КРЫМСКИЙ УЗЕЛ: В ПОИСКАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ РАЗВЯЗКИ...

17 мая, 1996, 00:00 Распечатать

Сегодня 52-я годовщина со дня наибольшего сталинского злодеяния - насильственной депортации крымских татар и людей других национальностей из Крыма...

Сегодня 52-я годовщина со дня наибольшего сталинского злодеяния - насильственной депортации крымских татар и людей других национальностей из Крыма. За два дня и две ночи с 18 по 20 мая 1944 года из Крыма в 70 эшелонах силами более 5 тысяч сотрудников НКВД и НКГБ, 20 тысяч военнослужащих внутренних войск, 2 полков пограничных войск и 6 стрелковых полков было вывезено, по данным СНК СССР, 188626 человек. Всего из Крыма за 1941 - 44 годы было депортировано более 300 тысяч жителей около 20 национальностей. Это был заключительный этап драмы, растянутой империей больше чем на три века. Согласно учету, за 1944 - 48 годы от тягот депортации погибли 44887 человек, а по некоторым другим данным потери народа в целом составляют 42,6 процента своей прежней численности...

Молодой Украине суждено стать главным действующим лицом исторической реабилитации целого народа и вынести на себе всю тяжесть проблем, созданных давно и не ею. Сегодня, когда Крым по решению украинского же парламента стал формально территориальной, а фактически русской национальной автономией (и это неудивительно - три четверти населения русские, четыре пятых - русскоязычные!), в Крыму появился «передовой отряд» крымскотатарского народа в 250 тысяч человек, за которым стоят еще 200 тысяч их соотечественников в странах СНГ и, по данным журнала «Эмоль», еще 5 миллионов их потомков в соседней Турции. Естественно, что вывезенный насильственно и возвратившийся вопреки многочисленным препятствиям народ требует восстановления своих прав и соблюдения интересов, что в концентрированном виде представляется как требование национальной автономии.

Это уже реальность. Попытки не видеть ее или уйти от всей ее сложности ничего хорошего не сулят, ибо эта реальность, как и любая другая, рано или поздно встанет во весь рост и лучше подойти к ней, уже накопив какой-то арсенал возможных вариантов решения.

Непредвзятый анализ говорит о том, что в Крыму действительно происходит постепенное накопление критической массы конфликтогенных противоречий, которые, подобно слоеному пирогу, распределяются в трех пластах...

Первый пласт - законодательный и социальный. На полуострове уже 76 тысяч переселенцев не имеют гражданства и, следовательно, ограничены в правах, в том числе на приватизацию, которая в этом году уже должна закончиться. Во-вторых, проект Конституции Украинского государства недостаточно, как они считают, учитывает права и интересы крымских татар - они могут потерять существующую сейчас возможность быть представленными в органах власти. В-третьих, избранный народом и признанный де-факто меджлис крымскотатарского народа и система региональных меджлисов вопреки надеждам до сих пор остаются не признанными де-юре. И это в то время, когда историческая память народа хранит не только опыт Крымского ханства, но и недавнюю практику КрымАССР образца 1921-44 года, которая, чтобы там ни говорили, фактически была крымскотатарской автономией - больше трети парламента и правительства, система образования, культуры, национальные кадры, религиозные структуры - все это составляло ее характер. Сегодня крымские татары в прямом смысле выстрадали свою автономию.

Но с другой стороны крымскотатарская автономия если и возможна, то только как часть единой украинской государственности. Во-первых, при таком уровне неустроенности народа она просто не может состояться в условиях конфликта. К тому же - и это главное! - крымские татары воспринимают Украину как дружественное окружение, осознающее беды народа и способствующее их разрешению, в отличие от того, как бывшее сверхгосударство СССР воспринималось ими как враждебная сила, как субъект притеснений и ликвидатор собственности и самого будущего народа. Во-вторых, крымскотатарская автономия проектируется совсем не как религиозная мусульманская, чем пугают обывателей некоторые недобросовестные «аналитики», а как цивилизованная светская система. И в-третьих, крымские татары, в силу своего меньшинства, претендуют не на всю власть, а только на часть ее, но такую, которая бы гарантировала соблюдение их прав и интересов, что может гарантироваться довольно простым механизмом двухпалатного парламента или даже третью мест в обычном депутатском корпусе. Формы представительства, способ вхождения меджлиса в систему власти и прочие частности - это предмет переговоров. Таким образом, для Украины замена русской национальной автономии крымскотатарской - а суть этого факта именно такова! - с учетом того, что русские уже имеют свое государство, а у крымских татар другой родины просто нет, была бы оправдана всем ходом истории. Тем более, что пойти на этот шаг, кажется, все равно придется - весь вопрос в том, как, когда и с потерями или с приобретениями, ибо в предстоящие пять, а то и больше лет никто не в силах решить все специфические проблемы репатриантов и, возможно, самым лучшим выходом было бы вручить судьбу народа в его же собственные руки...

Второй пласт проблем - экономический. Финансирование процесса возвращения и обустройства депортированных сегодня, несмотря на рост количества нолей в суммах выделяемых денег, реально в 17 раз меньше, чем в 1992 году. Половина из 270 поселков переселенцев не имеет дорог, воды, электричества, в них нет медицинского, бытового, торгового обслуживания, средств связи, школ, детских садов. 120 тысяч переселенцев не имеют еще своего жилья, 40 тысяч не трудоустроены, 30 тысяч работают не по специальности. На 1996 год выделено 2,8 триллиона карбованцев, что составляет всего 1 процент от общей потребности средств, составляющей 280 триллионов карбованцев. Для репатриантов надо возвести 3 млн.

кв. м жилья (за 1990-95 годы построено 400 тыс. кв. м), проложить свыше 1,5 тысячи километров инженерных сетей, создать до 30 тысяч новых рабочих мест, ввести в эксплуатацию более 100 объектов соцкультбыта - школ, садиков, поликлиник, магазинов. Реально скудость финансирования растягивает этот процесс еще на 10 - 15, а то и 20 лет. Общепризнано, что одной Украине с этой проблемой не справиться, к ней подключаются Турция и страны-доноры. Однако сдерживает всех угроза крымской нестабильности, которая вытекает из... нерешенности той же крымскотатарской проблемы.

Третий пласт - особый и деликатный. Рано или поздно крымские татары потребуют возмещения отнятого во время депортации народного достояния. И от нынешнего отношения к проблеме Украины зависит, в какой форме и будет ли вообще предъявлен этот «исторический счет» депортированных. Согласно данным национального движения, составленным по итогам трех самопереписей крымских татар в 1957, 1966 и 1970-73 годах и представленным в 1975 году с 25 тысячами подписей Совету Безопасности ООН, партийным, правоохранительным и государственным органам СССР в форме 7 актов и 3 исторических справок, в результате депортации 18 - 20 мая 1944 года крымскотатарский народ потерял 25 миллионов национальных книг, 861 школу, 263 клуба, 1180 библиотек, 1690 кофеен, 263 оркестра, 237 коллективов художественной самодеятельности (7900 участников), более 10 национальных населенных пунктов, 2400 кладбищ. То есть согласно этим данным всего у народа было отобрано ( в ценах 1961 года!) 1 миллиард 400 миллионов 537,4 тысячи рублей коллективной и 2 миллиарда 400 миллионов 262,3 тысячи рублей личной собственности. Нет сомнений, что этот счет хранится в народных архивах до поры до времени и будет предъявлен...

Кому и когда? Покойный Ю.Османов считал, что это будет тогда, когда по иску крымских татар за геноцид над его народом «за период от 5 тысяч лет до н. э. до 1.01.1975 года» состоится Международный трибунал...

Хочется верить, что демократическая Украина не будет на нем даже соответчиком, а решение проблем крымских татар, как и людей других национальностей в Украине, отменит саму необходимость такого суда истории.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №24-25, 23 июня-6 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно