Министр по делам международной обороны и безопасности Великобритании Энн Тейлор: «С ПДЧ или без него соответствие стандартам НАТО будет критерием оценки Украины»

Поделиться
В понедельник 26 января в Украину с визитом прибывает министр по вопросам международной обороны и безопасности Великобритании Достопочтенная баронесса Энн ТЕЙЛОР...

В понедельник 26 января в Украину с визитом прибывает министр по вопросам международной обороны и безопасности Великобритании Достопочтенная баронесса Энн ТЕЙЛОР. В сферу ее ответственности входит обеспечение работы госсекретаря обороны по направлениям международной безопасности, включая представление интересов Великобритании в НАТО и в вопросах европейской безопасности и обороны, а также подготовка к саммиту альянса в будущем году в тесном сотрудничестве с МИД Великобритании. Достопочтенная баронесса Тейлор также возглавляет деятельность Рабочей группы высокого уровня и курирует все вопросы обороны в палате лордов.

Насколько нам известно, в Киеве министр по вопросам международной обороны и безопасности Великобритании собирается обсудить проблемы военной реформы и реформ сектора безопасности, а также евроатлантическую интеграцию Украины. Накануне визита госпожа Тейлор любезно согласилась ответить на вопросы «ЗН».

— Британия последовательно поддерживает евроатлантические устремления Украины. Однако часть высокопоставленных украинских политиков, которые либо выступают против вступления Украины в НАТО, либо не поддерживают его публично, опасаясь негативных последствий для собственного рейтинга, настойчиво говорят о необходимости участия Украины в некой «системе европейской безопасности» вместо интеграции в альянс. Не могли бы вы пояснить, что это за система, существует ли она в действительности и почему участие в ней для Украины может быть предпочтительнее, чем членство в НАТО?

— Европа уже опробовала и испытала структуры обеспечения и содействия безопасности в Европе, включая НАТО, ЕС и ОБСЕ. Они могут развиваться и развиваются с целью обеспечения максимальной безопасности и стабильности, а также отображают изменяющееся лицо Европы. Украина уже является членом ОБСЕ и работает в направлении получения членства в НАТО и Европейском Союзе. Членство в этих организациях даст Украине гарантированное участие в будущем Европы. В то же время тесное сотрудничество с этими организациями, принятие общих политических позиций и участие в операциях ЕС и НАТО также является вкладом в европейскую безопасность. В конце концов народ Украины сам должен решать, соответствует ли вступление в НАТО его интересам.

— По свидетельству Кондолизы Райс, именно Британия предложила партнерам по альянсу рассмотреть альтернативные Плану действий относительно членства (ПДЧ) механизмы реализации решений Бухарестского саммита, с помощью которых можно решить вопрос о членстве в НАТО Украины и Грузии. Какие это могут быть механизмы? Насколько реально для Украины вступить в альянс без выполнения ПДЧ? Как на сегодняшний день относятся к британскому предложению ваши партнеры по альянсу?

— Во-первых, разрешите еще раз подтвердить, что Великобритания и дальше будет решительно поддерживать устремления Украины вступить в НАТО, и мы настроены помогать в осуществлении необходимых реформ, которые приблизят Украину к этому членству. На саммите в Бухаресте в апреле 2008 года страны Североатлантического альянса договорились, что однажды Украина станет членом НАТО. Это было важное и уникальное с точки зрения истории решение. План действий по подготовке к членству в НАТО (ПДЧ) является установленным этапом процесса вступления и существует с 1995 года; он обеспечивает структурированную поддержку стран-претендентов и, что более важно, позволяет альянсу оценивать их прогресс и вносить необходимые изменения. Вопрос, является ли ПДЧ жизнеспособным процессом для Украины, все еще остается открытым, и через некоторое время страны — члены альянса должны его рассмотреть.

На самом деле суть вопроса заключается не в необходимости или реалистичности процесса выполнения ПДЧ, а в осуществлении требующихся реформ и в том, чтобы сами украинцы почувствовали их преимущества. Если сделать это правильно, критика прекратится и Украина продемонстрирует свою готовность к членству в НАТО. С выполнением ПДЧ или без него соответствие стандартам НАТО станет контрольным критерием, по которому будут оценивать Украину.

— После декабрьской министерской встречи в Брюсселе украинские высокопоставленные лица утверждали, что начало выполнения Украиной Ежегодной национальной программы, по сути, равнозначно началу выполнения ею ПДЧ. Согласны ли вы с этим мнением? Если нет, то в чем отличие программы, которую будет выполнять Украина, от тех ежегодных программ, которые выполнялись странами-кандидатами на членство в альянсе?

— Принятое на декабрьской встрече министров иностранных дел решение стало для Украины значительным шагом вперед. Хотя то, что было принято, не является ПДЧ, договоренность о начале работы над Ежегодной национальной программой (ЕНП) и внимание, которое комиссия Украина—НАТО (КУН) обращает на осуществление начатого в Бухаресте процесса, означает, что сейчас предлагается практическое содержание ПДЧ на поддержку реформ. Это должно дать Украине необходимые инструменты и поддержку — как политическую, так и практическую — для содействия процессу реформирования. С политической точки зрения альянс еще раз подтвердил свою позицию, определенную в Бухаресте, с практической — расширился Центр информации и документации НАТО в Киеве, который предоставляет целевые консультации на местах. Как и в процессе ПДЧ, успехи в достижении целей ЕНП будут ежегодно рассматриваться странами — членами альянса.

— Какое будущее вы видите для альянса в свете живого обсуждения новых предложений России в сфере безопасности?

Великобритания четко придерживается позиции, что мы уже опробовали и проверили структуры обеспечения и содействия безопасности в Европе, включая НАТО, ЕС и ОБСЕ, и мы не хотим уменьшать авторитет этих организаций и их значительные достижения. Недавно президент Медведев предложил новую архитектуру европейской безопасности. Великобритания всегда готова принять участие в обсуждении того, как мы можем продолжать укрепление европейской безопасности, и ожидает получить более детальную информацию по этим предложениям. Независимо от того, будут ли они осуществлены или нет, НАТО будет оставаться основой европейской безопасности. Также важно, чтобы все партнеры по обе стороны Атлантики приняли участие в любых переговорах по этому вопросу, а также приняли во внимание наши более широкие общие ценности, определенные Хельсинкскими принципами: демократию, права человека и главенство права, а также наши существующие обязательства.

— Как вы оцениваете последние действия России на газовом рынке Украины и Европы? Не пришло ли время, по вашему мнению, вернуться к идее «энергетического НАТО»?

— Прекращение поставок российского газа в Европу через Украину имело серьезные последствия для ряда стран-получателей. Мы приветствуем решение этого спора и возобновление поставки газа в Европу, однако мы стремимся найти стабильное, прозрачное и долгосрочное решение двустороннего спора, который лежит в основе этой ситуации, чтобы гарантировать неповторение сложившейся ситуации. Великобритания полностью поддерживает усилия Европейской комиссии и Чехии, председательствующей в ЕС, в решении этих вопросов. Усилия включали участие представителей ЕС на встречах сторон, работу членов мониторинговой группы ЕС на объектах газотранспортной инфраструктуры как России, так и Украины, а также недвусмысленные послания обеим сторонам о том, что этот спор и его последствия являются неприемлемыми. В свете решения этого спора и роли ЕС, содействующего этому, при данных обстоятельствах мы не видим необходимости привлекать другие формы или механизмы достижения лучших и более своевременных результатов.

— Как вы можете оценить указ президента Украины от 10.01.09, которым в действие было введено решение Совета национальной безопасности и обороны Украины, по сути, останавливающее реформы в Вооруженных силах Украины и, в частности, переход на контрактную армию? Можно ли также говорить о каких-либо евроатлантических перспективах Украины при нынешнем нищенском финансировании ее Вооруженных сил?

— В государственных бюджетах всегда недостаточно денег — это верно как для Украины, так и для Великобритании, и бюджеты оборонного ведомства, конечно же, не исключение. Безусловно, недавний глобальный экономический спад привел к увеличению давления на правительство. Поэтому должны быть приняты некоторые сложные решения. По-моему, основным тут является обеспечение как можно более эффективного использования каждого фунта или гривни. Это означает, что правительства должны определять приоритетные расходы в самых важных национальных сферах, что они должны избавиться от лишних расходов, искоренить коррупцию, а также открыто и внимательно следить за плановыми расходами.

Численность, модель и структура Вооруженных сил Украины в конечном счете является вопросом, который стоит перед украинским народом. Впрочем, мне известно, что недавно в Украине началась реализация Национального стратегического обзора сектора обороны, который рассмотрит многие вопросы. Опять же, Великобритания всегда готова помочь Украине.

— Британия — страна со старейшими в Европе демократическими традициями. Какие шаги вы посоветовали бы предпринять украинской власти для уменьшения влияния политического фактора на сектор безопасности и его реформы?

— Вы правы, называя британские демократические традиции старейшими, и это важный момент. На развитие функционирующей демократической системы требуется много времени. Украина сделала впечатляющие шаги в направлении демократии — вы лидер в этом регионе. Но впереди еще долгий путь. Вам нужно постоянно и упорно продолжать работать в этом направлении, чтобы достичь своей окончательной цели. В частности, что касается реформ в сфере безопасности, я бы отметила демократический контроль и все большую прозрачность как два самых важных фактора. Усиление демократического контроля обеспечит работу разных институтов сектора безопасности в интересах украинского народа и их отчетность перед народными представителями. Большая прозрачность будет способствовать этому процессу, что позволит вам, народу Украины, проверять работу оборонного сектора и быть уверенными, что этот сектор работает исключительно в ваших интересах.

— Важнейшей особенностью современной ситуации является комплексность существующих угроз — при сохранении старых возникают все новые и новые. Успех в противостоянии им может быть обеспечен только при полной скоординированности работы всего сектора безопасности страны. В этой связи как, на ваш взгляд, можно обеспечить необходимую координацию в Украине, где часть сектора безопасности подчинена президенту, а часть — премьеру?

— В сегодняшнем глобальном мире лучшим способом противостоять угрозам является совместная работа. Именно потому так важно, что Украина принимает участие во многих миротворческих операциях во всем мире — как под эгидой ООН, так и НАТО. Укрепление мировой безопасности укрепляет и вашу собственную безопасность. Важна также согласованность на всех уровнях правительства в работе над вопросами безопасности. Согласованность действий всех министерств и ведомств в Украине постоянно улучшается. Например, недавно было открыто Координационное бюро европейской и евроатлантической интеграции, которое поможет координировать ваши действия на пути в НАТО и ЕС. Новый ЕНП НАТО будет еще одним сильным инструментом улучшения межведомственного сотрудничества, так как реформы, заложенные в нем, будут требовать совместных действий от всех министерств.

— Каковы, на ваш взгляд, перспективы двустороннего украинско-британского сотрудничества в сфере безопасности? Возможен ли также трехсторонний формат Украина—Британия—США?

— Я думаю, что наши отношения в секторе обороны очень крепки, это отметили министр обороны Ехануров и наш государственный секретарь по вопросам обороны во время встречи в Великобритании в мае прошлого года. Много лет Великобритания и Украина выполняют обширную программу двустороннего сотрудничества, которая сосредоточена на установлении связей между людьми и практической, реальной подготовке, направленной на поддержку украинских реформ. Это дополняет тот вклад, который мы вносим через НАТО. Я приведу несколько примеров нашего сотрудничества. Будущие генералы, обучающиеся в Национальной академии обороны Украины, каждый год посещают Великобританию, чтобы научиться принимать решения на оперативном и стратегическом уровнях. Украина посылает своих младших командиров Сухопутных войск в британский военный учебный центр в Чехии. В этом году мы планируем провести такую подготовку в недавно открытой школе сержантов в Харькове. Подразделения из Британии и Украины проводят общие полевые учения. Украинские военнослужащие проходят подготовку на учебных и специальных курсах в Великобритании.

Хочу также выделить успешный проект изучения английского языка «Английский для миротворцев», финансирующийся Великобританией. За последние десять лет благодаря этому проекту несколько тысяч украинских военнослужащих приобрели навыки английского языка. В рамках этого проекта также был подготовлен ряд преподавателей английского для военных высших учебных заведений. Знания английского языка позволяет нашим военным совместно работать. И, конечно, британские и украинские подразделения продолжают совместно участвовать в миротворческих операциях. Украина также является партнером англо-французской вертолетной инициативы, цель которой заключается в увеличении количества боевых вертолетов, которые можно использовать в операциях.

Однако мы сотрудничаем не только в военной сфере. Для оказания помощи в процессе реформирования оборонного сектора Украины в Министерстве обороны Украины уже четыре года работает британский гражданский советник. Он предоставляет ежедневную консультативную помощь и помогает направлять британскую помощь на решение приоритетных вопросов, таких как проведение стратегического обзора сектора обороны в 2009 году. Он также помогает руководству программы профессионального развития НАТО, которая готовит украинских государственных служащих к управлению оборонным сектором на высшем уровне — 400 человек уже прошли подготовку в объеме 60.000 академических часов. Недавно Великобритания совместно с Польшей и Швейцарией работала над институциональным развитием сектора безопасности Украины в рамках Инициативы по развитию целостности, направленной на повышение уровня прозрачности и улучшения управления. В ходе моего визита я сообщу о новых путях предоставления помощи Украине со стороны Великобритании по этой программе в 2009 году.

Великобритания сотрудничает со многими другими странами, представленными в Украине, включая Соединенные Штаты. Вместе мы делаем практический вклад в развитие сектора безопасности и обороны Украины. Одной из задач представителей британского военного ведомства в Киеве является обеспечение того, чтобы наши усилия дополняли друг друга, а все страны вместе обеспечивали полный пакет консультативной и практической помощи.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме