КОМУ НУЖНА АДМИНИСТРАЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА?

6 декабря, 2002, 00:00 Распечатать Выпуск №47, 6 декабря-13 декабря

Сегодня все дороги Беларуси ведут в администрацию Александра Лукашенко, что не мешает скептикам утверждать, что в нынешнем виде она попросту не нужна...

Сегодня все дороги Беларуси ведут в администрацию Александра Лукашенко, что не мешает скептикам утверждать, что в нынешнем виде она попросту не нужна. Ни стране, ни президенту. Кто же прав? Попробуем разобраться.

Ты помнишь, как все начиналось?..

Чуть больше пяти лет назад создатели президентской администрации думали, что формируют временную структуру — на переходный период, которая должна была вобрать в себя и подчинить структуру экс-премьер-министра Вячеслава Кебича, безуспешно участвовавшего в президентской гонке. Изначально это не было даже прописано в Конституции страны, но властные аппетиты Лукашенко все время росли и, естественно, требовали соответствующего их оформления.

Конечно, принцип формирования администрации во всех странах с таким типом правления весьма сложен, хотя, как правило, в нее попадают те, кто помог президенту победить на выборах. Поскольку в предвыборном штабе Лукашенко была уж очень разношерстная публика, то такая схема попросту не сработала, поскольку уровень большинства «соратников» не отвечал требованиям, предъявляемым к руководству страны. Так что перед новым лидером встала дилемма: начинать вместе с теми, что были, и расти вместе с ними либо искать профессионалов «со стороны». Сегодня очевидно, что любой из членов администрации должен был еще и отвечать основному требованию Лукашенко — быть лично преданным «шефу».

Как ни странно, но уже через полтора месяца механизм администрации полностью сформировался, заработал в полную силу — как настоящая команда единомышленников. Ведь все они верили Александру Григорьевичу, утверждавшему, что цель у них одна — построение свободного независимого государства. Поэтому первые полтора года работали напряженно и дружно. А затем… все ушло в бумаготворчество, размылись и цели, и ориентиры. Сначала все полагали, что новая система постепенно заменит старую, создавали кадровый потенциал под идеи президента, считая себя временным органом. Планировали, что со временем основные экономические и прочие рычаги будут сосредоточены в Совете министров.

Шаг за шагом

Постепенно у новоявленных руководителей-чиновников рождалось понимание того, что власть — вещь вполне реальная и материально осязаемая. Так что импульс «вытеснения чужих» не затух, а мысль о самоликвидации постепенно исчезла. И поскольку часть членов предвыборной команды Лукашенко была вынуждена покинуть властные кабинеты, а значительное число «кебичевцев» быстро и успешно «сменило шкуры», то молодая и достаточно голодная структура стала убирать с дороги всех подряд, подминая под себя не только личности, но и целые организации. Полномочия администрации росли с каждым днем, она зловещей паутиной покрывала всю страну. Тем более что перед глазами был опыт коллег из братской России и других новоявленных «независимых» — от них не только не хотелось отставать в смысле полномочий, а, скорее, наоборот. Недаром все цитировали Бориса Ельцина: «Мы дадим каждому столько суверенитета, сколько он сможет взять».

В результате объем полномочий намного превысил уровень компетентности тех, кто ими обладал. А ведь нужно было реально отвечать за состояние экономики, социальной сферы, прочих отраслей, где они не были специалистами. Поэтому «весь пар уходил в свисток», работа тонула в бесчисленных согласованиях. Правда, в первые годы работы администрации Лукашенко не раз пользовался ее помощью при выработке решений, устраивал «мозговые штурмы», и хотя решения принимал сам, их можно было хотя бы скорректировать. Во всяком случае сначала президент позволял своим соратникам держаться почти на равных, откровенно высказывать свои идеи. Кстати, достаточно интересно говорил и сам Лукашенко. Но постепенно все больше стал оживать старый анекдот про обмен мнениями с начальством: «Заходишь к нему со своим мнением, а выходишь — с его».

Неизвестно, кто сформулировал истину «Короля играет свита», но в данном случае сотня человек от имени президента руководит жизнью целой страны, отдавая приказания тем, кто по своим профессиональным качествам гораздо лучше знает, что и как нужно делать. Причем поскольку это касается крупнейших профильных министерств, некомпетентность оборачивается не только финансовыми убытками (что тоже при нынешнем состоянии экономики весьма чревато), но невероятными политическими проколами, отбрасывающими Беларусь на добрый десяток лет назад.

Вспомним первый из них — историю с резиденцией «Дрозды». По стечению обстоятельств так сложилось, что резиденция посла США располагалась рядом с резиденцией президента Беларуси. Да, такого нет нигде в мире (хотя бы из соображений информационной безопасности). Да, глава государства, естественно, решил этот казус исправить. Так на то и есть администрация, чтобы осуществить все это безупречно, с соблюдением интересов «и волков, и овец». Но, видно, таков уж был уровень компетентности, что несчастные «Дрозды» с их канализацией стали причиной сверхгромкого международного скандала. А почему? Да потому, что вот уже несколько лет отношения президента с администрацией строятся по принципу «Партия сказала, комсомол ответил — есть»! А за суперусердие ни одного чиновника наказать нельзя — ведь он «хотел как лучше».

То же самое и с Кремлем. Администрация Лукашенко просто обязана была знать о возможности трений с Путиным. А не знала — грош ей цена, ведь от такого знания зависит в общем-то судьба Беларуси. И если даже журналисты обладали этой информацией, то, может быть, главе государства следовало бы подумать о серьезных кадровых перемещениях? Особенно это касается КГБ, неуклюжесть которого в деле «экстрадиции Немцова» видна даже школьникам, а привела она к серьезным осложнениям в имидже страны. А все дело в том, что чиновники, получившие огромную власть, перестали утруждать себя личным сбором информации и поддержанием связи с окружающим миром. Зачем? Достаточно отдать команду, и тебе эту информацию принесут немедленно. Но — официальную! А она, как известно, очень часто расходится с реальной. Иными словами, президента элементарно «подставляют», отсекая от многих важных источников информации. И хотя сам Лукашенко интуитивно чувствует неладное, но сломать машину уже не в силах, хотя она начинает давать сбои — прежде всего в имидже президента.

Например, в народе циркулируют слухи о том, что некоторые помощники дают указания ряду бизнесменов, на что те должны тратить свою прибыль. А нужно ли Лукашенко такое финансирование пусть даже самых благородных дел, если затем эти же бизнесмены весьма нелицеприятно отзываются между собой и об администрации, и о самом президенте? А именно из таких отзывов и складывается имидж: ведь народный телеграф работает намного быстрее и распространеннее, чем любые СМИ. И хотя президент более или менее регулярно «перетрахивает» свою администрацию, но ведь он сам ее собирал. Может быть, дело и в том, что первая команда президента пришла «снизу», где прожила до этого всю жизнь и хорошо знала ее реалии, не успев оторваться от народа. Сегодня же единение с народом разорвано аппаратно, администрация работает совсем в другом направлении. В этом одна из бед Лукашенко.

Система

Проще всего в нынешней ситуации обвинить самого президента. Но давайте вспомним опыт советской власти: все «личности», становясь во главе империи, сбивались на дорожку, ныне называемую «лукашенковской». Значит — дело в системе, которая как Голем подминает под себя его создателя. Если тебе на стол кладут документы, неверно трактующие обстановку в стране и за рубежом, если приближенные боятся отстаивать свою точку зрения, а постоянно соглашаются с твоей — результат можно предсказать заранее. Да и сама администрация сегодня переживает далеко не лучшие времена. Ее работники справку написать могут, но подписывать не хотят — боятся ответственности. По некоторой информации, распоряжения отдаются устно… Сотрудникам администрации гораздо уместнее было бы ограничиться исключительно политическими и кадровыми вопросами, а экономические и прочие передать министерствам и Совету министров, где достаточно толковых специалистов.

Словом, нужны кардинальные перемены, чтобы признать и исправить прошлые ошибки.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №42-43, 10 ноября-16 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно