КРИСТОФЕР ПАТТЕН: «ЕВРОСОЮЗ НЕ БУДЕТ ГЛУХ И НЕМ ПО ПОВОДУ ТОГО, ЧТО ПРОИСХОДИТ В УКРАИНЕ»

Поделиться
На что — на что, а на невнимание высших чиновников Европейского Союза к Украине грех жаловаться. В ...

На что — на что, а на невнимание высших чиновников Европейского Союза к Украине грех жаловаться. В течение последних шести месяцев у руководства страны состоялась целая череда встреч с ключевыми фигурами ЕС — президентом Еврокомиссии Романо Проди, верховным представителем по вопросам общей внешней политики и политики безопасности ЕС — Хавьером Соланой, комиссаром Еврокомиссии по вопросам расширения Гюнтером Ферхойгеном и комиссаром ЕК по вопросам внешней политики Кристофером Паттеном. После принятия Европейским Союзом новой стратегии — «Расширенная Европа» — представители ЕС усердно демонстрируют, что ключевое место в ней занимает именно наша страна. Правда, похоже, что европейцы еще и сами до конца не придумали, как будет реализовываться эта стратегия со всеми ее грандиозными планами, не определили, насколько реалистичны и достижимы ее конечные цели, какие инструменты необходимо выбрать для того, чтобы эти цели не остались лишь на бумаге.

Украинцы же на первых порах восприняли рождение в недрах Еврокомиссии нового документа, регламентирующего отношения расширенного ЕС с его соседями, буквально в штыки. Поначалу в Киеве «Расширенную Европу» называли даже «дымовой завесой для отвода нашей евроинтеграционной энергии в сторону». И не верили, что Евросоюз в самом деле намерен поделиться с Украиной так называемыми «четырьмя свободами» — свободой передвижения товаров, людей, услуг и капиталов, а не сведет все «соседское сотрудничество» лишь к борьбе с нелегальной миграцией и вопросам реадмиссии.

Но после многочисленных встреч и ялтинского саммита стороны, кажется, начали лучше понимать друг друга. Хотя вопросов остается еще немало. Украинцев, например, весьма интересует, почему нашему государству до сих пор не предоставлен статус страны с рыночной экономикой. Вот и премьер Янукович на этой неделе достаточно жестко напомнил о том, что обещания, данные по этому поводу Романо Проди, «пока что не выполняются». Тревожит украинцев и тот факт, что пока Европейский Союз не готов пойти даже на минимальное упрощение визового режима с Украиной, что может привести к созданию в Европе новых разделительных линий.

У европейцев также есть чем поинтересоваться у официального Киева. В основном на тему демократии, свободы слова, подготовки к грядущим президентским выборам. Вот и первый официальный визит на этой неделе в Украину Кристофера Паттена проходил на фоне донецкого скандала и демарша европейской «тройки» по этому поводу. Это, безусловно, ослабило позиции украинской стороны на переговорах, особенно в вопросе такой желанной для нее ассоциации с Евросоюзом и особенно с комиссаром ЕК по вопросам внешней политики.

Когда-то кто-то из наших дипломатов полушутя заметил, что пока Украина находится в поле зрения г-на Паттена, комиссара по вопросам внешней политики, у нашей страны мало шансов на интеграцию в ЕС. Куда больше перспектив для нас открылось бы перейди Украина под крыло комиссара по вопросам расширения ЕС г-на Ферхойгена. И дело тут не только в том, что реалист и прагматик К.Паттен ранее демонстрировал очень сдержанное, чтобы не сказать консервативное, отношение к эмоциональным евроинтеграционным порывам украинцев. Причина еще и в том, что в силу своих профессиональных интересов г-н Паттен и его подчиненные просто мыслят другими, не интеграционными, категориями и привыкли оперировать другими, не интеграционными, инструментами. Однако, по свидетельству некоторых участников переговоров, в последнее время украинская сторона стала отмечать изменение в позитивную сторону отношения К. Паттена к нашей стране и ее европерспективам.

Визит г-на Паттена в Украину оказался весьма насыщенным. Комиссар встречался с высшим руководством страны, украинскими и зарубежными дипломатами, студентами, журналистами, участвовал в межминистерской конференции, успел побывать даже в Чернобыле. О чем шла речь на киевских переговорах, какие аргументы выдвигали стороны, о чем они смогли договориться и по поводу чего не нашли общего языка, вы сможете узнать из интервью, которые дали нашему изданию комиссар ЕК по вопросам внешней политики Кристофер ПАТТЕН и первый заместитель министра иностранных дел Украины по вопросам европейской интеграции Александр ЧАЛЫЙ.

— Г-н Паттен, месяц назад во время ялтинского саммита Украина—ЕC комиссар по вопросам расширения г-н Ферхойген заявил о том, что Европейский Союз готов разделить с Украиной все, кроме институций. Вы согласны с мнением коллеги? Если да, то поясните, пожалуйста, что конкретно подразумевается и идет ли речь о так называемых четырех свободах?

— Все очень просто: мы хотим провести переговоры с Украиной о заключении соглашения, в котором намерены предложить Украине место на нашем едином рынке, где существует свобода торговли товарами, свобода передвижения денежных потоков, свобода передвижения людей — в этом суть Европейского Союза, это его сердце, двигатель нашего процветания. Мы надеемся, что это поможет стать Украине более преуспевающим государством и приблизит ее к нам. Кроме того, мы бы хотели установить с вашей страной более тесный политический диалог и разделить с Украиной наши стратегии в сфере энергетики, транспорта и телекоммуникаций. Мы также желали бы создать с Украиной общее пространство в сфере юстиции и внутренних дел, чтобы украинские правоохранительные органы, судебная власть и иммиграционные службы действовали с нами в едином поле. Нам хотелось бы и увеличить контакты между людьми посредством культуры, образования, науки и технологии. И, наконец, мы хотели бы уладить приграничные трудности и найти финансовые ресурсы для того, чтобы содействовать этой работе.

— Все это звучит очень заманчиво, но, тем не менее, Европейский Союз пока не идет даже на то, чтобы начать с нашей страной переговоры или хотя бы консультации по созданию зоны свободной торговли между Украиной и ЕС, хотя, в соответствии со ст.4 Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, рассмотрение этого вопроса должно было состояться еще в 1998 г. Почему же не начинаются эти переговоры?

— Участие Украины в едином рынке Европейского Союза будет выходить за рамки действия соглашения о зоне свободной торговли. То, что мы предлагаем, это не только отмена тарифов или же количественных ограничений на торговлю. Мы имеем в виду такие взаимоотношения между Украиной и ЕС, при которых ведение бизнеса в Киеве ничем не будет отличаться от ведения бизнеса в Лиссабоне. То есть здесь работа будет вестись в тех же законодательных рамках. И у вас появится возможность работать на рынке, насчитывающем 500 млн. потребителей.

— В Украине хорошо понимают, что расширение ЕС, в общем-то, положительно повлияет и на нашу страну, но этот позитив скажется в среднесрочной и долгосрочной перспективе, а вот в ближайшие пару лет после расширения Украине предстоит испытать шок. Например, только по приблизительным подсчетам наших экспертов, она будет терять полмиллиарда евро в год. И дело тут не только и не столько в прекращении действия соглашений о зоне свободной торговли с прибалтийскими республиками. Больше всего украинцев волнуют нетарифные ограничения, квотирование, антидемпинговые расследования. Готов ли ЕС пойти навстречу украинским предложениям о компенсационных мероприятиях? Вы можете сегодня нам сказать, что ожидает, например, украинский металл, химическую, сельскохозяйственную продукцию на рынках десятки новых членов Евросоюза после 1 мая следующего года?

— На ваш длинный и сложный вопрос я отвечу просто: нет, мы не предусматриваем никаких компенсаций, поскольку предполагаем, что Украина все-таки получит больше выгоды от расширения ЕС по сравнению с ее потерями. Позвольте кратко вам пояснить, почему мы так поступаем. Прежде всего, после расширения ЕС новые члены должны будут придерживаться той же политики в отношении Украины, что и нынешний Евросоюз. Это означает, что существующие защитные меры, которые сейчас применяются странами-кандидатами в торговле с Украиной, должны будут быть устранены либо значительно снижены. В частности, тарифы уменьшатся приблизительно в два раза — с 9 до примерно 4%. Так что вам станет значительно легче торговать, например, с Эстонией, поскольку вы будете это делать с таким же успехом и на таких же основаниях, как, скажем, с Испанией или Британией. Кроме того, наш опыт предыдущих расширений ЕС говорит о том, что уже сам факт расширения предоставляет довольно серьезные возможности для экономического роста, поэтому со «свежерасширившимся» Евросоюзом торговать становится гораздо выгоднее.

В то же время есть определенные отрасли экономики, которые могут пострадать. Например, существуют определенные аспекты торговли сталью, где наличествуют количественные ограничения. Но в таких случаях мы всегда заявляли о том, что готовы вести с Украиной переговоры и искать пути решения возникших проблем.

— Так, может быть, согласно ст.5 Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, которая гласит, что если меняются обстоятельства, то стороны могут вносить какие-то дополнения в этот документ, стоит рассмотреть эту возможность? Ведь вступление в Евросоюз десяти новых стран, на наш взгляд, является коренным изменением обстоятельств. Может, стоит дополнить СПС какими-то новыми соглашениями, которые бы и учли все новые условия сотрудничества Украины и расширенного ЕС?

— Мы, конечно, можем провести анализ нашего сотрудничества в разных отраслях экономики, учитывая условия расширения, однако, я повторюсь, наше понимание ситуации таково, что общий результат, общее влияние расширения Европейского Союза на Украину будет позитивным.

— Вы знаете, что еще одной проблемой для нашей страны, вызванной расширением Евросоюза, станет изменение режима пересечения людьми и товарами границы с десятью новыми членами. И, честно говоря, складывается впечатление, что по отношению к Украине снова применяются двойные стандарты, например, по сравнению с Россией. В частности, россиянам гораздо раньше, чем нам, предоставили статус страны с рыночной экономикой. Теперь вот, несмотря на тот факт, что Россия отнюдь не спешит навстречу Евросоюзу в вопросах реадмиссии, в совместные российско-еэсовские документы была заложена возможность отмены виз в долгосрочной перспективе. Почему же Украине, которая активно сотрудничает с ЕС по реадмиссии, отказывают в подобной формуле? Собирается ли Евросоюз все же менять свою визовую политику в отношениях с Украиной?

— Хочу вас заверить, что у нас и в мыслях не было по-разному относиться к России и Украине в визовом вопросе. Также в свете вышесказанного хочу отметить, что если Украина успешно проведет переговоры по соглашению о реадмиссии, то, в принципе, это значительно облегчит визовый режим Европейского Союза для украинцев. В то же время замечу, что мы не сможем продемонстрировать гибкость, на которую готовы, странам, которые со своей стороны не будут демонстрировать готовность работать с нами по соглашениям о реадмиссии.

Что же касается статуса рыночной экономики, то мы сейчас находимся в процессе проведения с Украиной технических переговоров и ставим вопросы, ответы на которые мы все еще ожидаем от украинской стороны. Один из них — вопрос ценовой политики в муниципальном хозяйстве, проблема цен на жилищно-коммунальные услуги. Думаю, что принять окончательное решение мы сможем, как только предоставится такая возможность, то есть, надеюсь, в самое ближайшее время.

— Два месяца назад украинская сторона передала вам свой вариант плана действий Украина—ЕС. Когда Евросоюз даст ответ на украинские предложения и какие главные цели вы собираетесь зафиксировать в своем варианте этого документа?

— Я надеюсь, что переговоры по плану действий начнутся уже в декабре-январе, и к концу весны мы сможем уже завершить их и получить готовый план. Думаю, что в этот план действий войдут те направления, о которых я говорил, отвечая на ваш первый вопрос.

— Каким образом Евросоюз собирается отслеживать предвыборную ситуацию в Украине? Будет ли создан какой-либо мониторинговый комитет, в который могли бы войти представители ЕС, ОБСЕ и Совета Европы? И когда европейские наблюдатели намерены прибыть в Украину? Ведь, как известно, на днях президент Европейской народной партии Вильфред Мартенс призвал евроструктуры к долгосрочному наблюдению предвыборного периода в Украине.

— Я не слышал, чтобы Европейский Союз уже получил отдельное приглашение от украинского правительства прислать сюда наблюдателей. В основном на выборах работают представители ОБСЕ, но мы с ними очень тесно сотрудничаем. Мы с удовольствием примем их точку зрения или их мнение по поводу организации выборов президента в вашей стране. Если они будут проводиться честно и справедливо, то я убежден, что это очень хорошо отразится на имидже Украины в Европейском Союзе.

— Как вы знаете, на прошлой неделе послы нескольких государств сделали соответствующие заявления, а европейская «тройка» выступила с демаршем по поводу событий в Донецке, где «Нашей Украине» Виктора Ющенко не дали провести съезд. Представители пропрезидентского большинства затем прокомментировали демарш как вмешательство во внутренние дела Украины, а один из его лидеров заявил, что теперь, по-видимому, президента Украины будут избирать иностранные дипломаты. Что вы можете сказать по этому поводу?

— Европейский Союз никоим образом не вмешивается во внутренние дела Украины. Но у Европейского Союза есть и глаза, и уши. И нельзя ожидать, что ЕС будет глух и нем по поводу того, что происходит в Украине. В конце концов ведь это Украина хочет приблизиться к ЕС и в конечном итоге стать членом Европейского Союза. И те депутаты Европарламента, которых вы упомянули, собираются поддерживать украинское членство в ЕС. Поэтому они не могут отрицать того, что способ организации и проведения выборов тем или иным образом подскажут нам, проводится ли избирательная кампания в Украине так же демократично и открыто, как это происходит в государствах-членах ЕС. Во время проведения избирательной кампании люди в Украине должны иметь право выступать, печататься в прессе и проводить открытые и публичные дебаты. Вот это и означает — жить в плюралистическом обществе.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме