КТО У АППАРАТА? - Политическая ситуация в Украине. Новости, обзоры, аналитика, эксклюзивы. - zn.ua

КТО У АППАРАТА?

12 октября, 2001, 00:00 Распечатать

Четыреста пятьдесят голосующих, выступающих с трибуны и клянущихся перед телекамерами в любви к избирателю слуг народа, — лишь надводная часть айсберга под названием «Верховная Рада»...

Вячеслав Коваль
Вячеслав Коваль

Четыреста пятьдесят голосующих, выступающих с трибуны и клянущихся перед телекамерами в любви к избирателю слуг народа, — лишь надводная часть айсберга под названием «Верховная Рада». Почти две трети этого массива скрыто от глаз и называется малопривлекательным словом «аппарат». Именно он отвечает за то, чтобы народные избранники были вовремя накормленными, полноценно отдохнувшими и информационно обеспеченными, а это уже половина успеха законодательного процесса. И потому роль этих людей в отечественном законотворчестве хоть и малозаметна, но практически неоценима. Депутаты приходят и уходят, а аппарат вечен. Правда, иногда случаются парламентские революции, и тогда сменяется не только общеполитическое, но и аппаратное командование. В феврале 2000 года у кабинета Леонида Горевого, руководившего секретариатом Верховной Рады с 1992 года, появился новый хозяин. Вячеслав Коваль, знакомый с административно-канцелярской наукой лишь по работе в секретариате Народного руха Украины, нарушив все традиции, пришел на должность руководителя аппарата Верховной Рады, можно сказать, с революционных баррикад. И хотя сегодня он утверждает, будто с активной политической жизнью в связи с нынешним его статусом покончено, знающие люди говорят, что портфель главного парламентского аппаратчика Вячеслав Станиславович готов с радостью поменять на бразды правления в Рухе. И лишь дожидается новой революционной ситуации. На этот раз — в партии.

— Вячеслав Станиславович, вездесущего влияния парламентских выборов, по всей видимости, не избежать и вашему ведомству. Какие изменения, связанные с предвыборной кампанией, ожидаются в работе аппарата Верховной Рады?

 

— Излишняя политизация парламента в ближайшие полгода, конечно, неизбежна. Однако что касается деятельности парламентского аппарата, к политике он не имеет никакого отношения. Хотя работать будет немного сложнее, принципиальных изменений в функциях аппарата не произойдет. Их и не должно быть. Разве что еще более четкое соблюдение процедуры, регламента работы. И тогда не возникнет никаких проблем.

— Однако отпечаток на деятельность всего парламента и его аппарата, как немаловажной составляющей, накладывает не только предвыборная ситуация, но и приближающийся конец срока полномочий нынешних народных депутатов. Кого-то еще не оквартирили, где-то не завершена бюрократическая процедура прохождения финансовых документов — нужно успеть подтянуть «хвосты», а значит, работать в более активном режиме.

 

— Вообще-то существует план. План работы, разработанный в комитетах Верховной Рады, одобренный председателем парламента. Согласно ему аппарат и будет действовать, невзирая на выборы или подготовку к ним. Главная задача аппарата ВР — организационное обеспечение деятельности парламента. Он не является политическим органом, обладающим симпатиями и антипатиями. Его функции четко выписаны, а работа подчинена утвержденному плану. Поэтому каких-либо авральных работ по подтягиванию «хвостов» просто не может быть. А что касается квартир, то все депутаты, которые нуждались в их получении, ими уже обеспечены.

— Насколько мне помнится, под конец деятельности прошлого парламента довольно мучительно решался вопрос о том, как быть с такими новоселами: отбирать у них служебное жилье или махнуть рукой на госсобственность. Корпоративная солидарность, в конце концов, взяла верх над идеалами справедливости, и было принято специальное постановление, разрешающее «уходящим» депутатам оставить квартиры в своем распоряжении. Как этот вопрос будет решаться на этот раз?

 

— Сейчас такого вопроса не существует.

— Почему?

 

— Потому что квартиры народным депутатам предоставлялись не в качестве служебного жилья.

— С чего бы это?

 

— На основании закона о статусе народного депутата. Нового.

— Однако! Но если так пойдет и дальше, то не далеко то время, когда в столице вырастит целый район, заселенный бывшими депутатами.

 

— Есть такое выражение: «Демократия — это ничего, а процедура — это все». Нужно только выписать ее. Вот в других странах, например, существует фонд депутата. Посмотрите, какие условия работы имеют парламентарии в США, в других государствах.

— Да, но в этих государствах не только парламентарии, но и остальной народ живет несколько иначе, нежели в Украине.

 

— Мы в Украине живем, имея ментальность, с одной стороны, как будто демократическую, а с другой — ту, которая была. Что, народные депутаты — не такие, как все остальные люди? Мы же все одинаковые. Но если мы хотим, чтобы существовал нормальный парламент, чтобы депутаты нормально работали, чтобы они действительно были представителями народа, необходимо обеспечить соответствующие условия их деятельности. На каком уровне? Это должно определить общество…

— …через своих представителей в парламенте. Скажите, а руководимый вами аппарат принимает участие в распределении жилья среди депутатов?

 

— Аппарат никогда не имел и не имеет отношения к распределению жилья. Распределяет жилье, согласно регламенту, комитет по вопросам регламента и организации работы Верховной Рады. Он определяет, имеет ли право народный депутат, согласно закону, получить жилье и какое. А аппарат ВР занимается строительством этого жилья.

— Однако, если верить положению об аппарате Верховной Рады, вы должны осуществлять финансирование парламента, обеспечивать социально-бытовые и жилищные условия народных депутатов, заботиться о материально-технической базе Верховной Рады, а также оперативно управлять госимуществом, обеспечивающим ее деятельность. Для всего этого аппарату придан статус юридического лица, обладающего собственной печатью, самостоятельным балансом, текущими бюджетными и другими счетами в банках. И при этом вы утверждаете, что никакого отношения к распределению материальных ресурсов ваша структура не имеет?

 

— Кроме названных вами, у аппарата есть еще немало функций: научно-правовое обеспечение деятельности Верховной Рады, организационное, документальное, информационное, компьютерное. Но все свои функции мы выполняем в соответствии с постановлениями и решениями парламента. Мы не являемся инициаторами и не занимаемся распределением.

— Но сколько квартир депутатам выделено, вы можете сказать?

 

— В нынешнем созыве квартиры получили 145 народных избранников и 17 работников аппарата, хотя нуждаются в жилье 300 человек.

— Сколько людей всего работает в аппарате?

 

— 869.

— Ого! Так судя по численности «войска», которым вы командуете, руководитель парламентского аппарата — фигура намного весомее, чем глава парламента.

 

— Это не так уж и много, если учесть все подразделения такой сложной структуры, как аппарат ВР. 53 человека работают в секретариатах фракций, в среднем по пятнадцать — в комитетах. Существует несколько управлений: главное организационное, главное юридическое, научно-экспертное, по связям с местными органами власти, управление кадров и другие. Руководит же всем этим глава парламента. Он — первое лицо в Верховной Раде.

— А какова общая смета расходов у парламента?

 

— В этом году около 158 миллионов.

— Вам хватает этих денег?

 

— Ну, мы же не можем быть в стране каким-то оазисом благоденствия. Когда формируется государственный бюджет, Кабинет министров предлагает для парламентского кошториса определенную сумму. Как любой хозяйственный орган, Кабинет министров обычно занижает потребности. Верховная Рада, как любой другой орган, которого касается вопрос финансирования, выдвигает встречное предложение, превышающее размеры кабминовского. А потом начинаются поиски компромисса, поскольку истина, как всегда, посередине.

— Вячеслав Станиславович, вы являетесь заместителем председателя Народного руха Украины. Скажите, в каком процентном соотношении в вас сочетаются государственный служащий и партийный функционер?

 

— Согласно нормам закона о государственной службе или правилам поведения госслужащего, не возбраняется заниматься общественной и политической деятельностью после работы. Так я и поступаю. Конечно, у меня немало обязанностей и заданий как у заместителя главы НРУ. Я их выполняю. Но в свободное от работы время. Для этого есть воскресенье, вечер, ночь, в конце концов.

— Но ваше имя связывают с еще одной политической структурой, чей лидер является одним из ваших начальников в парламенте. И в связи с этим кое-кто даже утверждает, что аппарат Верховной Рады по большей части обслуживает потребности не столько спикера, сколько его первого заместителя…

 

— Сколько будет существовать общество, столько будут существовать слухи. У меня два руководителя: один — председатель Верховной Рады Украины Иван Плющ, второй — лидер Народного руха Украины Геннадий Удовенко. Когда я возглавил аппарат ВР, в руководстве парламента уже были представители трех фракций: НДП, СДПУ(о) и «Возрождения регионов». В руководстве же комитетов представлено еще больше политических сил. И если бы в деятельности руководителя аппарата появились какие-то перекосы в пользу той или иной фракции, я думаю, вопрос о его смене стоял бы в сессионном зале уже через неделю. Ведь все контролируется. Нельзя же поставить законопроект члена НРУ первым на рассмотрение в определенный сессионный день. Если нет оснований. Согласно распределению обязанностей между главой парламента и его заместителей, первый вице-спикер отвечает за расписание заседаний и повестку дня сессии. И поэтому, действительно, если появляюсь в зале, я больше общаюсь с Медведчуком. Но это потому, что вся оперативная работа, например подготовка повестки дня на завтрашний день, лежит на нем. Я с ним согласовываю много вопросов. А из этого делаются выводы о тесных связях или большой любви.

— Ага! А ваш приход на эту должность после февральской революции в парламенте был обусловлен исключительно вашей искушенностью в аппаратно-канцелярской работе?

 

— Верховная Рада — политический орган, где все происходит в результате политических договоренностей, в том числе избрание парламентского руководства…

— Но, насколько я поняла из ваших слов, руководитель аппарата ВР — фигура не политическая?

 

— Конечно не политическая. И потому, согласно закону, я сложил полномочия народного депутата.

— И все-таки именно в результате политических договоренностей прежний глава аппарата ВР Леонид Горевой, переживший на своем посту не одну смену парламентского руководства, был заменен на представителя одной из влиятельных партий Вячеслава Коваля.

 

— Мой предшественник сам написал заявление об уходе. Его никто не снимал. Сейчас он работает советником председателя Верховной Рады Украины. У меня с Леонидом Егоровичем нормальные отношения, он помогал мне войти в курс дел.

— И, наверное, вы с интересом ознакомились с результатами работы специальной парламентской комиссии, расследовавшей материально-финансовую деятельность свергнутого руководства ВР?

 

— Да, я читал тот отчет. С чем-то в нем я согласен, с чем-то — нет. Знаю одно: сейчас в этой сфере все делается открыто. Если на всех чего-то не хватает, мы бросаем жребий, кому достанется. Вот приходит вместо необходимых четырнадцати новых машин всего три, идет заседание управления делами и на нем объявляется: «Уважаемые, есть три автомобиля, прошу разыграть».

— Неужели не было ни одного случая, чтобы какая-либо из политических сил, представленных в парламенте, не попыталась использовать аппарат ВР в своих интересах?

 

— Это практически невозможно. В украинском парламенте 14 групп и фракций. Все они отслеживают происходящее. И каждый народный депутат не хуже меня знает регламент и порядок прохождения законопроектов. Ну, каким образом можно повлиять?

— Вы собираетесь вновь баллотироваться в депутаты?

 

— Если меня включат в партийный список, то да.

— С учетом вашей партийной должности это более чем вероятно. А не повлияет ли ваша предвыборная деятельность на качество работы аппарата ВР?

 

— Если вы помните, во время прошлых выборов премьер-министр Украины возглавлял список НДП. Сегодня, по данным средств массовой информации, около десяти министров выразили намерение участвовать в выборах. Если я пойду не по мажоритарному округу, требующему от кандидата ежедневной кропотливой работы, а буду включен в партийный список, не думаю, что это помешает мне выполнять функции в этом кабинете.

— Выборами вы будете заниматься по ночам и в выходные дни?

 

— Только по выходным.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №15, 21 апреля-27 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно