ЛИЦА: ДЕЙСТВУЮЩИЕ, ИГРАЮЩИЕ, МЕЧТАЮЩИЕ… МОТИВЫ, ЦЕЛИ И ТЕХНОЛОГИИ КРЫМСКОЙ ПОЛИТИКИ: КТО И ЗАЧЕМ ВОШЕЛ, КТО И ЗАЧЕМ МЕЧТАЕТ ВОЙТИ ВО ВЛАСТЬ В КРЫМУ?

Поделиться
Именно демократия, позволяющая «поучаствовать» во власти людям самого разного склада, делает необычайно актуальным понятие уровня политики...

Именно демократия, позволяющая «поучаствовать» во власти людям самого разного склада, делает необычайно актуальным понятие уровня политики. Она может строиться по международным стандартам, основываться на самых передовых достижениях права и управления, но может быть и на уровне самом что ни на есть примитивном. Конечно, с высшими, идеальными образцами того и другого мы сталкиваемся редко, но крымские журналисты, например, помнят: в 1994 году с приходом к власти в Крыму Юрия Мешкова и Сергея Цекова в коридорах крымской Верховной Рады остро пахло ваксой и кирзовыми сапогами. Это объяснялось очень просто — казаков в кирзовых сапогах с собаками они привлекали к охране здания. Но психологически этот запах теперь всегда отождествляется с примитивным уровнем работы, которую глубоко провинциальный бывший юрист и бывший врач привнесли в большую политику, попав в эти коридоры как кур в ощип. Эти деятели давно стали персонажами крымской истории, но в коридорах власти нет-нет, да и запахнет ваксой и кирзой. Вместо «действующих лиц» — мелькнут «игроки». Сегодня, когда развернулся новый массовый поход всех желающих во власть, уместно проанализировать, как работали те, кто уже был избран и кто опять стремится быть избранным, насколько обоснованны их притязания?..

«Кирзовые сапоги»: вторая серия?

В политике и в структурах власти вместо реальных предметов для работы часто искусственно создаются привлекательные «виртуальные» объекты, которые «овладевают массами» доверчивых людей. Так делают политики, не имеющие реальных программ, — и это самый большой секрет власти. Например, в свое время ни Мешков, ни Цеков собственных реальных планов не имели, а продиктованные московско-крымским правительством Сабурова оказались для их «кирзового» уровня политики слишком неподъемными. Оставалось завлекать виртуальной «рублевой зоной». В самом деле, нельзя же считать осуществимыми проекты передислокации с северных морей к берегам Крыма списанных российских атомных подлодок для обеспечения полуострова электроэнергией ядерных реакторов или планы доставки танкерами в Ялту и Феодосию пресной воды на случай перекрытия Украиной всех коммуникаций на Перекопе и так далее. Могло ли благополучие Крыма быть построено на таких реформациях?

Сейчас, в канун новых выборов, слишком уж часто натыкаешься на «кирзу» по второму кругу. Например, Леонид Грач уже этим летом был намерен за несколько месяцев построить мост через Керченский пролив (кстати, «возводить» мост начинали еще при Мешкове!). Причем планировалось навесить на него нефтепровод, газопровод, водопровод (целых четыре виртуальных приманки!), по которому из России якобы непрерывным потоком полились бы не только нефть, но и пресная вода (?). Чем эти прожекты не есть те же «подлодки», «танкеры», и «рублевая зона» в новом качестве? Чем Грач не Мешков № 2, отличающийся от него только тем, что вместо «кирзовых сапог» предпочитает в политике «лаковые ботинки»? И если бы Куницын не поехал в Москву и не беседовал почти сутки с Лужковым, если бы Лужков не приехал в Керчь и не оценил на месте реальные условия планируемого, если бы местные специалисты не доказали, что пресная вода в Крыму обходится в несколько раз дешевле, чем на Кубани, то, неровен час, мощные самосвалы уже перекрывали бы сплошной плотиной международные фарватеры по древнему Бычьему Броду. Второй проект Грача — перестройка бывшей станции техобслуживания автомобилей в «Южно-украинский машиностроительный завод, который решит проблему автомобилестроения всей Украины». В результате «автогигант», который раньше худо-бедно, но выпускал еще нужные кое-где «Газели» и «Волги», теперь вовсе потерял темп.

Леонид Иванович всегда смело и без оглядки вторгается в жизнь, хотя по долгу службы призван только открывать и закрывать сессии парламента автономии и руководить его президиумом. Это только на первый взгляд незначительное дело. В действительности, если бы реализм, а не виртуальные объекты были главным предметом нашей политики, то работа парламента — краеугольный камень качества всей жизни. Применительно к Верховной Раде Крыма это значит, что она за прошедшие десять лет автономности полуострова уже давно (было время в Симферополе издавали даже законы!) должна была бы создать правовую базу экономических реформ. Ведь Крым в свое время называли «полигоном для испытания в Украине рыночных методов управления». Но, видно, потому спикер парламента и занимается реконструкцией цирка, проектами духовно-патриотического центра, восстановлением собора Александра Невского, перестройкой улиц и площадей, строительством троллейбусной линии, что не в состоянии подняться на нужный уровень и выполнить свою прямую задачу — организовать формирование полной нормативно-правовой базы в автономии. Работа Верховной Рады по стилю напоминает действия шахматиста в цейтноте: дернет одну фигуру — не то, схватится за другую, за третью, за четвертую — все не то, и результата нет. До сих пор существуют целые нерегулируемые провалы, нормотворческое поле напоминает рваное одеяло, дырки в котором позволяют существовать теневой экономике, злоупотреблениям служебным положением, процветать сплошной некомпетентности. На практике получается, что Леонид Грач не только не занимается своим делом, но еще и не дает заниматься своими обязанностями правительству автономии, которое, наверняка, сделало бы все это лучше него. Леонид Иванович работает вместо правительства, но никто не работает вместо Леонида Ивановича. А сейчас, когда Грач поехал в Москву, и его пресс-секретарь сообщает из «первопрестольной» о каждом шаге своего шефа, тем более становится ясно, что Грач окончательно превратился в «агента влияния» России — лоббирует интересы российского капитала, российского образования, российского флота, российской церкви, конкретных людей из российской власти — даже в ущерб интересам не то что Украины, но и Крыма. Ну кто бы, кроме Грача, проектируя Керченский мост, отдал бы 74 процента акций противоположной стороне договора и даже не начинал разговор с раздела 50 на 50?

В последнее время четко проявилось главное противоречие крымской политики: при отсутствии четкого закона о крымском правительстве и при законе о крымской Верховной Раде (который является только слегка измененным законом о парламенте суверенного государства) крымское правительство не является субъектом реформ, а существует на правах отдела Верховной Рады, любой депутат которой может свободно командовать любым министром. Верховная Рада Крыма не входит в исполнительную вертикаль, она может принимать гораздо больше решений, чем Кабинет министров страны, и у нее полностью развязаны руки, в том числе и для принятия незаконных решений, которые отменяют Президент и Конституционный суд. Но парадокс в том и состоит, что сам крымский парламент быть инициатором реформ не в состоянии, а условий проводить их правительствам не создает. Последние в Крыму сменялись практически каждый год, и только Сергею Куницыну удалось продержаться практически три года. Уже в силу этого можно говорить о сложившейся программе, которая дала результаты, — начался рост в промышленности, был восстановлен Перекопский регион, начал возрождать объемы курорт, улучшилась ситуация с обустройством депортированных. Однако «программный» этап развития Крыма сейчас прерван — Валерий Горбатов назначен главой правительства столь неожиданно, что вынужден был начинать не только без команды, но и без сколько-нибудь продуманной специальной программы…

К выборам 2002 года Крым подходит с властным механизмом, напоминающим разваливающийся автомобиль, — двигатель разбит и стучит, трансмиссия не переключается и гремит, сцепление работает рывками, и машина прыгает то вперед, то влево, то вправо. Но экипаж этой машины не замечает никаких неполадок, а только спорит о том, куда надо ехать. Жалкое зрелище…

Кто есть кто
в крымской политике?

Так происходит потому, что власть в Крыму совсем не представляет собой единой команды. Вместо этого мы имеем несколько групп политиков — разного уровня компетентности и ответственности.

Группа Леонида Грача уже продемонстрировала свой уровень компетентности в предыдущих проектах и вряд ли может продемонстрировать что-либо качественно иное. Ее костяк состоит из депутатов Верховной Рады Крыма, вошедших во фракцию «Коммунисты и народовластие», — Константин Панченко, Афанасий Иванов, Юрий Корнилов, Лентун Безазиев, Вячеслав Захаров, Анна Саенко и другие. И даже квалификацию Виктора Попова нельзя сравнивать с ними, поскольку он не коммунист, а социалист. Совокупность этих людей нельзя назвать командой, ибо они, кроме единообразного участия в голосованиях по желанию своего лидера, в реальной жизни ничего не решают и ни на что не влияют. Перспективы ее пребывания у власти сулят Крыму такие же серии скандалов и межфракционной борьбы, как и раньше, потому что существовать она может исключительно в борьбе, ибо созидать не может. Не зря все выступления Леонида Грача — это сплошная жалоба об окружающих его «кознях и инсинуациях» и о том, как героически он их преодолевает…

О людях народного депутата Украины Игоря Франчука, сегодня концентрирующихся вокруг «Черноморнефтегаза», можно говорить как о серьезной группе специалистов. В последнее время состоялись значительные процессы ее самоорганизации: и без того реальное влияние на экономику увеличено значительным ростом добычи топлива в Азовском море, команда близка к КРО СДПУ (о) и подкрепляется ею структурно и организационно, рост и влияние ее увеличивается. В последнее время сформирована даже самостоятельная пресс-служба Игоря Анатольевича, проектируется издание газеты. Но для этой группы характерно то, что она еще не рвется в политику сломя голову, она не криклива и не старается быть популистской, она компетентна, реально мыслит, а потому ее перспектива оценивается как благоприятная. Аналитики в Крыму считают: время команды Франчука еще впереди, оно наступит, возможно, после 2004 года.

Группа экс-вице-премьера Крыма Андрея Сенченко состоит из профессионалов, выдавленных из власти коммунистическими дилетантами. В первую очередь среди них можно назвать бывших членов правительства Сергея Куницына — депутатов экс-вице-премьера Сергея Велижанского и экс-министра финансов Людмилу Денисову. Каждый из них может похвалиться реальными новациями на уровне мировых стандартов, которые были либо не признаны, либо разгромлены Грачом. Для самого Сенченко — это его детище Единый цифровой территориальный земельный кадастр, который имеется в большинстве стран мира, его остро не хватает сейчас в Украине, но он ликвидирован Леонидом Грачом «как класс». Для Денисовой — это Единая система электронных платежей, заменившая бумажные деньги и позволившая в свое время Крыму выйти из кризиса неплатежей. Для Сергея Велижанского — это несколько социальных и национальных программ, успешно решенных в области социальной защиты малообеспеченных, обустройства депортированных и так далее. В эту группу входит президент Черноморской телерадиокомпании Татьяна Красикова, также бывшая в свое время заместителем главы правительства, обеспечивающая сейчас присутствие этих людей в информационном пространстве. Это все сплошь молодые, профессиональные люди, умеющие продуктивно работать в команде. Они создали сначала вскрывший серьезные недочеты Общественный комитет по контролю за использованием земли, позже — общественный комитет «Открытая власть», который предъявил органам управления в Крыму столь высокие стандарты работы, что достигнуть их наверняка не сможет и половина чиновников — сюда входят наличие двух-трех высших образований, европейская практика работы, владение иностранными языками, поистине научная организация труда.

Группа народного депутата Украины Льва Миримского сегодня — это весь актив «Трудовой Украины» (его количество пока неизвестно). Партия, о которой месяца два назад в Крыму едва слышали, вдруг объявила, что имеет 12 тысяч членов. Таких темпов не знает и книга рекордов Гиннесса. Именно усилиями Льва Миримского эта партия обрела здесь реальные структурные очертания. Команда, состоявшая раньше из чисто коммерческих структур не лучшего свойства, сейчас активно наращивает интеллектуальные мускулы. В нее входят коллега Миримского по депутатскому корпусу Валерий Горбатов, который прогрессирует в кресле главы правительства, вице-премьер Владимир Тутеров, несколько министров и замминистров, несколько глав администраций, многие влиятельные люди на местах. Звездой команды, безусловно, является нынешний министр экономики Крыма киевлянин Арсений Яценюк (два высших образования, блестящая банковская практика, четкость, высокая самоорганизация), быстро перестроивший работу министерства на новых принципах. Надо ожидать, что спустя какое-то время выработанные стройные программы дадут результат.

Группа представителя Президента Украины в Крыму главы КРО Аграрной партии Анатолия Корнейчука состоит из руководителей и специалистов районного сельского звена. Выходец из среды районных администраторов он является лидером большой массы аграрных специалистов районного и республиканского уровня, которые понимают, что в силу начатой аграрной реформы возврата к старому нет, и успех достижим тем быстрее, чем быстрее будет движение вперед по этому пути.

Особняком среди всех стоит команда советника Президента Украины экс-премьера Крыма Сергея Куницына. Во-первых, с одной стороны, благодаря прошлому участию во власти и смещению его правительства не по профессиональным, а по политическим мотивам, с ним ушли профессионалы, готовые сейчас вернуться и продолжить успешно начатое раньше. К команде Куницына относятся также многочисленные руководители и специалисты городского и районного звеньев управления, мэры и главы администраций, воспитанные и назначенные при его правительстве, усвоившие его методы управления. С другой стороны, из-за блока «За единую Украину» получается, что и команда Андрея Сенченко, состоящая из министров правительства Куницына, и команда Льва Миримского, входящего в «Трудовую Украину» и даже сам Валерий Горбатов, председатель политсовета крымской «Трудовой Украины», и команда Анатолия Корнейчука, состоящая из администраторов, сформировавшихся при прошлом правительстве, — составные части большой команды Куницына.

Дальше — с учетом того, что в Крыму намечается вхождение в блок «За единую Украину» и местной организации СДПУ (о), и того, что конференции многих политических объединений «Демсоюза», «ДемПУ», Партии регионов, Партии зеленых и других высказались за сплоченность демократических сил в одном блоке, противоположном коммунистам, скорее всего, они выступят единым фронтом с позиций реализма, и оптимальным лидером для них может быть именно Сергей Куницын. Отличие этой команды в том, что, во-первых, они и самостоятельно не теряют влияния, и могут играть значительную роль, а во-вторых, их участие в команде не сводится к голосованиям, как у коммунистов. Они владеют серьезными идеями и знаниями, двигают большие массы людей, товаров, денег, имеют практический опыт, который давал реальные результаты, а не только «пиаровские мыльные шары» типа Керченского моста. Эти группы — состоятельны, во многих сферах в прошлом они проявили себя как успешные. По сути, предвыборная ситуация в Крыму в силу объективных процессов кристаллизации политических сил все больше выстраивается по линии, одним полюсом которой является «коммунистический популизм», а другим — реализм остальных политических групп. В Крыму сейчас кристаллизуются фактически два блока — «блок Грача» и блок прагматиков-реалистов во главе с Сергеем Куницыным. Как оценит это крымский избиратель? Вот главный вопрос, на который сегодня еще нет ответа.

Роль избирателей
в карьере крымской элиты

Из всего сказанного следует несколько выводов. Первый — крымский уровень всего лишь промежуточный этап для крымской элиты, делающей карьеру. Утвердившись сначала на крымском уровне, ушли в Киев Анатолий Франчук и его сын Игорь (не секрет, что возвращение на должность гендиректора «Черноморнефтегаза», администрируемую из Киева, лишь временное), экс-премьер Аркадий Демиденко, народный депутат Лев Миримский, народный депутат Рефат Чубаров, юрист Павел Евграфов, генералы милиции Михаил Корниенко и Геннадий Москаль, много других специалистов. О своем желании перейти на работу в Киев неоднократно заявлял и Леонид Грач, дававший понять, что победа в Крыму для него только часть стратегии, а вся стратегия состоит в том, чтобы выдвинуть свою кандидатуру на пост президента Украины, возможно, уже в 2004 году. Конечно, здесь надо было бы проявить более трезвый расчет сил и средств, сочетание умения и масштаба деятельности, образования и необходимого объема знаний. Но таков Грач — его слова идут впереди мыслей. Поэтому верность Крыму — тот пробный камень, которым проверяется серьезность намерений политиков, заявляющих о своей любви к крымчанам.

Второй вывод: все эти люди — отличные специалисты, удачливые чиновники, народные избранники, возможно, успешно представляющие свой электорат в парламенте страны, но их трудно назвать политиками в силу того, что они занимаются не политикой как таковой, а своей карьерой. Отличные данные для политика имел экс-премьер-министр Крыма Аркадий Демиденко: он создал партийное движение «Крым—наш дом», стоял у истоков нынешней крымской организации НДП. Но теперь Украина знает его как заместителя госсекретаря Министерства транспорта, превосходного специалиста, но далекого от политики человека. В силу этой тенденции трудно назвать политиками экс-премьер-министра Крыма народного депутата Украины Анатолия Франчука и его сына, народного депутата Игоря Франчука. Слабо сочетается понятие «политик» с образом народного депутата Льва Миримского, успешнее проявившего себя в бизнесе, чем в партийном строительстве. Исключением из общего правила являются всего два человека, действующие ныне на политической арене: Леонид Грач, которого трудно отнести к специалистам и для которого уже, собственно, нет и не может быть иной карьеры, кроме политической. И Сергей Куницын, после политической отставки не прекративший политическую деятельность.

Соответственно — в истории Крыма есть только два человека, которые готовы работать в Крыму как на окончательной линии. Первым из них был Николай Багров, ныне ректор Национального Таврического университета, который после работы в Москве, в ЦК КПСС, возвратившись в Крым, сказал, что он политик «не промосковский, не прокиевский, а прокрымский». Второй — Сергей Куницын, который после неожиданной для всех отставки успешно работавшего правительства, из всех предложенных в Киеве должностей выбрал не предлагавшийся ему Крым. Для Куницына это — во-первых, шанс подтвердить свою профессиональную состоятельность, во-вторых, возможность доказать Президенту, что его отставка не была оправдана ни политической, ни экономической ситуацией, в-третьих, способ не предать, а привести к победе свою команду, которая без него тоже не самодостаточна, потому что, лишившись в его лице харизматического лидера, теряет перспективу.

Все это — достаточный инструментарий для мыслящего избирателя, решающего, за кого голосовать. Однако одновременно это и причина поляризации общества: кроме рациональных факторов выбора политтехнологи будут действовать и на чисто эмоциональный фактор. Слова о том, что «команда Грача» обеспечит «сближение» с Россией, «равноправие» русскому языку, «экономические связи», «прозрачные» границы без таможен и КПП и прочие иллюзии будут действовать на психику и подсознание сильнее, чем рациональное осознание того, что в устах коммунистов все это только знаки, приманки, виртуальные объекты, которые, как правило, ни во что реальное не превращаются. Но будет ли оценена эффективная политика демократического блока, которая обеспечивает рост на уровне реальной практики? Осознать разницу в подходах и ответить на этот вопрос, стоя перед избирательной урной, гораздо сложнее, чем поддаться эмоциям. Но тут уж никто ни над кем не властен. Давно говорят, как голосуем — так и живем…

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме