Многоточечность вместо многовекторности?

12 февраля, 2010, 17:52 Распечатать

Внешняя политика была обделена вниманием Виктора Януковича на протяжении всей избирательной кампании...

Внешняя политика была обделена вниманием Виктора Януковича на протяжении всей избирательной кампании. Хотя именно она, согласно Конституции, является парафией президента, а не экономическая и социальная сферы, на которые делал упор лидер регионалов, но которыми предстоит заняться будущему премьеру.

Программа кандидата на пост президента Украины В.Ф.Януковича дает совсем скудные сведения о его внешнеполитических предпочтениях и целях. Из этого документа можно узнать лишь о том, что «главным заданием национальной внешней политики» В.Янукович считает «сохранение внеблокового статуса Украины». Поскольку, «учитывая современные геополитические реалии», он уверен в том, что «внеблоковый статус Украины является ключевым элементом национальной безопасности, гарантом усиления ее международного влияния и авторитета». Следующий, он же последний, «внешнеполитический» абзац программы содержит обещание восстановить «дружеские и взаимовыгодные отношения с Российской Федерацией, странами СНГ» и обеспечить «стратегическое партнерство со США, ЕС, странами «большой двадцатки». И все.

Широкая общественность в Украине и за ее пределами так и довольствовалась бы этими скудными строками, если бы не «министр иностранных дел в оппозиционном правительстве» Леонид Кожара. В конце декабря депутат-регионал презентовал то, что он громко назвал «внешнеполитической платформой» Виктора Януковича. Из его слов следовало, что Партия регионов и ее лидер ставят стратегической целью европейскую интеграцию и получение Украиной членства в Европейском Союзе. А Виктор Федорович рассматривает евроинтеграцию прежде всего как внедрение европейского законодательства и европейских стандартов во всех сферах общественной и государственной жизни Украины. Новая команда намерена продолжать работу над соглашением об ассоциации с Евросоюзом, но считает главным не то, когда будет подписан этот документ, а его содержание.

К уже известному тезису о возобновлении отношений добрососедства и стратегического партнерства с Россией и приоритетности сотрудничества со странами СНГ было добавлено заявление о том, что экономическая интеграция с Беларусью, Казахстаном и РФ должна осуществляться теперь не в рамках бывшего проекта создания ЕЭП (ведь Украина уже является членом Всемирной торговой организации), а на принципах ВТО.

Было также отмечено, что для Украины представляют большой интерес Китай, Индия, Бразилия и Аргентина, на рынках которых наша страна должна быть достойно представлена.

Что же касается НАТО, то лидер регионалов на посту президента намерен продолжать «взаимовыгодные и эффективные связи с Организацией Североатлантического договора в тех сферах, где это отвечает национальным интересам Украины». Сам же В.Янукович в интервью CNN на этой неделе заявил, что вопрос вступления в НАТО должен решаться украинцами на референдуме.

Значительное внимание во «внешнеполитической платформе» В.Януковича было уделено необходимости скорейшего «подключения Украины к общеевропейской дискуссии о создании новой архитектуры европейской безопасности», в частности, к обсуждению предложения президента РФ Д.Медведева заключить новый договор о европейской безопасности. Более того, было даже предложено провести в Киеве некий саммит «Хельсинки-2».

В общих чертах это основное из заявленного. Но, как мы все прекрасно понимаем, это лишь «витрина». Что на самом деле скрывается за ней, нам предстоит узнать на протяжении ближайших лет.

И вряд ли нас ожидает ошеломительный внешнеполитический успех. Потому что, кажется, уже даже самые далекие от внешней политики люди осознали, что пока Украина не изменится внутренне, на внешней арене побед ждать не стоит.

От Украины мир давно ожидает действий. От склок и взаимных обвинений, болтовни и пустых обещаний ее политиков все наши партнеры устали до зубовного скрежета. Поэтому позволим себе напомнить рецепт — отнюдь не новый: его составляющие перечислялись за последние пять лет многократно, но он по-прежнему актуален, поскольку ведь и диагноз остается прежним. И какие бы грандиозные цели ни ставились, внешняя политика будет обречена на провал без выполнения следующих очевидных условий.

Прежде всего — без внутриполитической стабильности. Без слаженной работы президента и правительства, без создания дееспособного и стабильного большинства в парламенте.

Украина, в конце концов, должна заговорить на внешней арене одним голосом. Тезис до тошноты избитый, но до сих пор так и не реализованный.

Успех во внешней политике придет только после реальных успехов внутри страны. После проведения реальных, а не виртуальных реформ, которых заждались как украинские граждане, так и наши зарубежные партнеры. Структурные реформы в экономике, судебная, административная и институциональная реформы, борьба с коррупцией и кардинальное улучшение инвестиционного климата — вот залог побед не только внутри страны, но и за ее границами, залог расширения не только собственного электората, но и списка зарубежных симпатиков Украины.

Чувство меры и трезвость в оценке собственных возможностей при раздаче обещаний и принятии обязательств — еще одно необходимое условие. Лучше приятно удивить партнеров перевыполнением скромных обязательств, чем в очередной раз разочаровать, снова ничего не сделав после трех коробов обещаний. Другими словами, «пацан сказал — пацан сделал».

Еще одно обязательное условие — налаживание конструктивных отношений с Россией. От этого нам никуда не деться. Особенно в период «перезагрузки» российско-американских отношений. Даже Виктор Ющенко периодически повторял, что, мол, с двумя чемоданами проблем с Россией нас в Европе никто не ждет (правда, сам в то же время упорно набивал эти чемоданы под завязку, не без помощи российских коллег, разумеется…). Сегодня должна быть проведена инвентаризация всех проблем и нерешенных вопросов в отношениях двух государств. А российские партнеры должны услышать четкую формулировку национальных интересов Украины от нового высшего руководства нашего государства.

Ну и, конечно же, внешнюю политику не могут реализовывать нищие дипломаты. Внешнеполитическая деятельность должна достойно финансироваться. Имеем в виду не многочисленные и зачастую бессмысленные визиты на широкую ногу первых лиц государства, а нормальное обеспечение эффективной работы центрального аппарата Министерства иностранных дел и зарубежных дипломатических представительств Украины.

Все составляющие успеха давно хорошо известны. Этот рецепт успешно испытан многими нашими соседями. Нужно только начать действовать.

Но какой на самом деле будет внешняя политика бело-голубой власти, сегодня точно не берется прогнозировать никто. Диапазон предсказаний весьма широк — от апокалиптической сдачи всех национальных интересов и превращения Украины в безвольного сателлита России до эйфорических предвкушений вхождения нашей страны в «большую двадцатку» (чего смеетесь?). Уверена, не ошибемся, если заверим читателя в том, что не стоит ожидать ни первого, ни второго. Виктор Янукович клянется, что не является марионеткой Кремля. Скорее всего, в этом стоит ему поверить. Но вот насколько он будет отзывчив к тем или иным пожеланиям Москвы, сегодня судить трудно. Но если новое украинское руководство в самом деле намерено проводить самостоятельную политику и блюсти национальные интересы Украины, ему стоит совладать с искушением (что так и не удалось сделать предшественникам, включая и дважды премьера Януковича с его командой) поучаствовать в любых теневых схемах в интересах личных. Слухи о возможном участии фирташевского «Центрагаза» в анонсированном Януковичем консорциуме по управлению украинской ГТС — лишь одно из оснований для опасений… А ТВЭЛы, а уран, а нефтепереработка, а?..

Вряд ли В.Янукович рассматривает пребывание ЧФ РФ на украинской территории как угрозу национальной безопасности и территориальной целостности страны. Более того, его искренне возмущают подобные утверждения. Но вот освободить от чужого флота изрядные куски дорогостоящей крымской земли, защищая «экономические интересы Украины» — почему бы и нет? Тем более что Виктор Федорович уже обещал подойти к этому вопросу «творчески» и «по-хозяйски»…

ЕЭПа не будет. Во-первых, напомним, что именно правительство Януковича в 2004 г. изо всех сил пыталось похоронить навязанный Кучме проект. Во-вторых, его «эксгумация» сегодня уже практически невозможна технически. И, в-третьих, для бизнеса регионалов куда важнее зона свободной торговли с ЕС.

Понятно, что и НАТО тоже не будет. Сотрудничество с альянсом перейдет на уровень рутины, перестанет быть раздражителем во внутренней и внешней политике, что устроит всех партнеров Украины. Правда, страна по-прежнему будет в вакууме безопасности. Но эта тема малоинтересна новой власти. Что же касается предложений Дмитрия Медведева по поводу нового договора о европейской безопасности, то есть надежда, что когда в команду будут привлечены профессионалы, способные на большее, чем переписывание российских пресс-релизов и позиционных документов, то они пояснят лидеру государства, что таким «огромным интересом» к предложениям российского президента они ненароком могут обидеть российского премьера… Да и слухи относительно поддержки этих идей лидерами европейских государств уж очень сильно преувеличены.

В ЕС мы, конечно, даже за десять лет президентства В.Януковича не вступим (ну, разве что он Украину членом «большой двадцатки» сделает). Но переговоры по поводу создания зоны свободной торговли обещают быть более жесткими и прагматичными, чем при проевропейском Ющенко.

Слово «прагматичная» наиболее часто звучит из уст экспертов и дипломатов, пытающихся спрогнозировать будущую внешнюю политику новой команды. Внешняя политика, предполагают они, будет подчинена интересам бизнеса «Регионов». И ее, скорее, можно будет назвать даже не «многовекторной», а «многоточечной». Насколько при этом будут учитываться интересы государства, в определенной степени зависит и от расстановки кадров. У нового президента Украины нет собственных внешнеполитических идей, видения мировых процессов. Кто будет готовить его к переговорам, класть на стол тезисы к встречам с зарубежными коллегами? Внешнеполитические предпочтения Николая Азарова, Бориса Колесникова, Сергея Левочкина прекрасно известны. Поэтому важно, кто, заняв кресло на Михайловской, будет способен удерживать баланс? Сегодня называют несколько фамилий претендентов на пост министра иностранных дел. Минимальные шансы сохраняет изрядно нервничающий по этому поводу Петр Порошенко. Называются фамилии Владимира Ельченко, имеющего хорошие личные отношения с В.Януковичем, и Леонида Кожары, который с гораздо большей вероятностью может возглавить не МИД, а внешнеполитическую службу президентского секретариата. Кандидатом №1 остается Константин Грищенко. Но в рядах регионалов пока царит полная неразбериха. По нашей информации, на сегодняшний день представители сразу двух групп готовят первый визит президента Януковича. В «российскую Европу» — Германию…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №23, 16 июня-22 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно