КОНСТИТУЦИОННАЯ РЕФОРМА В УКРАИНЕ: МАКИЯЖ ИЛИ ПЛАСТИЧЕСКАЯ ХИРУРГИЯ?

28 марта, 2002, 00:00 Распечатать Выпуск №12, 28 марта-5 апреля

Центр Разумкова провел специальное анкетирование представителей партий и блоков, имеющих шансы пройти в состав будущего парламента (см...

Центр Разумкова провел специальное анкетирование представителей партий и блоков, имеющих шансы пройти в состав будущего парламента (см. таблицу «Организация государственной власти в Украине: вопросы и ответы»). Цель опроса — выяснить отношение субъектов избирательного процесса к проблемам организации государственной власти в Украине и возможным путям ее реформирования.

Стоит отметить, что партии и блоки уделяют достаточно большое внимание этим проблемам, рассматривая их наряду с социально-экономическими как приоритетные. Для украинских граждан вопросы внутренней политики также представляют значительный интерес — две трети опрошенных (66%) заявили, что программные позиции партий (блоков) по этим вопросам будут иметь для них значение при голосовании на выборах-2002.

Ниже изложено партийное видение основных проблем организации государственной власти в Украине.

Форма правления. Большинство субъектов выборов заявило о необходимости изменения существующей формы правления в Украине. Избирательный блок «ДемПУ — Демократический союз», «Блок Юлии Тимошенко», СДПУ(о) и СПУ считают наиболее приемлемой парламентско-президентскую республику. Парламентская республика больше по душе «зеленым», и в будущем тем же социалистам. Остались верными своим принципам коммунисты, высказавшиеся за возвращение к советской власти. Не считают возможным что-либо изменять представители блока «Наша Украина», «За Единую Украину!» и «Женщины за будущее».

При этом практически все представители этих партий и блоков (от левых до правых, от пропрезидентских до оппозиционных), участвовавшие в «круглом столе», организованном Центром Разумкова по этим проблемам, были на редкость единодушными — правительство должно формироваться при участии парламентского большинства, которое несет ответственность за деятельность Кабинета министров. Причем большинство партийных лидеров считают необходимым внесение соответствующих изменений в Конституцию, а «Наша Украина» настаивает на необходимости утверждения неписаной политической традиции.

Примечательно, что мнения граждан по поводу необходимости изменений в системе организации государственной власти разделились почти поровну: 39,4% граждан убеждены, что нынешняя форма правления (президентско-парламентская республика) должна быть изменена. При этом 14,2% из них отдают предпочтение парламентско-президентской республике; 12% — президентской; 4,8% — парламентской; 8,4% — советской республике. В то же время 36,9% опрошенных считают, что форма правления в Украине изменений не требует.

Имплементация результатов Всеукраинского референдума 2000 г. Президент Украины Леонид Кучма заявил, что увязывает возможность участия парламентского большинства в формировании правительства с имплементацией результатов референдума 2000 г. Однако отметим, что многие будущие парламентарии не относят эту задачу к числу первоочередных. Только «За Единую Украину!», блок «ДемПУ — Демократический союз» и «Женщины за будущее» готовы идти до конца и отстаивать претворение решений референдума в жизнь. «Наша Украина», «Блок Юлии Тимошенко», СПУ и КПУ против такого развития событий. ПЗУ и СДПУ(о) готовы поддержать лишь отдельные его вопросы. В частности «зеленые» — ограничение депутатской неприкосновенности, а объединенные эсдеки категорически выступают против двухпалатного парламента. Вряд ли при таком раскладе политических сил решения референдума 2000 г. ожидает легкая судьба. Да и организационных механизмов для имплементации большинства вопросов на сегодня нет.

Система выборов в Верховную Раду Украины. Именно партии во всем мире являются одним из основных элементов политической системы демократических стран. Перефразируя слова У.Черчилля можно сказать, что, быть может, политические партии и не самым лучшим образом представляют интересы граждан, однако ничего лучшего человечество не придумало.

Опрошенные Центром Разумкова лидеры субъектов избирательного процесса (за исключением лидера блока «За Единую Украину!» Владимира Литвина) выступают за введение пропорциональной системы выборов в Верховную Раду. «Женщины за будущее» отметили, что подобная система выборов возможна лишь после формирования в Украине двухпалатного парламента.

По мнению автора, совсем необязательно использовать классическую «пропорционалку». Есть и другие схемы, например, региональные партийные списки, которые могут к тому же быть открытыми (избиратели сами устанавливают очередность кандидатов в списке).

Интересно, что чисто пропорциональная система на территории Украины была апробирована еще в 1917 г., когда проводились выборы в Учредительное собрание. Согласно избирательному закону, страна была разбита на 79 избирательных округов, а число списков исчислялось десятками. Однако Учредительное собрание оказалось достаточно политически структурированным: 370 мест получили эсеры, 175 — большевики, 40 — левые эсеры, 17 — кадеты, 15 — меньшевики, 2 — энесы (86 мест досталось представителям национальных меньшинств). Так что исторический опыт (кроме выборов-98), хотя и весьма отдаленный, уже есть.

Отношение к принятию отдельных законов. Будем надеяться, что в седьмой раз «заветированный» главой государства закон Украины «О Кабинете министров Украины» ожидает светлое будущее. Во всяком случае, противников его принятия пока не наблюдается. Немногие из лидеров партий и блоков высказались против законов «О процедуре импичмента Президента Украины» («За Единую Украину!» и СДПУ(о) и «О временных специальных и следственных комиссиях Верховной Рады Украины» (СДПУ(о).Будем надеяться, что партии и блоки выполнят свои обещания и такие необходимые законодательные акты будут приняты будущим парламентом.

Государственно-территориальное и административно-территориальное устройство Украины. Украина должна оставаться унитарным государством — таково единодушное мнение партийных лидеров. Да и по отношению к проведению административно-территориальной реформы они достаточно консервативны — лишь блок «ДемПУ — Демократический союз», «Блок Юлии Тимошенко» и «Женщины за будущее» считают, что необходимо укрупнить области и уменьшить их количество. При этом «женщины» настаивают на профессионализации аппаратов управления. Блок «Наша Украина» видит выход в принятии нового закона Украины «Об административно-территориальном устройстве», в котором предполагается изменить базовый уровень.

Никаких существенных изменений, похоже, не ожидается в изменении статуса Автономной Республики Крым (АРК). Лишь «Блок Юлии Тимошенко» считает, что полномочия АРК должны быть уменьшены.

Организация государственной власти на местах. В вопросе избрания глав областей представители партий и блоков пошли «стенка на стенку». Их мнения разделились почти поровну. Блок «ДемПУ— Демократический союз», ПЗУ, КПУ, СДПУ(о) и СПУ за избираемость областных руководителей. Остальные — против. Впрочем, «Наша Украина» время от времени меняет точку зрения по этому поводу. Практически такая же ситуация и с главами районов, лишь «зеленые» изменили свою позицию и считают, что на районном уровне избирать руководителей нецелесообразно.

Отметим, что вопрос этот достаточно деликатный и к нему необходимо подходить с достаточной долей осторожности. Ну, например, не забывать опыт 1994 г., когда подобные шаги были уже предприняты. С другой стороны, избираемая власть всегда чуть ближе к народу, чем власть назначаемая, да и ответственней перед ним.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №47, 8 декабря-14 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно