мандатов 56 принадлежат фракции Аграрно-демократической партии Молдовы. Эту же партию представляет и премьер-министр Андрей Сангели. Но самое пикантное в том, что АДПМ в свое время представлял и сам Мирча Снегур, добиваясь поста президента. Несколько лет назад ему и не на кого было опереться, кроме как на эту партию, оформившуюся из политически перекрасившейся аграрно-промышленной номенклатуры, которая хотела властвовать в своей собственной стране, а не делать ее частью Румынии. АДПМ победила и на парламентских выборах и стала правящей, сформировав правительство. Поскольку особо похвастаться экономическими успехами АДПМ не может, то господин Снегур дальновидно решил «сменить лошадь», не дожидаясь переправы. Летом прошлого года он ушел из АДПМ и создал свою Партию возрождения и согласия, которую и возглавил.

А затем начались прошлогодние студенческие волнения, когда будущие молдовские интеллигенты потребовали «румынизации» страны, в частности, изменить конституционную норму о языке - переписать название с молдовского на румынский. Студентов поддержал и президент Снегур, внеся соответствующий законопроект в парламент.

Разговор получился долгий. Депутаты не простили президенту-«отступнику» и 26 февраля этого года его инициативу провалили.

И не могли не провалить, ибо у них имеется свой претендент на президентское кресло. Это премьер-министр Андрей Сангели, электорат которого, как и его партии, не изменился, разве что уменьшился из-за отсутствия успехов в годы правления. Однако у АДПМ есть очень серьезный козырь против «румынизаторов». В марте прошлого года власть провела всемолдовский социологический опрос и спросила людей: хотят ли они жить в своем государстве Молдова или присоединиться к Румынии? За независимую Молдову высказались 92% из 80% принявших участие в опросе. Это серьезная поддержка. С такой позицией власти согласно и русскоязычное население Молдовы, и 600 тысяч граждан украинского происхождения (каждый седьмой гражданин Молдовы).

И наконец, в Молдове откровенно говорят о третьем серьезном претенденте - спикере парламента Петру Лучински. Бывший первый секретарь ЦК КП Молдовы пока осторожничает и даже заявлял, что может не претендовать на пост президента. Однако «под него» уже имеется партия - Партия социального прогресса, в которую спикер формально пока не входит. Однако слова и в молдовской политике чаще всего служат исключительно для раздражения барабанных перепонок граждан, а соблазн власти имеется.

За спиной П.Лучински вполне могут стать заметные Соцпартия Молдовы и движение «Унитатя» («Единство»). В парламенте они имеют вторую по численности (28 человек) фракцию «Социалистическое единство» и в последнее время демонстративно дистанциируются от правящего курса, хотя и имеют в правительстве двух представителей.

П.Лучински могут поддержать и, по общему мнению, набирающие силу возрожденные коммунисты Молдовы, импульс которым дают их соратники в соседних странах и особенно в России. Да и вообще - можно только прогнозировать поведение посткоммунистических партий Молдовы, если коммунист Геннадий Зюганов станет президентом России. АДПМ это тоже касается и, может быть, в первую очередь.

Последствия

Они, как принято говорить, могут быть самыми разными. Ситуацию вокруг молдовского военного ведомства местные политики, за исключением разве что упомянутых выше претендентов, оценили как «взрывоопасное следствие преждевременно начавшейся президентской кампании». А на закрытом заседании парламента некоторые депутаты даже говорили о попытке государственного переворота. Зампредседателя фракции «Социалистическое единство» Петр Шорников откровенно сказал: «Это борьба за власть. И попытка президента подчинить себе силовые ведомства. Он прекрасно понимает, что тот, кто контролирует эти ведомства, имеет предпочтительные шансы стать президентом».

Объективно со стороны действия М.Снегура выглядят именно так. Незадолго до отставки П.Крянгэ президент провел совещания с руководством МВД Молдовы и Службы безопасности, на которых резко критиковал их «отдельных руководителей» за коррумпированность и нерасторопность в работе. Оппоненты отреагировали немедленно: мол, президент хочет поставить своих людей. Отставка министра обороны эти выводы как бы подтвердила...

Политическое противостояние и перегруппировка сил Молдовы может привести и к политической переориентации лидеров в процессе их поиска сторонников и электората. О «прорумынских» отклонениях М.Снегура уже было сказано выше. В борьбе за пост президента они могут усилиться, и на стороне М.Снегура могут выступить оппозиционные Конгресс крестьян и интеллигенции и Христианско-демократический народный фронт Молдовы, имеющие в парламенте фракции численностью соответственно 11 и 9 депутатов. По вопросу объединения с Румынией Конгресс говорит: да, если созреют необходимые условия, а фронт выступает за немедленное слияние. И если для Молдовы эта проблема - внутреннее дело, то для Украины вопросы есть. Особенно, с учетом нерешенных украино-румынских отношений...

Кроме того, как ни говорили молдовские политики о пагубности втягивания армии в политику, своими действиями они добились обратного. П.Шорников сказал: «Беда в том, что наша армия оказалась расколотой». По его словам, в молдовской армии сегодня очень много голов, которые вскружились и еще могут вскружиться и от неразберихи, и от не до конца осознанной собственной роли. «Они возвращались из Советской Армии в Молдову капитанами, майорами, а здесь стали полковниками, захотят стать генералами...» - заметил политик. А в Молдове сегодня два министра обороны.

Симптоматично для общей характеристики демократии в Молдове и затягивание с вердиктом Конституционного суда. Лидер молдовских социал-демократов Анатол Церану на пресс-конференции открыто заявил: «Попытки КС уйти от прямого ответа свидетельствуют, что у нас еще не все в порядке с демократией». А замспикера парламента Думитру Дьяков добавил, что нерешительность КС только продлит состояние конфронтации. П.Шорников откровенно допустил возможность сговора между президентом и частью конституционных судей.

А главный вывод молдовских политиков состоит в том, что из-за конфликта Молдова теряет имидж политически стабильного государства, а это затрудняет приток иностранных инвестиций и кредитов. И что-что, а это Молдове действительно не помешает. Неубранные улицы Кишинева, некогда «белого города», отсутствие горячей воды в квартирах, огромное количество нищих, беспредел бесчинствующих на вокзалах и улицах цыган красноречиво об этом говорят.

Справедливости ради нужно отметить, что подобные «картинки» в Украине говорят об этом же...

Однако Украина в Кишиневе вспоминается, не только глядя на нищих и цыган. Согласно нашей внешнеполитической доктрине Молдова как непосредственный сосед является украинским стратегическим партнером во всех отношениях. И в этом качестве Молдова объективно «нужна» Киеву спокойной и стабильной. А главное - независимой: ни левой пророссийской, ни правой прорумынской. Кроме того, скандал в военном ведомстве может затормозить процесс окончательного урегулирования молдовско-приднестровского конфликта, который никуда не делся от украинской границы. Лидеры Тирасполя очень настороженно воспринимают взгляды Кишинева в сторону Бухареста и серьезно побаиваются усиления позиций молдовских военных, которые уже решали проблемы переброской войск через Днестр. Да и коммунисты всех времен и народов по-прежнему считают, что лучший способ решить все региональные конфликты - это восстановить СССР...

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №24-25, 23 июня-6 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно